Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2015 в 02:13, курсовая работа
Разработка бизнес-планов стала одной из наиболее распространенных форм планирования в рыночной экономике.
В условиях фактически сложившейся рыночной экономики планирование хозяйственной деятельности предприятия является залогом его эффективного функционирования. Для гибкого реагирования всех структурных подразделений предприятия на изменение рыночной ситуации требуется не просто оперативное планирование.
Реализация продукции;
Управление и кадры;
Финансирование;
Приложения;
Процесс бизнес - планирования представлен на рисунке 1.2
Рисунок 1.2 - Процесс бизнес - планирования
Российский бизнес-план отличается от западных стандартов. В российском бизнес - плане его разработчики обязательно должны показать, что они понимают существующую у нас проблему качества и знают, как ее можно решить в данном инвестиционном проекте. Именно в этом состоит одно из принципиальных отличий российского бизнес - плана от западного.
Получившей наибольшее распространение в России является методика Организации по промышленному развитию ООН (так называемая методика ЮНИДО). Подход к построению типового бизнес-плана, предложенный экспертами ЮНИДО, позволяет специалисту, создающему этот документ, не упустить существенных моментов в описании текущей или планируемой деятельности предприятия и представить результаты в виде, наиболее подходящим для восприятия западными финансистами. Не являясь, по сути, своей догмой, данная методика выполняет роль единой базы, некоего универсального языка, позволяющего общаться между собой специалистам в области инвестиционного проектирования, финансового анализа, менеджерам компаний из различных стран мира. Большинство известных на данный момент компьютерных систем для бизнес-планирования опираются на методику ЮНИДО.
Организация по промышленному развитию, являясь подразделением Организации Объединенных Наций, сама ведет работу как по совершенствованию и вопросам всемирного использования своей методики, так и ее реализации в форме компьютерных программ. Результатом подобной деятельности стало программное средство КОМФАР (COMFAR), созданное непосредственно ЮНИДО и распространяемого ей же на коммерческой основе.
Бизнес-план по рассматриваемой методике состоит из одиннадцати глав, посвященных следующим вопросам:
Глава 1. Резюме исследования.
Глава 2. Предыстория и основная идея проекта.
Глава 3. Анализ рынка и стратегия маркетинга.
Глава 4. Сырье и материалы.
Глава 5. Место осуществления, строительная площадка и экологическая оценка.
Глава 6. Инженерное проектирование и технология.
Глава 7. Организация производства и накладные расходы.
Глава 8. Человеческие ресурсы.
Глава 9. Планирование и сметная стоимость работ по проекту.
Глава 10. Финансовая оценка.
Глава 11. Экономический анализ издержек и прибыли.
Несмотря на разнообразие методик разработки бизнес-планов их анализ обычно следует некоторой общей схеме, которая включает специальные разделы, оценивающие маркетинговую, техническую, финансовую, экономическую и институциональную выполнимость проекта. Добропорядочный, с точки зрения стратегического инвестора, бизнес-план должен оканчиваться анализом риска. На рисунке 1.3 представлена общая схема анализа проекта бизнес-плана.
Рисунок 1.3 - Общая последовательность анализа проекта бизнес-плана
Таким образом, бизнес-план - это план, программа осуществления бизнес-операции, действий фирмы, содержащая сведения о фирме, товаре, его производстве, рынках сбыта, маркетинге, организации операций, и их эффективности. Российский бизнес-план отличается от западных стандартов. Получившей наибольшее распространение в России является методика Организации по промышленному развитию ООН.
Для оценки эффективности целевых бизнес-планов определяются: результаты реализации проекта; затраты, связанные с его реализацией; эффект, получаемый при реализации. Результаты и затраты могут представляться в натуральной и стоимостной формах. В натуральной форме каждый вид результатов и затрат измеряется соответствующими натуральными единицами. В стоимостной форме результат, затраты и эффект измеряются в соответствующих денежных единицах, с последующим приведением к какой-либо одной валюте.
В стоимостной форме результат - это доход, то есть сумма выручки от продажи продукции, услуг, созданных в результате реализации рассматриваемого проекта. При этом в состав результата не включаются доходы, получаемые одними участниками проекта от продажи своей продукции другим участникам того же проекта в ходе его реализации (то есть, внутренние по отношению к данному проекту платежи).
Оценка результата и затрат при определении показателей эффективности осуществляется за весь жизненный цикл проекта. При сравнении двух и более вариантов проекта оценка результата и затрат по всем вариантам производится за один и тот же расчетный период, включающий все предстоящие этапы жизненных циклов всех вариантов проекта. Начало расчетного периода определяется моментом времени, начиная с которого выбор варианта влияет на будущие затраты и результаты. Конец расчетного периода - момент, начиная с которого затраты и результаты по всем сравниваемым вариантам практически неразличимы или несущественны (с учетом дисконтирования) [14, c.74].
Если в числе объектов проекта, приобретение и (или) использование которых предусмотрено рассматриваемым проектом, имеются такие, срок службы которых не исчерпывается на момент окончания расчетного периода, то их остаточная стоимость прибавляется к стоимостной оценке результатов реализации проекта. Остаточная стоимость объекта определяется по следующей формуле 1.1:
(1.1)
где: Ф0 - первоначальная стоимость объекта;
Флик - ликвидационное сальдо объекта, то есть выручка от реализации ликвидируемого объекта за вычетом затрат на подготовку его к ликвидации;
E - дисконт;
tсл - нормативный срок службы объекта, лет;
t - возраст объекта на момент окончания расчетного периода, лет.
Значения величин результатов, затрат и эффекта определяются по интервалам времени в пределах расчетного периода, в качестве таких интервалов могут быть приняты месяц, квартал или год.
Для стоимостной оценки результатов и затрат могут использоваться различные виды цен, отличающиеся:
Базисные цены - цены, сложившиеся в экономике данной страны или на мировом уровне на определенный момент времени tб. Базисная цена на любой вид продукции, услуг или ресурса считается неизменной в течение всего жизненного цикла проекта.
Прогнозные цены - цены, отражающие предполагаемые изменения текущих цен на каждом шаге расчета в течение всего жизненного цикла проекта (базисные цены, скорректированные с учетом предполагаемого их изменения).
Расчетные цены - прогнозные цены, которые приводятся к любому заданному моменту времени (в рамках расчетного периода) с учетом индекса общей инфляции. Приведение цен к одному моменту времени осуществляется путем деления их на индекс цен, равный отношению уровня текущих цен к уровню цен того момента, к которому осуществляется приведение [8, c.74].
Внутренние цены - цены на товары и услуги на внутреннем рынке.
Мировые цены - цены на товары и услуги, включенные во внешнеторговый оборот, выраженные во внутренней или соответствующей иностранной валюте.
Рыночные цены - складывающиеся на рынке цены.
"Теневые"
цены - специальным образом
Все результаты и затраты, получаемые (совершаемые) в различные моменты времени, приводятся к единому моменту (обычно - к началу расчетного периода) путем умножения их на дисконтирующий множитель, определяемый нормой дисконта E.
Структура и общая величина дисконта зависят от его базовой величины, а также от применяемой системы цен и способа учета риска.
Если используются базовые цены, а существенного риска нет или же вероятные потери, связанные с риском, в явной форме включаются в учитываемые затраты, то в качестве дисконта применяется его базовая величина, то есть E=Eбаз.
В случае наличия существенного риска потерь при реализации проекта или при отказе от него, причем эти потери в явной форме в затраты не включены, общая величина дисконта складывается из его базового значения и добавки, определяемой уровнем риска проекта (формула 1.2):
E=Eбаз + Eр (1.2)
где: Eбаз - базовая норма дисконта;
Eр - добавка к дисконту, определяемая уровнем риска проекта [29, c.75].
Если расчет производится в текущих ценах в условиях значительных темпов инфляции и потери, связанные с риском, не включены в явном виде в учитываемые затраты, то дисконт определяется по формуле 1.3:
E= (Eбаз + Eр) ×I1+ (I1-1) (1.3)
где: I1 - индекс роста цен за 1 год, то есть отношение уровня цен в текущем году к их уровню в предыдущем году.
Значение базовой нормы дисконта либо устанавливаются государством (Министерством экономики) как специфический социально-экономический норматив, обязательный для оценки проектов с позиций общества в целом, либо его значение должно быть установлено и принято каждым хозяйственным субъектом, исходя из собственного финансового состояния и цены капитала на рынке.
Величина безрискового дисконта, а также ожидаемые годовые индексы инфляции принимаются по данным прогноза Министерства экономики. Значение же связанной с риском надбавки к дисконту Ер должно устанавливаться разработчиком проекта с учетом уровня риска конкретного проекта. Рекомендуемые значения Ер приведены ниже:
очень низкий риск - 7 %
низкий риск - 10 %
средний риск - 15%
высокий риск - 20%
очень высокий риск - 25%
В зависимости от прогнозируемых общеэкономических условий, способов учета прогнозируемой динамики цен и уровня риска проекта значения дисконта E могут оставаться постоянными или меняться некоторым известным образом на протяжении расчетного периода рассматриваемого проекта.
По уровню субъекта, интересы которого отражает понятие эффективности, различаются:
Международная практика оценки эффективности инвестиций существенно базируется на концепции временной стоимости денег и основана на следующих принципах:
Суть всех методов оценки базируется на следующей простой схеме: Исходные инвестиции при реализации какого-либо проекта генерируют денежный поток CF1, CF2,., CFn. Инвестиции признаются эффективными, если этот поток достаточен для
Наиболее распространены следующие показатели эффективности капитальных вложений:
Данные показатели, равно как и соответствующие им методы, используются в двух вариантах: