Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2014 в 16:57, курсовая работа
Магазин «Магнит» конкурентоспособен, так как реализуемые товары качественные цены приемлемые.
В настоящее время магазин вступил в период активной конкуренции за рынки сбыта. Маркетинговую политику деятельности магазина на рынке можно определить как удержание и планомерное увеличение (за счет вытеснения конкурентов) доли занимаемой на рынке.
рост кредиторской задолженности поставщикам и бюджету;
рост просроченной задолженности по кредитам банков;
снижение ликвидности активов компании;
Причины возникновения дефицита денежных средств можно разделить на внутренние и внешние. К внутренним причинам относятся:
падение объема продаж в результате потери одного или более крупных потребителей или недостатков в управлении ассортиментом продукции;
недостатки в системе управления финансами из-за отсутствия оптимальной организационной структуры финансовых служб, несовершенств управленческого учета и финансового планирования;
потеря контроля над затратами;
низкая квалификация кадров менеджеров.
К внешним причинам чаще всего относятся:
высокая стоимость заемных средств;
давление налогового законодательства;
кризис неплатежей и наличие не денежных форм расчетов;
конкуренция.
Меры по увеличению потока денежных средств можно разделить на краткосрочные и долгосрочные. К числу краткосрочных мер можно отнести: действия, обеспечивающие увеличение притока денежных средств:
продажу или сдачу в аренду внеоборотных активов;
рационализацию ассортимента продукции;
реструктуризацию дебиторской задолженности в финансовые инструменты;
использование частичной предоплаты;
привлечение внешних источников краткосрочного финансирования;
разработку системы скидок для покупателей и другие меры;
а также действия, обеспечивающие уменьшение оттока денежных средств:
сокращение затрат;
отсрочку платежей по обязательствам;
использование скидок поставщиков;
налоговое планирование;
вексельные расчеты и взаимозачеты и другие меры.
К числу долгосрочных мер по увеличению потока денежных средств можно отнести: действия, обеспечивающие увеличение притока денежных средств:
эмиссию акций и облигаций;
поиск стратегических партнеров;
поиск потенциального инвестора и т.д.;
а также действия, обеспечивающие уменьшение оттока денежных средств:
долгосрочные контракты, предусматривающие скидки или отсрочки платежей;
использование офшорных компаний для минимизации налоговых платежей;
создание внутрифирменного рынка для частичного использования зарплаты работников в интересах компании и персонала;
разработку и реализацию программы применения складских свидетельств и т.д.
В тех случаях, когда компания имеет временный избыток денежных средств, их надо обязательно эффективно использовать. В противном случае избыток денежных средств будет свидетельствовать о том, что предприятие в действительности несет убытки, связанные с инфляционным обесцениванием денег, а также с упущенной выгодой от прибыльного размещения денежных средств.
Можно назвать несколько направлений использования временно свободных денежных средств:
вложение в совместные с другими предприятиями проекты;
вложение в недвижимость;
помещение денег на депозиты и вклады;
приобретение ценных бумаг.
3.3 План доходов и затрат
В основе хозяйственной деятельности любого предприятия лежит следующий базовый принцип: использование ресурсов должно предусматривать создание в течении определенного периода времени экономической стоимости, достаточной для того, чтобы возместить эти ресурсы и заработать сверх этого прибыль.
План доходов и расходов как раз и предназначен для планирования прибыли, как разности между доходами и расходами. В этом его роль и значение в финансовом управлении на предприятии.
Для осуществления такого прогноза необходимо задаться следующими исходными данными:
Прогноз продаж на планируемый год. Эта задача решается маркетингом предприятия. Причем в рамках рассматриваемого метода решение производится в очень укрупненном виде – в виде процента роста общего объема продаж, не разбитого на отдельные товарные группы.
Предположения относительно коэффициентов операционных затрат. В частности, можно предположить, что эти проценты остаются такими же, как и в текущем году, издержки растут пропорционально продажам. В более сложных случаях необходимо производить прогноз издержек отдельно.
Ставки процентов по заемному капиталу и краткосрочным банковским кредитам. Эти проценты выбираются исходя из опыта общения финансового менеджера с банковскими фирмами.
Коэффициент дивидендных выплат, который устанавливается в процессе общего корпоративного управления.
Основная цель прогноза отчет о прибыли состоит в том, чтобы оценить объем будущей прибыли предприятия, и какая часть прибыли будет реинвестирована.
Таким образом, план доходов и расходов позволяет планировать прибыль и, следовательно, рентабельность предприятия, а также рассчитать плановое значение маржинального дохода предприятия. Это означает, что по плану доходов и расходов можно выполнить весьма содержательный анализ финансового плана предприятия.
Вместе с тем методика анализа плана доходов и расходов с привлечением понятий «операционный рычаг», «порог безубыточности», «запас финансовой прочности» и т.п. существенно зависит от вида деятельности предприятия, от масштаба бизнеса, от режима работы компании и т.п.
Состав финансовых коэффициентов, используемых при анализе, зависит от того, кто является пользователем его ресурсов. Можно выделить три группы таких пользователей: руководители предприятия, акционеры компании, кредиторы.
Руководителей предприятия интересуют главным образом эффективность использования ресурсов и прибыльность, акционеров – прибыльность и дивиденды, кредиторов – платежеспособность предприятия и ликвидность активов, под обеспечение которых был предоставлен кредит.
Заметим, что часть плановых значений финансовых коэффициентов рассчитывается на основании плана доходов и расходов, а часть – на основании сводного баланса активов и пассивов предприятия .
План доходов и затрат
тыс.руб. |
||||||
Наименование показателя |
Код строки |
2003 г. |
2004 г. |
2005 г. |
2006 г. |
2007 г. |
I. Доходы и расходы по обычным видам деятельности |
||||||
выручка (нетто) от продажи товаров, продукции, работ, услуг ( за минусом налога на добавленную стоимость, акцизов и аналогичных обязательных платежей) |
10 |
2 939 597 |
3 968 457 |
5 278 047 |
7 019 803 |
9 336 338 |
в том числе от продажи : |
||||||
Готовой продукции |
11 |
|||||
12 |
||||||
13 |
||||||
Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг, |
20 |
2 292 886 |
3 132 350 |
4 160 048 |
5 532 863 |
7 358 708 |
в том числе от проданных: |
||||||
Готовой продукции |
21 |
|||||
22 |
||||||
Валовая прибыль |
29 |
646 711 |
836 106 |
1 118 000 |
1 486 940 |
1 977 630 |
Коммерческие и управленческие расходы |
30 |
510 740 |
546 833 |
723 219 |
997 256 |
1 326 350 |
Наименование показателя |
Код строки |
2003 г. |
2004 г. |
2005 г. |
2006 г. |
2007 г. |
Прибыль(убыток) от продаж (строки 010-020-130-040) |
50 |
135 971 |
289 273 |
394 781 |
489 684 |
651 280 |
Наименование показателя |
Код строки |
2003 г. |
2004 г. |
2005 г. |
2006 г. |
2007 г. |
II. Операционные доходы и расходы |
||||||
Проценты к получению |
60 |
|||||
Проценты к уплате |
70 |
23 874 |
33 263 |
44 240 |
58 839 |
78 256 |
Доходы от участия в других организациях |
80 |
|||||
Прочие операционные доходы |
90 |
|||||
Прочие операционные расходы |
100 |
|||||
III. Внереализационные доходы и расходы |
||||||
Внереализационные доходы |
120 |
|||||
Внереализационные расходы |
130 |
21 721 |
124 702 |
165 854 |
220 585 |
293 379 |
Прибыль (убыток) до налогооблажения |
140 |
90 376 |
131 308 |
184 687 |
210 259 |
279 645 |
Налог на прибыль и иные аналогичные обязательные платежи |
150 |
21 690 |
31 514 |
44 325 |
50 462 |
67 115 |
Прибыль (убыток) от обычной деятельности |
160 |
68 686 |
99 794 |
140 362 |
159 797 |
212 530 |
IV. Чрезвычайные доходы и расходы |
||||||
Чрезвычайные доходы |
170 |
|||||
Чрезвычайные расходы |
180 |
|||||
Чистая прибыль (нераспределенная прибыль(убыток) отчетного периода) |
190 |
68 686 |
99 794 |
140 362 |
159 797 |
212 530 |
СПРАВОЧНО |
||||||
Девиденты, приходящиеся на одну акцию* |
||||||
по привилегированным |
201 |
|||||
по обычным |
202 |
|||||
Предполагаемые в следующем отчетном году суммы дивидентов, приходящиеся на одну акцию* |
||||||
по привилегированным |
203 |
|||||
по обычным |
204 |
3.4 Сводный баланс активов и пассивов предприятия
Как итоговый документ в системе планирования сводный баланс активов и пассивов предприятия несет важную самостоятельную нагрузку в финансовом планировании, поскольку позволяет структурировать планируемые результаты инвестиционной деятельности (отражены в активах баланса), а также упорядочивать планируемые результаты финансовой деятельности предприятия (отражены в пассивах баланса). Сводный баланс активов и пассивов предприятия можно составить из рассчитанных данных баланса денежных расходов и поступлений и так называемым « методом процента от продаж». Все вычисления делаются на основе трех предложений:
Переменные затраты, текущие активы и текущие обязательства при наращивании объема продаж на определенное количество процентов увеличиваются в среднем на столько же процентов. Это означает, что текущие активы и текущие пассивы будут составлять в плановом периоде прежний процент от выручки.
Процент увеличения стоимости основных средств рассчитывается под заданный процент наращивания оборота в соответствии с технологическими условиями бизнеса и с учетом наличия недогруженных основных средств на начало периода прогнозирования, степенью материального и морального износа наличных средств производства и т.п.
Долгосрочные обязательства и акционерный капитал берутся в прогноз неизменными. Нераспределенная прибыль прогнозируется с учетом нормы распределения чистой прибыли на дивиденды и чистой рентабельности реализованной продукции: к нераспределенной прибыли базового периода прибавляется прогнозируемая чистая прибыль и вычитаются дивиденды. Просчитав все это, выясняют, сколько пассивов не хватает, чтобы покрыть необходимые активы – это и будет потребная сумма дополнительного внешнего финансирования.
Эта разница должна быть покрыта за счет статьи задолженностей (банковская ссуда, векселя к оплате, долгосрочный банковский кредит, объем эмиссии облигаций предприятия) и капитала.
Решение о распределении дополнительных потребностей по отдельным категориям есть прерогатива финансового директора.
Принятие решения об источниках дополнительного финансирования – это процедура выбора между собственными и заемными средствами.
К собственным средствам относят:
-акционерный капитал;
-нераспределенная прибыль;
К заемным средствам относятся :
-банковская ссуда,
-кредитные ценные бумаги (векселя),
-торговый кредит,
-просроченная задолженность
-факторинг (продажа дебиторской задолженности).
Решения об источниках принимаются на основе условий финансирования, состояния компании и состояния финансового рынка.
На основе сводного баланса активов и пассивов предприятия возможно выполнить важный содержательный анализ планируемых финансовых показателей предприятия, а также выявить возможные ошибки, допущенные на этапе составления других финансовых планов (таких как баланс денежных расходов и поступлений, план доходов и затрат). В этом смысле сводный баланс активов и пассивов предприятия является проверочным документом. Он действительно «балансирует», т.е. сопоставляет и сверяет все результаты финансовых расчетов.
Форма сводного баланс активов и пассивов предприятия может совпадать с бухгалтерским балансом, а может быть выполнена в другом формате, более удобном для управленческого анализа.
Финансовые показатели рассчитываются, чтобы контролировать и балансировать пропорции собственных и заемных средств, а так же определять эффективность выбранных источников финансирования и их влияние на эффективность деятельности компании в целом. Если обнаруживается, что предприятие имеет финансовые показатели ниже уровня средних по отрасли, то это должно восприниматься как неудовлетворительное планирование деятельности предприятия.
Существует большое число методик финансового анализа. Большая их часть опирается на показатели, содержащиеся в сводном балансе активов и пассивов предприятия. В общем случае методика анализа должна использовать методы вертикального (структурного), горизонтального (временного), сравнительного, трендового, факторного и коэффициентного анализа. В рамках финансового анализа деятельности предприятия традиционно рекомендуется рассчитывать оценки:
ликвидности и платежеспособности;
деловой активности;
рентабельности;
финансовой устойчивости.
Сводный баланс активов и пассивов предприятия
тыс. руб. |
||||||
АКТИВ |
Код строки |
На начало 2004 г. |
На конец 2004 г. |
На конец 2005 г. |
На конец 2006 г. |
На конец 2007 г. |
I. ВНЕОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ |
||||||
Нематериальные активы (04,05) |
100 |
109 928 |
125 188 |
166 500 |
221 445 |
294 522 |
В том числе: |
||||||
патенты, лицензия, товарные знаки(знаки обслуживания), иные аналогичные с перечисленными права и активы |
111 |
|||||
организационные расходы |
112 |
|||||
деловая репутация организации |
113 |
|||||
Основные средства( 01,02,03 ) за вычетом износа |
120 |
35 028 |
46 228 |
61 483 |
81 773 |
108 758 |
в том числе: |
||||||
земельные участки и объекты природопользования |
121 |
|||||
здания, машины и оборудование |
122 |
|||||
Незавершенное строительство (07,08,16,61) |
130 |
|||||
Доходные вложения в материальные ценности (03) |
135 |
|||||
В том числе: |
||||||
имущество для передачи в лизинг |
136 |
|||||
имущество, предоставляемое по договору проката |
137 |
|||||
Долгосрочные финансовые вложения (06,82) |
140 |
|||||
В том числе: |
||||||
инвестиции в дочерние общества |
141 |
|||||
инвестиции в зависимые общества |
142 |
|||||
инвестиции в другие организации |
143 |
|||||
АКТИВ |
Код строки |
На начало 2004 г. |
На конец 2004 г. |
На конец 2005 г. |
На конец 2006 г. |
На конец 2007 г. |
займы, предоставленные организациям на срок более 12 месяцев |
144 |
|||||
прочие долгосрочные финансовые вложения |
145 |
|||||
Прочие внеоборотные активы |
150 |
2 100 |
2 324 |
3 091 |
4 111 |
5 468 |
ИТОГО по разделу I |
190 |
147 056 |
173 740 |
231 074 |
307 329 |
408 747 |
II. ОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ |
||||||
Запасы |
210 |
643 106 |
764 260 |
1 016 466 |
1 351 900 |
1 798 026 |
В том числе: |
||||||
сырье, материалы и другие аналогичные ценности (10,12,13,16) |
211 |
|||||
животные на выращивании откорме (11) |
212 |
|||||
затраты в незавершенном производстве(издержки обращения) (20,21,23,29,30,36,44) |
213 |
|||||
готовая продукция и товары для перепродажи (16,40,41) |
214 |
|||||
товары отгруженные (45) |
215 |
|||||
расходы будущих периодов (31) |
216 |
|||||
прочие затраты и запасы |
217 |
|||||
Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям(19) |
220 |
90 082 |
128 688 |
171 155 |
227 636 |
302 756 |
Дебиторская задолженность (платежи по которой ожидаются более чем через 12 месяцев после отчетной даты) |
230 |
|||||
В том числе: |
||||||
покупатели и заказчики (62,76,82) |
231 |
|||||
векселя к получению (62) |
232 |
|||||
задолженность дочерних и зависимых обществ (78) |
233 |
|||||
авансы выданные (61) |
234 |
|||||
прочие дебиторы |
235 |
|||||
Дебиторская задолженность (платежи по которой ожидаются в течении 12 месяцев после отчетной даты) |
240 |
373 402 |
684 263 |
605 544 |
778 105 |
1 026 997 |
В том числе: |
||||||
покупатели и заказчики (62,76,82) |
241 |
|||||
векселя к получению (62) |
242 |
|||||
АКТИВ |
Код строки |
На начало 2004 г. |
На конец 2004 г. |
На конец 2005 г. |
На конец 2006 г. |
На конец 2007 г. |
задолженность дочерних и зависимых обществ (78) |
242 |
|||||
задолженность участников (учредителей) по взносам в уставной капитал (75) |
244 |
|||||
авансы выданные (61) |
245 |
|||||
прочие дебиторы |
246 |
|||||
Краткосрочные финансовые вложения (56,58,82) |
250 |
|||||
В том числе: |
||||||
займы, предоставленные организациям на срок менее 12 месяцев |
251 |
|||||
собственные акции, выкупленные у акционеров |
252 |
|||||
прочие краткосрочные финансовые вложения |
253 |
|||||
Денежные средства |
260 |
56 140 |
68 376 |
376 367 |
459 297 |
492 240 |
В том числе: |
||||||
касса (50) |
261 |
|||||
расчетные счета (51) |
262 |
|||||
валютные счета (52) |
263 |
|||||
прочие денежные средства (55,56,57) |
264 |
|||||
Прочие оборотные активы |
270 |
15 316 |
26 768 |
35 601 |
47 350 |
62 975 |
ИТОГО по разделу II |
290 |
1 178 046 |
1 672 355 |
2 205 133 |
2 864 287 |
3 682 995 |
БАЛАНС (сумма строк 190+290) |
300 |
1 325 102 |
1 846 095 |
2 436 208 |
3 171 616 |
4 091 742 |
ПАССИВ |
Код строки |
На начало 2004 г. |
На конец 2004 г. |
На конец 2005 г. |
На конец 2006 г. |
На конец 2007 г. |
III. КАПИТАЛ И РЕЗЕРВЫ |
||||||
Уставный капитал (85) |
410 |
196 |
196 |
196 |
196 |
196 |
Добавочные капитал (87) |
420 |
329 924 |
329 924 |
329 924 |
329 924 |
329 924 |
Резервные капитал (86) |
430 |
21 616 |
21 616 |
21 616 |
21 616 | |
В том числе: |
||||||
резервы, образованные в соответствии с законодательством |
431 |
|||||
Резервы, образованные в соответствии с учредительными документами |
432 |
|||||
Фонд социальной сферы (88) |
440 |
|||||
Целевые финансирования и поступления (96) |
450 |
|||||
Нераспределенная прибыль прошлых лет (88) |
460 |
68 421 |
168 215 |
308 577 |
468 375 | |
ПАССИВ |
Код строки |
На начало 2004 г. |
На конец 2004 г. |
На конец 2005 г. |
На конец 2006 г. |
На конец 2007 г. |
Непокрытый убыток прошлых лет (88) |
465 |
|||||
Нераспределенная прибыль отчетного года (88) |
470 |
68 686 |
99 794 |
140 362 |
159 797 |
212 530 |
Непокрытый убыток отчетного года (88) |
475 |
|||||
ИТОГО по разделу III |
490 |
398 806 |
519 951 |
660 313 |
820 110 |
1 032 641 |
IV. ДОЛГОСРОЧНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА |
||||||
Займы и кредиты (92,95) |
||||||
В том числе: |
510 |
|||||
кредиты банков, подлежащие погашению более чем через 12 месяцев после отчетной даты |
511 |
534 437 |
955 017 |
1 441 032 | ||
займы, подлежащие погашению более чем через 12 месяцев после отчетной даты |
512 |
|||||
Прочие долгосрочные обязательства |
520 |
|||||
ИТОГО по разделу IV |
590 |
0 |
0 |
534 437 |
955 017 |
1 441 032 |
V. КРАТКОСРОЧНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА |
||||||
Займы и кредиты (90,94) |
610 |
41 381 |
343 704 |
457 126 |
607 978 |
808 611 |
В том числе: |
||||||
кредиты банков, подлежащие погашению в течение 12 месяцев после отчетной даты |
611 |
|||||
займы, подлежащие погашению в течение 12 месяцев после отчетной даты |
612 |
|||||
Кредиторская задолженность |
620 |
884 915 |
982 440 |
784 331 |
788 511 |
809 458 |
В том числе: |
||||||
поставщики и подрядчики (60,76) |
621 |
867 046 |
955 769 |
751 899 |
876 124 |
997 071 |
векселя к уплате(60) |
622 |
|||||
задолженность перед дочерними и зависимыми обществами (78) |
623 |
|||||
задолженность перед персоналом организации (70) |
624 |
|||||
задолженность перед государственными внебюджетными фондами (69) |
625 |
3 142 |
4 690 |
4 827 |
5 636 |
6 509 |
задолженность перед бюджетом (68) |
626 |
14 727 |
21 981 |
27 605 |
21 296 |
25 218 |
ПАССИВ |
Код строки |
На начало 2004 г. |
На конец 2004 г. |
На конец 2005 г. |
На конец 2006 г. |
На конец 2007 г. |
авансы полученные (64) |
627 |
|||||
прочие кредиторы |
628 |
|||||
Задолженность участникам (учредителям) по выплате доходов (75) |
630 |
|||||
Доходы будущих периодов (83) |
640 |
|||||
Резервы предстоящих расходов |
650 |
|||||
Прочие краткосрочные обязательства |
660 |
|||||
ИТОГО по разделу V |
690 |
926 296 |
1 326 144 |
1 241 457 |
1 396 489 |
1 618 069 |
БАЛАНС (сумма строк 490+590+690) |
700 |
1 325 102 |
1 846 095 |
2 436 208 |
3 171 616 |
4 091 742 |
сумма дополнительного внешнего финансирования |
-534 437 |
-955 017 |
-1 441 032 |
Информация о работе Теоретические аспекты составления финансового плана бизнес - проекта