Региональная инвестиционная политика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2013 в 11:41, курсовая работа

Краткое описание

Российская экономика задыхается от нехватки инвестиций. Но почему-то никто не спешит исправить сложившуюся ситуацию. Россия - страна настолько резких межрегиональных экономических, социальных и политических контрастов, что каждый потенциальный инвестор при наличии достаточной информации может найти для себя регион с вполне удовлетворительными или хотя бы сносными условиями инвестирования. Такая информация должна содержаться в рейтингах инвестиционной привлекательности отдельных субъектов федерации, или, говоря проще, в региональных рейтингах инвестиционного климата.

Содержание

Введение…………………………………………………….…3
Глава I. Теоретические основы реализации региональной инвестиционной политики
1.1. Проблемы формирования РИП……………….…………….…. 6
1.2. Принципы и инструменты РИП………………………………..14
1.3. Особенности регулирования…………………………………...17
1.4. Концептуальное моделирование структурно-инвестиционной политики в регионе…………………………21
Глава II. Региональная инвестиционная политика Иркутской области
2.1. Инвестиционная привлекательность Иркутской области……………………………………………….....................23
2.2. Анализ инвестиционной активности на территории г. Иркутска …………………………..……........................28
2.3. Развитие ключевых отраслей экономики объединенной Иркутской области и крупнейшие инвестиционные проекты …………............................35
Заключение…...………………………………………………..50
Список использованной литературы....................................53

Вложенные файлы: 1 файл

Региональная.doc

— 342.00 Кб (Скачать файл)

В 1998 году Иркутской области был присвоен долгосрочный валютный кредитный рейтинг, который был оценен агентством Standard & Poor`s на уровне общероссийского показателя В+. Этот рейтинг отражает:

- очень богатые природные ресурсы области;

- умеренно сильное финансовое положение;

- ориентированную на реформы администрацию, работающую под руководством сильного губернатора;

- наличие относительно развитой рыночной инфраструктуры,

- необходимой для привлечения инвестиционных ресурсов.

В период финансового  кризиса и в первые послекризисные годы рейтинг Иркутской области снизился до CCC. В июне 2002 года впервые произошло повышение кредитного рейтинга Иркутской области S & P до CCC+. Тем не менее рейтинг области, по мнению S & P, продолжает находиться в категории "аутсайдерских", несмотря на экономический рост, улучшение механизмов управления и контроля, хорошие бюджетные показатели, значительное снижение уровня долга, а также заметный прогресс в крупных инвестиционных проектах.

Последовательная политика по созданию благоприятных инвестиционных условий в Иркутской области привлекает не только отечественных, но и зарубежных инвесторов. Объем иностранных инвестиций в Иркутске за первое полугодие составил $21,3 млн. - на 0,2% больше, чем за тот же период прошлого года. Как отмечается в обзоре социально-экономического положения города, рублевых инвестиций из-за рубежа поступило 1,5 млрд. руб. - на 2,8% меньше. Сумма накопленных иностранных инвестиций, по данным на 1 июля 2007 года, составила 10,8 млрд. руб. и $125,8 млн., в том числе прямые инвестиции - 34,6%, портфельные - 26,1%, прочие - 39,4%. Наибольший удельный вес рублевых инвестиций приходится на прочие - 87,2%, больше всего иностранных инвестиций привлечено предприятиями транспорта и связи - 70,9% от общего объема. Основными странами-инвесторами стали Великобритания - $13,3 млн., Монголия - $3,8 млн. и Китай - $2,3 млн. В структуре рублевых инвестиций, поступивших из-за рубежа, 55,9% пришлось на предприятия в области архитектуры, инженерно-технического проектирования, занимающиеся геолого-разведочными и геофизическими работами, стандартизацией и метрологией, 44% - на предприятия по добыче полезных ископаемых (нефти и природного газа).   На территории области работают более 300 совместных предприятий с суммарным заявленным уставным капиталом около 850 млн. долларов, в создании которых участвовали компании примерно из 50 стран Ближнего и Дальнего Зарубежья (основные страны-инвесторы – Китай, Казахстан, США, Украина, Великобритания, Япония, Германия, Корея, Австрия). Ежегодно в администрации Иркутской области регистрируются около 20 предприятий с иностранными инвестициями. 11

Говоря об инвестиционной привлекательности, необходимо отметить природно-ресурсный потенциал области. Известно, что по масштабу освоения природных ресурсов и уровню промышленного развития Иркутская область входит в 15 наиболее мощных в индустриальном отношении регионов. Основу специализации региональной экономики составляют сырьевые отрасли, в первую очередь топливно-энергетический комплекс и высокоэффективная гидроэнергетика. Отрасли цветной и черной металлургии, лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной, нефтехимической и т.д. Учитывая значительный территориальный ресурс, а также относительно высокий промышленный потенциал (прежде всего энергетический) об Иркутской области можно говорить как об одном из наиболее перспективных для экономического развития регионов России.12

В отличие от многих регионов, соблазнившихся возможностью использовать власть для обеспечения  прямого управления предприятиями, администрация Иркутской области предпочла более мягкую промышленную политику. Областная администрация также является акционером ряда ключевых предприятий.

В области достаточно хорошо развивается малый бизнес, создана инфраструктура его поддержки. Основное направление развития малого бизнеса администрация видит в переориентации его из торговли в производство.

Все эти плюсы  и минусы инвестиционной деятельности, являются в первую очередь результатом  работы Администрации области.

Инвестиционное  законодательство Иркутской области базируется на комплексе федеральных законов и постановлений, и к настоящему времени состоит из трех взаимосвязанных и взаимодополняющих частей:

- Законодательство о бюджетном устройстве и бюджетном процессе;

- Законодательство об инвестиционной деятельности;

- Областное налоговое законодательство.

Регулирование инвестиционной деятельности на территории Иркутской  области осуществляется в соответствии с федеральным и областным  законодательством. Основным документом является закон Иркутской области "Об областной государственной инвестиционной политике и стимулировании инвестиционной деятельности" от 11.07.02 г. № 38-оз., устанавливающий принципы формирования инвестиционной политики области, регламентирующий основные формы областной государственной поддержки инвестиционной деятельности и условия ее предоставления. Закон предусматривает четыре формы государственной поддержки инвестиций на уровне области: прямое финансирование проектов и программ, их кредитование (предоставление ссуд) за счет областных государственных средств, предоставление инвесторам налоговых льгот, и предоставление областных государственных гарантий сторонним инвесторам, финансирующим развитие производства на территории региона. Конкретные механизмы реализации господдержки регламентируются пакетом дополнительных законодательных и нормативных актов.

 Для стимулирования и активизации инвестиционной деятельности на территории области, усиления влияния органов государственной власти и управления области на формирование социальной направленности развития её экономики в интересах населения принят Закон “О фонде развития Иркутской области”. Основной целью которого являются:

- аккумулирование средств  областного бюджета для финансирования  и оказания областной государственной  поддержки в реализации областных государственных инвестиционных программ и проектов;

- участие в финансировании областных  государственных инвестиционных  программ и проектов;

- финансирование капитальных  вложений в социальные объекты  областного и муниципального  значения;

- обеспечение обязательств  и гарантий, выдаваемых администрацией  области для реализации областных  государственных инвестиционных  программ и проектов.

Фонд развития - является целевым бюджетным фондом области и предусматривается отдельной строкой в законе области об областном бюджете. Используется на выдачу бюджетных ссуд, предоставление инвестиционных налоговых кредитов и областных государственных гарантий в объёмах и размерах, определяемых законом области об областном бюджете на соответствующий финансовый год.

2.2. Анализ инвестиционной активности на территории г. Иркутска

Эффективная инвестиционная политика - один из основных факторов, способствующих привлечению инвестиций для общего оздоровления экономики  города. Поэтому одной их основных задач администрации города является создание предпосылок к развитию экономического потенциала Иркутска, а одним из методов решения этой задачи является поддержка администрацией города инвестиционной деятельности хозяйствующих субъектов и создание благоприятного инвестиционного климата в городе.

Для проведения этого  анализа я сравнил данные13 о состоянии инвестиционной политики в городе Иркутске 2006г. с 2005г. и представил полученные результаты в виде графиков и таблиц.

1.Инвестиции крупных и средних предприятий г. Иркутска

По данным областного комитета статистики в 2006 году рост общей величины инвестиций, осуществляемых крупными и средними предприятиями города, составил 33,8% или 2,6 млрд. рублей по сравнению с 2005 годом (таблица № 1).

 

 

Таблица № 1. Инвестиции крупных и средних предприятий  г. Иркутска за период 2001-2006 гг., тыс. руб. без учета инфляционных процессов

Виды инвестиций

2001 г.

2002 г.

2003 г.

2004 г.

2005 г.

2006 г.

Общий объем инвестиций

7 423 466,0

7 651 431,0

12 739 226,0

11 825 267,0

7 616 100,0

10 192 164,0

в т.ч.

           

Финансовые вложения

3 418 661

3 902 165

9 622 959

5 357 845

2 374 800

2 221 764

Инвестиции в нефинансовые активы

4 004 805

3 749 266

3 116 267

6 467 422

5 241 300

7 970 400

в т.ч.

           

инвестиции в основной капитал

2 535 087

3 023 412

3 115 768

5 358 473

5 239 600

7 967 722


 

Однако этот рост в текущих ценах является результатом инфляционных процессов. В сопоставимых ценах  т.е. ценах 2001 года, рост данного показателя составил 20,7% или 920,6 млн. руб. (таблица № 2).

Таблица № 2. Инвестиции крупных и средних предприятий  г. Иркутска за период 2001-2006 гг. в сопоставимых ценах, тыс руб.

Виды инвестиций

2001 г.

2002 г.

2003 г.

2004 г.

2005 г.

2006 г.

Общий объем  инвестиций

7 423 466

6 440 598

9 316 468

7 721 491

4 452 123

5 372 780

Темп роста в процентах  к предыдущему году

100,0

86,8

144,7

82,9

57,7

120,7

Финансовые  вложения

3 418 661

3 284 651

7 037 475

3 498 488

1 388 254

1 171 199

Темп роста в процентах  к предыдущему году

100,0

96,1

214,3

49,7

39,7

84,4

в т.ч.

           

долгосрочные 

833 490

151 551

1 170 462

367 407

688 920

265 239

краткосрочные

2 585 171

3 133 099

5 867 013

3 131 080

699 334

905 960

Инвестиции  в нефинансовые активы

4 004 805

3 155 948

2 278 993

4 223 003

3 063 869

4 201 581

Темп роста в процентах  к предыдущему году

100,0

78,8

72,2

185,3

72,6

137,1

в т.ч.

           

инвестиции в основной капитал

2 535 087

2 544 960

2 278 628

3 498 898

3 062 888

4 200 170

капитальный ремонт основных фондов

1 456 870

607 759

-

-

-

-

инвестиции в нематериальные и другие нефинансовые активы

12 848

3 229

365

724 105

981

1 411


В 2006 г. рост общего объема инвестиций связан, в основном, с увеличением объемов инвестиций в нефинансовые активы, в т.ч. инвестиций в основной капитал на 37% в сопоставимых ценах. Сокращение объемов долгосрочных финансовых вложений в 2,6 раза, сопровождаемое при этом увеличением объемов краткосрочных финансовых вложений в 1,3 раза привело в результате к падению общего объема финансовых вложений в 2006 г. на 15,6% по сравнению с прошлым годом. В частности наибольшее снижение объемов финансовых вложений связано с инвестициями в паи и акции других организаций и предоставленные займы, а увеличение - с инвестициями в прочие краткосрочные финансовые вложения. В структуре инвестиций за 2006 год произошли незначительные изменения - увеличилась доля инвестиций в нефинансовые активы (с 69 до 78%), а доля финансовых вложений снизилась до своего минимального (22%) за шестилетний период значения.

 

Данные о  финансовых вложениях и инвестициях  в нефинансовые активы за 2006 г. в городе Иркутске отражают макроэкономические тенденции, происходившие в целом в России, среди которых можно выделить основные, характеризующие экономическое развитие:

- сохранились  высокие темпы экономического роста, существенно опережающие динамику мировой экономики. В значительной мере они обусловлены повышением производительности труда;

- темпы роста  промышленного производства снизились  вдвое. В этих условиях поддержание  общей экономической динамики было связано с быстрым ростом оборота торговли, опережающим динамику ВВП почти в два раза;

- продолжилось  повышение реальных доходов и  потребления населения. Одним  из дополнительных факторов роста  потребления стало расширение  потребительского кредитования;

- аккумулирование  "нефтяных" доходов экономики  в Стабилизационном фонде сдерживало  инвестиции за счет собственных  средств компаний. На фоне высоких  темпов инвестиций сохранилась  их прежняя структура с доминированием  инфраструктурных и добывающих отраслей;

- продолжилась  тенденция снижения инфляции. При  этом, возрос вклад ее немонетарного  фактора, прежде всего связанного  с повышением тарифов ЖКХ и  инфляцией издержек на рынке  сельскохозяйственной продукции. 

Существенное влияние  на инвестиционную сферу города оказывают и региональные финансовые показатели: Иркутская область - один из крупнейших регионов России по территории, где проживает 1,7% населения страны и формируется около 1,3% национального ВВП. Богатые природные ресурсы, включающие гидроэнергетический потенциал, лес, уголь, золото, нефть и газ, обеспечивают средне - и долгосрочные возможности роста инвестиций, занятости и бюджетных доходов. Для экономического развития области необходимы инвестиции, однако они остаются умеренными в сравнении с другими ведущими промышленными регионами: в 2006 г. уровень инвестиций составил всего 11,2% ВРП, а прирост к 2005 г. - всего 1%. Приток инвестиций в определенной степени сдерживается удаленностью региона и неразвитой инфраструктурой. Прямые иностранные инвестиции незначительны14.

Структура инвестиций по формам собственности за данный период также претерпела некоторые изменения. Так, значительный объем инвестиций (45%) осуществлялся предприятиями  и организациями частной формы  собственности, что на 24,3 процентных пунктов ниже, чем в прошлом году. В 2006 году возросла доля инвестиций государственных предприятий с 12,6 % до 25% и муниципальных предприятий – с 2,6 % до 5%. Удельный вес инвестиций предприятий смешанной формы собственности увеличился на 11,4 процентных пункта (с 13,6% до 25%).

Информация о работе Региональная инвестиционная политика