Анализ практики патриотического воспитания детей средствами краеведения на примере Оршанской детской библиотеки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2015 в 11:39, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность исследования заключается том, что проблема формирования патриотической направленности личности ребенка обусловлена все возрастающей потребностью нашего общества в подготовке социально активных граждан к участию в дальнейшем общественном преобразовании и необходимостью поиска наиболее современных методов воспитания средствами краеведения.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….......2
Глава 1 Теоретические основы патриотического воспитания детей средствами краеведения……………………………………………………………..5
1.1 Сущность понятия патриотизма……………………………………………..5
1.2 Краеведение как источник патриотических идей воспитания……………14
1.3 Организация воспитательной работы по формированию гражданско-патриотической культуры личности в Республике Беларусь……………………21
Глава 2. Оптимизация методики патриотического воспитания детей средствами библиотечного краеведения……………………………………………………….28
2.1 Основные направления деятельности детских библиотек Беларуси по формированию патриотического воспитания детей……………………………..28
2.2 Формы библиотечной работы по развитию патриотического воспитания молодежи………………………………………………………………………………
Глава 3 Анализ практики патриотического воспитания детей средствами краеведения на примере Оршанской детской библиотеки…………………………
3.1 Характеристика Оршанской детской библиотеки……………………………
2.2 Анализ практики патриотического воспитания детей средствами краеведения ………………………………………………………………………34
Заключение……………………………………………………………………….40
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

краеведение испр.docx

— 891.17 Кб (Скачать файл)

Таким образом, значимость изучения системы патриотического воспитания учащихся заключается в том, что  именно в школе воспитание гражданина страны рассматривается как одно из главных средств национального возрождения.

Практический интерес к теме на современном этапе обоснован необходимостью осознания сущности патриотического воспитания, как эффективного механизма образовательной политики государства в соответствии с происходящими переменами и требованиями, которые предъявляет новая социально-политическая ситуация и реформированный тип учащегося.

Проводя исторический анализ надо отметить, что в кризисные для страны периоды, патриотизм как результат целенаправленной воспитательной деятельности государства оказывается тем спасительным средством, которое не позволило ему быть покорённым.

Для осмысления сущности патриотизма необходимо иметь в виду, что исторический генезис (происхождение) этих качеств связан с образованием и укреплением отдельных государств в их борьбе за свою независимость. В этом смысле, патриотизм и культура межнациональных отношений являются глубокими чувствами, которые формировались у людей на протяжении веков и тысячелетий [10, с. 48].

Сущность любви к Родине определил очень хорошо М.Е. Салтыков-Щедрин: «Отечество есть тот таинственный организм, очертание которого ты не можешь для себя отчетливо определить, но которого прикосновение к тебе непрерывно чувствуешь, ибо ты связан с этим организмом неразрывной пуповиной. Он, этот таинственный организм, был свидетелем и источником первых впечатлений твоего бытия, он наделил тебя способностью мыслить и чувствовать, он создал твои привычки, дал тебе язык верования, литературу. Он обогрел и приютил тебя, словом сказать - сделал из тебя существо, способное жить…» [12, с. 57] .

А.Н. Радищев указывал на нравственно-очищающее влияние патриотизма на личность, на выработку чувства человеческого благородства, совести, мужества и самопожертвования, если этого требуют интересы Родины [12, с. 60].

На микроуровне патриотизм представляет собой значимую часть общественного сознания, проявляющегося в коллективных настроениях, чувствах, оценках, в отношении к своему народу, его образу жизни, истории, культуре, государству, системе основополагающих ценностей.

Вопрос о роли патриотического воспитания в жизни человека, народа, общества в целом имеет множество аспектов: исторический, философский, социальный, психологический. Последний в свою очередь, представляет собой множество явлений. Например, более современные понятия «патриотизма», связывают сознание человека с эмоциями на проявление воздействий внешней среды в месте данного человека, его воспитание, детских и юношеских впечатлений, становление его как личности.

Следовательно, на основании вышеизложенных определений мы можем констатировать, что патриот, это:

  • гражданин, любящий и верный своему Отечеству;
  • человек, проникнутый патриотизмом, преданный своему народу и Отечеству;
  • служащий интересам Отечества;
  • ревнитель о благе Отечества;
  • человек, стремящийся своим трудом, своими делами укреплять могущество своего Отечества;
  • человек, готовый на жертвы и совершающий подвиги во имя интересов своей родины.

Вышеизложенные личностные качества характеризуют подлинного, настоящего гражданина и патриота. Наличие этих качеств играют определяющую роль в современных условиях, когда необходимо не только любить и быть преданным своему Отечеству, но и, исходя из сложившейся ситуации в стране, делать всё возможное для её возрождения, построения экономически мощной, политически независимой и стабильной державы и защищать её рубежи. Образно говоря: жить, учиться, работать и творить, быть в гуще политических событий, словами и делами своими укреплять экономическое, политическое и оборонное могущество своего Отечества.

Практически все государства всего мира занимаются патриотическим воспитанием своих граждан. Так на протяжении более 200 лет в Соединённых Штатах Америки непрерывно ведется серьезная работа по воспитанию патриотизма у всего населения. Патриотизм – это важнейший фактор развития государства, сохранения его единства, укрепления военной мощи. Патриотизмом здесь гордятся, ему учат с рождения: каждый шаг гражданина сопровождается пояснением, что он живет в лучшей стране, что его страна самая демократическая, что он обязан быть патриотом и защищать свою страну. На это работает вся государственная структура, детские сады, школа, киноиндустрия, мощный идеологический аппарат вооруженных сил. На воспитательную работу выделяются миллиарды долларов.

А. И. Солженицын, проживший в Америке более 15 лет, утверждает, что в США патриотизм стоит высоко. Не только никто его не стыдится, но Америка дышит своим патриотизмом, гордится им – и разные народные группы сливаются в нём едино. В каждом американском школьном классе висит национальный флаг, и во многих школах произносят слова клятвы верности ему.

Многие ученые, исследователи и писатели утверждают, что патриотизм составляет основу национального самосознания народа. Так, просветители: русский  К.К. Россинский, белорус Ф.Л. Скорина, украинец Г.С. Сковорода, литератор молдаванин М. Еменеску и др. считали, что чувство патриотизма роднит человека со своей землей, укрепляет к ней его любовь, порождает стремление к её защите.

Следовательно, патриотизм составляет основу национального самосознания народа, в том числе и военнослужащих.

Отечественные полководцы и флотоводцы А.В. Суворов, М.И. Кутузов, П.И. Багратион, А.А. Брусилов, М.И. Драгомиров, Ф.Ф. Ушаков, П.С. Нахимов, Сенявин, С.О. Макаров, М.В. Фрунзе, К.К. Рокоссовский, И.С. Конев, Н.Г. Кузнецов, А.Г. Головко, С.Г. Горшков и др. военачальники и флотоводцы пишут о патриотизме как об основном, важнейшим и непременном источнике морального духа Вооруженных Сил, главнейшем факторе мужества, стойкости и самоотверженности солдат и моряков, непременном условии победы в бою.

Анализ приведенных выше дефиниций патриотизма, позволяет зафиксировать, что в них, как и в других личностных качествах, можно выделить следующие структурные компоненты:

  • потребностно-мотивационный (потребности, мотивы, личная мотивация);
  • интеллектуально-чувственный (знания, взгляды, мировоззрение, убеждения);
  • поведенческий (личное поведение, дисциплина, исполнительность, ответственность);
  • волевой (воля, смелость, мужество, отвага, решительность).

В послании Президента Республики Беларусь А. Г. Лукашенко белорусскому народу и Национальному собранию 23 апреля 2009г. отмечалось, что экономическое возрождение нашей республики не может состояться без гражданского становления каждого человека. От того, насколько человек почувствовал себя человеком, осознал свою сопричастность происходящему, ответственность за судьбу Отечества, от его ценностных ориентаций и мировоззренческих установок зависит содержание, характер, направленность социально-экономического и политического развития Республики Беларусь. Сегодня мир пришел к пониманию того, что основой решения глобальных экологических и социальных проблем является осознание того, что миру необходим человек самостоятельный, свободный и культурный [26].

Гражданско-патриотическое воспитание формирует не просто законопослушного гражданина, а человека, осознанно и активно исполняющего свой гражданский долг. Оно предполагает привитие уважения к Государственному флагу и гербу Республики Беларусь, героическому и историческому прошлому, культуре своего народа, любви к родному языку, красотам родной природы, содержит в себе экологическое воспитание. И наконец, способствует единению всех граждан республики вне зависимости от национальной принадлежности, политических либо религиозных убеждений, оно консолидирует общество во имя процветания Беларуси.

Патриотизм и гражданственность имеют огромное значение в социальном и духовном развитии человека. Они выступают как составные элементы его мировоззрения и отношения к родной стране, другим нациям и народам. Только на основе возвышающих чувств патриотизма и национальных святынь укрепляется любовь к родине, появляется чувство ответственности за ее могущество и независимость, сохранение материальных и духовных ценностей, развивается благородство и достоинство личности.

Воспитание гражданина - одна из краеугольных задач современного образовательного учреждения. Решая проблему гражданского воспитания , усилия прежде всего следует сосредоточивать на формировании у учащихся ценностного отношения к явлениям общественной жизни.

Движение белорусского общества к социально справедливому, демократическому, цивилизованному государству невозможно без человека гражданской культуры. Сегодня уже недостаточно быть просто нравственным человеком, квалифицированным специалистом. Главной фигурой в динамично меняющемся мире становится человек с системным глобальным мышлением, основами научного мировоззрения, национального самосознания [26].

Содержание гражданского воспитания в школе и семье составляет работа учителей, воспитателей и родителей по патриотическому воспитанию, по формированию культуры межнационального общения, правовой культуры, воспитанию в духе мира и ненасилия. В гражданском становлении личности важное место занимает участие детей, подростков и юношества в деятельности детских общественных объединений и организаций [2].

Но патриотизм не имеет ничего общего с замыканием человека в узких национальных интересах. Истинный патриотизм по своей природе гуманистичен и включает в себя уважение к другим народам и странам, к их национальным обычаям и традициям, к их самостоятельности и независимости и неразрывно связан с культурой межнациональных отношений. Если эти отношения сформированы, они имеют большое значение в моральном развитии личности и способствуют поддержанию благожелательных и дружеских связей между различными народами и странами, утверждению в сознании каждого человека понимания огромной значимости общечеловеческих ценностей и идеалов в прогрессе общества. В этом смысле патриотизм и культура межнациональных отношений теснейшим образом связаны между собой, выступают в органическом единстве и определяют нравственную значимость личности.

Патриотическое воспитание и формирование культуры межнационального общения осуществляется в процессе включения учащихся в активный созидательный труд на благо Родины, привития бережного отношения к истории отечества, к его культурному наследию, к обычаям и традициям народа - любви к малой Родине, к своим родным местам; воспитание готовности к защите Родины; изучения обычаев и культуры разных этносов. Важную роль в патриотическом воспитании играет организация работы по изучению государственных символов республики Беларусь: герба, флага, гимна, символики других стран.

Большую роль в воспитании патриотизма и интернационализма играют предметы гуманитарного и естественнонаучного циклов. Прежде всего это достижения в процессе обучения, отбора содержания образовательного процесса. Изучение природы родного края, его исторического прошлого эмоционально переживается ребенком, укрепляет и развивает чувство любви к Родине.

Формированию культуры межнационального общения способствует изучение иностранных языков, раскрывающих историю, культуру стран изучаемого языка, традиции и обычаи народов этих стран [9, с. 20].

Гражданское воспитание предполагает формирование у учащихся знаний и представлений о достижениях нашей страны в области науки, техники, культуры. Это направление воспитательной работы школы достигается в процессе знакомства с жизнью и деятельностью выдающихся ученых, конструкторов, писателей, художников, актеров и др.

Патриотизм и гражданственность тесно связаны с таким понятием как «общечеловеческие ценности». Мы живем в жестокий век, где, казалось бы, при таком высоком уровне развития науки, техники и человеческой мысли, продолжаются жестокие, варварские, а главное уносящие миллионы жизней войны, конфликты, умирают женщины и дети.

Таким образом, гражданско-патриотическое воспитание является очень важным и значимым компонентом в процессе формирования всесторонне развитой гармонической личности. Поскольку без формирования в человеке нравственных идеалов чувства любви к Родине, стремления к миру, без воспитания в нем сознательности и ответственности не только за свою жизнь, но и за судьбы других людей, народа не возможно полноценное развитие государства [27].

Таким образом, патриотизм можно определить, как любовь и уважение к своему народу, ближним, самому себе, историческому прошлому, языку, культуре. Гордость за принадлежность к белорусскому этносу. Идентификация – соотнесение себя с обществом, его целями развития и своего места в нем. Признание и осмысление суверенности, самоценности государства и его национальных интересов.

Патриотизм – это чувство любви к своей Родине, выраженное в активной деятельности по ее процветанию и защите от врагов. В этом определении заложена сущность идеологии патриотизма в общем виде. Конкретно направленность патриотизма определяется его идеологической основой.

Идеологическую основу патриотизма в Республике Беларусь определяют:

  • наличие единой и неотчуждаемой территории Республики Беларусь с ее народом, историческими и культурными ценностями, достойными своего сохранения, развития и защиты;
  • наличие Конституции Республики Беларусь, гарантирующей построение и совершенствование демократического социального правового государства;
  • наличие государственной символики Республики Беларусь, которая выражает подлинно народные традиции, имеет национальные исторические корни и соответствует современному и перспективному развитию нашей Родины;
  • единство народа вне зависимости от этнической и идеологической неоднородности общества;
  • приверженность Республики Беларусь общечеловеческим ценностям и осознание себя полноправным субъектом мирового сообщества;
  • неравномерность общественного развития и наличие национальных Вооруженных Сил практически во всех государствах мира, что не исключает возможности вооруженных конфликтов.

Информация о работе Анализ практики патриотического воспитания детей средствами краеведения на примере Оршанской детской библиотеки