Бизнес-план учреждения здравоохранения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2013 в 15:45, дипломная работа

Краткое описание

В современных условиях перехода к рыночным отношениям для целей анализа и планирования деятельности на микроэкономическом уровне требуется владение методикой эффективного планирования. Планирование – определение цели развития управляемого объекта, методов, способов и средств ее достижения. План – это программа действий на более отдаленную перспективу, базирующаяся на прошлых и планируемых тенденциях. Процесс планирования комплекса будущих тенденций предпринимательской деятельности принято называть бизнес-планированием.

Содержание

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

3

1. Методика бизнес-планирования объекта здравоохранения . . . . . . . . . . . . . . . . . .

5

2. Разделы бизнес-плана . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

7

2.1. Раздел 1. «Краткая характеристика учреждения» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

7

2.2. Раздел 2. «Аннотация проекта» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

11

2.3. Раздел 3. «Производственный план» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

11

2.4. Раздел 4. «План маркетинга» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

18

2.5. Раздел 5. «Организационный план» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

22

2.6. Раздел 6. «Финансовый план» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

23

2.7. Раздел 7. «Резюме и оценка эффективности» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

29

3. Практическая часть. Бизнес-план МУЗ «Койгородская ЦРБ». . . . . . . . . . . . . . . .

32

3.1. Краткая характеристика МУЗ «Койгородская ЦРБ» (правовой статус, перечень видов деятельности) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .


32

3.2. Производственный план. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

35

3.3. План маркетинга (анализ сегментов рынка потребителей, возможность предложения услуг, конкуренция, реклама). . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .


37

3.4. Финансовый план (стратегия доходов и расходов). . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

39

3.5. Организационный план (схема управления, кадры учреждения) . . . . . . . . . .

42

3.6. Резюме бизнес-плана . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

43

Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

45

Список использованной литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

46

Вложенные файлы: 1 файл

бизнес-план.doc

— 521.50 Кб (Скачать файл)

Одним из важных этапов разработки концепции организации является выбор приоритетных направлений  деятельности, видов медицинской  помощи, программ предоставления услуг потребителю. Планирование качества услуг и их ассортимента являются важнейшей функцией руководства организацией, функцией менеджмента. Объемы услуг должны базироваться на возможностях организации: производственных, финансовых, ресурсных, кадровых и т.п. В них должны быть учтены потребности рынка медицинских услуг и потенциальных покупателей в лице страховых медицинских организаций и пациентов, а также возможности выполнения государственного заказа – гарантированных программ бюджетных видов помощи и помощи в рамках обязательного медицинского страхования.

Перечень видов услуг в бизнес-плане  развития должен ответить на следующие  постановочные моменты:

  1. описание услуг;
  2. потребность в услугах потенциальная и реальная;
  3. на удовлетворение какой потребности направлен бизнес-план, какую призван удовлетворить в первую очередь;
  4. насколько изменчив спрос;
  5. основные преимущества и недостатки производимых услуг и др.

При разработке перечня  медицинских услуг для перспективного развития учреждения руководители должны помнить о возможных различиях всех товаров (услуг) в зависимости от уровня качества:

    • новые медицинские технологии, новые нетрадиционные услуги, уникальные методики – относятся к услугам высшего качества, способны принести прибыль за счет увеличения своей доли на рынке медицинских услуг и за счет высокой цены;
    • идентичные конкурентоспособные услуги на рынке – услуги, соответствующие высокому качеству среди аналогичных услуг на рынке медицинских услуг;
    • идентичные неконкурентоспособные услуги, имеющие в целом несколько худшие потребительские свойства, чем у аналогичных услуг конкурентов.

Для каждой группы услуг  в бизнес-плане определяется место  в «выпуске», в реализации. Каждой группе будет соответствовать своя ценовая политика, направленная на поддержание рыночных позиций и безубыточной работы.

При разработке в бизнес-плане перечня  медицинских услуг необходимо помнить  об объективном жизненном цикле  любого товара. Различают:

    • традиционный жизненный цикл товара (услуги), характеризующийся постепенным ростом и падения спроса;
    • быстрый рост спроса и сохранение его на высоком уровне достаточно долгое время, жизненный цикл связанный с модой;
    • увлечение товарами (услугами), характеризующееся быстрым ростом и быстрым падением спроса;
    • сезонный жизненный цикл товара (услуги), характеризующийся ритмичным сохранением спроса и зависимости от времен года.

В бизнес-плане развития эти объективные моменты цикличности  развития товара (услуги) и их конкурентоспособности  на рынке должны найти выражение  в выработке концепции оказания услуг при переходе от одной стадии развития жизненного цикла к другой.

Идеальным направлением, на которое может ориентировать  руководитель коллектив – это  разработка стратегии выпуска конкурентоспособных  услуг и увеличение продолжительности  периода роста спроса на них.

Для этого могут разрабатываться  подходы:

    • повышения качества оказываемых услуг, придание им дополнительных сервисных характеристик (отдельная палата, дополнительное врачебное и сестринское сопровождение, комплексность услуг и т.п.);
    • выход на новые рынки или их сегменты;
    • снижение цен для привлечения дополнительного потока, гибкие системы скидок (в случае с обязательным медицинским страхованием, наоборот, - повышение цен сверх тарифов на услуги, пользующиеся традиционно стабильным спросом, доплаты за сервисность, расширение объемов оказания по кратности или продолжительности);
    • разработка новых каналов предоставления услуг (программы добровольного медицинского страхования, новые партнеры-страховщики и т.п.).

Конкурентоспособность предполагает наличие в услуге трех преимуществ:

    • более низких расходов при оказании;
    • способность удовлетворять особые потребности покупателей-пациентов и получать за это более высокую цену, чем у конкурентов;
    • ориентация на определенную группу потребителей, на определенную специфическую часть рынка.

Этап описания услуг  может быть вынесен в отдельный  раздел бизнес-плана. Для целей составления  инвестиционных или инновационных  проектов рекомендуется описание новых  медицинских технологий производить  в отдельном разделе – «Аннотация проекта».

 

    1.  Раздел 2. «Аннотация проекта»

 

Аннотация проекта характеризует  данный документ по направлениям:

    • Характеристика правового обеспечения проекта: договора, соглашения на предоставление услуг; изменения в действующем законодательстве и как это отразится на развитии услуг; налоговая система и ее влияние на условия работы в рамках бизнес-плана; обеспечение прав потребителей услуг и защита прав пациентов в рамках проекта.
    • Описание сути проекта, его актуальности, значимости.

При составлении инвестиционного  бизнес-плана данный раздел должен представлять собой отдельный информационно емкий блок. Специфические характеристики проекта, представленные в данном разделе, призваны убедить инвесторов в актуальности и правильности своего выбора.

 

    1.  Раздел 3. «Производственный план»

 

Главная цель данного  раздела – показать, что организация  или учреждение в состоянии реально  производить потребное количество услуг, необходимого объема и качества.

Реализация установки на ограничение  по ресурсам, принимаемые в данном разделе:

    1. формирование сметного диагноза объекта на основе норм, лимитов, нормативов по прямым и накладным расходам;
    2. расчет количественных показателей локальной эффективности факторов производства услуг;
    3. нормирование оборотного капитала;
    4. лимит денежных обязательств, оплачиваемых за счет бюджета;
    5. тарифы стоимости медицинской помощи по программам ее предоставления.

Для доказательства возможности  организации эффективного производства услуг бюджетным медицинским  учреждением в этом разделе необходимо раскрыть следующие моменты:

    • где создается услуга: на действующем оборудовании или в рамках проекта предполагается вновь вводимое; мощности ЛПУ и их ввод из года в год;
    • местонахождение учреждения: близость к рынку услуг, на котором есть спрос на услугу данного вида; к поставщикам товаров; к транспорту; доступность рабочей силы;
    • закупки сырья и материалов, репутация поставщиков, возможность доказательной смены партнеров;
    • лимитирование объемов оказания услуг по программам их предоставления.

Соотношение объемов  оказания услуг, поступлений финансовых средств, физических расходов по источникам финансирования – наиболее важный элемент анализа для целей бизнес-планирования.

Принятие адекватных управленческих решений в настоящем  и прогнозирование будущего развития учреждения невозможно без анализа зависимостей: объема оказания помощи, источников финансирования, фактических расходов.

Для этого анализируются:

    • возможности рационального использования потенциала (материально-технического, кадрового) для оказания медицинской помощи по различным потокам больных и источникам финансирования;
    • соответствие содержания программ объемам фактически оказанной помощи в натуральном и денежном выражениях;
    • окупаемость совокупных затрат и достижение экономической эффективности работы лечебного учреждения в целом.

Традиционно анализ деятельности лечебного учреждения базировался на количественной и в динамике оценке расходов сметы.  [2 стр.119-120 ]

Соотношения расходов сметы  в лечебном учреждении можно представить  в виде диаграммы на рисунке 1.

 

Смета фактических расходов

лечебно-профилактического учреждения

 

Рисунок 1

Такого анализа недостаточно в новых условиях «многоисточникового» финансирования.

Проанализировать сложившуюся  в учреждении политику использования  мощностей, формирования финансовых средств, определения фактических расходов по программам предоставления помощи в современных условиях позволяет предлагаемая диаграмма на рисунке 2.

В данном случае не имеют  покрытия реальными поступлениями  около 30% сметы фактических расходов учреждения (хозяйственные расходы и приобретение оборудования), что соответствует дефициту поступлений средств по источникам финансирования. В первом случае (рисунок 1), этот факт просто констатируется, а во втором (рисунок 2) видны факторы, влияющие на размер средств, и есть возможность по результатам анализа изменить организацию лечебного процесса. Можно увидеть долю каждого источника в общем «недофинансировании» учреждения, выявить причины его возникновения и выбрать на этой основе рациональное сочетание объемов предоставления помощи по разным программам. Схема анализа позволит проводить политику контроля над расходами.

Соотношения объемов  оказания помощи,

источников  финансирования, фактических расходов

Рисунок 2

Ограничение по ресурсам в сочетании со сметным планированием невозможно без применения в отрасли стратегического операционного анализа «Издержки-Объем-Прибыль». Планирование расходов по смете

производится в разрезе статей экономической классификации расходов бюджетов РФ от 06.01.98 № 1н «О бюджетной классификации Российской Федерации».

 

Таблица 1

Структура расходов медицинских учреждений

 

Код статьи

Наименование  статей, подстатей

Текущие расходы

110100

Оплата труда*

110200

Начисление на оплату труда*

110310

Медикаменты и перевязочные средства

110320

Мягкий инвентарь

110330

Продукты питания

110350

Прочие расходные материалы  и предметы снабжения

110400

Командировочные расходы

110500

Транспортные услуги

110600

Оплата услуг связи

110700

Коммунальные услуги

111020

Оплата текущего ремонта оборудования и инвентаря

111030

Оплата текущего ремонта  зданий и сооружений

111040

Прочие текущие расходы

130330

Прочие трансферты населению

 

Капитальные расходы

240120

Приобретение непроизводственного  оборудования и предметов длительного пользования

240200

Капитальное строительство

240300

Капитальный ремонт

800000

Итого расходов


 

* элемент прямых расходов  – по учету медицинского персонала;  элемент косвенных расходов –  по учету административно-управленческого  и вспомогательного персонала.

 

Расходы для целей  бизнес-планирования при оказании медицинских  услуг целесообразно делить на:

    • условно-постоянные;
    • условно-переменные.

Таблица 2

Взаимосвязь расходов учреждения

 

№п/п

Наименование  показателей затрат (код бюджетной  классификации)

Условно-Переменные затраты

1

Прямые материальные затраты (110310, 110320, 110330)

2

Прямые затраты на оплату труда основного медицинского персонала с начислениями во внебюджетные фонды (110100, 110200)

3

Коммерческие расходы  и налоговые платежи (111040)

Условно-постоянные затраты

4

Износ медицинского оборудования (240110)

5

Общеучрежденческие косвенные  расходы (включая: 110100 по АУП и вспомогательному персоналу; соответственно 110200)


 

Таблица 3

Поведение постоянных и переменных издержек при изменениях объема оказания услуг

 

Объем реализации услуг

Переменные  затраты

Постоянные  затраты

Суммарные

На единицу  услуг

Суммарные

На единицу  услуг

Растет

Увеличиваются

Неизменны

Неизменны

Уменьшаются

Падает

Уменьшаются

Неизменны

Неизменны

Увеличиваются


 

Достаточно трудно в  бухгалтерском учете бюджетного учреждения разделить некоторые  расходы на постоянные и переменные. Расходы могут включать элементы постоянных и переменных издержек.

Примеры смешанных расходов:

    • оплата электроэнергии, которая расходуется на проведение лечебного процесса и общие нужды учреждения;
    • заработная плата медицинского персонала, состоящая из постоянного оклада по тарификации и доплат за ведение платных больных и т.п.

Информация о работе Бизнес-план учреждения здравоохранения