Анализ практики патриотического воспитания детей средствами краеведения на примере Оршанской детской библиотеки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2015 в 11:39, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность исследования заключается том, что проблема формирования патриотической направленности личности ребенка обусловлена все возрастающей потребностью нашего общества в подготовке социально активных граждан к участию в дальнейшем общественном преобразовании и необходимостью поиска наиболее современных методов воспитания средствами краеведения.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….......2
Глава 1 Теоретические основы патриотического воспитания детей средствами краеведения……………………………………………………………..5
1.1 Сущность понятия патриотизма……………………………………………..5
1.2 Краеведение как источник патриотических идей воспитания……………14
1.3 Организация воспитательной работы по формированию гражданско-патриотической культуры личности в Республике Беларусь……………………21
Глава 2. Оптимизация методики патриотического воспитания детей средствами библиотечного краеведения……………………………………………………….28
2.1 Основные направления деятельности детских библиотек Беларуси по формированию патриотического воспитания детей……………………………..28
2.2 Формы библиотечной работы по развитию патриотического воспитания молодежи………………………………………………………………………………
Глава 3 Анализ практики патриотического воспитания детей средствами краеведения на примере Оршанской детской библиотеки…………………………
3.1 Характеристика Оршанской детской библиотеки……………………………
2.2 Анализ практики патриотического воспитания детей средствами краеведения ………………………………………………………………………34
Заключение……………………………………………………………………….40
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

краеведение испр.docx

— 891.17 Кб (Скачать файл)

Также примером формирования гражданско-патриотической культуры личности служит республиканская акция «Жыву ў Беларусі і тым ганаруся» Основное содержание работы отражают названия акции: «Мой род, моя семья»; «Моя школа – частичка моей жизни»; «Моя деревня, мой город»; «Моя родина – Беларусь». В ходе проведения данной акции молодежь своим талантом и творчеством выражают свои взгляды на родину, показывают свою любовь преданность родной земле. Данная акция может проводиться в конкурсной форме, что смотивирует учащихся к более ответственному отношению. Организовываются конкурсы на лучший рисунок, песню, стихотворение, а также любое другое творчество способное отобразить тематику данной акции.

Активное использование в гражданско-патриотическом воспитании внешней атрибутики и символики, формирование авторитета и уважения к государственным символам, ознакомление с правилами их использования, и как результат, знание учащимися символики Республики Беларусь, понимание ее роли и значения в системе идеологических ценностей государства является одним из первостепенных показателей сформированности гражданско-патриотических качеств.

Значимым воспитательным фактором могут стать сегодня информационные ресурсы. Различные информационные сайты позволяют учащимся и педагогам не только получать новую информацию, но и участвовать в обсуждении различных проблем, волнующих молодежь. Создание в системе образования информационного пространства как на локальном уровне (в учреждениях образования), так и на региональном и республиканском позволяет использовать его в воспитательной работе в качестве мощного методического ресурса. Формирование в общеобразовательных учреждениях различного рода электронных банков данных, методических наработок педагогов, презентаций лучшего опыта работы, школьных виртуальных музеев, использование электронных ресурсов при планировании и проектировании воспитательного процесса значительно повышает эффективность работы.

Все более популярными среди педагогов становятся такие формы обсуждения актуальных проблем образования и воспитания, обмена педагогическим опытом, как электронные (заочные) научно-практические конференции, семинары, круглые столы, которые позволяют наладить оперативное взаимодействие специалистов-практиков и ученых без отрыва от основной деятельности. В 2009/2010 учебном году управлением воспитательной и идеологической работы Научно-методического учреждения «Национальный институт образования» Министерства образования Республики Беларусь планируется проведение электронной научно-практической конференции «Актуальные проблемы теории и практики гендерного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь», информационное письмо о проведении которой будет дополнительно направлено в управления образования облисполкомов и комитет по образованию Мингорисполкома.

В Республике Беларусь большое внимание уделяется идеологии и гражданско-патриотическому воспитанию молодежи как необходимому условию формирования гражданского общества. Важную роль в процессе гражданско-патриотического воспитания играют детские общественные объединения. Различные по своему статусу, целям, программам детские организации объединяются в детское общественное движение. Детское общественное движение выполняет гражданскую миссию - готовить гуманных, социально активных и информированных граждан.

Государственная поддержка молодежных формирований означает признание государственной значимости такого социального явления как молодежное движение. В настоящее время действует Программа мер по реализации Концепции развития молодежного движения в Республике Беларусь. Эта программа определяет основные направления государственной политики по отношению к организованному молодежному движению. Программа ориентирована на повышение общественного статуса молодежных общественных объединений, обновление подходов к подбору и подготовке взрослых лидеров организаций на основе сложившихся традиций и современного опыта, обеспечение баланса общественного и государственного компонентов в содержании деятельности общественных организаций (объединений). Целью данной программы является создание необходимых условий для формирования воспитательной среды, основанной на правовых, социальных, информационных, научно-методических и прочих гарантиях со стороны государства для гражданского становления личности детей и подростков путем использования потенциала общественных организаций.

Современные общественные объединения являются добровольными, самостоятельными и независимыми формированиями. В идеале организации ориентированы на гуманистические, общечеловеческие и национальные ценности, такие как мир, жизнь, здоровье, добро, милосердие, труд, культура, национальные традиции и т.д. Большинство объединений основной целью своей деятельности признает содействие развитию целостной личности как высшей ценности, личности, способной самостоятельно и творчески мыслить, имеющей чувство собственного достоинства, понимающей свое предназначение, умеющей жить и действовать в реальных условиях окружающего мира [8,с.78].

Самыми распространенными молодежными организацими являются Белорусская Республиканская Пионерская организация (БРПО) и Белорусский Республиканский Союз Молодежи (БРСМ),которые имеют хорошо разработанные и многократно апробированные на практике программы, методы и формы работы, способствующие формированию гражданско-патриотической культуры личности.

Например, в период с 12 по15 февраля 2008 года организация БРСМ проводила всебелорусскую акцию «За любимую Беларусь!», причиной создания которой является празднование дня Святого Валентина. Основной целью проведения данной акции являлось: воспитание у молодежи патриотизма, человеколюбия, уважения к мировым традициям истории и культуры.

В период проведения акции в первичных организациях БРСМ всем желающим активисты БРСМ раздавали изготовленные из бумаги стилизованные красно-зеленые сердечки с надписью «За любимую Беларусь!». Этот символ акции должен был присутствовать на всех мероприятиях, проводимых территориальными комитетами ОО «БРСМ» в рамках акции, на объявлениях, пригласительных билетах, при оформлении «почтовых» ящиков, выставок, на информационных стендах и т.д.

14 февраля изготавливался коллективный  символ «За любимую Беларусь!»: участникам Акции предоставлялась  возможность в каждой первичной  организации ОО «БРСМ» показать  свое позитивное отношение к  жизни, к родной стране, к своей  семье, школе, предприятию, коллективу  и т. д. Участники Акции прикрепляют  к большому полотнищу в форме  сердца (над ним оформлена надпись  «За любимую Беларусь!») изготовленные  из бумаги красно-зеленые сердечки, на которых пишут добрые слова  и пожелания своим друзьям, одноклассникам, коллегам по работе, своему родному  городу или поселку, белорусскому народу, родной Беларуси.

Также ярким примером может послужить программа по патриотическому воспитанию «Патриот», которая помогает раскрыть у детей и молодежи гражданственность, патриотизм, готовность активно участвовать в созидательном процессе на благо Родины. Цель данной программы - создать оптимальные условия для воспитания у детей и подростков патриотизма как духовной составляющей личности [9].

Часть программы реализуется школами (в пионерских дружинах и первичных организациях БРСМ) по пяти направлениям:

«Я—гражданин Республики Беларусь».

«Моя организация».

«А память священна».

«Спадчына».

«Природа—наш дом, ты—хозяин в нем».

Первое направление: «Я-гражданин Республики Беларусь» включает в себя проведение информационных часов по данной тематике, конкурсы творческих работ «Мои права и обязанности», круглые столы с участием представителей органов государственной власти, проведение урока «Я - гражданин Республики Беларусь», просмотр телепередач по данной тематике, а также экскурсионные поездки по городам Беларуси.

Второе направление: «Моя организация», предоставляет детям школьного возраста возможность реализации стремления к объединению со сверстниками и необходимости в оценке своей деятельности со стороны ровесников и взрослых, проявление лидерских качеств, желание найти и проявить себя в разнообразной деятельности. Такие возможности учащимся предоставляют общественные объединения «БРПО» и «БРСМ». Эти организации являются самостоятельными субъектами права и выступают формой реализации прав и интересов ребенка. Основными формами работы являются : коллективное планирование мероприятий, создание летописей пионерской дружины и первичной организации, организация встреч с ветеранами пионерского движения в День пионерской дружбы, сборы и отчетно-выборные собрания, конкурсная программа «Лидер года», концерт - конкурс пионерских песен, день самоуправления.

Третье направление: «А память священна», соприкасается с героическим прошлым своего народа, изучая и сохраняя традиции поколений. Работа ведется совместно со школьным музеем. При организации данного направления проводятся следующие мероприятия: сбор воспоминаний фронтовиков, детей военной поры, создаются рукописные книги, альбомы о жизни и борьбе пионеров в годы Великой Отечественной войны и об их вкладе в Победу, приглашаются ветераны на пионерские сборы, организуются встречи с ветеранами в школьном музее, походы по местам боевой славы по территории района, проводятся акции по благоустройству памятников и могил погибших в годы войны, фестиваль «Песни военных лет», оформляется фотоэкспозиция «Памяти павших будьте достойны», где представлены фотографии героев Великой Отечественной войны, а также проводятся экскурсии в Брестскую крепость-герой, мемориальный комплекс Хатынь, Курган Славы.

Четвертое направление: «Спадчына», с помощью возрождения национальной культуры вызывается интерес у школьников к фольклору, народным праздникам и обрядам. Основными формами организации используемыми в данном направлении являются работа школьного музея, участие молодежи в празднике деревни, «Купалье», «Каляда», «Дожинки» и др., конкурсная программа народного творчества «Родовод», организуются встречи с интересными людьми деревни, с мастерами-умельцами, концерт, конкурс сочинений ко Дню матери, программа семейного отдыха «Главней всего погода в доме», выполнение творческих работ «Моя родословная», «Древо жизни», в которой каждый ребенок может изобразить свою родословную в виде творческой работы, проводятся краеведческие экспедиции по родному краю.

Пятое направление: «Природа—наш дом, ты—хозяин в нем», природа является также одним не мало важным фактором в формировании гражданственности. Данное направление включает в себя проведение экскурсий на природу, походов выходного дня, многодневных походов и экспедиций; экскурсий на предприятия, в Беловежскую пущу, по Беларуси, организация природоохранной деятельности (экологические акции: посадка леса, благоустройство родников и муравейников, уборка мусора, сбор семян и т. д.) и научно-исследовательской работы (работа над научными экологическими проектами в рамках районных, областных, республиканских конкурсов), а также проведение республиканского конкурса «Наш чистый лес» и республиканских и областных конкурсов научных эколого-биологических работ школьников [9]. Так же большое значение в процессе формирования гражданско-патриотических качеств играют родители, так как, чтобы стать достойным гражданином в первую очередь необходимо любить и ценить самых близких нам людей – родителей. Поэтому школы активно стараются подключить семью к процессу воспитания. В учреждениях образования проводятся различные мероприятия участие в которых принимают не только дети, но и их родители. Например, в одной из школ города Гомеля новогоднее заседание КВН родители готовили вместе со своими детьми, разделившись на несколько команд, каждая из которых готовила свой сценарий. Или ко дню Защитника Отечества в той же школе была выпущена фотогазета “Чему я учусь у своего отца” и проведено спортивное состязание “Отцы – сыновья”, а накануне 8 марта на классном вечере был проведен рыцарский турнир, посвященный мамам. Дети читали стихи, сложенные в честь матерей, звучали признания в сыновней любви, рождались и цветочные аппликации, со словами благодарности подаренные матерям [12, с. 36]. Взаимоотношение детей и родителей очень важно в процессе формирования личности, так как семья имеет огромное влияние на ребенка, то школы просто обязаны заручиться их поддержкой и помощью.

 

 

Выводы по первой главе

 

 

Таким образом, на основе вышеприведенного анализа мы можем констатировать, что:

1. «Патриот» – это личностно-нравственное  качество; гражданин, уважающий, любящий  и верный своему Отечеству, ревностно  служащий интересам Отечества, радеющий  о его благе, стремящийся своим  трудом, своими делами укреплять  могущество своего Отечества; человек, готовый на жертвы и совершающий  подвиги во имя интересов своей  родины.

2. «Патриотизм» – это стержневой  нравственно-политический принцип, социально-личностное чувство, содержанием  которого является любовь и  преданность Отечеству, гордость  за его прошлое и настоящее, устремленность жить, учиться и  трудиться во славу своей страны  и своего народа, убежденная ориентированность  бескомпромиссно защищать интересы  Родины в мирное время и  самоотверженно в военное время.

3. Большинство современных авторов  придерживаются мнения, что патриотизм  не застывшее качество, а формирующееся  и развивающееся свойство личности  в социально-культурной и образовательной  среде.

Краеведение представляет собой комплекс естественных и общественных исследований. Круг интересов краеведов – это прошлое и настоящее какого-либо края. Основными задачами краеведения были и остаются просветительская, научная, задача сохранения исторических памятников. Краеведение в настоящее время переживает процесс поиска новых форм постановки первостепенных задач. Современное краеведение впервые осмысливается как воспитывающая наука. Воспитание краеведением – это сотрудничество поколений, совместная выработка ценностей, норм, задач, социальной деятельности, то есть духовное творчество старших и младших, продуктом которого является жизненная позиция. Современное краеведение впервые осмысливается как деятельность, способствующая формированию патриотизма. Патриотизм – это совокупность отношений, идей, эмоций, чувств, настроений, убеждений и действий, направленных на процветание своей Родины. Патриотизм всегда конкретен, направлен на реальные объекты. Деятельная сторона патриотизма является определяющей, именно она способна преобразовать чувственное начало в конкретные для Отечества и государства дела и поступки. Патриотизм является одной из наиболее ярких черт белорусского национального характера, белорусскому патриотизму присущи свои особенности. Прежде всего, это гуманистическая направленность патриотической идеи, веротерпимость, соборность и законопослушание, общность как устойчивая склонность и потребность белорусов к коллективной жизни, особая любовь к родной природе. Недооценка патриотизма как важнейшей составляющей общественного сознания приводит к ослаблению социально-экономических, духовных и культурных основ развития общества и государства. Проведенное исследование позволяет сделать вывод о том, что патриотизму нельзя научить, его надо воспитывать. Краеведение в этом играет огромную роль, оно способствует формированию базовых основ патриотизма. В данной главе мы пришли к пониманию того, что краеведение является мощным источником патриотических идей воспитания.

Информация о работе Анализ практики патриотического воспитания детей средствами краеведения на примере Оршанской детской библиотеки