Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2012 в 13:56, курсовая работа
Проблема повсеместного использования бизнес-планирования, в качестве основного инструмента управления предприятиями, осложнена недостаточным методическим обеспечением этой важной функции управления и неготовностью большинства менеджеров к ее осуществлению на своем предприятии. В данном контексте представляется актуальным рассмотрение методических вопросов бизнес-планирования в рамках предприятий.
Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Современные подходы к бизнес-планированию…………………...5
Глава 2. Методические основы составления управленческого бизнес-плана……………………………………………………………………………..7
Глава 3. Структура бизнес-плана развития предприятия…………………..12
Глава 4. Бизнес-планирование на примере предприятия (ОАО «Ковдорский горно-обогатительный комбинат»…………………………………………….18
Заключение………………………………………………………………………30
Литература……………………………………………………………………….32
Отчет об изменения в финансовом состоянии представляет произвольную форму, в которой приводятся результаты от будущей деятельности взятые как из баланса, так и из отчета о прибылях и убытках.
Планирование денежных потоков.
Планирование денежных потоков осуществляется, когда уже подготовлены все основные разделы бизнес-плана и финансовые документы.
Главная особенность планирования денежных потоков - это различие движения финансов и движение денег. План движения денежных средств является математическим следствием тех компонентов, которые уже прописаны в бизнес-плане. Он практически не содержит новых положений и призван исправлять несоразмерности денежного баланса.
Контроль продвижения к целям бизнес-плана. Важным фактором повышения эффективности бизнес-планирования является разработка контролирующего механизма, который по своей сложности и трудоемкости сравним с процессом составления самого бизнес-плана.
Содержание системы контроля должно быть направлено на выполнение главной задачи - обеспечить менеджмент данными относительно продвижения предприятия к поставленным целям. Чтобы выполнить свои функции контролирующий механизм должен включать следующие элементы:
Контрольные точки (в англоязычной литературе для этих целей используется термин "бенчмарки") позволяют установить связь между плановыми и текущими результатами деятельности предприятия. Правильно выбранная бенчмарка может служить основой для измерения достигнутого прогресса по отношению к достижению целей бизнес-плана.
Промежуточные отчеты позволяют идентифицировать продвижение компании к поставленным целям. Наиболее эффективными являются сравнительные финансовые отчеты и графики, включающие ключевые финансовые показатели в сравнении с установленными финансовыми бенчмарками, балансовый отчет, графики дебиторской задолженности и т.п.
Кроме финансовых отчетов, в конце месяца целесообразно подготавливать специальные отчеты о выполнении бизнес-плана. В пакет сообщений могут быть включена следующая информация: резюме о ходе выполнения бизнес-плана на данный момент, полный набор сравнительных финансовых отчетов.
ГЛАВА 3. СТРУКТУРА БИЗНЕС-ПЛАНА РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ
1. Настоящее положение предприятия.
1.1. Недостатки и преимущества местоположения производственной базы.
1.2. Техническая оснащенность, состояние зданий, сооружений и оборудования.
1.3. Конкретное описание продукции, товаров или услуг, оказываемых предприятием.
1.4. Режим работы.
1.5. Кадры, служба маркетинга.
1.6. Заработная плата.
1.7. Экологический анализ.
1.8. Организационная структура.
1.9. Отчетность на дату разработки бизнес-плана (балансы предприятия, отчет о прибыли и убытках, отчет о движении денежных средств за прошедшие восемь кварталов).
1.10. Организация расчетов с покупателями.
1.11. Организация расчетов с потребителями.
1.12. Результаты анализа дебиторской задолженности (за прошедшие восемь кварталов).
1.13. Результаты анализа текущих обязательств (за прошедшие восемь кварталов).
2. Рынок.
2.1. Описание продукции.
2.2. Описание и порядок ценообразования.
2.3. Организация товародвижения к потребителю.
2.4. Продвижение продукции на рынок.
2.5. Описание поставщиков. Тактика поведения с поставщиками. Их доли в общем объеме поставок.
2.6. Описание потребителей продукции. Тактика поведения с потребителями. Их доли в общем объеме продаж.
2.7. Описание деятельности конкурентов, их тактика и стратегия на рынке.
2.8. Описание производителей товаров-субститутов.
2.9. Емкость рынка, на котором в данное время работает предприятие.
2.10. Доля рынка, контролируемая предприятием.
2.11. Оценка ситуации на других географических рынках.
2.12. Возможные поставщики сырья, материалов, полуфабрикатов, комплектующих изделий. Их доли в поставках.
2.13. Возможные потребители, их доли в закупках продукции предприятия.
2.14. Выводы о возможных объемах реализации продукции в каждом квартале на весь срок разработки бизнес-плана (точность предполагаемых расчетов будет уменьшаться с каждым последующим кварталом).
2.15. Выводы о возможных затратах на производство продукции в каждом квартале на весь срок разработки бизнес-плана (точность предполагаемых расчетов будет уменьшаться с каждым последующим кварталом).
2.16. Выводы о возможных объемах остальных видов затрат в каждом квартале на весь срок реализации бизнес-плана (точность предполагаемых расчетов будет уменьшаться с каждым последующим кварталом).
Примечание. Конкретизация пп. 2.14, 2.15 и 2.16 производится при разработке ежегодного бюджета предприятия (бюджетирование). Поэтому бизнес-план в обязательном порядке подлежит корректировке как по результатам работы за истекший год, так и результатам построения бюджета.
3. SWOT — анализ предприятия.
3.1. Сильные стороны предприятия.
3.2. Слабые стороны предприятия.
3.3. Возможности рынка и окружающей среды.
3.4. Угрозы рынка и окружающей среды.
3.5. Выводы из SWOT-анализа.
3.6. Предлагаемая система мероприятий и оценка экономической эффективности каждого мероприятия.
3.7.
Установление
4. Производственно-финансовый план.
Изучение содержания раздела «Производственно-финансовый план» бизнес-плана развития предприятия потребует более детального описания. Это связано с тем, что мы предлагаем ввести ряд новых элементов и положений.
Введем понятие траектории и контрольной точки.
Контрольной точкой принято называть такую точку на соответствующей схеме, где измерение численного значения какого-либо одного параметра позволяет судить о состоянии целого ряда систем, входящих в эту схему. Применительно к экономике в качестве такой контрольной точки можно рассматривать, например, численное значение коэффициента валовой прибыли (маржи). Если фактическое численное значение этого показателя соответствует его плановому значению, то это означает, что и выручка от реализации, и прямые затраты на производство удовлетворяют нормативным значениям. Кроме того, этот показатель позволяет менеджерам определять тактику и стратегию поведения предприятия на том сегменте рынка, на котором действует предприятие. Можно выделить также множество других контрольных точек, которые позволяют аналитику оценивать те или иные стороны деятельности предприятия.
Путь развития предприятия, предусмотренный на плановый период, мы будем называть траекторией. Под траекторией понимается непрерывная линия, которую описывает точка при движении относительно выбранной системы координат. При этом вид траектории существенным образом зависит от выбранной системы координат.
В связи с тем, что мы заменяем непрерывно меняющееся время его квантованием — дискретной величиной (поквартально), то вместо непрерывной линии в выбранной системе координат будет временная последовательность (во времени) точек, принадлежащих этой же кривой. В каждом квартале планируемого периода будет только одна такая точка. То есть квантом (дискретной величиной) временного параметра является квартал — размерность фактора времени.
В векторной записи каждая такая точка траектории представляется в виде:
(1).
где Yt - точка траектории развития предприятия в t-м квартале в системе координат, имеющей размерность n (вектор размерности n);
е1, е2, е3, е4, ...…, еn — базисные вектора или базовая система координат;
- координаты вектора Yt в базовой системе координат.
Формула (1) показывает однозначную связь между точкой, принадлежащей траектории Yt, и ее координатами a в выбранной базисной системе координат е. Это означает, что при разработке бизнес-плана развития предприятия вполне достаточно знать не сами точки траектории, а только их координаты в базисной системе координат.
Таким образом, перед разработчиками бизнес-плана развития предприятия ставятся следующие задачи:
- определить базовую систему координат;
- определить координаты (то есть плановые значения) для каждого базисного вектора.
Векторная запись (уравнение 1) обладает явным преимуществом — краткостью. Однако при практическом использовании в ходе разработки бизнес-плана развития предприятия будет более понятно и удобно пользоваться табличной формой, которая эквивалентна уравнению 1.
При табличном методе базовая система координат — это совокупность выбранных финансово-экономических показателей, отражающих финансовое положения предприятия. В этом случае количество выбранных показателей определяет и размерность базовой системы координат.
Например, если выбрано пять показателей, то размерность базовой системы координат будет равна 5 (е1, е2, е3, е4, е5). В этом случае в таблице будет пять строк с наименованиями указанных показателей.
Уравнение 1 примет следующую форму:
(2).
Так как количество колонок в такой таблице соответствует плановых кварталов, то в каждую колонку вносятся численные значения планируемых показателей для каждого квартала. Эти численные значения показателей есть не что иное, как координаты a из формулы 1.
То есть в I планируемом квартале:
- у первого планируемого показателя (е1) численное значение составит (1);
- у второго планируемого показателя (е2) численное значение составит (1);
- у третьего планируемого показателя (е3) численное значение составит (1);
- у четвертого планируемого показателя (е4) численное значение составит (1);
- у пятого планируемого показателя (е5) численное значение составит (1).
То есть в II планируемом квартале:
- у первого планируемого показателя (е1) численное значение составит (2);
- у второго планируемого показателя (е2) численное значение составит (2);
- у третьего планируемого показателя (е3) численное значение составит (2);
- у четвертого планируемого показателя (е4) численное значение составит (2);
- у пятого планируемого показателя (е5) численное значение составит (2).
И так далее.
Единицы измерения показателей могут быть любыми.
Если рассматриваются такие показатели, как «выручка от реализации», «прямые затраты» и т.п., то единицами измерения будут денежные единицы (млн руб., тыс. руб.).
Если рассматриваются показатели в виде коэффициентов — «коэффициент валовой (маржинальной) прибыли», «коэффициент операционной прибыли» и т.п., то единицами измерения таких показателей будут проценты или доли единицы.
Если рассматриваются показатели временного характера, такие как «операционный цикл», «финансовый цикл», «длительность оборота текущих активов», «длительность оборота текущих обязательств» и т.д., то единицей измерения показателей будет день.
ГЛАВА 4. БИЗНЕС-ПЛАНИРОВАНИЕ НА ПРИМЕРЕ ПРЕДПРИЯТИЯ (ОАО «КОВДОРСКИЙ ГОРНО-ОБОГАТИТЕЛЬНЫЙ КОМБИНАТ»)
В настоящее время горнодобывающая отрасль России находится на подъеме, большинство горных предприятий наращивают объемы добычи и реализации своей продукции. Ковдорский горно-обогатительный комбинат градообразующее предприятие г. Ковдора Мурманской области. На нем трудятся около 5 тысяч человек жителей города и района. Ковдорский ГОК много делает для города и предприятий бюджетной сферы города и района. Выделяет огромные средства для реализации социальных программ направленных на работников комбината, пенсионеров, ветеранов, инвалидов, детей-сирот и др.
Ковдорский ГОК как горно-обогатительное предприятие, производящее железорудный концентрат, был введён в действие в 1962 году. В дальнейшем, развивая и совершенствуя технологические процессы, расширяя рудную базу, обогатительные фабрики, комбинат стал производить еще два вида продукции – апатитовый и бадделеитовый концентрат. ОАО «Ковдорский ГОК» известное современное, модернизированное и высокоэффективное предприятие с устойчивой деловой репутацией на внутреннем и внешнем рынке.