Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2012 в 11:16, дипломная работа
стественно, что методики оценки заемщика не поспевают за таким ростом рынка розничного кредитования.
Главная задача, стоящая сейчас перед банками – обеспечить минимальный уровень дефолтов при растущем объеме кредитов. Актуальность этой проблемы не вызывает сомнения по увеличивающемуся числу публикаций в прессе и ажиотажному интересу со стороны российских кредитных организаций.
Цель выпускной работы заключается в исследовании системы потребительского кредитования физических лиц на основе ЗАО «Банк Русский Стандарт»
Задачи исследовательской работы:
1. Рассмотреть теоретические аспекты построение системы кредитования физических лиц в Российской Федерации;
2. Определить особенности потребительского
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..........
...6
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО КРЕДИТОВАНИЯ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ……………………………………………………………...
...8
1.1 Понятие системы кредитов, основные элементы…………………….....
...8
1.2 Особенности кредитования физических лиц на современном этапе…
13
1.3 Способы оценки кредитоспособности физических лиц………………...
.21
2 АНАЛИЗ КРЕДИТОВАНИЯ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ В ЗАО «БАНК РУССКИЙ СТАНДАРТ»……………………………………………………….....
.28
2.1 Краткая характеристика банка……………………………………………
.28
2.2 Кредитная политика коммерческого банка ЗАО «Банк Русский Стандарт»………………………………………………………………………
.34
2.3 Анализ кредитования физических лиц в ЗАО «Банк Русский Стандарт»………………………………………………………………………
.44
3 ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ КРЕДИТОВАНИЯ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ В ЗАО «БАНК РУССКИЙ СТАНДАРТ»………………………………………..
.62
3.1 Проблемы развития кредитования потребительских нужд граждан……………………………………………………………...................
.62
3.2 Совершенствование кредитной политики ЗАО «Банк Русский Стандарт» в области кредитования физических лиц………………………
.71
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………
.79
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………
Рисунок 10 – Концентрация рынка розничных кредитов
4. Нельзя не обратить внимания на то, что рост объемов кредитования происходит в основном по линии расширения объемов высокорискованных операций. Это может в перспективе негативно сказаться как на устойчивости банков, так и на издержках кредитования, которые придется нести конечным заемщикам.
В 2005 году многие коммерческие банки начали предлагать приобретение автомобилей в рассрочку, то есть без процентов, в автосалонах, являющихся их партнерами. Одобрение можно получить в течение одного рабочего дня, имея при себе лишь паспорт или водительские права.
5. При сохранении тенденции расширения объемов высокорискованных кредитных операций коммерческими банками банковская система подойдет к пределам своего роста и уровню достаточности капитала, определенному Банком России и законодательством.
Темпы прироста активов банковского сектора России превышают темпы прироста капитала в пропорции 36,6 % к 31,2 %. Еще быстрее, чем капитал и активы, продолжают увеличиваться и объемы кредитования – 40,3 %, что свидетельствует о том, что одновременно с повышением доходов от операций кредитования банковская система принимает на себя все большие риски. Учитывая, что большая часть роста пришлась на кредиты физическим лицам – 90,6 %, доля которых в совокупных активах банковского сектора составляет порядка 12,0 % (рост по сравнению с 2006 годом 3,4 процентных пункта), при одновременном снижении удельного веса кредитов, выданных реальному сектору экономики, с 44,1 до 42,2 %.
Норма достаточности капитала в соответствии с законодательством РФ составляет более 10 процентов. При этом, по информации Банка России в 2008 году, средняя достаточность снизилась до 14,8 %, в то время как аналогичный показатель в 2004 году составлял 19,0 %.
Поскольку капитализация отечественных банков растет медленно, целесообразно уменьшить размеры резервирования. При этом организации –регуляторы финансовой системы страны могут устанавливать размеры резервирования для каждого банка в отдельности, исходя из оценок рисков именно его операций, а не неких усредненных цифр, по принципу, установленному в «Базель–II».
6. Степень диверсификации кредитного портфеля.
По данным Банка России показатель отношения совокупной величины кредитных рисков к капиталу (Н7) постепенно увеличивается. При этом из анализа структуры задолженности по кредитам, предоставленным кредитными организациями, следует увеличение доли кредитов, направленных на финансирование строительства, а также ипотечных кредитов для физических лиц, которые в совокупности составляют 7,3 % суммарного объема кредитного портфеля кредитных организаций России. В то же время, даже принимая во внимание, что доля ипотечного кредитования в общем объеме розничного рынка в России пока невелика, нельзя не учитывать возникновение дополнительных рисков, вызванных увеличением кредитования рынка недвижимости российскими банками при еще недостаточно развитой системе кредитования строительства и покупки недвижимости.
Таким образом, можно выделить основные виды рисков, на управление которыми коммерческим банкам необходимо обратить особое внимание при деятельности в сегменте розничного кредитования (таблица 7).
По соотношению розничных кредитов к ВВП Россия отстает от многих стран, поэтому потенциал роста велик. Согласно прогнозам рынок потребительского кредитования в нашей стране продолжит развиваться быстрыми темпами: через два года кредитами будут пользоваться уже 30 – 40 % населения, а через пять–семь лет Россия по этому показателю достигнет уровня западных стран (80 – 90 % населения).
Таблица 7 – Основные виды рисков
Кокурентный риск | – Выход на рынок новых иностранных банков, имеющих –доступ к дешевым ресурсам и строящих стратегию масштабной интервенции на розничном кредитном рынке – Активизация деятельности крупных российских банков(Сбербанк) – Достижение «критической массы» банков на рынке и падение объемов продаж либо доходности кредитов |
Макроэкономический риск | –Риск массовых неплатежей из–за переоценки банками платежеспособности населения – Экономический кризис – Кризис на рынке недвижимости |
Процентный риск | – Снижение доходности кредитов вследствии падения процентных ставок |
Валютный риск | –Возникновение убытков по валютным/рублевым кредитам в следствии роста инфляции или из–за резкого изменения курсов валют |
Риск ликвидности | – Недостаток ресурсов нужной срочности и стоимости для развития розничного кредитования – Возникновение диспропорций между ресурсами и кредитами |
При этом продукты, наиболее востребованные на рынке в настоящее время, имеют различный потенциал роста.
Рост розничных кредитов в последние годы был связан в основном с расширением потребительского кредитования. Только в 2008 году объем розничных кредитов вырос почти на 20 миллиардов долларов или на 84 % за год.
По экспертным оценкам, сейчас кредитные карты занимают не более 7 – 8 % в розничном кредитном портфеле российских банков, в то время как на развитом рынке этот показатель должен составлять до 25 %. Рынок кредитных карт в России растет опережающими темпами, и в ближайшие два – три года их число с сегодняшних 5 миллионов может увеличиться втрое.
Направления развития этого продукта:
оптимизация технологий: сокращение сроков выдачи кредитных карт и рост качества скоринговой оценки, что является необходимым условием для дальнейшего проникновения кредитных карт в сегмент экспресс–кредитования в торговых точках;
снижение процентных ставок до уровня чуть выше «традиционных» кредитов, что позволит кредитным картам успешно конкурировать с многоцелевыми краткосрочными кредитами;
распространение на сегменты клиентов, в настоящее время охваченные дебетовыми картами (в первую очередь зарплатные проекты).
Еще два продукта, как предполагается, скоро достигнут точки насыщения рынка: автомобильное кредитование и кредиты на неотложные нужды.
Рынок автокредитования в настоящее время является одним из наиболее динамично развивающихся. По оценке участников рынка, доля кредитных продаж уже достигла 30 % от общего объема рынка новых иностранных автомобилей, и в ближайшее время может быть увеличена до 40 %. В то же время условия по кредитам улучшаются, постоянно расширяется линейка предлагаемых банками видов автокредитов, а средняя процентная ставка снижается, что является показателем рынка, близкого к насыщению.
Основные тенденции развития продукта:
рост доли экспресс–кредитования;
появление кредитов со стартовым взносом 10 %
появление нишевых продуктов (на приобретение дополнительного оборудования и т.п.) и развитие новых программ (buy – back);
дальнейшее расширение сферы кредитования (подержанные автомобили).
Прогнозируемые тенденции рынка:
рост продаж кредитов buy – back (обратный выкуп);
рост продаж рублевых кредитов на длинные сроки;
рост продаж кредитов с низким или нулевым первым взносом;
увеличение сроков кредитования, снижение ставки кредита;
повышение востребованности специальных кредитных программ (совместных программ банка, автопроизводителя, автосалона и страховой компании).
Продукт является востребованным на рынке, однако его дальнейший рост будет сдерживаться частичным замещением кредитными картами в сегменте краткосрочных кредитов (до 1 года). Можно ожидать, что такое замещение примет значительные размеры по мере распространения зарплатных кредитных карт.
Основные тенденции развития продукта:
улучшение удобства обслуживания, расширение количества каналов для погашения кредита;
либерализация условий предоставления кредитов (снижение доли залоговых кредитов и кредитов под поручительство);
перемещение акцента на долгосрочные продукты (в связи с ростом конкуренции с кредитными картами в краткосрочном сегменте).
Экспресс – кредитование в торговых точках и овердрафтное кредитование уже начали замещаться более функциональными кредитными картами. Рост экспресс – кредитования еще поддерживается за счет регионов, однако этот потенциал должен быть исчерпан в ближайшее время, особенно с распространением зарплатных кредитных карт. Овердрафтное кредитование получило максимальное развитие в начале 2003 г. (6,2 % рынка), но затем его роль снижалась.
В результате активное наполнение кредитных портфелей целым ассортиментом розничных продуктов у крупных банков постепенно сменится более четким позиционированием на рынке и подчас свертыванием изначальных программ.
Как следствие, преимущество будут иметь банки, которые окажутся в состоянии:
предложить клиенту технологическое и сервисное преимущество (функциональность продуктов, удобство и доступность каналов продаж и обслуживания);
выдержать падение ставок, то есть обеспечить высокую эффективность кредитных операций и низкий уровень потерь.
Таким образом, развитие в таких направлениях потребительского кредитования как экспресс–кредитование, кредитования с помощью кредитных карт, ипотечное кредитование (временно приостановлено) и автокредитование должно являться приоритетом для банков, настроенных на поддержание долгосрочного конкурентного преимущество в области розничного кредитования.
3.2 Совершенствование кредитной политики ЗАО «Банк Русский Стандарт» в области кредитования физических лиц
Анализ кредитной политики банка показал, что одна является достаточно эффективной. Однако на фоне общих тенденций на рынке потребительского кредитования банку можно рекомендовать следующее.
1. Снижение кредитных рисков
Основное направление снижения кредитного риска – это формирование надежного состава клиентов, имеющих расчетные счета в конкретном банке. Поэтому оценка кредитоспособности клиента является важнейшим этапом в процессе кредитования, и любому коммерческому банку необходимо придавать огромное значение разработке современной методологической базы оценки кредитоспособности, тестированию квалификации кредитных работников. Ошибка при оценке кредитоспособности клиента может привести к невозврату кредита, что в свою очередь способно нарушить ликвидность банка и, в конечном счете, привести к банкротству кредитной организации.
Принимая решение о возможности, целесообразности и условиях кредитования, банк должен, главным образом выявить наличие потенциальной способности заемщика вернуть полученную ссуду в соответствии с оговоренными сроками. Это становится возможным лишь в том случае, если финансовое положение заемщика устойчиво, а денежные поступления на его счета за реализованную продукцию (работы, услуги) осуществляются стабильно. Финансовое положение не может быть охарактеризовано каким–то одним показателем, поэтому решения о заключении кредитного договора осуществляется в условиях многокритериальной задачи.
В ЗАО «Банк Русский Стандарт», как показал анализ, разработана достаточно эффективная система управления кредитными рисками (о чем свидетельствует низкий уровень просроченных ссуд в кредитном портфеле банка). Однако в данной системе есть и свои недостатки. При оценке кредитоспособности заемщика в учет принимаются, как правило, достоверность предоставленных Заемщиком сведений, а также величина доходов Заемщика.
При оценке платежеспособности Заемщика в ЗАО «Банк Русский Стандарт» рассчитывается коэффициент платеж–доход.
(2)
Коэффициент определяет предельно допустимую долю расходов Заемщика / Созаемщика по кредиту (в части платежей по основному долгу и процентам) в совокупных доходах Заемщика / Созаемщика. Превышение коэффициента свидетельствует о повышенном риске Банка при предоставлении кредитных средств.
Максимальные значения показателей П/Д, выраженные в процентах, по программам потребительского и ипотечного кредитования устанавливаются Кредитным комитетом. Максимальная сумма предоставляемого кредита (К) физическому лицу не может превышать следующую расчетную величину:
|
К i*n ____ * {0.5 D n –ДO} |
1 + 100* 12 |
Информация о работе Совершенствования кредитования физических лиц