Оценка ассортимента и конкурентоспособности автомобилей, реализуемых ОАО «Покровск-Лада»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2015 в 19:36, дипломная работа

Краткое описание

Целью данной работы является изучение ассортимента и конкурентоспособности автомобилей, реализуемых в г.Энгельсе, на примере Открытого акционерного общества «Покровск-Лада». Таким образом, задачей дипломной работы является ориентация в широком ассортименте автомобильного рынка и оценка конкурентоспособности данного вида товара. А, рассмотрев уровень продаж автомобилей, сможем определить предпочтения жителей города и оказать квалифицированную помощь предприятию ОАО «Покровск-Лада» в грамотном формировании ассортимента легковых автомобилей.

Содержание

Введение_________________________________________________
1. Литературный обзор ____________________________________
1.1. Автомобильный рынок России ___________________________
1.2. Общая характеристика легковых автомобилей _____________
1.3. Конкурентоспособность ________________________________
1.4. Значение и содержание коммерческой работы по
оптовым закупкам ____________________________________
2. Экспериментальная часть ________________________________
2.1. Общая характеристика ОАО «Покровск-Лада» ____________ 2.2. ОАО «Покровск-Лада» на автомобильном рынке области ____
2.3. Характеристика ассортимента легковых автомобилей, реализуемых на ОАО «Покровск-Лада»____________________
2.4. Требования нормативной документации к качеству
легковых автомобилей __________________________________
2.5. Обслуживание легковых автомобилей _____________________
2.6. Требования, предъявляемые потребителями к современным легковым автомобилям ____________________________________
2.7. Изучение покупательского спроса ________________________
2.8. Оценка конкурентоспособности автомобилей, реализуемых ОАО «Покровск-Лада» _____________________________________
Выводы и предложения ___________________________________
Список использованной литературы _________________

Вложенные файлы: 1 файл

diplom.doc

— 605.00 Кб (Скачать файл)

15% считает, что их автомобиль  не имеет недостатков; 17% - имеет незначительные недостатки.

Причинами недостатков в 14% случаев является  заводской брак; 32% - брак зап.частей; 25% - авария; 17%  - плохое обслуживание и 12% - некачественный бензин.

 Основная часть автомобилистов  производит ремонт достаточно регулярно – 52%;  27% - около года назад; 21% - более 3 лет назад.

15% опрошенных собираются в скором  времени сменить автомобиль, 27% - не собираются менять автомашину  и 58% затрудняются ответить на  данный вопрос. 62% предпочли бы  приобрести отечественный автомобиль, а 38% - импортный.

На вопрос о широте ассортимента 34% отметили, что он не достаточно широк, 29% считают, что ассортимент достаточно широкий и 37%  считают, что предлагается малый выбор автомобилей.

При этом 19% предпочтут приобрести автомашину по объявлению, 36% - на авто базаре и 45% в автосалоне.

При выборе автомобиля покупатели руководствуются следующими факторами:   цена – 31%;  технические характеристики – 17%;  качество – 17%;  дизайн, цвет – 13%;  безопасность – 12%;  экономичность расхода бензина – 6%;  комплектация – 4% (рис.1).

17% предпочтут черный цвет автомобиля; 34% - белого цвета; 39% - предпочтут  автомашину иного цвета и только  для  10% цвет не имеет значения (рис.2).

20% покупателей предпочли бы  кожаную обивку салона; 32% - велюровый салон; 33% - из дерматина и для 15% это не имеет значения.       

 

 

 

 


значимость,        31

        %                   


17   17

  


                                                     13    12


 6


 4


 


                               1     2      3      4      5      6     7     показатели                                          

 

Рис.1. Распределение значимости показателей автомобилей среди потребителей, %.

1 – цена; 2 – технические характеристики; 3 – качество; 4 – дизайн, цвет; 5 – безопасность; 6 – экономичность расхода бензина; 7 – комплектация.

 

 39


предпочтение,                   34


 %


                                                      17    

                                                                10



 

                                                                                             


1        2         3        4          цвет

 

Рис.2. Предпочтения потребителей при выборе цвета автомобиля, %.

1 – цветной автомобиль; 2 – белый; 3 – черный; 4 – не имеет значения.

 

Покупатель, стремясь к приобретению автомобиля, придает большое значение всем затратам, которые будут с этим связаны. Покупка транспортного средства это лишь исходный пункт, в ходе эксплуатации возникают дополнительные расходы: на ремонт, регулировку, горюче-смазочные материалы, дополнительное оборудование, инструмент, запасные колеса, шины и многое другое.  Таким образом, при покупке автомобиля покупатель несет расходы как по приобретению, так и по его использованию. Поэтому большое значение уделяется выбору той или иной модели автомобиля, в зависимости от  назначения, надежности, удобства пользования, внешнего вида и стоимости транспортного средства.

 

    1. Изучение покупательского спроса

Изучение и прогнозирование покупательского спроса является необходимым маркетинговым условием для проведения успешной коммерческой работы по закупкам товаров.

Для проведения работы по изучению и прогнозированию спроса на крупных и средних торговых предприятиях создаются маркетинговые службы (отделы), одной из основных функций которых является изучение как общего объема спроса (емкости рынка), так и внутри групповой структуры спроса на закупаемые товары.

На ОАО «Покровск-Лада» подобного специализированного отдела, занимающегося изучением покупательского спроса, нет. Выяснение уровня спроса ведется в течение работы, путем изучения количества продаваемого товара (автомашин, запчастей к ним), оказываемых услуг.

Рассмотрим объем реализации автомобилей по маркам и месяцам в течение 2002 года. Как показано в таблице 7, наибольший объем продаж приходится на вторую половину года.

Таблица 7

Объем реализации легковых автомобилей за 2002г. на               ОАО «Покровск-Лада», шт.

 


На ОАО «Покровск-Лада» наиболее предпочтительными  для покупателей являются  автомобили отечественного производства – 93% от всего объема продаж за 2002 год (Приложение № 7). Из них наибольшим спросом пользовались автомобили ВАЗ и ГАЗ. Из импортных автомобилей основным спросом пользуются марки ДЭУ и КИА (Приложение № 8).

В нашем городе большую часть населения составляет средний класс, вероятно, именно поэтому спросом пользуется в основном отечественная продукция. Автомобили отечественного производства имеют меньшую стоимость по сравнению с импортными, запасные части к ним дешевле и более доступны. Техническое обслуживание и ремонт производятся в любом автосалоне. Также отечественные автомобили наиболее пригодны в условиях российских дорог. При эксплуатации  импортных автомобилей возникают  дополнительные трудности. Более дорогие и не всегда легко доступные запасные части, не все автосалоны имеют подготовленных специалистов и необходимое оборудование для технического обслуживания и ремонта импортных автомобилей. Также низкий спрос  на импортные автомобили объясняется тем , что в г.Саратове  имеются специализированные центры по продаже этих машин ( Хундай, Опель, Мерседес, Митсубиси).  

 На июль месяц пришелся  пик реализации автомобилей ГАЗ, что вероятно связано с увеличением  автопарка маршрутных такси. Наибольший  объем продаж  приходится на вторую половину года. Летом спрос на автомобили стимулируют дачный сезон, пора отпусков и летнего отдыха. Ближе к концу года люди, в наше не стабильное время, начинают опасаться экономических реформ, падения курса рубля и стараются вложить свои накопления в какую-либо собственность. Хорошим вложением средств является приобретение автомобиля. 

Ежедневно сотрудники торгового отдела узнают расценки на подобную продукцию в конкурирующих фирмах.

В рекламных целях для привлечения покупателей проводятся выставки автомобилей. Дается реклама в газетах, на радио, по телевидению в виде бегущей строки и рекламного ролика. Так же выставляются рекламные щиты.

 

2.8. Оценка конкурентоспособности  автомобилей, реализуемых  ОАО «Покровск-Лада»

 

Конкурентоспособность – важнейшая особенность товаров-конкурентов, базирующаяся на определенных принципах: комплексность, относительность, социальная адресность [9].

Комплексность конкурентоспособности товаров заключается в том, что при ее оценке должна учитываться совокупность критериев, определяющих особенности товаров-конкурентов.

Относительность конкурентоспособности предполагает сравнительный характер ее оценки, когда выбранные критерии одного товара сравниваются с критериями другого товара, принятыми за базовые.

Социальная адресность конкурентоспособности определяется степенью удовлетворения с помощью товаров-конкурентов потребностей конкретных социально ориентированных  сегментов потребителей. Так, одни и те же товары  могут обладать конкурентоспособностью для определенных потребителей и не обладать ею – для  других.

Оценка конкурентоспособности товаров – совокупность операций  по выбору критериев (показателей) конкурентоспособности, установлению действительных значений этих показателей для товаров-конкурентов и сопоставлению значений показателей анализируемых товаров с товарами, принятыми в качестве базовых.

Оценка конкурентоспособности товаров по объему их продаж рассчитывается по следующей формуле [9]:

 

qi = Pi/Pio * 100%                     ( 1 )

 

где   qi   - единичный показатель конкурентоспособности товара по i-му параметру, %;

         Pi - величина i-го параметра для анализируемого товара;

         Pio – величина i-го параметра для базового товара.

 

Используя данную формулу и взяв за базовый автомобиль марки ГАЗ, рассчитаем конкурентоспособность товаров по объему продаж.

qВАЗ = 371/793 * 100% = 46.8 %

qУАЗ = 58/793 * 100% = 7.3 %

qИж = 12/793 * 100% = 1.5 %

qПАЗ = 1/793 * 100% = 0.1 %

qДЭУ = 43/793 * 100% = 5.4 %

qКИА = 39/793 * 100% = 4.9 %

qХундай = 10/793 * 100% = 1.3 %

qШкода = 1/793 * 100% = 0.1 %

 

Для большего удобства выразим полученные данные в виде графика (рис.3).

 46,8


  конкуренто-


  спсобность, %

 

 

                                                           

                                                              7,3           

                                                      5,3     


                                                                4,9                                        


                                                                                   1,5     1,3


                                                                             1,5                             0,1     0,1   


                                                                                                                                     


 

                                 ВАЗ      УАЗ     ДЭУ    КИА       Иж    Хундай   ПАЗ    Шкода
                                                               Марки автомобилей

 

Рис.3. Конкурентоспособность автомобилей, реализуемых ОАО «Покровск-Лада»,  по объему их продаж. 

Таким образом оценка конкурентоспособности по объему продаж показала, что наивысший показатель имеют автомобили марки ВАЗ. Импортные  автомобили марок ДЭУ, КИА, Хундай, Шкода – имеют низкую конкурентоспособность за счет достаточно высоких цен. А отечественные автомобили марок УАЗ, ПАЗ, Иж – из-за низких технических характеристик и качества, а также устарения данных моделей.

Во время анкетирования (п.п.2.6) были заданы дополнительные вопросы. Опрашиваемые дали балльную оценку различных наиболее востребованных моделей автомобилей по следующим показателям: цена, технические характеристики, качество, эстетические характеристики, безопасность, экономичность, комплектация. После проведенного анализа ответов все результаты представлены в таблице 8.

Таблица 8

Показатели конкурентоспособности различных марок автомобилей, реализуемых ОАО «Покровск-Лада»

 

Показатели

Коэф-нт веса

Оценка конкурентоспособности различных моделей автомобилей, баллы

ВАЗ-21093

ГАЗ-3110

УАЗ-3909

ДЭУ Нексия

КИА Рио

Хундай Акцент

Цена

0,2

3

4

2

3

5

5

Тех.хар-ки       

0,1

4

4

3

4

5

4

Качество

0,2

4

3

2

4

5

5

Эстет. хар-ки

0,25

4

4

2

4

5

5

Безопасность

0,07

3

3

3

4

5

4

Экономичность

0,1

4

3

2

3

5

5

Комплектация

0,08

3

3

1

3

5

4


 

Имеющиеся данные используем для расчета комплексного показателя конкурентоспособности по следующей формуле [9]:

                                                                   n=7

Iтп = Σ ai * Pi/Pio * 100%            ( 2 )

                                                       i=1

где  Iтп – групповой показатель конкурентоспособности по техническим параметрам, %;

        ai – коэффициент весомости;

        Pi – величина i-го параметра для анализируемого товара;

Pio – величина  i-го параметра для базового товара;

n – число параметров, участвующих в анализе.

 

После проведенных расчетов все полученные результаты оформили в таблице 9.

 

Таблица 9

Конкурентоспособность автомобилей, реализуемых                        ОАО «Покровск-Лада»

Модель автомобиля
Комплексный показатель конкурентоспособности, %

ГАЗ-3110

100

УАЗ-3909

59

ДЭУ Нексия

100

КИА Рио

140

Хундай Акцент

131


 

Таким образом,  таблица 9 показывает, что из представленных автомобилей наиболее конкурентоспособны  марки КИА и Хундай, марки ГАЗ и ДЭУ  имеют средний показатель, а автомобили УАЗ – низкий показатель конкурентоспособности. Как отметили опрашиваемые: автомобили КИА и Хундай имеют достаточно высокое качество исполнения, технические  и эстетические характеристики, экономичный расход бензина, также автомашины хорошо укомплектованы. Автомобили марки УАЗ  имеют низкие технические и эстетические характеристики, а также большой расход бензина.

Для более четкого определения конкурентоспособности  исследуемых моделей рассчитаем экономический показатель и интегральный показатель конкурентоспособности. Подход к оценке экономических параметров товара во многом сходен с анализом по техническим параметрам [8].

 

Iэп = C/Co                         ( 3 ),

 

где  Iэп – групповой показатель по экономическим параметрам;

С – цена анализируемого товара;

        Со – цена базового товара.

 

Таблица 10

 Стоимость автомобилей, реализуемых ОАО «Покровск-Лада»

Модель автомобиля

Стоимость, у.е.

ВАЗ-21093

5200

ГАЗ-3110

4800

УАЗ-3909

4700

ДЭУ Нексия

8000

КИА Рио

12500

Хундай Акцент

10000

Информация о работе Оценка ассортимента и конкурентоспособности автомобилей, реализуемых ОАО «Покровск-Лада»