Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2014 в 09:07, курсовая работа
Целью курсового проекта является рассмотрение подходов в формировании устойчивого конкурентного преимущества торгового предприятия и разработка проекта по повышению конкурентных преимуществ конкретного предприятия.
Объектом изучения является торговое предприятие ООО «Лавка», функционирующее в городе Арсеньеве, основной деятельностью которого является розничная торговля продуктами.
Для обеспечения сопоставимости получаемых в результате данных для оценки конкурентов будут использованы те же факторы.
Для магазина ООО «Лавка» суммарный показатель рыночной привлекательности составил 6,5 конкурентоспособности предприятия - 4,69.
Для магазина «Копейка», факторы рыночной привлекательности и конкурентоспособности предприятия и их оценка представлены в таблице 4.
Таблица 4 - Оценка рыночной привлекательности и конкурентоспособности предприятия в отношении магазина «Копейка»
№ |
Факторы оценки |
Оценка |
Вес |
Взвешенная оценка |
Факторы рыночной привлекательности | ||||
1 |
Величина рынка |
7 |
0,1 |
0,7 |
2 |
Развитие рынка |
10 |
0,1 |
1 |
3 |
Конкурентная структура |
5 |
0,1 |
0,5 |
4 |
Отраслевая прибыльность |
5 |
0,1 |
0,5 |
5 |
Чувствительность рынка к ценам |
5 |
0,05 |
0,25 |
6 |
Платежеспособность покупателей |
10 |
0,12 |
1,2 |
7 |
Торговые отношения (сила переговоров) |
10 |
0,06 |
0,6 |
8 |
Барьеры для входа на рынок |
10 |
0,03 |
0,3 |
9 |
Возможные помехи снабжения сырьем |
10 |
0,03 |
0,3 |
10 |
Технические факторы |
10 |
0,12 |
1,2 |
11 |
Социальные факторы |
10 |
0,07 |
0,7 |
12 |
Юридические факторы |
10 |
0,08 |
0,8 |
13 |
Человеческие факторы |
7 |
0,04 |
0,28 |
Итого |
- |
1 |
8,33 | |
Факторы конкурентоспособности предприятия | ||||
1 |
Размер предприятия |
7 |
0,04 |
0,28 |
2 |
Темпы роста |
7 |
0,06 |
0,42 |
3 |
Доля рынка |
10 |
0,03 |
0,3 |
4 |
Прибыльность |
10 |
0,08 |
0,8 |
5 |
Технологический уровень |
10 |
0,05 |
0,5 |
6 |
Ассортимент |
7 |
0,09 |
0,63 |
7 |
Цены |
10 |
0,1 |
1 |
8 |
Уровень и качество обслуживания |
5 |
0,12 |
0,6 |
9 |
Имидж |
5 |
0,1 |
0,5 |
10 |
Человеческие ресурсы |
7 |
0,08 |
0,56 |
11 |
Коммуникации на рынке |
10 |
0,12 |
1,2 |
12 |
Финансовая сила |
10 |
0,08 |
0,8 |
13 |
Дополнительные услуги |
5 |
0,05 |
0,25 |
Итого |
- |
1 |
7,84 |
Данные таблицы 4 позволяют определить суммарный показатель рыночной привлекательности в отношении магазина «Копейка» равным 8,33, а конкурентоспособности предприятия - 7,84.
Факторы рыночной привлекательности и конкурентоспособности предприятия в отношении магазина «Памир» представлены в таблице 5.
Таблица 5 - Оценка рыночной привлекательности и конкурентоспособности предприятия в отношении магазина «Памир»
№ |
Факторы оценки |
Оценка |
Вес |
Взвешенная оценка | |||
Факторы рыночной привлекательности | |||||||
1 |
Величина рынка |
7 |
0,1 |
0,7 | |||
2 |
Развитие рынка |
5 |
0,1 |
0,5 | |||
Конкурентная структура |
5 |
0,1 |
0,5 | ||||
4 |
Отраслевая прибыльность |
5 |
0,1 |
0,5 | |||
5 |
Чувствительность рынка к ценам |
5 |
0,05 |
0,25 | |||
6 |
Платежеспособность покупателей |
10 |
0,12 |
1,2 | |||
7 |
Торговые отношения (сила переговоров) |
10 |
0,06 |
0,6 | |||
8 |
Барьеры для входа на рынок |
7 |
0,03 |
0,21 | |||
9 |
Возможные помехи снабжения сырьем |
7 |
0,03 |
0,21 | |||
10 |
Технические факторы |
7 |
0,12 |
0,84 | |||
11 |
Социальные факторы |
10 |
0,07 |
0,7 | |||
12 |
Юридические факторы |
7 |
0,08 |
0,56 | |||
13 |
Человеческие факторы |
7 |
0,04 |
0,28 | |||
Итого |
- |
1 |
7,05 | ||||
Факторы конкурентоспособности предприятия | |||||||
1 |
Размер предприятия |
10 |
0,04 |
0,4 | |||
2 |
Темпы роста |
7 |
0,06 |
0,42 | |||
3 |
Доля рынка |
10 |
0,03 |
0,3 | |||
4 |
Прибыльность |
10 |
0,08 |
0,8 | |||
5 |
Технологический уровень |
10 |
0,05 |
0,5 | |||
6 |
Ассортимент |
10 |
0,09 |
0,9 | |||
7 |
Цены |
7 |
0,1 |
0,7 | |||
8 |
Уровень и качество обслуживания |
10 |
0,12 |
1,2 | |||
9 |
Имидж |
10 |
0,1 |
1 | |||
10 |
Человеческие ресурсы |
7 |
0,08 |
0,56 | |||
11 |
Коммуникации на рынке |
5 |
0,12 |
0,6 | |||
12 |
Финансовая сила |
5 |
0,08 |
0,4 | |||
13 |
Дополнительные услуги |
10 |
0,05 |
0,5 | |||
Итого |
- |
1 |
8,28 |
Из данных таблицы 30 следует, что суммарный показатель рыночной привлекательности для магазина «Памир» равен 7,05, конкурентоспособности предприятия - 8,28. Для последнего анализируемого предприятия - магазина «Атлас»- оценка рыночной привлекательности и конкурентоспособности предприятия представлена в таблице 6.
Таблица 6 - Оценка рыночной привлекательности и конкурентоспособности предприятия в отношении магазина «Атлас»
№ |
Факторы оценки |
Оценка |
Вес |
Взвешенная оценка | |||
Факторы рыночной привлекательности | |||||||
1 |
Величина рынка |
5 |
0,1 |
0,5 | |||
2 |
Развитие рынка |
5 |
0,1 |
0,5 | |||
3 |
Конкурентная структура |
5 |
0,1 |
0,5 | |||
4 |
Отраслевая прибыльность |
5 |
0,1 |
0,5 | |||
5 |
Чувствительность рынка к ценам |
7 |
0,05 |
0,35 | |||
6 |
Платежеспособность покупателей |
7 |
0,12 |
0,84 | |||
7 |
Торговые отношения (сила переговоров) |
7 |
0,06 |
0,42 | |||
8 |
Барьеры для входа на рынок |
5 |
0,03 |
0,15 | |||
9 |
Возможные помехи снабжения сырьем |
5 |
0,03 |
0,15 | |||
10 |
Технические факторы |
5 |
0,12 |
0,6 | |||
11 |
Социальные факторы |
10 |
0,07 |
0,7 | |||
12 |
Юридические факторы |
5 |
0,08 |
0,4 | |||
13 |
Человеческие факторы |
7 |
0,04 |
0,28 | |||
Итого |
- |
1 |
5,89 | ||||
Факторы конкурентоспособности предприятия | |||||||
1 |
Размер предприятия |
5 |
0,04 |
0,2 | |||
2 |
Темпы роста |
7 |
0,06 |
0,42 | |||
3 |
Доля рынка |
5 |
0,03 |
0,15 | |||
4 |
Прибыльность |
7 |
0,08 |
0,56 | |||
5 |
Технологический уровень |
7 |
0,05 |
0,35 | |||
6 |
Ассортимент |
10 |
0,09 |
0,9 | |||
7 |
Цены |
10 |
0,1 |
1 | |||
8 |
Уровень и качество обслуживания |
10 |
0,12 |
1,2 | |||
9 |
Имидж |
7 |
0,1 |
0,7 | |||
10 |
Человеческие ресурсы |
7 |
0,08 |
0,56 | |||
11 |
Коммуникации на рынке |
7 |
0,12 |
0,84 | |||
12 |
Финансовая сила |
3 |
0,08 |
0,24 | |||
13 |
Дополнительные услуги |
3 |
0,05 |
0,15 | |||
Итого |
- |
1 |
7,27 |
Данные таблицы 6 определяют суммарные показатели рыночной привлекательности и конкурентоспособности предприятия для магазина «Атлас» равными 5,89 и 7,27 соответственно. Полученные суммарные показатели рыночной привлекательности и конкурентоспособности предприятия в отношении всех рассматриваемых предприятий представим на рисунке 3.
Из рисунка можно сделать вывод, что все три конкурента магазина ООО «Лавка» располагаются в области «победителей», а исследуемое предприятие находится в области «середняков». То есть по отношению к конкурентам у него более слабая конкурентная позиция, однако нельзя сказать, что инвестирования в данное предприятие будут неприбыльны.
В целях более углубленной характеристики предприятия необходимо проанализировать конкурентоспособность реализуемого товара. Для этого был использован балльный метод, шкала оценки от 0 до 5.
Важнейшие факторы конкурентоспособности предлагаемых товаров и их оценка относительно каждого из рассматриваемых магазинов представлены в таблице 7.
«Лавка»
«Памир»
«Копейка»
«Атлас»
Рисунок 3 - Матрица McKinsey для предприятий конкурентов
Таблица 7 - Важнейшие факторы конкурентоспособности реализуемых товаров магазинами
Факторы конкурентоспособности |
«Лавка» |
«Памир» |
«Копейка» |
«Атлас» | |||
1. Товар | |||||||
1.1 Качество |
4 |
5 |
4 |
5 | |||
1.2
Технико-экономические |
5 |
5 |
5 |
5 | |||
1.3 Престиж торговой марки (общая оценка в ассортименте) |
3 |
5 |
4 |
4 | |||
1.4 Упаковка |
4 |
5 |
4 |
5 | |||
1.5 Уникальность |
2 |
5 |
2 |
3 | |||
1.6
Защищенность сертификатами |
5 |
5 |
5 |
5 | |||
2. Цена | |||||||
2.1 Продажная |
3 |
4 |
5 |
4 | |||
2.2 Процент скидки с цены |
5 |
4 |
4 |
2 | |||
3. Каналы сбыта | |||||||
3.1 Степень охвата рынка |
3 |
5 |
4 |
2 | |||
3.2 Торговая площадь |
5 |
4 |
4 |
2 | |||
3.3 Складская площадь |
5 |
4 |
3 |
2 | |||
3.4 Система контроля запасов |
3 |
5 |
5 |
5 | |||
3.5 Система поставок товара |
3 |
4 |
5 |
5 | |||
4. Продвижение товаров на рынках | |||||||
4.1 Реклама для потребителей |
2 |
5 |
5 |
2 | |||
4.2 Стимулирование потребителей |
3 |
5 |
4 |
0 | |||
4.3
Подготовка торгово- |
2 |
5 |
5 |
5 | |||
Общее количество баллов |
57 |
75 |
68 |
56 |
Данные таблицы свидетельствуют, что торговое предприятие ООО «Лавка» не имеет конкурентного преимущества по показателю реализуемых товаров и уступает магазинам «Копейка» и «Памир» и приблизительно равна магазину «Атлас» при том, что масштабы их деятельности несопоставимы.
Наиболее низкими являются показатели конкурентоспособности реализуемого товара по продвижению, то есть данный аспект деятельности магазина ООО «Лавка» является одной из его слабых сторон и способствует ослаблению его конкурентной позиции относительно других торговых предприятий.
При анализе конкурентоспособности предприятия нельзя забывать про персонал, корпоративную культуру, качество персонала, текучесть кадров. Оценку конкурентоспособности персонала предприятия и влияния данных факторов на конкурентоспособность предприятия можно определить балльным методом (таблица 8)
Таблица 8 - Факторы конкурентоспособности персонала предприятия
Факторы конкурентоспособности |
ООО «Лавка» |
«Памир» |
«Копейка» |
«Атлас» |
Устойчивость персонала |
4 |
5 |
3 |
5 |
Квалификация персонала |
3 |
5 |
4 |
4 |
Текучесть кадров |
-1 |
-1 |
-2 |
0 |
Система мотивации и стимулирования персонала |
3 |
5 |
4 |
4 |
Система обучения и продвижения кадров |
2 |
3 |
4 |
3 |
Кадровая политика |
0 |
4 |
4 |
2 |
Итого |
11 |
21 |
17 |
18 |
Данные таблицы свидетельствуют, что персонал организации ООО «Лавка» и организация работы с персоналом на предприятии является еще одним слабым моментом в конкурентной позиции предприятия. В дальнейшем при определении путей повышения конкурентоспособности предприятия необходимо будет учесть этот фактор.
Используя анкетные данные, проведем анализ конкурентных преимуществ ООО «Лавка» в сравнении с выбранными конкурентами.
Таблица 9 – Группировка критериев конкурентного преимущества на основе взвешенной оценки факторов конкурентоспособности
Факторы оценки |
«Лавка» |
«Копейка» |
«Памир» |
«Атлас» | |
№ |
Взвешенная оценка | ||||
3 |
Доля рынка |
0,15 |
0,3 |
0,3 |
0,15 |
5 |
Выкладка товаров |
0,15 |
0,5 |
0,5 |
0,35 |
6 |
Ассортимент |
0,27 |
0,63 |
0,9 |
0,9 |
7 |
Цены |
0,3 |
1 |
0,7 |
1 |
8 |
Качество обслуживания |
0,36 |
0,6 |
1,2 |
1,2 |
9 |
Имидж, интерьер |
0,3 |
0,5 |
1 |
0,7 |
10 |
Человеческие ресурсы (персонал) |
0,24 |
0,56 |
0,56 |
0,56 |
11 |
Коммуникации на рынке |
1,2 |
1,2 |
0,6 |
0,84 |
13 |
Дополнительные услуги |
0,5 |
0,25 |
0,5 |
0,15 |
Итого |
3,47 |
5,54 |
6,26 |
5,85 |
Информация о работе Содержание и структура конкурентных преимуществ фирмы в рыночной экономике