Анализ практики патриотического воспитания детей средствами краеведения на примере Оршанской детской библиотеки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2015 в 11:39, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность исследования заключается том, что проблема формирования патриотической направленности личности ребенка обусловлена все возрастающей потребностью нашего общества в подготовке социально активных граждан к участию в дальнейшем общественном преобразовании и необходимостью поиска наиболее современных методов воспитания средствами краеведения.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….......2
Глава 1 Теоретические основы патриотического воспитания детей средствами краеведения……………………………………………………………..5
1.1 Сущность понятия патриотизма……………………………………………..5
1.2 Краеведение как источник патриотических идей воспитания……………14
1.3 Организация воспитательной работы по формированию гражданско-патриотической культуры личности в Республике Беларусь……………………21
Глава 2. Оптимизация методики патриотического воспитания детей средствами библиотечного краеведения……………………………………………………….28
2.1 Основные направления деятельности детских библиотек Беларуси по формированию патриотического воспитания детей……………………………..28
2.2 Формы библиотечной работы по развитию патриотического воспитания молодежи………………………………………………………………………………
Глава 3 Анализ практики патриотического воспитания детей средствами краеведения на примере Оршанской детской библиотеки…………………………
3.1 Характеристика Оршанской детской библиотеки……………………………
2.2 Анализ практики патриотического воспитания детей средствами краеведения ………………………………………………………………………34
Заключение……………………………………………………………………….40
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

краеведение испр.docx

— 891.17 Кб (Скачать файл)

Современное краеведение впервые осмысливается как воспитывающая наука. Воспитание краеведением – это сотрудничество поколений, совместная выработка ценностей, норм, задач, социальной деятельности, то есть духовное творчество старших и младших, продуктом которого является жизненная позиция. Точнее, речь здесь идет о формировании культуры отношения человека не только к обществу, но и к себе, к своему образу жизни.

Современное краеведение впервые осмысливается как деятельность, способствующая формированию патриотизма. Появилась необходимость говорить о детском чтении, которое в данном случае рассматривается как главный компонент в воспитании патриотизма. Решить эту задачу без книг невозможно. Очень важно помочь человеку с помощью книги воспринимать не только информацию, но в первую очередь духовные ценности, заложенные в ней. Именно детская литература обращает человеческие сердца к добру, великодушию, совести, чести, патриотизму, справедливости [24, с. 101].

Не случайно, краеведение становится приоритетным направлением. Оно понимается сегодня, как попытка воссоздания культуры личности, переломленной через менталитет данной местности.

В этом разноплановом, разнообразном, но всегда эмоциональном процессе познания Родины неотъемлемой частью должна стать краеведческая литература. Место, где родился и живет человек, его история и современность предстанут на книжных страницах в художественных образах, и это поможет детям осмыслить понятие «Родина». И что особенно важно сейчас – краеведение дает возможность показать связь книги с жизнью, применить в своей жизненной практике знания, полученные из книг.

Существуют возрастные особенности восприятия той или иной краеведческой информации и литературы.

Дошкольники: Формирование представлений о своей стране, крае, городе, селе, героическом прошлом нашей Родины, возбуждение интереса детей к патриотической теме: любви к Отечеству, её труженикам и защитникам, своему родному краю.

Что же доступно пониманию ребенка дошкольного возраста, что может волновать и вызывать интерес?

Прежде всего, это места, где он родился и живет. Четырехлетний ребенок должен знать название своей улицы, поселка, города.

Чувство Родины…Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке. Это корни, связывающие его с родным домом. Задача взрослых – отбирать из массы впечатлений, получаемых ребенком наиболее доступные ему: ближайшее окружение, природа и мир животных родного края; труд людей, отношения людей, раскрывающие ребенку наш образ жизни (взаимопомощь, оптимизм, вера в человека, гуманное отношение ко всему живому, стремление к миру; общественные события (полеты космонавтов, спортивные праздники, юбилейные даты, праздники - День Победы, День защитников Отечества и др.) [24, с. 98].

Факты, к которым привлекают внимание детей, должны быть яркими, образными, конкретными, вызывать интерес, будить воображение. Здесь велика роль различных массовых форм краеведческих мероприятий, организованных библиотекой.

Родная природа... Один из сильных факторов воспитания любви к Родине.

От любования ее красотой, бережного отношения к миру природы до понимания преобразующей роли труда человека в природе – все это источники формирования любви к родному краю. Яркие впечатления о родной природе, полученные в детстве, нередко остаются в памяти на всю жизнь, так как в образах воплощается Родина.

В этом случае велика роль эколого-краеведческой литературы [25, с. 68].

Младшие школьники: Владение представлениями о Родине, ее героическом прошлом, настоящем и будущем, трудовых боевых традициях, привития уважения к символам Белорусского государства: гербу, флагу, гимну; воспитание интереса к героическому прошлому, к воинской деятельности; возбуждение желания в будущем стать в ряды вооруженных защитников Отчизны; накопление эмоционального опыта переживаний героических событий нашей Родины.

У младших школьников представление о государственных символах начинают формироваться преимущественно на эмоциональной основе.

Каждый элемент государственных символов несет большую смысловую нагрузку. Необходимо обращать внимание детей на то, что государственная символика или ее элементы постоянно окружают нас в повседневной жизни [25, с. 70].

Закрепить у детей правильное представление о символике помогают различные беседы на следующие темы: «О чем рассказывает наш Герб», «Цвета нашего флага», «Как слушают и поют Гимн» и т.п.

Аналогичную работу следует проводить с детьми о местных символах, гербе родного города, раскрывать идейно-нравственное содержание условных изображений (например, стрела, птица, пушка и т.д.).

В решении задач формирования базисных основ патриотизма особая роль, в младшем школьном возрасте, должна отводиться изучению фольклора. Дети через народный (местный) фольклор, живопись, искусство знакомятся с историей родного края, культурой, обрядами, традициями, народными промыслами.

В работе с дошкольниками и младшими школьниками библиотеки ставят во главу угла эмоциональное воздействие на ребенка. По отношению к подросткам просматривается педагогическая задача – помочь взрослеющему человеку.

Чувство патриотизма сродни чувству любви к матери: недаром слово «родина» и «мать» часто употребляются как синонимы. Дошкольник всегда убежден в том, что его мама самая лучшая. Подросток уже понимает, что она может иметь какие-то недостатки, но, несмотря на это, продолжает любить свою мать как самого родного человека. Нечто подобное происходит и с развитием чувств патриотизма.

Подростки младшего и среднего возраста: Умение правильно оценить военные события в мире, военно-политические ситуации, помощь ветеранам и пожилым людям, взаимной ответственности и дисциплине.

Знание истории и важнейших сражений и побед, трудолюбие, физическое развитие.

Диапазон объектов, с которыми знакомят данную категорию детей, расширяется – это район в целом и его достопримечательности, исторические места и памятники родного города. Ребенку объясняют, в честь кого они воздвигнуты, в честь кого названы улицы и т.п. Ему объясняют: у каждого человека есть родной дом и город (село), где он родился и живет. Когда говорят: «москвич», «минчанин», «смолянин», то это указывает на принадлежность к тому месту, где он живет. Каждый человек любит свою малую Родину и гордится своей принадлежностью к людям (землякам) населяющим ее [24, с. 56].

Кроме универсальных традиционных способов рекомендации книг создано множество таких мероприятий, которые специально предназначены для ознакомления с жизнью края и литературой о нем. К ним относятся, например такие краеведческие мероприятия как игра-путешествие (заочное путешествие) по родному краю, экскурсии праздники реставрации, конкурсы знатоков родного края; встречи со знатными земляками, местными писателями и поэтами (литературное краеведение) знаменитыми семьями и т.д.; циклы мероприятий, посвященные знаменитым местным фамилиям, представители которых внесли значительный вклад в развитие края и всего Отечества.

Старший подросток: Формирование эмоционального опыта восприятия героической истории Родины; закреплении стремления вести здоровый образ жизни, интереса к различным видам техники, формирование культуры межнациональных отношений.

Особое значение в этом возрасте имеет рождающее «чувство истории». Действительность раскрывается перед детьми не только в ее сегодняшних проявлениях, но и фактах, связанных с прошлым. У маленького гражданина появляется возможность сравнить то, «что есть», с тем «что было». Это позволяет в доступной форме приблизить его к пониманию исторической роли не только своего края, но и всего государства.

Важно помочь открыть подростку Родину, показывая ему связь его благополучного детства с героическим прошлым старшего поколения. На конкретных фактах из жизни старших членов семьи – дедушек, бабушек, участников Великой Отечественной Войны, их фронтовых и трудовых подвигах, открывать такие важные понятия как «долг», «гражданская честь», «любовь к Отчизне», «труд».

К сожалению, попытка обойтись без патриотического воспитания предпринятая в 90-е годы XX века, не увенчалась успехом. Результаты оказались устрашающими. Складывался тип молодого человека без веры в завтрашний день, отрицающий духовные ценности, человека с потребительскими наклонностями и циничным отношением к традиционным святыням – труду, семье, Родине, любви.

Следует отметить, что сознание подрастающего поколения все более и более формируется под влиянием Запада. Отсюда берет свое начало кризис национальной культуры.

Стало быть, здесь велика воспитательная роль исторической краеведческой литературы. Краеведческая литература в целом призвана помочь сформировать понятия и представления, связанные с патриотизмом, помочь в осмыслении высших человеческих качеств, в развитии общественно-политической и нравственной защищенности от псевдокультурных и псевдонациональных вторжений в сознание ребенка [27].

Для осуществления воспитательной работы по формированию у детей патриотизма и культуры межнациональных отношений необходимо хорошо осмыслить сущность этого сложнейшего процесса. Будучи органической частью нравственного формирования личности, воспитание патриотизма представляет собой целенаправленный процесс, включения учащихся в различные виды и формы работы, связанной по своему содержанию с развитием патриотизма, и стимулирования их активности по выработке у себя этих моральных качеств. Основными средствами в решении этих задач являются различные формы воспитательной работы. Чтобы эта работа была педагогически эффективной, она должна быть содержательной, характеризоваться высокой эмоциональностью и иметь определенную внутреннюю логику [27].

Весьма существенным методическим приемом в данном случае является обращение к краеведческой литературе [27]. Отличительная черта предлагаемого нами метода, состоит в том, что краеведческая литература и краеведение в целом, имеет неограниченные возможности для формирования базовых начал патриотических чувств.

Сегодня патриотическое воспитание признано процессом универсальным, включающим в себя установку на саморазвитие личности, ее самосознание. Во главу угла поставлено не воздействие ребенка извне, а психолологическая поддержка внутренней жизни растущего человека, направленной на освоение духовного опыта людей, в желании быть признанным, в стремлении понять себя и других. Надо помнить, что на ребенка в процессе воспитания влияют окружающая среда; общения в семье, школе, библиотеке; средства массовой информации, искусство, литература; образ жизни самого ребенка, его стремления, планы и т.п.

 

1.3 Организация воспитательной работы по формированию гражданско-патриотической культуры личности в Республике Беларусь

 

Воспитание гражданственности и патриотизма - это целенаправленная и систематическая деятельность школ, училищ, техникумов, вузов, различных молодежных организаций и мест отдыха детей и подростков по формированию у молодежи высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины. Оно направленно на развитие личности, обладающей качествами гражданина - патриота Родины и способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время.

Патриотизм и гражданственность включают в себя взаимосвязанную совокупность нравственных чувств и черт поведения: любовь к Родине, лояльность в отношении к политическому строю; следование и умножение традиций своего народа; бережное отношение к историческим памятникам и обычаям родной страны; привязанность и любовь к родным местам; стремление к укреплению чести и достоинства Родины, готовность и умение защищать ее; воинская храбрость, мужество и самоотверженность; нетерпимость к расовой и национальной неприязни; уважение обычаев культуры других стран и народов, стремление к сотрудничеству с ними [7].

В системе работы по гражданско-патриотическому воспитанию учащихся целесообразно использовать календарь государственных праздников, праздничных дней, памятных дат. Например, основным событием текущего года является празднование 65-й годовщины освобождения Республики Беларусь от немецко-фашистских захватчиков. Организация воспитательной работы в общеобразовательных учреждениях проводится под девизом «Беларусь. История Победы!» с акцентом на мероприятия, подчеркивающие вклад белорусского народа в победу над фашизмом, его героизм и трудолюбие, миролюбивую внешнюю политику нашего государства, нацеленность белорусского общества на создание сильной и процветающей страны и воспитывающие патриотизм, гордость и ответственность за Беларусь. В общеобразовательных учреждениях запланированы и проводятся патриотические акции «Мы победили», «Мирный рассвет», «За Беларусь», акция «Мы – граждане Беларуси!» по вручению паспортов молодым гражданам, достигшим 16-летнего возраста.

Неформально можно подойти к такому традиционному мероприятию как посещение Белорусского государственного музея истории Великой Отечественной войны. Сегодня музей предлагает новую форму работы – «Музей в чемодане», когда сотрудники выезжают непосредственно в общеобразовательное учреждение с экспозицией и лекцией. В музее до конца года в рамках выставочного проекта «Беларусь. Триумф победителей» будут работать три выставки, посвященные 65-й годовщине освобождения Республики Беларусь от немецко-фашистских захватчиков. Выставка «Трофеи войны» посвящена истории поиска и собирательства первых музейных предметов сотрудниками музея в 1943-1945 гг. Представлены образцы оружия, обмундирования и амуниции Германии и ее союзников, захваченные в боях войсками Красной армии и белорусскими партизанами, личные вещи нацистских чиновников из рабочих кабинетов в Берлине. На выставке «Битва за Беларусь» можно ознакомиться с событиями и ходом операции «Багратион» по освобождению Беларуси летом 1944 года, прочитать подлинные фронтовые письма-треугольники. Выставка «Беларусь партизанская» завершает выставочный проект. На выставке представлены коллекции рукописных партизанских журналов, произведений живописи, народного сопротивления и различных аспектов образа жизни партизан в тылу врага в годы немецко-фашистской оккупации.

Информация о работе Анализ практики патриотического воспитания детей средствами краеведения на примере Оршанской детской библиотеки