Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2013 в 11:41, курсовая работа
Российская экономика задыхается от нехватки инвестиций. Но почему-то никто не спешит исправить сложившуюся ситуацию. Россия - страна настолько резких межрегиональных экономических, социальных и политических контрастов, что каждый потенциальный инвестор при наличии достаточной информации может найти для себя регион с вполне удовлетворительными или хотя бы сносными условиями инвестирования. Такая информация должна содержаться в рейтингах инвестиционной привлекательности отдельных субъектов федерации, или, говоря проще, в региональных рейтингах инвестиционного климата.
Введение…………………………………………………….…3
Глава I. Теоретические основы реализации региональной инвестиционной политики
1.1. Проблемы формирования РИП……………….…………….…. 6
1.2. Принципы и инструменты РИП………………………………..14
1.3. Особенности регулирования…………………………………...17
1.4. Концептуальное моделирование структурно-инвестиционной политики в регионе…………………………21
Глава II. Региональная инвестиционная политика Иркутской области
2.1. Инвестиционная привлекательность Иркутской области……………………………………………….....................23
2.2. Анализ инвестиционной активности на территории г. Иркутска …………………………..……........................28
2.3. Развитие ключевых отраслей экономики объединенной Иркутской области и крупнейшие инвестиционные проекты …………............................35
Заключение…...………………………………………………..50
Список использованной литературы....................................53
В 1998 году Иркутской области был присвоен долгосрочный валютный кредитный рейтинг, который был оценен агентством Standard & Poor`s на уровне общероссийского показателя В+. Этот рейтинг отражает:
- очень богатые природные ресурсы области;
- умеренно сильное финансовое положение;
- ориентированную на реформы администрацию, работающую под руководством сильного губернатора;
- наличие относительно развитой рыночной инфраструктуры,
- необходимой для привлечения инвестиционных ресурсов.
В период финансового кризиса и в первые послекризисные годы рейтинг Иркутской области снизился до CCC. В июне 2002 года впервые произошло повышение кредитного рейтинга Иркутской области S & P до CCC+. Тем не менее рейтинг области, по мнению S & P, продолжает находиться в категории "аутсайдерских", несмотря на экономический рост, улучшение механизмов управления и контроля, хорошие бюджетные показатели, значительное снижение уровня долга, а также заметный прогресс в крупных инвестиционных проектах.
Последовательная политика по созданию благоприятных инвестиционных условий в Иркутской области привлекает не только отечественных, но и зарубежных инвесторов. Объем иностранных инвестиций в Иркутске за первое полугодие составил $21,3 млн. - на 0,2% больше, чем за тот же период прошлого года. Как отмечается в обзоре социально-экономического положения города, рублевых инвестиций из-за рубежа поступило 1,5 млрд. руб. - на 2,8% меньше. Сумма накопленных иностранных инвестиций, по данным на 1 июля 2007 года, составила 10,8 млрд. руб. и $125,8 млн., в том числе прямые инвестиции - 34,6%, портфельные - 26,1%, прочие - 39,4%. Наибольший удельный вес рублевых инвестиций приходится на прочие - 87,2%, больше всего иностранных инвестиций привлечено предприятиями транспорта и связи - 70,9% от общего объема. Основными странами-инвесторами стали Великобритания - $13,3 млн., Монголия - $3,8 млн. и Китай - $2,3 млн. В структуре рублевых инвестиций, поступивших из-за рубежа, 55,9% пришлось на предприятия в области архитектуры, инженерно-технического проектирования, занимающиеся геолого-разведочными и геофизическими работами, стандартизацией и метрологией, 44% - на предприятия по добыче полезных ископаемых (нефти и природного газа). На территории области работают более 300 совместных предприятий с суммарным заявленным уставным капиталом около 850 млн. долларов, в создании которых участвовали компании примерно из 50 стран Ближнего и Дальнего Зарубежья (основные страны-инвесторы – Китай, Казахстан, США, Украина, Великобритания, Япония, Германия, Корея, Австрия). Ежегодно в администрации Иркутской области регистрируются около 20 предприятий с иностранными инвестициями. 11
Говоря об инвестиционной привлекательности, необходимо отметить природно-ресурсный потенциал области. Известно, что по масштабу освоения природных ресурсов и уровню промышленного развития Иркутская область входит в 15 наиболее мощных в индустриальном отношении регионов. Основу специализации региональной экономики составляют сырьевые отрасли, в первую очередь топливно-энергетический комплекс и высокоэффективная гидроэнергетика. Отрасли цветной и черной металлургии, лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной, нефтехимической и т.д. Учитывая значительный территориальный ресурс, а также относительно высокий промышленный потенциал (прежде всего энергетический) об Иркутской области можно говорить как об одном из наиболее перспективных для экономического развития регионов России.12
В отличие от многих регионов, соблазнившихся возможностью использовать власть для обеспечения прямого управления предприятиями, администрация Иркутской области предпочла более мягкую промышленную политику. Областная администрация также является акционером ряда ключевых предприятий.
В области достаточно хорошо развивается малый бизнес, создана инфраструктура его поддержки. Основное направление развития малого бизнеса администрация видит в переориентации его из торговли в производство.
Все эти плюсы и минусы инвестиционной деятельности, являются в первую очередь результатом работы Администрации области.
Инвестиционное законодательство Иркутской области базируется на комплексе федеральных законов и постановлений, и к настоящему времени состоит из трех взаимосвязанных и взаимодополняющих частей:
- Законодательство о бюджетном устройстве и бюджетном процессе;
- Законодательство об инвестиционной деятельности;
- Областное налоговое законодательство.
Регулирование инвестиционной деятельности на территории Иркутской области осуществляется в соответствии с федеральным и областным законодательством. Основным документом является закон Иркутской области "Об областной государственной инвестиционной политике и стимулировании инвестиционной деятельности" от 11.07.02 г. № 38-оз., устанавливающий принципы формирования инвестиционной политики области, регламентирующий основные формы областной государственной поддержки инвестиционной деятельности и условия ее предоставления. Закон предусматривает четыре формы государственной поддержки инвестиций на уровне области: прямое финансирование проектов и программ, их кредитование (предоставление ссуд) за счет областных государственных средств, предоставление инвесторам налоговых льгот, и предоставление областных государственных гарантий сторонним инвесторам, финансирующим развитие производства на территории региона. Конкретные механизмы реализации господдержки регламентируются пакетом дополнительных законодательных и нормативных актов.
Для стимулирования и активизации инвестиционной деятельности на территории области, усиления влияния органов государственной власти и управления области на формирование социальной направленности развития её экономики в интересах населения принят Закон “О фонде развития Иркутской области”. Основной целью которого являются:
- аккумулирование средств
областного бюджета для
- участие в финансировании
- финансирование капитальных вложений в социальные объекты областного и муниципального значения;
- обеспечение обязательств
и гарантий, выдаваемых администрацией
области для реализации
Фонд развития - является целевым бюджетным фондом области и предусматривается отдельной строкой в законе области об областном бюджете. Используется на выдачу бюджетных ссуд, предоставление инвестиционных налоговых кредитов и областных государственных гарантий в объёмах и размерах, определяемых законом области об областном бюджете на соответствующий финансовый год.
2.2. Анализ инвестиционной активности на территории г. Иркутска
Эффективная инвестиционная политика - один из основных факторов, способствующих привлечению инвестиций для общего оздоровления экономики города. Поэтому одной их основных задач администрации города является создание предпосылок к развитию экономического потенциала Иркутска, а одним из методов решения этой задачи является поддержка администрацией города инвестиционной деятельности хозяйствующих субъектов и создание благоприятного инвестиционного климата в городе.
Для проведения этого анализа я сравнил данные13 о состоянии инвестиционной политики в городе Иркутске 2006г. с 2005г. и представил полученные результаты в виде графиков и таблиц.
1.Инвестиции крупных и средних предприятий г. Иркутска
По данным областного комитета статистики в 2006 году рост общей величины инвестиций, осуществляемых крупными и средними предприятиями города, составил 33,8% или 2,6 млрд. рублей по сравнению с 2005 годом (таблица № 1).
Таблица № 1. Инвестиции крупных и средних предприятий г. Иркутска за период 2001-2006 гг., тыс. руб. без учета инфляционных процессов
Виды инвестиций |
2001 г. |
2002 г. |
2003 г. |
2004 г. |
2005 г. |
2006 г. |
Общий объем инвестиций |
7 423 466,0 |
7 651 431,0 |
12 739 226,0 |
11 825 267,0 |
7 616 100,0 |
10 192 164,0 |
в т.ч. |
||||||
Финансовые вложения |
3 418 661 |
3 902 165 |
9 622 959 |
5 357 845 |
2 374 800 |
2 221 764 |
Инвестиции в нефинансовые активы |
4 004 805 |
3 749 266 |
3 116 267 |
6 467 422 |
5 241 300 |
7 970 400 |
в т.ч. |
||||||
инвестиции в основной капитал |
2 535 087 |
3 023 412 |
3 115 768 |
5 358 473 |
5 239 600 |
7 967 722 |
Однако этот рост в текущих ценах является результатом инфляционных процессов. В сопоставимых ценах т.е. ценах 2001 года, рост данного показателя составил 20,7% или 920,6 млн. руб. (таблица № 2).
Таблица № 2. Инвестиции крупных и средних предприятий г. Иркутска за период 2001-2006 гг. в сопоставимых ценах, тыс руб.
Виды инвестиций |
2001 г. |
2002 г. |
2003 г. |
2004 г. |
2005 г. |
2006 г. |
Общий объем инвестиций |
7 423 466 |
6 440 598 |
9 316 468 |
7 721 491 |
4 452 123 |
5 372 780 |
Темп роста в процентах к предыдущему году |
100,0 |
86,8 |
144,7 |
82,9 |
57,7 |
120,7 |
Финансовые вложения |
3 418 661 |
3 284 651 |
7 037 475 |
3 498 488 |
1 388 254 |
1 171 199 |
Темп роста в процентах к предыдущему году |
100,0 |
96,1 |
214,3 |
49,7 |
39,7 |
84,4 |
в т.ч. |
||||||
долгосрочные |
833 490 |
151 551 |
1 170 462 |
367 407 |
688 920 |
265 239 |
краткосрочные |
2 585 171 |
3 133 099 |
5 867 013 |
3 131 080 |
699 334 |
905 960 |
Инвестиции в нефинансовые активы |
4 004 805 |
3 155 948 |
2 278 993 |
4 223 003 |
3 063 869 |
4 201 581 |
Темп роста в процентах к предыдущему году |
100,0 |
78,8 |
72,2 |
185,3 |
72,6 |
137,1 |
в т.ч. |
||||||
инвестиции в основной капитал |
2 535 087 |
2 544 960 |
2 278 628 |
3 498 898 |
3 062 888 |
4 200 170 |
капитальный ремонт основных фондов |
1 456 870 |
607 759 |
- |
- |
- |
- |
инвестиции в нематериальные и другие нефинансовые активы |
12 848 |
3 229 |
365 |
724 105 |
981 |
1 411 |
В 2006 г. рост общего объема инвестиций связан, в основном, с увеличением объемов инвестиций в нефинансовые активы, в т.ч. инвестиций в основной капитал на 37% в сопоставимых ценах. Сокращение объемов долгосрочных финансовых вложений в 2,6 раза, сопровождаемое при этом увеличением объемов краткосрочных финансовых вложений в 1,3 раза привело в результате к падению общего объема финансовых вложений в 2006 г. на 15,6% по сравнению с прошлым годом. В частности наибольшее снижение объемов финансовых вложений связано с инвестициями в паи и акции других организаций и предоставленные займы, а увеличение - с инвестициями в прочие краткосрочные финансовые вложения. В структуре инвестиций за 2006 год произошли незначительные изменения - увеличилась доля инвестиций в нефинансовые активы (с 69 до 78%), а доля финансовых вложений снизилась до своего минимального (22%) за шестилетний период значения.
Данные о финансовых вложениях и инвестициях в нефинансовые активы за 2006 г. в городе Иркутске отражают макроэкономические тенденции, происходившие в целом в России, среди которых можно выделить основные, характеризующие экономическое развитие:
- сохранились высокие темпы экономического роста, существенно опережающие динамику мировой экономики. В значительной мере они обусловлены повышением производительности труда;
- темпы роста
промышленного производства
- продолжилось
повышение реальных доходов и
потребления населения. Одним
из дополнительных факторов
- аккумулирование
"нефтяных" доходов экономики
в Стабилизационном фонде
- продолжилась
тенденция снижения инфляции. При
этом, возрос вклад ее немонетарного
фактора, прежде всего
Существенное влияние на инвестиционную сферу города оказывают и региональные финансовые показатели: Иркутская область - один из крупнейших регионов России по территории, где проживает 1,7% населения страны и формируется около 1,3% национального ВВП. Богатые природные ресурсы, включающие гидроэнергетический потенциал, лес, уголь, золото, нефть и газ, обеспечивают средне - и долгосрочные возможности роста инвестиций, занятости и бюджетных доходов. Для экономического развития области необходимы инвестиции, однако они остаются умеренными в сравнении с другими ведущими промышленными регионами: в 2006 г. уровень инвестиций составил всего 11,2% ВРП, а прирост к 2005 г. - всего 1%. Приток инвестиций в определенной степени сдерживается удаленностью региона и неразвитой инфраструктурой. Прямые иностранные инвестиции незначительны14.
Структура инвестиций по формам собственности за данный период также претерпела некоторые изменения. Так, значительный объем инвестиций (45%) осуществлялся предприятиями и организациями частной формы собственности, что на 24,3 процентных пунктов ниже, чем в прошлом году. В 2006 году возросла доля инвестиций государственных предприятий с 12,6 % до 25% и муниципальных предприятий – с 2,6 % до 5%. Удельный вес инвестиций предприятий смешанной формы собственности увеличился на 11,4 процентных пункта (с 13,6% до 25%).