Практика реализации инвестиционной стратегии на территории РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2015 в 22:43, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы состоит в изучении инвестиционной стратегии и ее роли в развитии территории.
Исходя из заданной цели, целесообразна постановка следующих задач, отражающих логическую структуру данной курсовой работы:
1) изучить понятие, принципы и этапы разработки инвестиционных стратегий;
2)определить роль инвестиционной стратегии в системе государственного регулирования;
3)рассмотреть нормативно- правовое обеспечение инвестиционной деятельности;
4)сравнить инвестиционные стратегии Калужской и Нижегородской области;
5)исследовать инвестиционную стратегию Пензенской области;

Содержание

Введение...................................................................................................................................3
1 Теоретико- методологические аспекты инвестиционной стратегии……………...…5
1.1 Понятие, принципы и этапы разработки инвестиционных стратегий…...………..5
1.2 Роль инвестиционной стратегии в системе государственного регулирования…...9
1.3 Нормативно- организационное обеспечение инвестиционной деятельности......22
2 Практика реализации инвестиционной стратегии на территории РФ………………...29
2.1 Анализ и сравнение инвестиционного климата Калужской и Нижегородской области……………………………………………………………………………………. 29
2.2 Отличительные особенности инвестиционной стратегии Пензенской области....37
2.3 Направления совершенствования и реализация инвестиционной стратегии регионов……………………………………………………………………………….………48
Заключение.............................................................................................................................54
Список использованных источников информации..........................................................57

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа ноябрь 2014.doc

— 2.22 Мб (Скачать файл)

В целях мониторинга инвестиционного климата на территории Пензенской области, принятия оперативных решений и мер, во всех городских округах и муниципальных районах Пензенской области при главах администраций созданы муниципальные советы по улучшению инвестиционного климата и развитию предпринимательства.

Результаты выявления ключевых факторов инвестиционного климата систематизированы в SWOT- анализе, где представлены сильные и слабые стороны, а также угрозы и возможности (таблица 6).

Таблица 6.– SWOT- анализ инвестиционного климата Пензенской области [38].

 

Инвестиционный рейтинг региона – 53/3В1, что означает пониженный потенциал – умеренный риск. Среди регионов России по инвестиционному риску область занимает 46-е место, по инвестиционному потенциалу – 48-е место. Наименьший инвестиционный риск – законодательный, наибольший – управленческий. Наибольший потенциал – инновационный.

Понимая сложность и многосторонность задачи формирования благоприятного инвестиционного климата необходимо продолжить формирование самодостаточной и саморазвивающейся инвестиционной инфраструктуры. Инфраструктура реализации инвестиционной политики представляет собой развитие существующих и создание новых специализированных организаций и институтов, целями и задачами которых является непосредственное участие в инвестиционном процессе и конкретных группах инвестиционных проектов с выполнением ими специализированных функций.

 

   2.3 Направления совершенствования и реализация инвестиционной стратегии регионов

 

Переход страны к устойчивому развитию невозможен без обеспечения устойчивого развития всех её регионов. В настоящее время нельзя представить поступательного развития региона без чётко определённой, осмысленной и адаптированной к региональным условиям стратегии. Инвестиционная стратегия является одним из ключевых элементов формирования инвестиционной политики региона.

Формирование рыночных отношений обусловило необходимость развития новых форм долгосрочного взаимодействия субъектов региональной экономики, направленных на их эффективное функционирование. Это обусловлено, прежде всего, не равномерностью этого процесса и слабостью воспроизводственной базы регионов. Однако экономическая самостоятельность, которой обладают эти субъекты, затрудняет развитие эффективного механизма управления социально-экономическими процессами в регионах.

Стратегия регионального развития не может предписывать этим субъектам, что они должны делать. В то же время может помочь скоординировать их деятельность в той ее части, которая касается развития региона. Задача стратегии обозначить перспективу развития, ориентация на которую позволит им увидеть новые возможности для реализации их интересов и целей. Для этого стратегия должна ответить на вопрос о том, в чем состоит специфика региона, каковы возможные приоритеты, цели и сценарии его развития в существующих условиях, какими могут быть позиции региона в отношениях с Федерацией, другими регионами, значимыми корпорациями, муниципальными образованиями.

Разработка стратегии развития региона требует ответа на вопрос о том, чем и как задается ее целостность. Успех дальнейшей работы по формированию на этой основе собственно стратегии региона во многом определится тем, насколько полноценно в эту работу удастся вовлечь тех, кто объективно заинтересован в ее результатах и способен внести реальный вклад в общую работу. Среди таких субъектов промышленники и предприниматели, органы муниципальной и федеральной власти, политические партии и общественные объединения. Между ними существует сложная сеть самых разнообразных переговоров и взаимодействий. Часть из них вполне может быть переориентирована на конструктивное обсуждение приоритетов и перспектив регионального развития. Сила стратегии именно в том, что она консолидирует разрозненные действия, собирая их рамками общих ориентиров, т.е. выступает как организатор [9].

Другим важнейшим направлением работы по формированию стратегии регионального развития является ее конкретизация, углубление анализа возможностей, связанных с разными горизонтами и направлениями развития, формирования на этой основе программ и проектов деятельности. Это сложная работа, требующая профессионального анализа и необходимая для превращения стратегии в реальный инструмент управления. Без нее стратегия в лучшем случае станет только документом общественного согласия. Однако политические декларации, не подкрепленные точным анализом и не воплощенные в систему действий, оставляют у людей впечатление пустоты или создают впечатление лукавства и политического манипулирования.

Многочисленные исследования показывают, что благосостояние регионов зависит от уровня производительности расположенных на их территории корпораций. Уровень производительности зависит от способности предприятий обеспечивать себе долгосрочные и устойчивые конкурентные преимущества на рынке. Причем информационный век, характеризуемый более высокой степенью неопределенности, стремительными изменениями на рынке и влиянием глобализации, предъявляет новые требования. Сегодня не столь важны ресурсы, которыми обладает регион, сколь важны способности региональных властей и бизнеса, в ответ на вызовы рынка, быстро адаптировать существующие ресурсы, а также развивать и создавать новые. В условиях доминирования частного бизнеса, региональная администрация имеет возможность оказывать влияние на предприятия исключительно через создание привлекательного бизнес - климата на своей территории.

Учитывая масштабы России, значимую роль в ее развитии играют регионы, включая региональные администрации и местный бизнес. Обеспечить конкурентоспособность можно только определенными и целенаправленными действиями, способствующими повышению конкурентоспособности регионального бизнеса, посредством создания привлекательных условий для его развития [9].

Таким образом, регионы имеют потребность в разработке стратегии развития, направленной на повышение конкурентоспособности. Практически все российские регионы сегодня имеют программы социально-экономического развития, разработанные как самостоятельно, так и при поддержке внешних консультантов, в основном, российских институтов. Однако обычно это декларативный документ, содержащий: некоторый анализ бюджета и ресурсов региона, возможные перспективы развития и перечень инвестиционных проектов. Как правило, такие программы создаются для того, чтобы обосновать возможность получения средств на, так называемые федеральные программы, финансирование которых осуществляется из федерального бюджета. С другой стороны, многочисленные региональные программы социально-экономического развития так и остаются на бумаге. Проблема не только в качестве разработанных документов, а в том, что авторы программ социально-экономического развития региона не принимают во внимание фундаментальные отличия России от других стран.

В отличие от развитых стран не более 5% крупнейших (бюджетообразующих) российских предприятий имеют продуманные и четко сформулированные стратегии собственного развития. При этом трудно рассчитывать на эффективную государственную политику, если она не учитывает стратегическое видение регионального бизнеса, как основного фактора конкурентоспособности региона. Практика деятельности региональных администраций в России очень далека от того, что принято называть высокоэффективной организацией. Успешная реализация региональной стратегии невозможна без повышения эффективности административного управления.

Разработки стратегии региона состоит из трех основных задач:

1.  Формулирование стратегий развития  ведущих предприятий региона (стратегических экономических субъектов).

2.  Анализ существующего состояния  и разработка рекомендаций по  совершенствованию бизнес - климата.

3.  Анализ состояния и разработка  рекомендаций по повышению эффективности деятельности администрации региона.

Данный подход имеет следующие преимущества:

1) Создание предпосылок для экономического роста через инициирование реальных и целенаправленных изменений в стратегических экономических субъектах (СЭС) региона.

2) Разработка не декларативного документа, а стратегии, наполненной реальным содержанием

3) Сбалансированность и реалистичность региональной стратегии, посредством учета результатов стратегического планирования региональных СЭС.

4) Повышение шансов на успешную реализацию стратегии посредством вовлечения широкой общественности и бизнес - сообщества в процесс стратегического планирования региона через общее видение будущего.

5) Использование более совершенных методов анализа бизнес -климата и разработки рекомендаций по его совершенствованию, базирующихся на экономической теории кластеров.

6) Создание ключевых индикаторов, которые позволят осуществлять мониторинг процесса реализации стратегии.

7) Проведение изменений, направленных на повышение эффективности административного управления, а, следовательно, повышение вероятности успеха реализации стратегии [9].

Стратегическая платформа включает пирамиду из трех базовых элементов:

1) конкурентоспособные стратегические экономические субъекты (ключевые предприятия региона - СЭС),

2) привлекательный бизнес-климат;

3) эффективную администрацию, обеспечивающие конкурентоспособность региона и рост благосостояния населения.

Пирамида, базируется на региональном капитале (ресурсах). Цель стратегии - повышение благосостояния населения и обеспечение прироста регионального капитала. В процессе разработки стратегии анализируется состояние области в данный момент времени (текущая региональная стратегическая платформа) и формулируется видение будущего состояния (определяется будущая платформа). Анализируются стратегические разрывы в трех областях: стратегические экономические субъекты (ключевые предприятия региона), состояние бизнес – климата и эффективность администрации [12].

Инвестиционная стратегия региона должна быть ориентирована на долгосрочные цели и реализовываться в процессе текущей хозяйственной деятельности посредством отбора соответствующих инвестиционных проектов и программ. Формирование инвестиционной стратегии региона представляет собой сложный творческий процесс, который основывается на прогнозировании отдельных условий осуществления инвестиционной деятельности и конъюнктуры инвестиционного рынка, как в целом, так и в разрезе отдельных его сегментов. Эта стратегия всегда формируется в рамках общей стратегии экономического развития, согласовывается с ней по целям, этапам, срокам реализации.

 

   Заключение

 

В результате проведенного исследования можно сделать следующие выводы. Инвестиционная стратегия — это база и фундамент общей стратегии субъекта и всех его частных стратегий, концепций и программ развития.

Государственная инвестиционная политика предусматривает создание реальной возможности и условий для инвестирования, активное участие государства на инвестиционном рынке стимулирует его развитие. Инвестирование экономики процесс на данном этапе развития России неизбежный. Поскольку, использование в качестве инвестиций государственных займов и иностранных кредитов, как показала практика, весьма неэффективно, необходимо привлекать частный, в том числе и иностранный капитал в экономику Российской Федерации, и для этого нужно совершенствовать законодательную базу, регулирующую инвестиционный процесс в России.

Правовое регулирование инвестиционной деятельности в Российской Федерации осуществляется двумя законодательствами. Первое-это специальное инвестиционное законодательство, второе - гражданское и хозяйственное. Инвестиционное законодательство контролирует и направляет порядок привлечения отечественных и иностранных инвестиций. Специальное правовое регулирование инвестиционной деятельности представлено нормативно-правовыми актами, поэтому носит комплексный характер.

В 2014 году Государственной Думой был принят закон «О стратегическом планировании в РФ», который регулирует отношения, возникающие между участниками стратегического планирования. Данный закон также является одним из основополагающих в анализе инвестиционной стратегии территории.

В 2011 году Правительством РФ была создана автономная некоммерческая организация- Агентcтво стратегических инициатив, для реализации комплекса мер в экономической и социальной сферах. В частности, для продвижения приоритетных проектов, реализации мероприятий по улучшению предпринимательской среды в России, развитию профессиональных кадров. Помощь Агентства заключается в координации взаимодействия с финансовыми организациями, институтами развития, фондами, координации взаимодействия с органами власти по вопросу оказания мер поддержки, содействии в решении системных проблем (различные барьеры нормативно-правового, административного характера, изменение ГОСТов и т. д.).

В данной работе был произведен анализ инвестиционного климата Калужской и Нижегородской областей.

По уровню инвестиционной привлекательности Нижегородская и Калужская область являются одними из наиболее успешных в России, что подтверждается регулярными данными рейтинговых агентств (как российских, так и международных).

Калужская область поражает не только количеством и скоростью притока инвестиционного капитала или всемирной узнаваемостью инвесторов, уже работающих на территории региона, но не в меньшей степени — высокой инновационностью многих реализуемых проектов. Во многом за счет создания новых высокотехнологичных предприятий Калужская область сейчас входит в число самых инновационно-развитых регионов России.

Нижегородская область – российский центр автомобилестроения, авиастроения, судостроения, приборостроения, ядерной физики, оборонной промышленности и других высокотехнологичных секторов экономики. Развитый научный комплекс представлен 100 научными, образовательными, а также научно-исследовательскими организациями. Сегодня область занимает 3-е место в России по числу занятых в НИОКР. Более 42 тыс. персонала занято исследованиями и разработками. В 2009 году общая численность исследователей имеющих ученую степень составила 2221 человек из них 1902 кандидат наук и 564 доктора наук. Одна из ведущих в России образовательных центров, включающий 7 государственных вузов (5 университетов, 6 академий, 6 институтов), 8 филиалов иногородних и нижегородских вузов.

Информация о работе Практика реализации инвестиционной стратегии на территории РФ