Анализ практики патриотического воспитания детей средствами краеведения на примере Оршанской детской библиотеки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2015 в 11:39, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность исследования заключается том, что проблема формирования патриотической направленности личности ребенка обусловлена все возрастающей потребностью нашего общества в подготовке социально активных граждан к участию в дальнейшем общественном преобразовании и необходимостью поиска наиболее современных методов воспитания средствами краеведения.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….......2
Глава 1 Теоретические основы патриотического воспитания детей средствами краеведения……………………………………………………………..5
1.1 Сущность понятия патриотизма……………………………………………..5
1.2 Краеведение как источник патриотических идей воспитания……………14
1.3 Организация воспитательной работы по формированию гражданско-патриотической культуры личности в Республике Беларусь……………………21
Глава 2. Оптимизация методики патриотического воспитания детей средствами библиотечного краеведения……………………………………………………….28
2.1 Основные направления деятельности детских библиотек Беларуси по формированию патриотического воспитания детей……………………………..28
2.2 Формы библиотечной работы по развитию патриотического воспитания молодежи………………………………………………………………………………
Глава 3 Анализ практики патриотического воспитания детей средствами краеведения на примере Оршанской детской библиотеки…………………………
3.1 Характеристика Оршанской детской библиотеки……………………………
2.2 Анализ практики патриотического воспитания детей средствами краеведения ………………………………………………………………………34
Заключение……………………………………………………………………….40
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

краеведение испр.docx

— 891.17 Кб (Скачать файл)

Подготовка таких акций по патриотическому воспитанию детей и молодежи требует много времени и сил, но участие в них дает возможность библиотекам громко заявить о себе и найти свою нишу в складывающейся системе патриотического воспитания. Анализ материалов, позволяет сделать вывод о том, что лучше планировать меньше массовых мероприятий, но зато более крупных и качественных, чем рассеивать усилия на невероятно большое их количество, не составляющее определенную систему. Важным и наиболее разработанным после краеведения направлением патриотического воспитания в детских библиотеках является историко-героико-патриотическое воспитание. В последние годы усилилась работа по продвижению к читателям-детям литературы о Великой Отечественной войне, о героях современных войн. Среди форм работы: книжно-иллюстративные выставки, выставки-портреты, литературно-музыкальные композиции, конкурсы детских рисунков, викторины, исторические диалоги, спор-часы, диспуты, конференции по книгам фронтовиков и т.д. Практически во всех детских библиотеках, так или иначе, затронуты эти темы.

Немало сил уделяют детские библиотеки и для возрождения славы армии, для создания у подростков положительного ее образа, что достаточно трудно сделать при отсутствии хорошей литературы и массы негативных публикаций в печати и средствах массовой информации. Детские библиотеки стараются с выдумкой и интересно отметить День защитников Отечества.

Много и плодотворно работают библиотеки в плане правового просвещения читателей-детей. Так же, как и краеведение, это направление стало одним из ведущих в деятельности библиотек. Правовое просвещение детей имеет свои специфические особенности: детям мало знать свои права и обязанности, они должны их понять, прожить в игровой деятельности, на что и нацелены детские библиотеки. С правовым просвещением тесно связано воспитание у подрастающего поколения чувства ответственности и личного достоинства.

Многие библиотеки проводят мини-исследования по различным направлениям патриотического воспитания. Например, анкетирование школьников у выставок-размышлений «Судьба и Родина едины» и «С чего начинается Родина?» [9, с.40].

Результаты этих исследований представляют большую ценность для развития информационно-библиотечного обслуживания детей по самым разным направлениям деятельности детских библиотек, в том числе и по патриотическому воспитанию.

Методическая деятельность детских библиотек по обеспечению патриотического воспитания, складывается из типичных для библиотек направлений: издательская деятельность и повышение квалификации. Практически все республиканские, краевые, областные, многие районные детские библиотеки в 2013-2014 годах уделяли большое внимание освещению рассматриваемой проблемы на курсах повышения квалификации детских библиотекарей, семинарах, совещаниях.

Таким образом, можно говорить о сложившейся системе патриотического воспитания в процессе краеведческой деятельности детских библиотек Беларуси. Библиотеки Беларуси накопили богатый опыт в использовании самых разнообразных форм и методов раскрытия своих фондов по формированию духовно-нравственной культуры подрастающего поколения. Патриотическая работа с детьми разнообразна, в неё вовлечены люди разных профессий и социального статуса. Сейчас, когда библиотеки получили возможность проводить самостоятельную политику, основанную на выполнении собственных программ, патриотическое воспитание стало ведущим направлением в их работе. Патриотическая деятельность приобрела поисковый и творческий характер. Располагая специально подобранными и организованными фондами краеведческой литературы, библиотеки имеют все возможности для удовлетворения потребностей в краеведческой информации. Содержание и формы их работы выходят за рамки чисто библиотечной работы, и требования, предъявляемые к сотрудникам, достаточно высоки: они должны не только быть высокопрофессиональными библиотекарями, но и знать прошлое и настоящее края. Серьезные изменения происходят в содержании краеведческой деятельности библиотек.

Современные библиотеки всерьез занимаются собственно краеведческими исследованиями. Они ведут самостоятельную поисковую работу.

 

2.2 Формы библиотечной работы по развитию патриотического воспитания молодежи

 

Сегодня патриотическое воспитание-это комплексная система, включающая в себя большое количество направлений и сфер деятельности. В нем содержатся не только социальный, но и духовно-нравственный, культурно-исторический, военно-исторический, идеологический компоненты [14, с. 13].

В первую очередь — найти путь к сердцу ребенка через книгу. Для этого в библиотеке создается особая среда, побуждающая детей к общению, творчеству, деятельности. В основе работы по созданию такой среды лежат педагогика сотрудничества и сотворчества детей и взрослых, свобода выбора дел, которые предлагает участникам данного процесса библиотека, используя при этом различные формы библиотечной работы. Так, по каждому направлению системы патриотического воспитания в библиотеках оформлены традиционные выставки книжной и другой печатной продукции, которые по мере поступления дополняются справочными и документальными материалами [14, с. 13].

Одним из направлений воспитания патриота и гражданина является работа по изучению государственной символики Беларуси, разъяснение сущности и значения государственных символов — Герба, Флага и Гимна. В библиотеке оформлена специальная полка по данному направлению («Символы Отечества»), на которой представлены книги и брошюры, публикации из периодических изданий и методические рекомендации по разъяснению государственной символики, даны образцы символов РБ, материалы из их истории и современной жизни [14, с. 14].

В ходе этих мероприятий учащиеся не только познают общество, в котором живут, но и осознают права и обязанности гражданина России, видят в их соблюдении важнейшее условие своего гражданского становления.

Отрадно, что патриотизм сегодня становится определяющим духовно-нравственным фактором в деле сохранения общественной стабильности, независимости и безопасности государства. Именно поэтому одним из приоритетных направлений программы патриотического воспитания является формирование исторического сознания [14, с. 14].

Детские и юношеские библиотеки должны пополнять свой фонд познавательной литературой, содержащей документальные, цифровые, аналитические материалы. Именно эти издания в сочетании с произведениями отечественной художественной литературы помогают юным читателям представить наполненную величайшими подвигами, свершениями и трагедиями историю Отечества, побуждают задуматься над ее страницами и заново прочувствовать их [14, с. 14].

Идея патриотизма должна быть пропущена через сердце — и только тогда, наверное, она становится убеждением. Вот почему библиотекари делают ставку на интерактивные формы проведения мероприятий, предполагающие «обратную связь» с читателями, приглашение их к действию, к активному участию в общем деле. И такие наши мероприятия не обязательно ограничиваются стенами библиотеки. Ведать край родной — что может быть увлекательнее для юных сердец!? [13, с. 43]

Действенным средством формирования патриотических чувств служат экскурсии в музеи, знакомство с памятными местами города, края, страны. Отсюда, из музейных залов, от туристических маршрутов нередко лежит путь читателей и к поисковой работе, к краеведческой деятельности, которые играют незаменимую роль в патриотическом воспитании. Ведь именно в этой области молодые люди могут удовлетворить свой интерес к собственной родословной, к истории Малой Родины, к истокам родной культуры, языка... А это так важно, чтобы в судьбе родного города или деревни, улицы или дома, семьи разглядеть фрагмент судьбы Отечества и ощутить, осознать свое место в ней [15, с. 19].

Краеведческую деятельность можно рассматривать как один из ведущих компонентов системы патриотического воспитания детей и юношества. Обращение к архивным документам, материалам краеведческих музеев, периодическим изданиям, местным жителям — носителям информации о сравнительно недавнем прошлом — все это помогает познать историю родного края, полюбить его природу, понять те жизненные процессы, культурные традиции, которым жило и живет его население [10, с. 49].

Таким образом, сегодня патриотическое воспитание - это комплексная система, включающая в себя большое количество направлений и сфер деятельности. В нем содержатся не только социальный, но и духовно-нравственный, культурно-исторический, военно-исторический, идеологический компоненты. Главными целями этой системы являются развитие у подрастающего поколения гражданственности и патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей, формирование у молодежи профессионально значимых качеств, умений и готовности к их активному проявлению в различных сферах жизни общества.

 

Выводы по второй главе

 

В деятельности библиотек, направленной на патриотическое воспитание подрастающего поколения, следует выделить следующие звенья: воспитание любви к Отечеству и своей Малой Родине (как правило, это осуществляется в рамках краеведческих занятий); ознакомление в живой, интересной форме с историей нашего государства, в том числе военно-патриотический аспект; правовое просвещение школьников в условиях детской и юношеской библиотеки.

Таким образом, на основании вышеизложенного материала можно сделать следующие выводы:

  • в оказании помощи подрастающему поколению в деятельности юношеских библиотек приоритетны: приобщение к вечным ценностям, предоставление каждому молодому человеку равного доступа к информации и достижениям мировой цивилизации, индивидуальное обслуживание. По сути, юношеская библиотека — инновационное учреждение, активно развивающееся в условиях радикальных перемен в экономике, социальной сфере, культуре;
  • в работе по патриотическому воспитанию используются следующие формы работы: традиционные выставки книжной и другой печатной продукции, проведение бесед, викторин, конкурсно-познавательных программ, литературно-музыкальных встреч, работа по изучению государственной символики, разъяснение сущности и значения государственных символов — Герба, Флага и Гимна, Дни воинской славы и приуроченные к ним выставки, литературные вечера, встречи и беседы, экскурсии в музеи, знакомство с памятными местами города, края, страны.

 

Глава 3 Анализ практики патриотического воспитания детей средствами краеведения на примере Оршанской детской библиотеки

 

 

3.1 Характеристика Оршанской детской библиотеки

 

 

Понятие «Родина» и «Отчизна» в детском возрасте ассоциируется, как правило, с тем местом, где находится дом, школа, родители и друзья, то есть с конкретным местом, в котором живут ребята. И от того, насколько хорошо они знают и любят историю своего края, зависит и глубина патриотического чувства ребенка. Поэтому работа по патриотическому воспитанию начинается с изучения истории данных о своей малой Родине.

Краеведение стало одним из приоритетных направлений в работе городской детской библиотеки имени В. Короткевича г. Оршы.

В пространственном решении библиотеки нет ничего случайного или непродуманного. Все решения в целом и каждый элемент в отдельности подчинены главным целям – обеспечению оптимальной организации основополагающих технологических циклов – «пути читателя» и «пути книги» в условиях открытого доступа ко всему фонду, исключая книгохранилища. Библиотечная среда располагает к посещению библиотеки.

Разработаны и утверждены «Положение о библиотеке», «Программа развития библиотеки», «Правила поведения в библиотеке».

Количество пользователей детской библиотеки 2011 г. читателей 5004, в том числе 30697, книжный фонд 55 753, посещений 32253, книговыдача 101872.  В 2012 г. - читателей 5013, в том числе детей 4014, книжный фонд 56 889, книговыдача 10132, посещений 30 367. В 2013г. читателей 5005, в том числе детей 3913, книжный фонд 57 281, посещений 30 017, книговыдача 10 358.

Библиотека работает по следующим направлениям:

  • сохранение историко-культурного наследия страны и родного края (краеведение);
  • нравственно-эстетическое воспитание;
  • экологическое просвещение;
  • формирование правосознания (культура межнациональных отношений, толерантность);
  • культурно-досуговая деятельность;
  • здоровый образ жизни;
  • библиотека и особенные дети (работа с детьми с ограниченными физическими возможностями, сиротами);
  • культура чтения (информационная культура).

В условиях изменившейся системы ценностей общества, именно краеведение призвано выработать у каждого ребенка представление о принадлежности не только к своей семье, своему народу, обществу, государству, но и ко всему человечеству. Несмотря на имеющийся опыт работы библиотеки, процесс это достаточно трудный и ответственный. В первую очередь необходим пересмотр всей библиотечной работы и смысла направленности краеведческой деятельности. Данная деятельность должна быть направлена на развивающуюся личность ребенка, на ее духовное обогащение, на воспитание базовых патриотических основ.

В краеведческий фонд кроме книг и брошюр входят периодические издания.

Необходимые краеведческие материалы собираются в систематические папки в виде вырезок из газет и журналов или с ксерокопиями различного рода статей, фотографий. Папки пользуются большим спросом у читателей, как у детей, так и у руководителей детского чтения, педагогов, краеведов и т.д.

Кроме этого в детской библиотеке есть краеведческая картотека, которая включает в себя информацию о краеведческом фонде.

Сценарии литературных игр, праздников, краеведческих тематических часов, викторины – все это тщательным образом собирается и подшивается в особые папки, чтобы все необходимые материалы всегда были под рукой.

Краеведческая литература педагогически очень многогранна. Как уже отмечалось, она может носить одновременно исследовательский, прикладной, общественно-воспитательный характер.

Информация о работе Анализ практики патриотического воспитания детей средствами краеведения на примере Оршанской детской библиотеки