Стратегическое планирование в городском хозяйстве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2012 в 11:17, лекция

Краткое описание

Местные власти, на уровне города или района предоставляя услуги отраслей городского хозяйства жителям и предприятиям города (содержание дорог, водо-, тепло- и энергоснабжение, уборка мусора, содержание парков, мест отдыха и прочее), управляют функционированием городской территории и одновременно осуществляют управление ее социально-экономическим развитием.
Задачей города является формирование себя как функционирующей системы, которая может сглаживать воздействия и быстро и эффективно адаптироваться к новым направлениям развития и возможностям.

Вложенные файлы: 1 файл

Стратегическое планирование социально-экономического развития города.docx

— 837.23 Кб (Скачать файл)

В настоящее время в  РФ создана необходимая нормативно-правовая база для перевода государственных  и муниципальных бюджетных учреждений в сферу автономных.

Преобразование бюджетного учреждения в автономное, позволит рационализировать его деятельность, осуществляемую за счет бюджетных средств, ориентировать ее на достижение конкретных социально-значимых результатов. Помимо этого статус автономного учреждения стимулирует к предоставлению дополнительных платных услуг и оказания услуг через механизм муниципального заказа помимо выполнения задания учредителя. При этом автономное учреждение имеет определенные гарантии бюджетного финансирования в виде обязательности задания учредителя и бюджетных ассигнований на его выполнение.

Другая форма оптимизации  – постоянный мониторинг деятельности муниципальных унитарных предприятий  с целью наиболее рационального  использования находящегося в их ведении городского имущества и  снижения их дотационности.

Для проведения мониторинга  городским органам местного самоуправления необходимо:

  • закрепить нормативно-правовым актом положение о проведении мониторинга финансово-хозяйственной деятельности муниципальных унитарных предприятий, регламентирующее методические основы, порядок и условия предоставления муниципальными унитарными предприятиями финансовой отчетности и другой необходимой информации для целей мониторинга;
  • разработать и внедрить систему индикаторов, позволяющих оценивать эффективность финансового менеджмента, использование муниципального имущества.

V Совершенствование методов отбора инвестиционных проектов, финансируемых за счет бюджета города, является эффективным направлением оптимизации его расходных обязательств.

Основными критериями выбора инвестиционных проектов должны быть их общественная значимость (определяется долей населения, на которую распространяются выгоды от реализации проекта), бюджетная  и экономическая эффективность.

Инвестиционные проекты  принято разделять на три основные категории в зависимости от целей  и результатов инвестиций: коммерческие, экономические и социальные.

Определяющим при выборе инвестиционных проектов, финансируемых  за счет заемных средств города, должно быть то обстоятельство, что  основные задачи органов местного самоуправления – социальные. Поэтому приоритетными  при выборе инвестиционных проектов должны быть социальные проекты, так  как они могут быть реализованы  только за счет бюджетных заемных  средств. Коммерческие проекты должны финансироваться за счет бюджетных средств лишь постольку, поскольку они будут способствовать достижению социальных целей. Также вполне оправдано финансирование экономических проектов, способствующих росту экономической активности и дополнительным налоговым поступлениям.

Городской опыт по подбору  инвестиционных проектов на основе их общественной значимости и общественной полезности в обобщенном виде можно  представить набором следующих  процедур:

а) с целью систематизации информации о нуждах города в строительстве  и реконструкции объектов муниципального хозяйства формируется реестр инвестиционных потребностей муниципального хозяйства, представляющий собой базу данных об объектах капитальных вложений;

б) объекты инвестиций, составляющие реестр инвестиционных потребностей муниципального хозяйства, ранжируются на основе экспертных оценок по степени их общественной значимости и полезности для нужд города;

в) из наиболее экономичных  проектов содержащихся в реестре  инвестиционных потребностей формируется  адресная инвестиционная программа  на среднесрочную перспективу (3 года) с выделением ежегодного финансирования и перечня объектов инвестиций на планируемые годы. На базе перспективной формируется краткосрочная программа на очередной финансовый год.

Финансирование реестра  инвестиционных потребностей городского хозяйства позволяет оценить  потребности муниципалитета в инвестиционных ресурсах как в целом по городскому хозяйству, так и в разрезе отраслей и отдельных объектах инвестиций, а внедрение процедуры присвоения экспертных оценок проектам делает их отбор в адресную инвестиционную программу более обоснованным.

VI Совершенствование методов реализации муниципального заказа.

Одним из наиболее эффективных  способов применения новых технологий, является проведение бюджетных закупок  через Интернет. Преимущества данного  метода состоят в следующем:

  • увеличивается количество потенциальных участников торгов, что приводит к усилению конкуренции и, следовательно, снижению цен;
  • ускоряются процессы доступа к конкурсной информации и согласования организационных вопросов;
  • при проведении торгов on-line поставщики могут наблюдать текущую минимальную цену предложения и корректировать свои цены в направлении их дальнейшего снижения;
  • создается база данных по ценам на товары и услуги, по проведенным закупкам и поставщикам, что позволяет оперативно проводить мониторинг цен, анализ рынка и делать прогнозы на ближайший плановый период;
  • повышается уровень прозрачности и доступности информации о результатах закупок;

В настоящее время практика проведения электронных закупок  в российском бюджетном секторе  быстро расширяется. Совсем недавно была проведена работа в рамках федеральной целевой программы «Электронная Россия (2002 – 2010 гг.)», получили распространение инициативы самих хозяйствующих субъектов.

При этом в интернет-пространство может переноситься как весь закупочный процесс в целом, так и его  отдельные части, и их реализация в сети Интернет может осуществляться различными способами в виде:

  • создание на интернет-сайте администрации города раздела посвящённого муниципальному заказу с объявлениями и подробной информацией;
  • размещение конкурсной документации в сети Интернет;
  • приобретения муниципалитетом в собственности программного обеспечения для автоматизации муниципального заказа и в частности для проведения конкурсов;
  • подключения к региональной торговой площадке;
  • проведение торгов на одной из существующих торговых площадок1
  • реализация в электронном виде всего процесса закупок и заключение контракта с помощью электронной подписи.

Опыт показывает, что финансовый эффект проведения торгов с использованием электронной торговой площадки может  составить порядка 7 – 10% снижения цен  на закупаемые товары.

VII Привлечение общественности к участию в бюджетном процессе.

Поскольку городская администрация  распоряжается общественными средствами и обязана проводить бюджетную  политику в интересах жителей  муниципального образования ее деятельность на всех этапах бюджетного процесса должна быть прозрачной и подконтрольной населению (в широком смысле – от рядовых  граждан до общественных организаций  и субъектов предпринимательства). Этому способствует вовлечение общественности в бюджетный процесс путем  реализации как обязательных, так  и неформальных процедур «общественного участия». Данные процедуры могут  принимать следующие формы:

  • публичные слушания по проекту местного бюджета и отчету о его исполнении;
  • включение представителей общественности в рабочие группы, по разработке проектов муниципальных правовых актов, планов и программ;
  • публикации в СМИ, освещающие бюджетную информацию (направления бюджетной политики, отчеты об исполнении бюджета и т.п.);
  • использование современных информационных технологий оповещения населения о принимаемых решениях;
  • проведение опросов общественного мнения.

Наибольшее внимание сейчас привлекается к процедуре публичных  слушаний, так как в соответствии с Федеральным Законом «Об  общих принципах организации  местного самоуправления в Российской Федерации» «№131-ФЗ» данная процедура  имеет обязательный характер и подлежит четкой регламентации.

В настоящее время деятельность большинства органов местного самоуправления характеризуется недостаточной степенью привлечения общественности к участию в бюджетном процессе. Публичные слушания проводятся зачастую формально, прочие же механизмы используются крайне редко; в особенности недооценены механизмы изучения общественного мнения. Серьезной проблемой является также недостаточная доступность бюджетной информации: даже если бюджетная информация публикуется в СМИ, то неспециалистам она зачастую малопонятна, в силу трудного для восприятия формата ее представления. Необходима разъяснительная работа, которая, как правило, не проводится.

Как следствие, общественности бывает сложно получить представление  о том, как реализуются основные этапы бюджетного процесса (планирование, утверждение и исполнение бюджета); кто вовлечен в бюджетный процесс, кто несет ответственность за те или иные действия, в какие  сроки происходят основные события  в бюджетном процессе.

В то же время опыт показывает что проведение социологических опросов населения и представление их результатов в ходе публичных слушаний имеет ряд положительных результатов, в том числе в части оптимизации расходов городского бюджета.

Во-первых, администрация  города формирует бюджет с учетом приоритетов и пожеланий общественности, как деловых кругов, так и простых  жителей округа.

Во-вторых, вовлечение общественности, проводимое в форме публичных  слушаний, приводит к сокращению неэффективных  расходов бюджета. Учет общественного  мнения при планировании бюджета  города позволяет исключить случаи когда услуга или программа которая  финансируется за счет бюджетных  средств, не востребована населением, или инвестиции в экономику города не находят поддержки у предпринимателей.

В-третьих, привлечение общественности к участию в бюджетном процессе, открытость информации о собственности, финансовой деятельности городских  властей, повышает доверие к муниципалитету со стороны кредиторов, держателей долговых инструментов, что может привести к оптимизации расходов по обслуживанию муниципального долга, являющегося одним из расходных обязательств города.

Рассмотренные направления  оптимизации бюджетных расходов города целесообразно осуществлять комплексно в рамках городских целевых  программ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Электронная торговая площадка – это принадлежащий независимой организации сайт в Интернете, предназначенный для проведения торгов. Администрация города пользуется его услугами на договорной основе.


Информация о работе Стратегическое планирование в городском хозяйстве