Практика реализации инвестиционной стратегии на территории РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2015 в 22:43, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы состоит в изучении инвестиционной стратегии и ее роли в развитии территории.
Исходя из заданной цели, целесообразна постановка следующих задач, отражающих логическую структуру данной курсовой работы:
1) изучить понятие, принципы и этапы разработки инвестиционных стратегий;
2)определить роль инвестиционной стратегии в системе государственного регулирования;
3)рассмотреть нормативно- правовое обеспечение инвестиционной деятельности;
4)сравнить инвестиционные стратегии Калужской и Нижегородской области;
5)исследовать инвестиционную стратегию Пензенской области;

Содержание

Введение...................................................................................................................................3
1 Теоретико- методологические аспекты инвестиционной стратегии……………...…5
1.1 Понятие, принципы и этапы разработки инвестиционных стратегий…...………..5
1.2 Роль инвестиционной стратегии в системе государственного регулирования…...9
1.3 Нормативно- организационное обеспечение инвестиционной деятельности......22
2 Практика реализации инвестиционной стратегии на территории РФ………………...29
2.1 Анализ и сравнение инвестиционного климата Калужской и Нижегородской области……………………………………………………………………………………. 29
2.2 Отличительные особенности инвестиционной стратегии Пензенской области....37
2.3 Направления совершенствования и реализация инвестиционной стратегии регионов……………………………………………………………………………….………48
Заключение.............................................................................................................................54
Список использованных источников информации..........................................................57

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа ноябрь 2014.doc

— 2.22 Мб (Скачать файл)

   1.3 Нормативно- организационное обеспечение инвестиционной деятельности

 

Инвестирование экономики- процесс на данном этапе развития России неизбежный. Поскольку, использование в качестве инвестиций государственных займов и иностранных кредитов, как показала практика, весьма неэффективно, необходимо привлекать частный, в том числе и иностранный капитал в экономику Российской Федерации, и для этого нужно совершенствовать законодательную базу, регулирующую инвестиционный процесс в России.

Право устанавливает нормативную базу, определяет положение субъекта инвестиционной деятельности, устанавливает юридическую ответственность, определяет различное использование инвестиционной деятельности и контролирует отношения между участниками, в том числе и с государством.

В рыночной экономике основная роль экономико-правовых регуляторов - стимулировать и направлять инвестиционный процесс для сбалансированного развития национальной экономики.

Правовое регулирование инвестиционной деятельности в Российской Федерации осуществляется двумя законодательствами. Первое-это специальное инвестиционное законодательство, второе - гражданское и хозяйственное. Инвестиционное законодательство контролирует и направляет порядок привлечения отечественных и иностранных инвестиций. Специальное правовое регулирование инвестиционной деятельности представлено нормативно-правовыми актами, поэтому носит комплексный характер [12].

Стимулировать инвестиционную деятельность необходимо в связи с высокими инвестиционными рисками и высокой стоимостью кредитных ресурсов. Действующая система стимулов реализуется в форме налоговых и таможенных льгот и имеет фискальный характер. Налоговые льготы, представляемые субъектами федерации инвесторам, распространяются на все налоги, составляющие бюджет инвесторов.

Нормативно-правовые акты по своей сути направлены на обеспечение дополнительных налоговых льгот и предоставление бюджетных гарантий инвесторам.

Для инициирования стабильного инвестиционного подъема необходима благоприятная среда инвестиционной деятельности, разработка методов и форм экономического регулирования, которые учитывают реальную инвестиционную ситуацию. Роль и место государства в переходной экономике в целом и в частности в инвестиционном процессе - дискуссионная тема среди ученых. Главной их целью является поиск ответа на вопрос об определенной роли государства в рыночной экономике.

Основная задача государства - это создание благоприятных условий для роста частных инвестиций при ограничении своей функции непосредственного инвестора. Переходная экономическая система, выведенная из сторон, требует более активного участия государства. Это показывает российская экономическая практика истекшего десятилетия.

Участие государства осуществляется не только в создании правовой основы деятельности частных инвесторов, но и в прямом инвестировании для достижения необходимых структурных сдвигов. Невозможно переоценить особую роль государственных инвестиций.

Основным стратегическим документом, утвердившим направления, цели и индикаторы социально-экономического развития РФ, является Концепция долгосрочного развития России на период до 2020 года (КДР–2020) [3].

Формирование инвестиционных ресурсов является основным исходным условием осуществления инвестиционного процесса и в частности в КДР–2020 описаны основные направления формирования инвестиционного ресурса:

1)  повышение склонности  населения к сбережениям, в том числе посредством:

- повышения надежности банков и других финансовых институтов через их ускоренную капитализацию, улучшение пруденциального надзора, расширение инструментов рефинансирования;

- развития финансовой грамотности населения;

- создания новых финансовых инструментов для населения, развития сферы коллективных инвестиций;

- развития страхования рисков, включая страхование ответственности финансовых посредников, формирование гарантийных и компенсационных фондов, развитие рынка производных финансовых инструментов с целью хеджирования рисков;

2) формирование рынка  целевых облигаций, в частности  под инфраструктурные проекты;

3) расширение вовлечения  в инвестиционный оборот средств  институциональных инвесторов:

- стимулирование развития накопительных пенсионных систем, как обязательных, так и добровольных, и расширение допустимого инструментария для инвестирования пенсионных накоплений;

- формирование комплексной системы финансовых институтов развития, развитие механизмов частно-государственного партнерства для инвестиционных целей;

- стимулирование развития страхового рынка с одновременным совершенствованием требований к инвестированию страховых резервов;

4) налоговое стимулирование  национальных и зарубежных инвесторов  к использованию долгосрочных финансовых инструментов [2].

Формирование инвестиционных ресурсов предприятия представляет собой непрерывный процесс. Процесс формирования инвестиционных ресурсов носит детерминированный и регулируемый характер.

В 2014 году Государственной Думой был принят закон «О стратегическом планировании в РФ», который регулирует отношения, возникающие между участниками стратегического планирования. Данный закон также является одним из основополагающих в анализе инвестиционной стратегии территории. Данный ФЗ устанавливает правовые основы стратегического планирования в Российской Федерации, координации государственного и муниципального стратегического управления и бюджетной политики, полномочия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и порядок их взаимодействия с общественными, научными и иными организациями в сфере стратегического планирования [2].

В 2011 году Правительством РФ была создана автономная некоммерческая организация- Агентcтво стратегических инициатив, для реализации комплекса мер в экономической и социальной сферах. В частности, для продвижения приоритетных проектов, реализации мероприятий по улучшению предпринимательской среды в России, развитию профессиональных кадров. Помощь Агентства заключается в координации взаимодействия с финансовыми организациями, институтами развития, фондами, координации взаимодействия с органами власти по вопросу оказания мер поддержки, содействии в решении системных проблем (различные барьеры нормативно-правового, административного характера, изменение ГОСТов и т. д.) [21]. 

Отличительная особенность Стандарта — то, что он задуман как «обновляемый» и «пополняемый»: содержащиеся в нем требования будут периодически корректироваться с учетом результатов их применения.

Требования Стандарта:

1) Утверждение высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации инвестиционной стратегии региона.

2) Утверждение высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации инвестиционного меморандума региона.

3) Утверждение ежегодно обновляемого Плана создания объектов необходимой для инвесторов инфраструктуры в регионе.

4)  Принятие закона субъекта Российской Федерации о защите прав инвесторов и механизмах поддержки инвестиционной деятельности.

5)  Принятие нормативного акта, регламентирующего процедуру оценки регулирующего воздействия принятых и принимаемых нормативно-правовых актов, затрагивающих предпринимательскую деятельность.

6)  Наличие Совета по улучшению инвестиционного климата.

7) Наличие специализированной организации по привлечению инвестиций и работе с инвесторами.

8)  Наличие доступной инфраструктуры для размещения производственных и иных объектов инвесторов (промышленных парков, технологических парков)

9)  Наличие механизмов профессиональной подготовки и переподготовки по специальностям, соответствующим инвестиционной стратегии региона и потребностям инвесторов.

10) Наличие системы обучения, повышения и оценки компетентности сотрудников профильных органов государственной власти субъектов Российской Федерации и специализированных организаций по привлечению инвестиций и работе с инвесторами.

11) Включение представителя потребителей энергоресурсов в состав органа исполнительной власти субъекта РФ в сфере государственного регулирования тарифов - региональной энергетической комиссии (РЭК) и создание коллегиального совещательного органа при РЭК, включающего представителей делового сообщества.

12) Наличие канала (каналов) прямой связи инвесторов и руководства субъекта Российской Федерации для оперативного решения возникающих в процессе инвестиционной деятельности проблем и вопросов.

13) Создание специализированного двуязычного интернет - портала об инвестиционной деятельности в субъекте Российской Федерации.

14) Ежегодное послание высшего должностного лица субъекта Российской Федерации «Инвестиционный климат и инвестиционная политика субъекта Российской Федерации».

15) Наличие в субъекте Российской Федерации единого регламента сопровождения инвестиционных проектов по принципу «единого окна» [21].

Указанные в Стандарте требования являются при надлежащей реализации минимально достаточными и будут способствовать улучшению инвестиционного климата в российских регионах. Настоящий Стандарт описывает нормативные и иные документы и организационные решения, которые должны быть приняты в субъекте Российской Федерации и дает рекомендации к их содержанию.

Основные проблемы государственно-правового регулирования инвестиционной деятельности в РФ:

  1. Нарушение равновесия между спросом и предложением, вызванное тем, что ни объем производства товара, ни объём его спроса невозможно достоверно предсказать.
  2. Высокий уровень инфляции.

а) малая прогнозируемость будущего,

б) увеличение стоимости кредитов.

3) Слабо развитая инфраструктура.

4) Коррупция.

5) Большая численность госаппарата(  дорого обходится содержание).

6) Низкий уровень стимулирования  государством инвестиционных процессов: 

а) создание благоприятной экономической и правовой среды для участников инновационной деятельности, включая защиту прав интеллектуальной собственности;

 б) формирование инфраструктуры  для поддержки развития различных  форм инновационно-технологического  предпринимательства, в том числе  малых инновационных предприятий;

в) совершенствование системы государственной поддержки коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности, подготовки производства и выхода на рынок инновационной продукции (услуг), включая подготовку и переподготовку кадров для инновационной деятельности.

7) Современное состояние российской  экономики может сохраняться до тех пор, пока за счёт высоких мировых цен на сырьё (главным образом – на нефть) иерархия обеспечивает свои потребности и не зависит от гражданского общества, а уровень жизни общества устраивает граждан. Но это равновесие неустойчиво и может быть разрушено очередным мировым кризисом [11].

Формирование четкой правовой позиции РФ по вопросам налогообложения иностранных юридических лиц должно положительно сказаться не только на притоке инвестиций из зарубежных источников, но и на бюджетных поступлениях.

Во-первых, это несоответствие ряда положений правовых актов провозглашенному либеральному курсу на привлечение иностранных инвестиций в страну.

Во-вторых, наибольшие проблемы в правовом регулировании налогового статуса иностранных юридических лиц вызывает общая нестабильность российской налоговой системы, ее частые корректировки, опасение непредсказуемых изменений налоговых условий в будущем.

В сфере ведения операций внешнеэкономического характера, которые являются в случаях с иностранными юридическими лицами ключевыми, необходимо отметить, что в российском законодательстве до настоящего времени отсутствуют какие-либо специальные, отличные от российских императивных материально-правовых норм требования, регулирующие данные операции.

Для развития инвестиционной деятельности в нашей стране со стороны государства необходимо применение мер, направленных на привлечение инвестиций.

 

   2 Практика реализации инвестиционной стратегии на территории РФ

 
    2.1 Анализ и сравнение инвестиционного климата Калужской и Нижегородской области

 

По уровню инвестиционной привлекательности Нижегородская и Калужская область являются одними из наиболее успешных в России, что подтверждается регулярными данными рейтинговых агентств (как российских, так и международных) (таблица 5).

Таблица.–5 Рейтинг инвестиционной привлекательности регионов России [31].

 

Лидирующие позиции по привлечению в экономику региона иностранных инвестиций благодаря продуманной стратегии социально-экономического развития занимает Калужская область, которая не имея начального капитала в виде богатства недр стала одним из наиболее привлекательных регионов для иностранных инвесторов.  В 2007 году здесь была завершена первая очередь завода немецкого автоконцерна Volkswagen. Вслед за ним сюда подтянулись другие автопроизводители, изготовители автокомпонентов, бытовой техники, строительных материалов и много чего еще [20].

Благоприятным условием для инвестирования в Нижегородскую область является то, что в Нижегородской области активно действуют свыше 100 предприятий с иностранным участием, инвестируют известные компании: Knauf, Wella, Coсa-Cola, Europe Foods GB (PASA), Glaverbel S. A., Tudor, Ingersoll-Rand и др [20].

Безусловно,  одним  из  самых  важных  показателей,  иллюстрирующим  уровень  развития  того  или  иного  региона,  является  валовой  региональный  продукт  (далее  —  ВРП),  который  представляет  собой  стоимость  товаров  и  услуг,  произведенных  для  конечного  использования.  На рисунке 6  можно проследить положительную динамику роста ВРП в исследуемых регионах.

Информация о работе Практика реализации инвестиционной стратегии на территории РФ