Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2013 в 11:41, курсовая работа
Российская экономика задыхается от нехватки инвестиций. Но почему-то никто не спешит исправить сложившуюся ситуацию. Россия - страна настолько резких межрегиональных экономических, социальных и политических контрастов, что каждый потенциальный инвестор при наличии достаточной информации может найти для себя регион с вполне удовлетворительными или хотя бы сносными условиями инвестирования. Такая информация должна содержаться в рейтингах инвестиционной привлекательности отдельных субъектов федерации, или, говоря проще, в региональных рейтингах инвестиционного климата.
Введение…………………………………………………….…3
Глава I. Теоретические основы реализации региональной инвестиционной политики
1.1. Проблемы формирования РИП……………….…………….…. 6
1.2. Принципы и инструменты РИП………………………………..14
1.3. Особенности регулирования…………………………………...17
1.4. Концептуальное моделирование структурно-инвестиционной политики в регионе…………………………21
Глава II. Региональная инвестиционная политика Иркутской области
2.1. Инвестиционная привлекательность Иркутской области……………………………………………….....................23
2.2. Анализ инвестиционной активности на территории г. Иркутска …………………………..……........................28
2.3. Развитие ключевых отраслей экономики объединенной Иркутской области и крупнейшие инвестиционные проекты …………............................35
Заключение…...………………………………………………..50
Список использованной литературы....................................53
До 2,5-3% планируется увеличить
вклад туристической отрасли
в бюджет Приангарья в ходе реализации
программы социально-экономичес
В настоящее время разрабатывается проект
федеральной программы развития туризма
в Байкальском регионе. Объём инвестиций,
вкладываемых в отрасль туризма из федерального
и областного бюджетов, составит около
8 млрд рублей.
Создание на территории Иркутской области
особой экономической зоны туристско-рекреационного
типа.
В июле 2006 года консультантами консалтинговых
групп «Экосайн» (Канада) и «Стратегика»
был проведен анализ перспективных туристских
районов области, в результате чего был
рекомендован участок в пади Крестовая
на территории Иркутского района, рядом
с поселком Листвянка.
12.09.2006 г. администрацией Иркутской области
подготовлена и подана в Министерство
экономического развития и торговли РФ
заявка для участия в конкурсе по отбору
заявок на создание особой экономической
зоны туристско-рекреационного типа в
Министерство экономического анализа
и прогнозирования РФ.
6 декабря 2006 года конкурсной комиссией
по проведению конкурса по отбору заявок
на создание особых экономических зон
туристско-рекреационного типа принято
положительное решение о создании зоны
на территории Иркутской области.
Концепция особой экономической зоны
предполагает создание всесезонного курорта
международного уровня, акцент делается
на деловом туризме (сопровождение различными
видами отдыха).
Создание особой экономической зоны обеспечит
значительное увеличение налоговых поступлений
в бюджеты всех уровней и возврат инвестированных
бюджетных средств. Суммарный объем налоговых
поступлений от резидентов ОЭЗ и смежных
отраслей составит 89,37 млрд. руб. Из них
50,4 млрд. руб. – от резидентов.
Социально-экономический эффект от организации
ОЭЗ выразится:
- в создании новых рабочих мест (до 57,9
тыс. чел к 2026 году),
- в росте доли туристского сектора в общей
занятости (вклад туристического сектора
и смежных отраслей в занятость к 2026 году
составит 4,1% от общего количества занятых),
- в росте вклада туристического сектора
и смежных отраслей в ВРП (вклад в ВРП области
в 2026 году составит 3,5%).
Делая выводы, следует отметить, что, безусловно, уровень развития инвестиционной политики Иркутской области станет гораздо более высоким: не будет оторванных инвестиционных проектов, а, наоборот, область будет комплексно развивать свою инвестиционную стратегию.
Заключение
Для инвестиционного процесса в экономике России территориальный аспект функционирования, регулирования и управления имеет исключительно важное значение. Именно в регионах реализуются конкретные шаги по изменению структуры производства, его диверсификации и обновлению, в регионах осуществляется привязка инвестиционных проектов к конкретным предприятиям, развивается предпринимательство и проводятся рыночные реформы. Без самого активного участия самих российских регионов в решении этих проблем невозможны ни преодоление инвестиционного кризиса, ни экономическая стабилизация в целом.18
В данной работе были рассмотрены и сформулированы основные цели и задачи, принципы и инструменты, а также проблемы формирования РИП. Теоретическую часть я отразил на примере инвестиционной политики Иркутской области.
Региональная инвестиционная политика понимается в настоящей работе как система действий по привлечению инвестиций в экономику региона, в том числе: средств федерального и регионального бюджетов, иностранных инвестиций, свободных средств граждан. Разумеется, цель каждого инвестора, будь это иностранный инвестиционный фонд или скромный местный пенсионер, заключается не в размещении свободных средств, а в получении права на предполагаемые доходы от инвестиций и, в конечном счете, в получении дохода, существенно превышающего объем вложенных средств.
Ключевой проблемой инвестиционной политики практически для всех регионов является поиск источников финансирования. Теоретически существует довольно много потенциальных вариантов привлечения капитала в региональные инвестиционные проекты. Однако в настоящее время заметную роль в инвестиционном процессе способны сыграть лишь некоторые. Несмотря на то, что в большинстве субъектов Российской Федерации бюджетная ситуация остается весьма напряженной, пожалуй, одним из наиболее реальных источников финансирования являются собственные средства региональных бюджетов.
Рассматривая проблемы
формирования РИП можно сделать
вывод, что в инвестиционной сфере
назрела необходимость
Привлечение инвестиций на сегодняшний день играет действительно большую роль, наличие инвестиций говорит об экономическом развитии того или иного региона.
Применение каких-либо инструментов, задач и принципов, на мой взгляд должно проводиться индивидуально к каждому отдельному региону. Нельзя “равнять” регионы, так как у каждого региона своя специфика, отраслевая, хозяйственная и следовательно нужен особый подход. Почти в каждом регионе существуют департаменты, комитеты которые занимаются инвестиционной деятельностью, создаются и разрабатываются модели, концепции инвестиционной политики.
Что касается РИП Иркутской области, то можно сделать вывод, что инвестиционный климат в области вполне благоприятный, но хочу отметить, благоприятный инвестиционный климат сам по себе, даже с учетом высокой привлекательности основных инвестиционных отраслей области, не в состоянии обеспечить достаточного притока капиталовложений в условиях неразвитой системы инвестиционных институтов.
Если рассмотреть работу с точки зрения степени новизны, то думаю это отражено в большей степени в цифрах, предоставленных комитетами Иркутской области. Я провел анализ инвестиционной деятельности на базе полученных данных и для наглядности изобразил их виде графиков, которые ясно и четко отразили ситуацию развития, вложения и прибыли инвестиционных потоков.
Можно также сделать вывод, что для Иркутской области совместные предприятия являются перспективным направлением внешнеэкономической деятельности, цель которых – привлечение из-за рубежа инвестиций, современного оборудования и прогрессивной технологии.
Экономическое состояние совместных предприятий отличается стабильностью и перспективной динамикой, что способствует стабилизации и подъёму общей экономики.
В экономику области вложили свой капитал более 20 стран мира. Иркутская область занимает достойное место в российской и мировой экономике, своим потенциалом вызывает всеобщий интерес и партнёрское доверие.
Иркутская область находится на пороге нового этапа индустриального освоения региона. В сочетании с мегапроектами создания агломерации и туристско-рекреационной зоны это даст возможность для формирования в Приангарье мощного центра социально-экономического развития.
Иркутская область — один из крупнейших регионов Восточной Сибири, — как и ее соседи, находится в положении «перед стартом». Общий объем инвестиций в экономику Приангарья до 2010 года оценивается в 450 млрд рублей. Эта сумма сопоставима с объемом капитальных вложений периода индустриального освоения региона. Если Иркутской области удастся реализовать ряд крупных проектов, способных радикально изменить структуру ее экономики, она сможет превратиться в мощный форпост развития на востоке России.
Список использованной литературы:
1 Бочаров В.В. Инвестиционный менеджмент С-П.2000.с.5
2Справка о привлечении иностранных инвестиций в экономику регионов: текущее положение и основные направления государственной политики.2003г.с.18
4 Винокуров Н.А., Суходолов А. П. «Экономика Иркутской области»,-Иркутск,- 2004г.
5Индрисов А.Б Инвестиционная политика на территории муниципального образования..М. 2001. с.50
6 Сапегина О.П. Проблемы формирования РИП.”Регион: экономика и социология” №2,2002.с.29
7Индрисов А.Б Инвестиционная политика на территории муниципального образования..М. 2001. с.63
8 Справка о привлечении иностранных инвестиций в экономику регионов: текущее положение и основные направления государственной политики.2003г.с.24
9Тяглов С.Г. Кузнецова Н.Г. Региональная экономика.Ростов-на-Дону.2001. с.139
10 Индрисов А.Б Инвестиционная политика на территории муниципального образования..М. 2001. с.48
11 Аналитическая записка. Комитет по экономике и финансам администрации г.Иркутска
12 Шуплецов А.Ф. Современный региональный механизм устойчивого инвестиционного развития. ИГЭА 2000. с.42
13 Отдел инвестиционной и кредитной политики экономического управления Комитета по экономке и финансам администрации г.Иркутска.
14 www.forecast.ru
16 Нагорняк А. Четыре в одном // Эксперт Сибирь, 2006 г.
17 Амбросов В.Н. Равновесное состояние в управлении экономической системой. Иркутск.1998.с 111
18 Тяглов С.Г. Кузнецова Н.Г. Региональная экономика.Ростов-на-Дону.2001. с.89