Региональная инвестиционная политика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2013 в 11:41, курсовая работа

Краткое описание

Российская экономика задыхается от нехватки инвестиций. Но почему-то никто не спешит исправить сложившуюся ситуацию. Россия - страна настолько резких межрегиональных экономических, социальных и политических контрастов, что каждый потенциальный инвестор при наличии достаточной информации может найти для себя регион с вполне удовлетворительными или хотя бы сносными условиями инвестирования. Такая информация должна содержаться в рейтингах инвестиционной привлекательности отдельных субъектов федерации, или, говоря проще, в региональных рейтингах инвестиционного климата.

Содержание

Введение…………………………………………………….…3
Глава I. Теоретические основы реализации региональной инвестиционной политики
1.1. Проблемы формирования РИП……………….…………….…. 6
1.2. Принципы и инструменты РИП………………………………..14
1.3. Особенности регулирования…………………………………...17
1.4. Концептуальное моделирование структурно-инвестиционной политики в регионе…………………………21
Глава II. Региональная инвестиционная политика Иркутской области
2.1. Инвестиционная привлекательность Иркутской области……………………………………………….....................23
2.2. Анализ инвестиционной активности на территории г. Иркутска …………………………..……........................28
2.3. Развитие ключевых отраслей экономики объединенной Иркутской области и крупнейшие инвестиционные проекты …………............................35
Заключение…...………………………………………………..50
Список использованной литературы....................................53

Вложенные файлы: 1 файл

Региональная.doc

— 342.00 Кб (Скачать файл)

-государственные гарантии, которые позволяют привлечь средства в инвестиционные проекты с открытого рынка ресурсов, не прибегая к масштабному финансированию за счет бюджетов субъектов. Также предоставляются гарантии от некоммерческих рисков, беспрепятственный перевод дивидендов и репатриация капитала иностранными инвесторами с территории региона.

-конкурсный отбор проектов для включения в инвестиционные программы региона и обеспечение их участия в федеральных целевых программах

-инфраструктура оказывает значительное влияние на эффективность частных инвестиций, поэтому ее предоставление является средством привлечения в регион инвесторов. Возможность использования зданий и земли (право распоряжения которыми часто принадлежат региональным или муниципальным администрациям) также являются значительным определяющим фактором для привлечения иностранных инвестиций.    

-инвестирование за счет средств бюджетов субъектов федерации. Законодательство многих субъектов предусматривает систему бюджета развития, создаваемую по аналогии с Бюджетом развития на федеральном уровне.

Также целесообразно создание системы информирования потенциальных инвесторов, в том числе и иностранных, о политике регионов по привлечению инвестиций. Участие федеральных органов власти в предоставлении инвесторам информации о регионах могло бы стать одним из факторов повышения инвестиционной привлекательности отдельных регионов, механизмом поощрения регионов, стремящихся к созданию "прозрачного" и благоприятного для экономического развития законодательства. Возможно, что именно общеизвестность регионов с благоприятным законодательством (естественно, при наличии такого) станет стимулом для привлечения в них инвестиций.

От того, какая направленность будет задана этим экономическим  регулятором в нормативно-законодательных  актах по инвестиционной деятельности зависит, будет или нет инвестиционная политика в регионе иметь структурно-нвестиционный  характер.9 Отмечу, что на региональном уровне субъекты РФ во многом копируют меры, проводимые федеральными властями.

1.3. Особенности регулирования

Помимо инструментов и принципов РИП, существуют инвестиционные проекты, реализуемые в регионе, которые регулируют инвестиционную деятельность. Эти проекты могут быть разделены на следующие три группы:

1.Проекты, поддерживаемые и частично финансируемые администрацией региона в силу их социальной, экологической или иной общественно полезной направленности. К этой категории относятся проекты, связанные с созданием региональной инфраструктуры, в том числе с дорожным строительством, развитием связи и малой энергетики, созданием современной рыночной инфраструктуры, в том числе инфраструктуры регионального инвестиционного рынка. К этой же категории могут относится проекты, связанные с созданием значительного количества новых рабочих мест, если речь идет о депрессивных регионах.

2. Проекты, поддерживаемые  администрацией региона, но финансируемые только из других источников в силу экономической эффективности и, следовательно, выгодности для потенциального инвестора. К этой категории относятся проекты, связанные с освоением новейших технологий и выпуском новых конкурентоспособных видов продукции, а также проекты, связанные с вовлечением в хозяйственный оборот материальных ресурсов и научно-технического потенциала региона.

3. Проекты, не поддерживаемые  администрацией региона, но реализуемые  в силу их исключительной рентабельности. К этой категории относятся  проекты, реализация которых может привлечь ухудшение экологической обстановки в регионе, а также проекты по организации производства продукции, пользующейся спросом населения, но не признаваемой полезной (например табачная промышленность). Здесь необходимо учитывать альтернативные варианты удовлетворения спроса на такую продукцию и выбирать наиболее приемлемый из них именно для региона.

Рассмотрение альтернативных вариантов вложения средств и  альтернативных вариантов развития ситуации в регионе следует рассматривать как ключевой момент при определении приоритетов и регулировании инвестиционной политики. В зависимости от привлекательности или, наоборот, привлекательности альтернативных вариантов развития ситуации возможен пересмотр отношения к тем или иным конкретным инвестиционным проектам и к системе приоритетов в целом.10

Основными положениями  региональной инвестиционной деятельности, принимаемой высшим региональным органом законодательной власти являются:

- цели участников  регионального инвестиционного  рынка;

- приоритеты региональной инвестиционной программы;

- формирование критериев  отбора региональных инвестиционных  проектов и программ, которые  будут поддерживаться администрацией  региона, а возможно, и частично  финансироваться из бюджета;

- определение масштабов  инвестиционной программы и возможных реальных источников ее финансирования;

- основные пути развития  и элементы региональной инвестиционной инфраструктуры, необходимые к созданию и поддержке, включая и государственные;

- место инвестиционной  политики администрации региона при осуществлении региональной социально-экономической политики;

- задачи активизации  международного сотрудничества, создания  положительного имиджа региона  как надежного потребителя инвестиционных  ресурсов.

К процессу регулирования  инвестиционной деятельности относится формирование нормативно-правовой базы РИП. Создание и развитие системы нормативно-правовой поддержки РИП, отражение в законодательных и нормативных актах администрации региона интересов субъектов РИП и инвестиционных интересов региона. Это позволяет превращение региона в территорию:

- благоприятную для  развития инвестиционной деятельности, создания инвестиционных институтов;

- c положительным международным имиджем как надежного и крупного потребителя инвестиций, где защищены интересы иностранного инвестора; администрация поддерживает инвестора и имеет развитую профессиональную инвестиционную инфраструктуру, использует все прогрессивные инвестиционные инструменты, сотрудничает с надежными инвестиционными институтами.

Финансово-кредитная поддержка РИП. Эта поддержка должна сочетать оптимальность ведения на территории региона налоговых льгот; проведение сбалансированной амортизационной политики;   систему грантов для развития системы региональных инвестиционных институтов; прямое бюджетное финансирования мероприятий РИП, проектов и программ; создание региональных инвестиционных фондов, страховых, лизинговых, консалтинговых компаний и т.д.

Немаловажным считается информационное обеспечение РИП, которое основывается на:

- профессиональном информационном обеспечении предпринимательства и промышленников региона через специализированные информационно-аналитические центры, имеющие и поддерживающие актуальность инвестиционной информации;

- реализация мер по  широкой пропаганде инвестиционных  знаний и инвестиционной информации через федеральные, региональные и международные СМИ, в том числе и электронные;

- создание специальной  комплексной программы в рамках  РИП, позволяющей обеспечить открытость информации в регионе, его инвестиционном рынке, способствовать созданию единого регионального инвестиционного пространства.

В некоторых источниках затрагиваются такие аспекты  регулирования, как методическое и кадровое обеспечение РИП, а также вопросы безопасности.

Все выше перечисленные особенности регулирования инвестиционной политики на территории региона, решаются в каждом конкретном случае применительно к особенностям субъекта.

 

 

1.4. Концептуальное моделирование структурно-инвестиционной политики в регионе

Инвестиционная политика на региональном уровне управления находится в стадии становления, она не отлажена ни организационно, ни с точки зрения экономического механизма ее реализации. Многие российские регионы пытаются самостоятельно, не дожидаясь решения ”центра”, создавать благоприятные условия для потенциальных инвесторов в ареалах своих экономических интересов и хозяйственной деятельности.

Обобщение опыта работы в регионах показывает, что конструктивные модели построения  концепции структурно-инвестиционной политики региона должны иметь следующие важнейшие признаки.

Во-первых, в основу их разработки необходимо положить обоснованные идеи и критерии выработки системы приоритетов регионального развития, структурной политики.

Во-вторых, для обеспечения  реализации выдвигаемой системы  приоритетов регионального развития в моделях необходимо обосновать определенные формы организационно-экономического механизма инвестирования, то есть, речь может идти о различных принципах формирования структурно-инвестиционной политики региона.

Конкретная задача построения структурно-инвестиционной политики в регионе требует детальной комплексной разработки и обоснования обеих составляющих структурно-инвестиционной политики (структурной и инвестиционной) в рамках единой концептуальной модели. Однако на практике достичь такой комплексности пока не удается. 

Исследование содержания структурно-инвестиционной политики позволяет  сформулировать несколько общих принципов и подходов к формированию структурно-инвестиционной политики в любом регионе страны:

1.Необходимость  разработки единой концепции структурно-инвестиционной политики региона.

Направленность инвестиционной политики на поддержание эффективных  производств при отсутствии экономической  стратегии развития региона приведет к возрастанию диспропорций в  его социально-экономическом развитии. Поэтому процессу формирования инвестиционной политики региона должен предшествовать выбор типа базовой стратегии развития хозяйственного комплекса региона и его структурной перестройки, определение направлений его стабилизации. Инвестиционная политика в регионе, наряду с другими важнейшими составляющими экономической политики региона (реформированием экономической среды, проведением организационных и институциональных преобразований и др.) должна служить средством обеспечения реализации стратегии социально-экономического развития региона, детализированной в четко определенной и фиксированной системе приоритетов и конкретизированной по этапам достижения целевых установок. Это придаст инвестиционной политике региона целенаправленно ориентированную, структурно-инвестиционную направленность, определит ее место в качестве ”обеспечивающей” составляющей стратегии его социально-экономического развития.

2. Мониторинг и анализ экономической и инвестиционной деятельности в регионе.

Нестабильность экономического и финансового положения в условиях переходной экономики и соответствующие ей изменения в выборе приоритетов развития и определении инвестиционных возможностей и механизмов инвестирования требуют постоянного отслеживания и анализа экономической и инвестиционной ситуации в регионе, выявления тенденций и направлений развития, исследования негативных явлений и диспропорций. Соответственно, на каждом конкретном этапе переходного периода необходимо проводить работу по совершенствованию и корректировке концепции структурно-инвестиционной политики региона. Эта деятельность должна носить не эпизодический, а постоянный характер, в связи с чем необходимо отладить организационные механизмы ее осуществления.

3. Обеспечение конструктивного взаимодействия ученых и власти в выработке общей стратегии структурно-инвестиционной политики в регионе.

Отсутствие взаимосвязи  между подходами к развитию экономики  региона, которые предлагают ученые, выдвигает важнейшую задачу обеспечения конструктивного взаимодействия ученых и органов управления региона в выработке общей стратегии структурно-инвестиционной политики в регионе. Роль ученых должна заключаться в совместной разработке научной концепции стратегического и среднесрочного регионального развития.

Важнейшим инструментом для решения задач структурной перестройки является использование инвестиционной политики. Селективная РИП, направленную на реализацию приоритетов структурной перестройки комплекса региона, не противоречит официально провозглашаемому в настоящее время главному направлению инвестиционной политики регионов – созданию благоприятных условий для привлечения инвестиций.

Эта концепция может  служить примером для многих регионов РФ. Практическими формами реализации концепции структурно-инвестиционной политики в регионе могут являться: Федеральная комплексная программа развития и другие федеральные и региональные программы, инвестиционные конкурсы и др.

 

Глава II. Региональная инвестиционная политика Иркутской области

2.1. Инвестиционная  привлекательность Иркутской области

На протяжении последних  нескольких лет администрация Иркутской  области целенаправленно и последовательно  работает на формирование привлекательного инвестиционного климата, на повышение инвестиционной привлекательности региона и привлечение в его экономику частных инвестиций, в т.ч. иностранных. Создана нормативно-правовая база, которая призвана обеспечить защиту прав, интересов и имущества участников инвестиционной деятельности.

В традиционном рейтинге "Эксперта" (широко известная в РФ рейтинговая оценка инвестиционного климата российских регионов с точки зрения стратегического инвестора) Иркутская область имеет рейтинг инвестиционного климата 2В, то есть относится к числу регионов с относительно благоприятными условиями инвестирования: средним инвестиционным потенциалом и умеренным риском. По показателю инвестиционного потенциала область переместилась с 29-го места в 1996 году на 16-е в 2000-м. Гораздо выше ранг по инвестиционному риску. Хотя за тот же период область поднялась по шкале интегрального риска с 75-й позиции на 62-ю, за последний год она опустилась на семь мест. Лучшее место области - 17-е - по законодательному риску, к сожалению, не может компенсировать крайне низкие места по экологическому (75-е) и криминальному (85-е) рискам.

Информация о работе Региональная инвестиционная политика