Хозяйственные связи по поставкам
товаров могут устанавливаться:
- через систему единых государственных
заказов;
- путем прямых горизонтальных связей
между предприятиями промышленности и
организациями торговли и общественного
питания;
- с помощью посреднических фирм, обеспечивающих
поставку продукции и оказывающих услуги
по установлению хозяйственных связей
между изготовителями и покупателями
на договорной основе;
- через систему организованных товарных
рынков: товарные ярмарки, аукционы, товарные
биржи и другие рыночные образования [1,
с. 137].
Хозяйственные связи оформляются
путем заключения договоров (контрактов,
сделок), подписанных всеми участниками
хозяйственной связи [1, с. 134].
Хозяйственный договор ─ соглашение, заключаемое между
предприятиями и организациями с целью
обеспечения их хозяйственной деятельности
и выполнения взаимных обязательств [1,
с. 142].
В практической деятельности
торговых организаций и предприятий автозапчастей
используются следующие основные виды
хозяйственных договоров:
1. договор купли-продажи - это договор, по которому одна
сторона (продавец) обязуется передать
товар в собственность другой стороне
(покупателю), а покупатель - принять этот товар и уплатить
за него определенную денежную сумму (цену);
2. договор комиссии - это договор, согласно которому
одна сторона (комиссионер) по поручению
другой стороны (комитента) за вознаграждение
обязуется совершить одну или несколько
сделок от своего имени, но за счет комитента;
3. договор консигнации - договор, по которому одна сторона
(консигнант) передает свой товар другой
стороне (консигнатору) и поручает ей от
своего имени осуществлять за вознаграждение
дальнейшую реализацию поставленного
по договору товара;
4. договор поставки товаров
для государственных нужд - договор, по которому поставщик
(исполнитель) обязуется передать товары
государственному заказчику либо по его
указанию другому лицу, а государственный
заказчик - обеспечить оплату поставленных
товаров;
5. договор поставки - договор, согласно которому
поставщик (продавец) обязуется передать
в обусловленный срок производимый товар
или закупаемый им товар покупателю для
использования в предпринимательской
деятельности или иных целях, не связанных
с личным, семейным, домашним или иным
подобным использованием, а покупатель
обязуется принять и оплатить его.
1.2 Правовое регулирование
хозяйственных связей по поставкам
товаров
При переходе к рыночной экономике
в оптимальном сочетании должны использоваться
административные и экономические методы
управления. Необходимость регламентации
всех элементов хозяйственных связей
торговли и промышленности отпадает, появляются
новые нормативные документы, которые
определяют лишь общие принципы поведения
партнеров на рынке, на основе которых
они принимают самостоятельные коммерческие
решения. В условиях рыночных отношений
некоторые документы имеют консультативно-методическое
значение во взаимоотношениях между поставщиками
и покупателями товаров [1, с. 138].
К основным документам, регулирующим
взаимоотношения по поставкам товаров
между предприятиями и организациями
в Российской Федерации, относятся Гражданский
кодекс Российской Федерации и Закон о
поставках товаров для государственных
нужд.
Существуют и некоторые подзаконные
нормативные акты, к которым относятся:
- Положение о поставках товаров в РФ;
- Указ Президента РФ «О некоторых мерах по упорядочению посреднической деятельности при продаже товаров»;
- Гражданский кодекс Российской Федерации устанавливает порядок заключения, изменения, исполнения, прекращения действия договоров поставки. Также в данном документе закреплено право утверждать Положение о поставках товаров.
Основные правила и экономические
принципы формирования, развития, выполнения
заказов на поставку товаров для государственных
нужд определены в Законе Российской Федерации
«О поставках товаров для государственных
нужд», согласно которому государственные
нужды ─ это товары, работы и услуги,
необходимые для реализации социально-экономических,
научно-технических, оборонных и иных
задач. Поставка товаров для государственных
нужд может осуществляться в целях:
- выполнения межгосударственных соглашений,
заключенных республикой;
- создания и поддержания государственных
резервов;
- ликвидации последствий аварии;
- государственной поддержки образования,
здравоохранения, культуры и т.д.
Для стимулирования поставщиков
товаров могут использоваться кредиты
на льготных условиях, льготы по налогам
и другим платежам в бюджет, целевые дотации
и субсидии; приоритетное обеспечение
ресурсами и иные льготы.
Предложения о мерах стимулирования
поставщиков вносятся одновременно с
предложениями об объемах поставок товаров
для государственных нужд. Данные предложения
должны содержать экономическое обоснование
размеров и сроков льгот, а также необходимости
их предоставления. Действие предоставленных
льгот может быть досрочно прекращено
при нарушении поставщиками условий контрактов.
Положение «О поставках товаров
в Российской Федерации» является ведущим
подзаконным актом, где определяются принципы
организации хозяйственных связей, в том
числе и при свободной купле-продаже товаров.
Данное положение определяет структуру
и содержание договора поставки:
- предмет договора поставки (любые товары, за исключением подвижного имущества и единых имущественных комплексов, валюты и ценных бумаг, энергетических и иных ресурсов);
- количество товара (соответствующие единицы измерения, порядок и сроки приемки товаров по количеству, действия сторон при недопоставке товара);
- ассортимент товара (соотношения по ассортиментным признакам, действия сторон в условиях нарушения ассортимента);
- качество товара (соответствие условиям договора и нормативно-технической документации, порядок и сроки приемки товаров по качеству);
- гарантийные сроки на товар (не могут быть меньше сроков, установленных законодательством);
- комплектность и маркировка товара (действия сторон при поставке некомплектного товара);
- порядок поставки (момент сдачи товара перевозчику, передача товара на месте нахождения поставщика, действия сторон с случае неполучения товара в установленный срок);
- срок поставки (период и график поставки отдельных партий).
- транспорт (вид транспорта, порядок распределения и возмещения транспортных расходов, расходов по погрузке-выгрузке и таре, нормы минимальной отгрузки);
- цена и порядок расчетов (определяется соглашением сторон в соответствии с законодательством, срок платежа, действия поставщика при неисполнении покупателем обязательств по оплате);
- тара и упаковка (соответствие требованиям нормативно-технической документации, порядок и сроки возврата многооборотной тары и средств пакетирования);
- страхование (минимальная сумма страхования, действия сторон при неисполнении обязательств по условиям страхования);
- порядок извещения о нарушении условий
договора (обязанности и сроки по извещению о нарушении условий);
- ответственность за нарушение условий
договора (условия и размеры взыскания неустоек и убытков);
- срок действия договора.
Указом Президента Российской
Федерации «О некоторых мерах по упорядочению
посреднической деятельности при продаже
товаров» установлено, что торговая посредническая
деятельность, которая может осуществляться
только при наличии полученного в установленном
порядке специального разрешения (лицензии)
на осуществление оптовой и/или розничной
торговли (или на торговлю отдельными
видами товаров), осуществляется путем
заключения договоров купли-продажи.
Указом установлены:
- существенные условия договора;
- перечень документов, которые должны
прилагаться к договору;
- условия реализации товаров за пределы
Республики Беларусь;
- кому может продавать товар производитель
и посредник;
- экономическая ответственность за нарушение
порядка осуществления посреднической
деятельности [1, с. 141].
1.3 Подходы и направления
анализа организации хозяйственных
связей по поставкам товаров
Эффективность товарного обеспечения
в современных условиях во многом зависит
от взаимодействия сторон, участвующих
в системе хозяйственных связей. У каждой
из сторон (производитель, посредник, розничная
или оптовая торговая организация) есть
собственные цели и стремление обеспечить
их выполнение. Если цели партнеров разнонаправлены
и противоречивы, это усложняет механизм
достижения эффективного товароснабжения
и одновременно повышает требования к
качеству последнего [3, с. 323].
При этом безусловным элементом
повышения эффективности товарного обеспечения
является своевременное и качественное
проведение анализа организации хозяйственных
связей.
Для этого необходима разработка системы
показателей анализа и оценки эффективности
взаимодействия торговых организаций
и организаций общественного питания
с поставщиками товарных ресурсов. Данные
показатели могут быть выражены как количественными,
так и качественными характеристиками. Реализация
продукции является завершающей стадией
кругооборота средств производства. От
ее величины зависят результаты финансово-хозяйственной
деятельности, показатели оборачиваемости
и рентабельности. В связи с тем, что организация
может определять выручку от реализации
по отгрузке продукции или по оплате отгруженной
продукции, возможны два варианта методики
анализа объема реализации. При первом
варианте объем отгруженной и реализованной
продукции совпадает. расчета плановой
величины выручки от реализации продукции:
Р = О1 + В – О2,
где О1 – остатки нереализованной продукции
на начало планируемого года;
В – выпуск товарной продукции по плану;
О2 – остатки нереализованной продукции
на конец планируемого года.
Выручка от реализации – это сумма денежных
средств, поступающая на счета предприятия
за отгруженную покупателям продукцию
или оказанные им услуги.
По своему экономическому содержанию
она является главным источником доходов
предприятия.
Поступление выручки на счета – это завершающая
стадия кругооборота средств предприятия,
имеющая определяющее значение для обеспечения
его дальнейшей нормальной хозяйственной
деятельности. Определяющим моментом
в этом процессе является дата поступления
средств на счета предприятия.
Допускается учет реализации продукции
по двум показателям:
- по показателю собственно объема реализации;
- по показателю отгрузки продукции покупателю.
На величину выручки от реализации влияют
следующие три основных фактора:
- объем реализованной продукции;
- уровень реализованных цен;
- ассортимент (структура) реализованной
продукции.
Объем реализованной продукции оказывает
прямое влияние на величину выручки. Чем
выше объем продаж в натуральном выражении,
тем выше выручка от реализации. В свою
очередь, влияние объема состоит из 2 факторов:
- изменение объема выпуска товарной продукции
(прямое влияние на выручку);
- изменение остатков нереализованной
товарной продукции.
Рост таких остатков оказывает обратное
влияние на величину выручки. Рост объема
реализации является практически единственным
фактором, оказывающим влияние на выручку,
который связан с эффективностью работы
предприятия.
Увеличение доли более дорогостоящей
продукции в общем объеме реализации также
ведет к увеличению выручки. Однако это
также, как правило, абсолютно не связано
с эффективностью, с улучшением работы
предприятия.
Валовая прибыль представляет собой
сумму прибыли (убытка) от реализации продукции
(работ, услуг), основных фондов, иного
имущества предприятия и доходов от в
не реализационных операций, уменьшенных
на сумму расходов по этим операциям.