Стратегическое планирование в городском хозяйстве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2012 в 11:17, лекция

Краткое описание

Местные власти, на уровне города или района предоставляя услуги отраслей городского хозяйства жителям и предприятиям города (содержание дорог, водо-, тепло- и энергоснабжение, уборка мусора, содержание парков, мест отдыха и прочее), управляют функционированием городской территории и одновременно осуществляют управление ее социально-экономическим развитием.
Задачей города является формирование себя как функционирующей системы, которая может сглаживать воздействия и быстро и эффективно адаптироваться к новым направлениям развития и возможностям.

Вложенные файлы: 1 файл

Стратегическое планирование социально-экономического развития города.docx

— 837.23 Кб (Скачать файл)

 

Дисциплина: «Планирование  на предприятии»

Вопрос № 15 «Стратегическое  планирование в городском хозяйстве»

 

СТРАТЕГИЧЕСКОЕ  ПЛАНИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ГОРОДА

 

1 МЕТОДОЛОГИЯ  ПЛАНИРОВАНИЯ ГОРОДСКОГО РАЗВТИЯ

 

Система городского хозяйства  является неотъемлемой частью жизнедеятельности  города и включена в общегородские  планы социально-экономического развития.

Местные власти, на уровне города или района предоставляя услуги отраслей городского хозяйства жителям и предприятиям города (содержание дорог, водо-, тепло- и энергоснабжение, уборка мусора, содержание парков, мест отдыха и прочее), управляют функционированием городской территории и одновременно осуществляют управление ее социально-экономическим развитием.

Задачей города является формирование себя как функционирующей системы, которая может сглаживать воздействия  и быстро и эффективно адаптироваться к новым направлениям развития и  возможностям.

Город должен обладать информационными, плановыми и контролирующими  системами, которые позволяют отслеживать  изменения среды и конструктивно  реагировать на меняющиеся возможности  и угрозы.

Цель этого – стратегическое и тактическое планирование, которые  сопоставляют задачи города и его  ресурсы с изменяющимися возможностями  развития.

Управление развитием  может осуществляться с помощью  широкого спектра разнообразных  стратегий, программ, конкретных действий и разнообразных управленческих решений, посредством которых местная  администрация стремиться стимулировать  развитие экономики региона или  города, создавать новые рабочие  места. Увеличивать налоговую базу, расширять возможности для определенных видов экономической активности, в которых заинтересовано местное сообщество.

Степень реализации принципов  управления развитием городов определяет способность и возможность властвующих  субъектов найти решение многочисленных сложных проблем развития городского хозяйства. Используя принципы стратегического планирования, можно определить какие направления городского развития должны стимулироваться и поддерживаться.

Естественно, что разработка стратегического плана развития города значительно сложнее, чем  для частных компаний. Компании обычно обладают четкой структурой и иерархией, также как и балансом и ежегодным  отчетом для определения результатов  деятельности. Город, напротив – это поле битвы, где группы влияния борются за власть и продвигают конкурирующие программы и стратегии.

Если частный сектор объединен  единой целью – увеличением прибыли, то социально-экономическое развитие города может быть ослаблено множеством групп интересов, периодичностью выборов, капризами избирателей.

Если не удается примерить  конфликтующие стороны, и нет  активного лидера, города приходят в упадок или к стагнации. Стратегическое планирование не будет эффективным  в городах не способных к консенсусу.

Однако, процесс стратегического планирования применим к большинству городов, имеющих подразделения, отвечающие за формирование механизмов долгосрочных планов развития города.

Стратегическое планирование (СП) можно осуществлять по следующим организационным схемам:

  • отдельное подразделение, осуществляющее функции стратегических методов планирования (СМП);
  • группа агентств, которые объединяют ресурсы и разделив задания формируют общий стратегический план социально-экономического развития города;
  • формирование общественных комиссий для выработки плановых заданий;
  • полномочия и ответственность за стратегическое планирование передается организациям и предприятиям под общественным надзором.

Цель разработки стратегии  развития города – поиск источников эффективности и повышение уровня социально-экономического развития города на основе роста материального благосостояния и всестороннего развития граждан.

Различают две основные концепции планирования социально-экономического развития города:

  • традиционная концепция, заключающиеся в централизованном планировании отраслей и пропорций народного хозяйства на основе межотраслевого баланса и минимальных потребностей населения.

При переходе к рыночной экономики, традиционной концепции  был нанесен ощутимый удар, однако она продолжает доминировать в практической работе администраций городов, как единственное средство борьбы со стихией рынка.

  • социальная концепция, базирующаяся на повышении уровня социально-экономического развития города на основе роста материального благосостояния и всестороннего развития личности граждан по критерию качества жизни населения города

Методологической основой  концепции является планирование роста  качества жизни населения и обеспечение  таких пропорций развития отраслей экономики города, которые способствуют достижению стратегических целей управления.

Принципиальные отличия  социальной концепции от традиционной заключаются в первостепенности социальных и материальных потребностей человека над производственными, постановке стратегических целей и степени их достижения по критерию качества жизни населения, альтернативности вариантов развития города в зависимости от геополитической обстановки и влияния внешней и внутренней среды.

Сущность концепции заключается  в наличии макроэкономической модели стратегического планирования города, методике выбора рациональных альтернатив  с помощью «мозгового штурма идей» и подходе к анализу города с учётом его социально-экономических и демографических особенностей.

Стратегия – обобщающая модель действий необходимых для  достижения поставленных целей управления на основе выработанных критериев (показателей) и эффективного распределения ресурсов. Стратегическое управление предполагает наличие пяти элементов:

  • умение моделировать ситуацию (выявить проблему);
  • умение выявить необходимость изменений (идеи развития);
  • умение разработать стратегию изменений (базовые стратегии);
  • умение использовать в ходе изменений различные способы воздействия (методы управления);
  • умение воплощать стратегию в жизнь (управление изменениями).

Концепция разработки стратегии  социально-экономического развития города включает семь этапов, которые методологически  тесно с этапами стратегического  управления регионом.

Таким образом, стратегическое управление городом включает следующие  этапы:

  1. Диагностический анализ «Социально-экономическое положение города за 5-10 лет». Проводится в разрезе отраслей городской системы методами комплексного анализа, статистического и экономического анализа, графического моделирования, социологического исследования, диагностического обследования. В результате формируется системная оценка положения, определяются динамика и тенденции развития города.
  2. Деловая игра «Стратегия развития города» - моделирование реальной ситуации в целях выработки наиболее эффективных решений и разработка альтернатив развития города.

Цель деловой игры –  ранжирование проблем формирования экспертных оценок и прогнозных значений для стратегического плана развития города. «Деловая игра» проводится с группами квалифицированных специалистов численностью от 6и до 8и человек, созданными в разрезе отраслей и сфер городской системы.

Методы, используемые при  проведении игры «мозговой штурм»: экспертные оценки, прогнозирование, системный  анализ и синтез, информационное моделирование, матричные методы, экономический  анализ.

  1. Синтез стратегических идей социально-экономического развития города – системный анализ федеральных, региональных, городских и районных программ, изучение инновационных идей и проектов реструктуризации предприятий и организаций города. Синтез идей осуществляется методами «мозгового штурма» в ходе деловой игры и после ее проведения, методами классификации и типологии, мыслительного и практического эксперимента, методами социологического исследования (анкетирование, опрос, интервью) и экспертных оценок. Это позволяет существенно дополнить результаты диагностического анализа и деловой игры.
  2. Разработка стратегического плана города – поиск источников эффективности повышения социально-экономического развития на основе роста материального благосостояния и всестороннего развития личности граждан города. При разработке плана используются следующие методы: исследования: системный экономический и статистический анализы, анкетирование, интервьюирование, психологическое тестирование, «мозговой штурм», теория классификации, графический анализ, математическое моделирование, матричный метод, прогнозирование, экспертные оценки, финансовый анализ, ранговая корреляция.

Стратегический план развития города состоит из трех основных разделов:

  1. Социально-экономическое положение города;
  2. Основы стратегического управления городом;
  3. Целевые комплексные программы развития отраслей экономики.

На рисунке 1 представлена блок схема разработки стратегического  плана города.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 1 – Блок-схема  разработки стратегического плана  города

 

  1. Целевые комплексные программы – логическое продолжение и детализация стратегического плана развития города.

Целевая комплексная программа  – это документ, в котором отражаются цель и комплекс производственных, научно-исследовательских, организационно-хозяйственных социальных и других заданий и мероприятий, направленных на решение, наиболее эффективным путем экономических проблем и увязанных по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления.

Целевые комплексные программы  могут быть долгосрочными, разрабатываемыми на период свыше 5 лет и среднесрочными – продолжительностью до 5 лет.

При разработке целевых комплексных  программ используется комплекс общенаучных  и специальных методов исследования: программно-целевое планирование, технико-экономический  анализ, бизнес-планирование, методы экспертных оценок и др.

Программно-целевой метод  предполагает разработку плана исходя из целей развития города, при дальнейшем поиске и определении эффективных  путей и средств по их достижению и ресурсному обеспечению.

Структура целевых комплексных  программ предполагает следующие разделы:

  1. Наименование, период реализации. Органы управления утвердившие (одобрившие) программу, дата утверждения. Основные цели, задачи и мероприятия программы, направленные на полное или частичное решение проблем (ранги, приоритеты). Сроки, этапы и механизм реализации программы.
  2. Ответственные организаторы и исполнители программных мероприятий, нормативно-правовое обеспечение программы.
  3. Перечень и стоимость затрат на разработку и реализацию программ. Выделенные капитальные вложения по всем источникам финансирования.
  4. Прогноз основных показателей развития отраслей и сфер города. Развитие направлений программных мероприятий. Учет национальных и региональных приоритетов и проектов социально-экономического развития.
  5. Критерии и оценка эффективности, а также социально-экономических и экологических последствий от реализации программы.
  6. Организация управления программой и контроля за ходом ее выполнения.

Программа содержит также  паспорт, технико-экономическое обоснование (бизнес-план), предварительную бюджетную  заявку на ассигнования из бюджета  для финансирования программы, лист согласования с заинтересованными  министерствами и ведомствами.

Объектом реализации стратегии  являются кратко- и среднесрочные  планы социально-экономического развития города, разрабатываемые на основе стратегического плана и целевых  комплексных программ.

К основным процедурам составления  краткосрочных планов социально-экономического развития города и его подсистем  следует отнести ожидаемое пополнение бюджета города, распоряжение главы  администрации о начале работы, рекомендации региональных органов власти; разработку контрольных цифр плана, основные направления бюджетной и налоговой политики, расчет потребности в расчетах и инвестициях, расчет консолидированного бюджета территории города, расчет затрат и эффективность реализации целевых комплексных программ на плановый год, программу внутренних и внешних инвестиций, рассмотрение и утверждение бюджета города.

Информация о работе Стратегическое планирование в городском хозяйстве