Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2015 в 19:36, дипломная работа
Целью данной работы является изучение ассортимента и конкурентоспособности автомобилей, реализуемых в г.Энгельсе, на примере Открытого акционерного общества «Покровск-Лада». Таким образом, задачей дипломной работы является ориентация в широком ассортименте автомобильного рынка и оценка конкурентоспособности данного вида товара. А, рассмотрев уровень продаж автомобилей, сможем определить предпочтения жителей города и оказать квалифицированную помощь предприятию ОАО «Покровск-Лада» в грамотном формировании ассортимента легковых автомобилей.
Введение_________________________________________________
1. Литературный обзор ____________________________________
1.1. Автомобильный рынок России ___________________________
1.2. Общая характеристика легковых автомобилей _____________
1.3. Конкурентоспособность ________________________________
1.4. Значение и содержание коммерческой работы по
оптовым закупкам ____________________________________
2. Экспериментальная часть ________________________________
2.1. Общая характеристика ОАО «Покровск-Лада» ____________ 2.2. ОАО «Покровск-Лада» на автомобильном рынке области ____
2.3. Характеристика ассортимента легковых автомобилей, реализуемых на ОАО «Покровск-Лада»____________________
2.4. Требования нормативной документации к качеству
легковых автомобилей __________________________________
2.5. Обслуживание легковых автомобилей _____________________
2.6. Требования, предъявляемые потребителями к современным легковым автомобилям ____________________________________
2.7. Изучение покупательского спроса ________________________
2.8. Оценка конкурентоспособности автомобилей, реализуемых ОАО «Покровск-Лада» _____________________________________
Выводы и предложения ___________________________________
Список использованной литературы _________________
15% считает, что их автомобиль не имеет недостатков; 17% - имеет незначительные недостатки.
Причинами недостатков в 14% случаев является заводской брак; 32% - брак зап.частей; 25% - авария; 17% - плохое обслуживание и 12% - некачественный бензин.
Основная часть
15% опрошенных собираются в
На вопрос о широте ассортимента 34% отметили, что он не достаточно широк, 29% считают, что ассортимент достаточно широкий и 37% считают, что предлагается малый выбор автомобилей.
При этом 19% предпочтут приобрести автомашину по объявлению, 36% - на авто базаре и 45% в автосалоне.
При выборе автомобиля покупатели руководствуются следующими факторами: цена – 31%; технические характеристики – 17%; качество – 17%; дизайн, цвет – 13%; безопасность – 12%; экономичность расхода бензина – 6%; комплектация – 4% (рис.1).
17% предпочтут черный цвет
20% покупателей предпочли бы кожаную обивку салона; 32% - велюровый салон; 33% - из дерматина и для 15% это не имеет значения.
значимость, 31
%
17 17
6
4
1 2 3
4 5 6
7 показатели
Рис.1. Распределение значимости показателей автомобилей среди потребителей, %.
1 – цена; 2 – технические характеристики; 3 – качество; 4 – дизайн, цвет; 5 – безопасность; 6 – экономичность расхода бензина; 7 – комплектация.
39
предпочтение,
%
1 2 3 4 цвет
Рис.2. Предпочтения потребителей при выборе цвета автомобиля, %.
1 – цветной автомобиль; 2 – белый; 3 – черный; 4 – не имеет значения.
Покупатель, стремясь к приобретению автомобиля, придает большое значение всем затратам, которые будут с этим связаны. Покупка транспортного средства это лишь исходный пункт, в ходе эксплуатации возникают дополнительные расходы: на ремонт, регулировку, горюче-смазочные материалы, дополнительное оборудование, инструмент, запасные колеса, шины и многое другое. Таким образом, при покупке автомобиля покупатель несет расходы как по приобретению, так и по его использованию. Поэтому большое значение уделяется выбору той или иной модели автомобиля, в зависимости от назначения, надежности, удобства пользования, внешнего вида и стоимости транспортного средства.
Изучение и прогнозирование покупательского спроса является необходимым маркетинговым условием для проведения успешной коммерческой работы по закупкам товаров.
Для проведения работы по изучению и прогнозированию спроса на крупных и средних торговых предприятиях создаются маркетинговые службы (отделы), одной из основных функций которых является изучение как общего объема спроса (емкости рынка), так и внутри групповой структуры спроса на закупаемые товары.
На ОАО «Покровск-Лада» подобного специализированного отдела, занимающегося изучением покупательского спроса, нет. Выяснение уровня спроса ведется в течение работы, путем изучения количества продаваемого товара (автомашин, запчастей к ним), оказываемых услуг.
Рассмотрим объем реализации автомобилей по маркам и месяцам в течение 2002 года. Как показано в таблице 7, наибольший объем продаж приходится на вторую половину года.
Таблица 7
Объем реализации легковых автомобилей за 2002г. на ОАО «Покровск-Лада», шт.
На ОАО «Покровск-Лада» наиболее предпочтительными для покупателей являются автомобили отечественного производства – 93% от всего объема продаж за 2002 год (Приложение № 7). Из них наибольшим спросом пользовались автомобили ВАЗ и ГАЗ. Из импортных автомобилей основным спросом пользуются марки ДЭУ и КИА (Приложение № 8).
В нашем городе большую часть населения составляет средний класс, вероятно, именно поэтому спросом пользуется в основном отечественная продукция. Автомобили отечественного производства имеют меньшую стоимость по сравнению с импортными, запасные части к ним дешевле и более доступны. Техническое обслуживание и ремонт производятся в любом автосалоне. Также отечественные автомобили наиболее пригодны в условиях российских дорог. При эксплуатации импортных автомобилей возникают дополнительные трудности. Более дорогие и не всегда легко доступные запасные части, не все автосалоны имеют подготовленных специалистов и необходимое оборудование для технического обслуживания и ремонта импортных автомобилей. Также низкий спрос на импортные автомобили объясняется тем , что в г.Саратове имеются специализированные центры по продаже этих машин ( Хундай, Опель, Мерседес, Митсубиси).
На июль месяц пришелся
пик реализации автомобилей
Ежедневно сотрудники торгового отдела узнают расценки на подобную продукцию в конкурирующих фирмах.
В рекламных целях для привлечения покупателей проводятся выставки автомобилей. Дается реклама в газетах, на радио, по телевидению в виде бегущей строки и рекламного ролика. Так же выставляются рекламные щиты.
2.8. Оценка конкурентоспособности автомобилей, реализуемых ОАО «Покровск-Лада»
Конкурентоспособность – важнейшая особенность товаров-конкурентов, базирующаяся на определенных принципах: комплексность, относительность, социальная адресность [9].
Комплексность конкурентоспособности товаров заключается в том, что при ее оценке должна учитываться совокупность критериев, определяющих особенности товаров-конкурентов.
Относительность конкурентоспособности предполагает сравнительный характер ее оценки, когда выбранные критерии одного товара сравниваются с критериями другого товара, принятыми за базовые.
Социальная адресность конкурентоспособности определяется степенью удовлетворения с помощью товаров-конкурентов потребностей конкретных социально ориентированных сегментов потребителей. Так, одни и те же товары могут обладать конкурентоспособностью для определенных потребителей и не обладать ею – для других.
Оценка конкурентоспособности товаров – совокупность операций по выбору критериев (показателей) конкурентоспособности, установлению действительных значений этих показателей для товаров-конкурентов и сопоставлению значений показателей анализируемых товаров с товарами, принятыми в качестве базовых.
Оценка конкурентоспособности товаров по объему их продаж рассчитывается по следующей формуле [9]:
qi = Pi/Pio * 100% ( 1 )
где qi - единичный показатель конкурентоспособности товара по i-му параметру, %;
Pi - величина i-го параметра для анализируемого товара;
Pio – величина i-го параметра для базового товара.
Используя данную формулу и взяв за базовый автомобиль марки ГАЗ, рассчитаем конкурентоспособность товаров по объему продаж.
qВАЗ = 371/793 * 100% = 46.8 %
qУАЗ = 58/793 * 100% = 7.3 %
qИж = 12/793 * 100% = 1.5 %
qПАЗ = 1/793 * 100% = 0.1 %
qДЭУ = 43/793 * 100% = 5.4 %
qКИА = 39/793 * 100% = 4.9 %
qХундай = 10/793 * 100% = 1.3 %
qШкода = 1/793 * 100% = 0.1 %
Для большего удобства выразим полученные данные в виде графика (рис.3).
46,8
конкуренто-
спсобность, %
Рис.3. Конкурентоспособность автомобилей, реализуемых ОАО «Покровск-Лада», по объему их продаж.
Таким образом оценка конкурентоспособности по объему продаж показала, что наивысший показатель имеют автомобили марки ВАЗ. Импортные автомобили марок ДЭУ, КИА, Хундай, Шкода – имеют низкую конкурентоспособность за счет достаточно высоких цен. А отечественные автомобили марок УАЗ, ПАЗ, Иж – из-за низких технических характеристик и качества, а также устарения данных моделей.
Во время анкетирования (п.п.2.6) были заданы дополнительные вопросы. Опрашиваемые дали балльную оценку различных наиболее востребованных моделей автомобилей по следующим показателям: цена, технические характеристики, качество, эстетические характеристики, безопасность, экономичность, комплектация. После проведенного анализа ответов все результаты представлены в таблице 8.
Таблица 8
Показатели конкурентоспособности различных марок автомобилей, реализуемых ОАО «Покровск-Лада»
Показатели |
Коэф-нт веса |
Оценка конкурентоспособности различных моделей автомобилей, баллы | |||||
ВАЗ-21093 |
ГАЗ-3110 |
УАЗ-3909 |
ДЭУ Нексия |
КИА Рио |
Хундай Акцент | ||
Цена |
0,2 |
3 |
4 |
2 |
3 |
5 |
5 |
Тех.хар-ки |
0,1 |
4 |
4 |
3 |
4 |
5 |
4 |
Качество |
0,2 |
4 |
3 |
2 |
4 |
5 |
5 |
Эстет. хар-ки |
0,25 |
4 |
4 |
2 |
4 |
5 |
5 |
Безопасность |
0,07 |
3 |
3 |
3 |
4 |
5 |
4 |
Экономичность |
0,1 |
4 |
3 |
2 |
3 |
5 |
5 |
Комплектация |
0,08 |
3 |
3 |
1 |
3 |
5 |
4 |
Имеющиеся данные используем для расчета комплексного показателя конкурентоспособности по следующей формуле [9]:
Iтп = Σ ai * Pi/Pio * 100% ( 2 )
где Iтп – групповой показатель конкурентоспособности по техническим параметрам, %;
ai – коэффициент весомости;
Pi – величина i-го параметра для анализируемого товара;
Pio – величина i-го параметра для базового товара;
n – число параметров, участвующих в анализе.
После проведенных расчетов все полученные результаты оформили в таблице 9.
Таблица 9
Конкурентоспособность автомобилей,
реализуемых
Модель автомобиля |
Комплексный показатель конкурентоспособности, % |
ГАЗ-3110 |
100 |
УАЗ-3909 |
59 |
ДЭУ Нексия |
100 |
КИА Рио |
140 |
Хундай Акцент |
131 |
Таким образом, таблица 9 показывает, что из представленных автомобилей наиболее конкурентоспособны марки КИА и Хундай, марки ГАЗ и ДЭУ имеют средний показатель, а автомобили УАЗ – низкий показатель конкурентоспособности. Как отметили опрашиваемые: автомобили КИА и Хундай имеют достаточно высокое качество исполнения, технические и эстетические характеристики, экономичный расход бензина, также автомашины хорошо укомплектованы. Автомобили марки УАЗ имеют низкие технические и эстетические характеристики, а также большой расход бензина.
Для более четкого определения конкурентоспособности исследуемых моделей рассчитаем экономический показатель и интегральный показатель конкурентоспособности. Подход к оценке экономических параметров товара во многом сходен с анализом по техническим параметрам [8].
Iэп = C/Co ( 3 ),
где Iэп – групповой показатель по экономическим параметрам;
С – цена анализируемого товара;
Со – цена базового товара.
Таблица 10
Стоимость автомобилей,
реализуемых ОАО «Покровск-
Модель автомобиля |
Стоимость, у.е. |
ВАЗ-21093 |
5200 |
ГАЗ-3110 |
4800 |
УАЗ-3909 |
4700 |
ДЭУ Нексия |
8000 |
КИА Рио |
12500 |
Хундай Акцент |
10000 |