Предложение по рационализации существующей системы хозяйственных связей предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2014 в 13:09, курсовая работа

Краткое описание

Для достижения поставленной цели в работе сделана попытка:
В теоретическом плане ─ показать необходимость рациональной организации хозяйственных связей на современном этапе; раскрыть основные категории и понятия по данному вопросу;
В аналитическом плане – дать организационно-экономическую характеристику исследуемого объекта; проанализировать состояние и развитие хозяйственных связей на предприятии; рассмотреть механизм договорно-претензионной работы на предприятии в процессе реализации хозяйственных связей;
В рекомендательном плане – провести анализ, экономическое обоснование предлагаемых мероприятий по совершенствованию существующей системы хозяйственных связей предприятия.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………..5
1. РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ ХОЗЯЙСТВЕННЫХ СВЯЗЕЙ В КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОММЕРЧЕСКОГО ПРЕДПРИЯТИЯ….…………………………….……………………………......8
1.1 Понятие и сущность хозяйственных связей…………………………8
1.2 Правовое регулирование хозяйственных связей по поставкам товаров…………………………………………………………………………..13
1.3 Подходы и направления анализа организации хозяйственных связей по поставкам товаров……………………………………………………………16
2. АНАЛИЗ ХОЗЯЙСТВЕННЫХ СВЯЗЕЙ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ТОВАРОВ ОРГАНИЗАЦИИ ИП ЕЖИКОВ И.В……………………………..22
2.1. Общая характеристика розничного торгового предприятия ИП Ежиков И.В………………………………………………………………………22
2.2 Анализ поставщиков товаров организации ИП Ежиков И.В………24
3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ХОЗЯЙСТВЕННЫХ СВЯЗЕЙ…………………………….32
3.1. Предложение по рационализации существующей системы хозяйственных связей предприятия…………………………………………..32
3.2 Мероприятия по совершенствованию организации хозяйственных связей с основными поставщиками……………………………………………36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………..43
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………..46

Вложенные файлы: 1 файл

мавлютов К-10з.docx

— 108.02 Кб (Скачать файл)

Хозяйственные связи по поставкам товаров могут устанавливаться:

  • через систему единых государственных заказов;
  • путем прямых горизонтальных связей между предприятиями промышленности и организациями торговли и общественного питания;
  • с помощью посреднических фирм, обеспечивающих поставку продукции и оказывающих услуги по установлению хозяйственных связей между изготовителями и покупателями на договорной основе;
  • через систему организованных товарных рынков: товарные ярмарки, аукционы, товарные биржи и другие рыночные образования [1, с. 137].

Хозяйственные связи оформляются путем заключения договоров (контрактов, сделок), подписанных всеми участниками хозяйственной связи [1, с. 134].

Хозяйственный договор ─ соглашение, заключаемое между предприятиями и организациями с целью обеспечения их хозяйственной деятельности и выполнения взаимных обязательств [1, с. 142].

В практической деятельности торговых организаций и предприятий автозапчастей используются следующие основные виды хозяйственных договоров:

1. договор купли-продажи - это договор, по которому одна сторона (продавец) обязуется передать товар в собственность другой стороне (покупателю), а покупатель - принять этот товар и уплатить за него определенную денежную сумму (цену);

2. договор комиссии - это договор, согласно которому одна сторона (комиссионер) по поручению другой стороны (комитента) за вознаграждение обязуется совершить одну или несколько сделок от своего имени, но за счет комитента;

3. договор консигнации - договор, по которому одна сторона (консигнант) передает свой товар другой стороне (консигнатору) и поручает ей от своего имени осуществлять за вознаграждение дальнейшую реализацию поставленного по договору товара;

4. договор поставки товаров для государственных нужд - договор, по которому поставщик (исполнитель) обязуется передать товары государственному заказчику либо по его указанию другому лицу, а государственный заказчик - обеспечить оплату поставленных товаров;

5. договор поставки - договор, согласно которому поставщик (продавец) обязуется передать в обусловленный срок производимый товар или закупаемый им товар покупателю для использования в предпринимательской деятельности или иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним или иным подобным использованием, а покупатель обязуется принять и оплатить его.

 

1.2 Правовое регулирование  хозяйственных связей по поставкам  товаров 

 

При переходе к рыночной экономике в оптимальном сочетании должны использоваться административные и экономические методы управления. Необходимость регламентации всех элементов хозяйственных связей торговли и промышленности отпадает, появляются новые нормативные документы, которые определяют лишь общие принципы поведения партнеров на рынке, на основе которых они принимают самостоятельные коммерческие решения. В условиях рыночных отношений некоторые документы имеют консультативно-методическое значение во взаимоотношениях между поставщиками и покупателями товаров [1, с. 138].

К основным документам, регулирующим взаимоотношения по поставкам товаров между предприятиями и организациями в Российской Федерации, относятся Гражданский кодекс Российской Федерации и Закон о поставках товаров для государственных нужд.

Существуют и некоторые подзаконные нормативные акты, к которым относятся:

  • Положение о поставках товаров в РФ;
  • Указ Президента РФ «О некоторых мерах по упорядочению посреднической деятельности при продаже товаров»;
  • Гражданский кодекс Российской Федерации устанавливает порядок заключения, изменения, исполнения, прекращения действия договоров поставки. Также в данном документе закреплено право утверждать Положение о поставках товаров.

Основные правила и экономические принципы формирования, развития, выполнения заказов на поставку товаров для государственных нужд определены в Законе Российской Федерации «О поставках товаров для государственных нужд», согласно которому государственные нужды ─ это товары, работы и услуги, необходимые для реализации социально-экономических, научно-технических, оборонных и иных задач. Поставка товаров для государственных нужд может осуществляться в целях:

  • выполнения межгосударственных соглашений, заключенных республикой;
  • создания и поддержания государственных резервов;
  • ликвидации последствий аварии;
  • государственной поддержки образования, здравоохранения, культуры и т.д.

Для стимулирования поставщиков товаров могут использоваться кредиты на льготных условиях, льготы по налогам и другим платежам в бюджет, целевые дотации и субсидии; приоритетное обеспечение ресурсами и иные льготы.

Предложения о мерах стимулирования поставщиков вносятся одновременно с предложениями об объемах поставок товаров для государственных нужд. Данные предложения должны содержать экономическое обоснование размеров и сроков льгот, а также необходимости их предоставления. Действие предоставленных льгот может быть досрочно прекращено при нарушении поставщиками условий контрактов.

Положение «О поставках товаров в Российской Федерации» является ведущим подзаконным актом, где определяются принципы организации хозяйственных связей, в том числе и при свободной купле-продаже товаров. Данное положение определяет структуру и содержание договора поставки:

  • предмет договора поставки (любые товары, за исключением подвижного имущества и единых имущественных комплексов, валюты и ценных бумаг, энергетических и иных ресурсов);
  • количество товара (соответствующие единицы измерения, порядок и сроки приемки товаров по количеству, действия сторон при недопоставке товара);
  • ассортимент товара (соотношения по ассортиментным признакам, действия сторон в условиях нарушения ассортимента);
  • качество товара (соответствие условиям договора и нормативно-технической документации, порядок и сроки приемки товаров по качеству);
  • гарантийные сроки на товар (не могут быть меньше сроков, установленных законодательством);
  • комплектность и маркировка товара (действия сторон при поставке некомплектного товара);
  • порядок поставки (момент сдачи товара перевозчику, передача товара на месте нахождения поставщика, действия сторон с случае неполучения товара в установленный срок);
  • срок поставки (период и график поставки отдельных партий).
  • транспорт (вид транспорта, порядок распределения и возмещения транспортных расходов, расходов по погрузке-выгрузке и таре, нормы минимальной отгрузки);
  • цена и порядок расчетов (определяется соглашением сторон в соответствии с законодательством, срок платежа, действия поставщика при неисполнении покупателем обязательств по оплате);
  • тара и упаковка (соответствие требованиям нормативно-технической документации, порядок и сроки возврата многооборотной тары и средств пакетирования);
  • страхование (минимальная сумма страхования, действия сторон при неисполнении обязательств по условиям страхования);
  • порядок извещения о нарушении условий договора (обязанности и сроки по извещению о нарушении условий);
  • ответственность за нарушение условий договора (условия и размеры взыскания неустоек и убытков);
  • срок действия договора.

Указом Президента Российской Федерации «О некоторых мерах по упорядочению посреднической деятельности при продаже товаров» установлено, что торговая посредническая деятельность, которая может осуществляться только при наличии полученного в установленном порядке специального разрешения (лицензии) на осуществление оптовой и/или розничной торговли (или на торговлю отдельными видами товаров), осуществляется путем заключения договоров купли-продажи.

Указом установлены:

  • существенные условия договора;
  • перечень документов, которые должны прилагаться к договору;
  • условия реализации товаров за пределы Республики Беларусь;
  • кому может продавать товар производитель и посредник;
  • экономическая ответственность за нарушение порядка осуществления посреднической деятельности [1, с. 141].

 

1.3 Подходы и направления  анализа организации хозяйственных  связей по поставкам товаров

 

Эффективность товарного обеспечения в современных условиях во многом зависит от взаимодействия сторон, участвующих в системе хозяйственных связей. У каждой из сторон (производитель, посредник, розничная или оптовая торговая организация) есть собственные цели и стремление обеспечить их выполнение. Если цели партнеров разнонаправлены и противоречивы, это усложняет механизм достижения эффективного товароснабжения и одновременно повышает требования к качеству последнего [3, с. 323].

При этом безусловным элементом повышения эффективности товарного обеспечения является своевременное и качественное проведение анализа организации хозяйственных связей.

Для этого необходима разработка системы показателей анализа и оценки эффективности взаимодействия торговых организаций и организаций общественного питания с поставщиками товарных ресурсов. Данные показатели могут быть выражены как количественными, так и качественными характеристиками. Реализация продукции является завершающей стадией кругооборота средств производства. От ее величины зависят результаты финансово-хозяйственной деятельности, показатели оборачиваемости и рентабельности. В связи с тем, что организация может определять выручку от реализации по отгрузке продукции или по оплате отгруженной продукции, возможны два варианта методики анализа объема реализации. При первом варианте объем отгруженной и реализованной продукции совпадает. расчета плановой величины выручки от реализации продукции:

Р = О1 + В – О2,

где О1 – остатки нереализованной продукции на начало планируемого года;

В – выпуск товарной продукции по плану;

О2 – остатки нереализованной продукции на конец планируемого года.

Выручка от реализации – это сумма денежных средств, поступающая на счета предприятия за отгруженную покупателям продукцию или оказанные им услуги.

По своему экономическому содержанию она является главным источником доходов предприятия.

Поступление выручки на счета – это завершающая стадия кругооборота средств предприятия, имеющая определяющее значение для обеспечения его дальнейшей нормальной хозяйственной деятельности. Определяющим моментом в этом процессе является дата поступления средств на счета предприятия.

Допускается учет реализации продукции по двум показателям:

  • по показателю собственно объема реализации;
  • по показателю отгрузки продукции покупателю. На величину выручки от реализации влияют следующие три основных фактора:
  • объем реализованной продукции;
  • уровень реализованных цен;
  • ассортимент (структура) реализованной продукции.

Объем реализованной продукции оказывает прямое влияние на величину выручки. Чем выше объем продаж в натуральном выражении, тем выше выручка от реализации. В свою очередь, влияние объема состоит из 2 факторов:

  • изменение объема выпуска товарной продукции (прямое влияние на выручку);
  • изменение остатков нереализованной товарной продукции.

Рост таких остатков оказывает обратное влияние на величину выручки. Рост объема реализации является практически единственным фактором, оказывающим влияние на выручку, который связан с эффективностью работы предприятия.

Увеличение доли более дорогостоящей продукции в общем объеме реализации также ведет к увеличению выручки. Однако это также, как правило, абсолютно не связано с эффективностью, с улучшением работы предприятия.

Валовая прибыль представляет собой сумму прибыли (убытка) от реализации продукции (работ, услуг), основных фондов, иного имущества предприятия и доходов от в не реализационных операций, уменьшенных на сумму расходов по этим операциям.

Информация о работе Предложение по рационализации существующей системы хозяйственных связей предприятия