Этапы разработки управленческого решения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июля 2014 в 15:48, реферат

Краткое описание

Эффективность деятельности организаций и предприятий сильно зависит от качества управленческих решений.
Выборочный анализ управленческих решений показывает, что до 25 % решений можно было бы не принимать из-за их неисполнимости. Это происходит по целому ряду причин: нелепости целей, сложности контроля исполнения, отсутствия сроков выполнения, отсутствия определения ответственных лиц и др.

Содержание

Введение……………………………………………………………………...
1. Решение как процесс………………………………………………….
2. Основные этапы процесса принятия решений……………………...
3. Миссия и цели организации…………………………………….........
4. Планирование работы и обратная связь……………………………..
5. Диагностика проблемы……………………………………………….
6. Методы сбора данных………………………………………………...
7. Выявление сущности и анализ проблемы…………………………...
8. Определение критериев успешного решения проблемы…………...
9. Организация деятельности по выработке альтернатив…………….
10. Оценка выполнимости, приемлемости и уязвимости альтернатив
11. Выбор альтернатив…………………………………………………...
12. Понятие и виды риска. Методы их оценки………………………….
13. Общие подходы к управлению риском……………………………...
14. Организация исполнения решения…………………………………..
15. Контроль над исполнением и анализ выполнения решения……….
Заключение…………………………………………………………………...
Список литературы…………………………………………………………..

Вложенные файлы: 1 файл

Контрольня работа Разработка управленческих решений Плавинская.doc

— 218.00 Кб (Скачать файл)

Министерство образования Республики Беларусь

Белорусский государственный университет

Исторический факультет

 

Кафедра источниковедения

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа

По дисциплине «Разработка управленческих решений»

на тему:

«ЭТАПЫ РАЗРАБОТКИ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО РЕШЕНИЯ»

 

 

 

 

                                        

Выполнила:

студентка 6 курса 11 группы  з/о                                                         специальности «Документоведение                                                         (информационное обеспечение                            управления)»                                   Плавинская Ю.В.

Преподаватель:

Ходин С.Н.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

Минск 2012

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение……………………………………………………………………...

3

  1. Решение как процесс………………………………………………….

4

  1. Основные этапы процесса принятия решений……………………...

6

  1. Миссия и цели организации…………………………………….........

9

  1. Планирование работы и обратная связь……………………………..

11

  1. Диагностика проблемы……………………………………………….

13

  1. Методы сбора данных………………………………………………...

14

  1. Выявление сущности и анализ проблемы…………………………...

17

  1. Определение критериев успешного решения проблемы…………...

20

  1. Организация деятельности по выработке альтернатив…………….

23

  1. Оценка выполнимости, приемлемости и уязвимости альтернатив

25

  1. Выбор альтернатив…………………………………………………...

27

  1. Понятие и виды риска. Методы их оценки………………………….

29

  1. Общие подходы к управлению риском……………………………...

32

  1. Организация исполнения решения…………………………………..

34

  1. Контроль над исполнением и анализ выполнения решения……….

36

Заключение…………………………………………………………………...

38

Список литературы…………………………………………………………..

39


 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Даже тот, кто решил пустить дело на самотек,

уже принял решение не принимать решения.

Ж.-П.Сартр

 

Каждый человек ежедневно принимает множество решений. Почти все решения повседневной жизни принимаются без особых размышлений. Но решения о выборе специальности, сферы деятельности, места работы принимаются после долгих размышлений, длящихся дни и месяцы.

В различных организациях процессы принятия решений являются более систематизированными, чем в личной жизни, хотя тоже далеко не всегда рациональными. Решения, касающиеся личной жизни человека, затрагивают его самого и ограниченное число людей, непосредственно с ним связанных. Решения, принимаемые в организациях, влияют не только на жизнь работников данной организации, но затрагивают интересы других людей.

Эффективность деятельности организаций и предприятий сильно зависит от качества управленческих решений.

Выборочный анализ управленческих решений показывает, что до 25 % решений можно было бы не принимать из-за их неисполнимости. Это происходит по целому ряду причин: нелепости целей, сложности контроля исполнения, отсутствия сроков выполнения, отсутствия определения ответственных лиц и др.

Одним из важнейших моментов в проблеме разработки управленческих решений является то обстоятельство, что решения всегда связаны с ответственностью. Ответственные решения обычно тщательно готовятся. В больших организациях в выработке и принятии решений в силу их сложности, обычно участвуют группы людей. Для выработки ответственных решений часто привлекаются специализированные организации и эксперты, владеющие всем аппаратом теории принятия решений.

 

  1. РЕШЕНИЕ КАК ПРОЦЕСС

 

Решения в узком смысле слова – это выбор альтернативы определенного варианта действий для достижения цели.

Решения в широком смысле слова включают создание представления задачи, формулировку альтернатив, их оценку, выбор и реализацию выбранной альтернативы [10, с.14].

Решение — это результат мыслительной деятельности человека, приводящий к какому-либо выводу или к необходимым действиям [8, с.46].

Необходимость принятия решений пронизывает все, что делает управляющий, формулируя цели и добиваясь их достижения.

Принятие решений, так же как и обмен информацией, - составная часть любой управленческой функции. Необходимость принятия решений возникает на всех этапах процесса управления, связана со всеми участками и аспектами управленческой деятельности.

Обычно в процессе какой-либо деятельности возникают ситуации, когда человек или группа людей сталкивается с необходимостью выбора одного из нескольких возможных вариантов действия. Результат этого выбора и будет являться решением. Ежедневно мы принимает сотни решений, даже не задумываясь, каким образом это делаем.

Однако в управлении принятие решения – более систематизированный процесс, чем в повседневной жизни. Частный выбор индивида сказывается, прежде всего, на жизни его собственной и немногих связанных с ним людей. Управляющий же выбирает направление действий не только для себя, но и для организации и других работников. Что еще важнее – управленческие решения могут сильно влиять на жизнь многих людей, по меньшей мере каждого из тех, кто работает с принявшим решение руководителем, и, возможно, каждого в организации.

Таким образом, управленческое решение – это решение, принятое в социальной системе и направленное на стратегическое планирование, управление управленческой деятельностью, управление человеческими ресурсами, управление производственной и обслуживающей деятельностью, формирование системы управления компании, управленческое консультирование, коммуникации с внешней средой, называется управленческим [8, с.46].

Ю.И.Башкатова в своем учебнике для экономических специальностей «Управленческие решения» дает следующее определение управленческого решения – это выбор, который должен сделать руководитель, чтобы выполнить обязанности, обусловленные занимаемой им должностью (выбор альтернативы, осуществленный руководителем в рамках его должностных полномочий и компетенции и направленный на достижение целей организации). Принятие решений является основой управления [1, с.13]

Ответственность за принятие важных управленческих решений –тяжелое моральное бремя, которое особенно ярко проявляется на высших уровнях управления.

Подобно процессу коммуникаций, принятие решений отражается на всех аспектах управления. Принятие решений – часть каждодневной работы управляющего [1, с.10-11].

Для руководителя учреждения, предприятия, организации принятие решений не является самоцелью. Главное, что должно заботить менеджера, не сам выбор альтернативы, а разрешение определенной управленческой проблемы. Для разрешения же проблемы очень часто требуется не единичное решение, а определенная последовательность решений и, главное, их осуществление. Поэтому решение - это не одномоментный акт, а результат процесса, развивающегося во времени и имеющего определенную структуру. Исходя из этого, можно дать следующее определение этого процесса.

Процесс принятия решений - это циклическая последовательность действий субъекта управления, направленных на разрешение проблем организации и заключающихся в анализе ситуации, генерации альтернатив, принятии решения и организации его выполнения [7, с.37].

Решение – это результат мыслительной деятельности человека, приводящий к какому-либо выводу и необходимым действиям. Само понятие «решение» может трактоваться по-разному: как процесс, как акт выбора и как результат. Решение как процесс характеризуется тем, что он, протекая во времени, осуществляется в несколько этапов.

Таким образом, как процесс управленческого решения - это поиск, группировка и анализ требуемой информации, разработка, утверждение и реализация управленческого решения [8, с.46].

  1. ЭТАПЫ ПРОЦЕССА РАЗРАБОТКИ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ

 

В каждой организации имеются особенности принятия управленческих решений, определяемые характером и спецификой ее деятельности, организационной структурой, системой внутрифирменной коммуникации. Тем не менее, процесс разработки управленческого решения представляет собой алгоритм и, в целом, состоит из трех больших этапов:

  1. Подготовка;
  2. Принятие;
  3. Реализация [5, с.26].

В этап подготовки управленческого решения входят:

  1. Выявление и анализ проблемной ситуации. Анализируется исходная информация о состоянии объекта исследования и внешней среды, его роль и место в жизни иных объектов, осуществляются выявление, структуризация и ранжирование проблем. В конечном результате на данном этапе определяются базовые, кардинальные проблемы, пути и ресурсы для их решения.
  2. Формирование целей для решения проблемы. Данный этап вытекает из предыдущего. Цели должны иметь конкретные формулировки и количественные характеристики, по которым можно судить о степени их достижения [5, с.26-28].

При принятии важных решений, последствия которых могут сыграть важную роль, цели, к достижению которых стремится организация, необходимо представлять четко. Для этого используются методы формирования деревьев цели, позволяющих определить иерархическую структуру системы целей, и деревьев, критериев, позволяющих оценить степень достижения целей [1, с.28].

Четкое определение целей – неотъемлемая составляющая процесса управления. При определении целей также важно четко представлять возможные пути их достижения.

  1. Сбор необходимой информации – один из ключевых этапов. Получаемая информация должна быть необходимой, достоверной и достаточно полной. Недостоверная или недостаточно полная информация может приводить к приятию ошибочных и неэффективных решений.
  2. Анализ информации. Проводится анализ уже отобранной информации, а затем отбирается по степени важности для решения отдельной проблемы.
  3. Выявление или выработка полного перечня альтернатив достижения цели. В идеале желательно выявить все возможные альтернативные пути решения проблемы, только в этом случае решение может быть оптимальным. Результаты многочисленных исследований показывают, что люди в реальных ситуациях всегда стремятся исключить альтернативы, связанные с риском.

Выбор допустимых альтернатив. Все альтернативы пропускаются через фильтр различных ограничений (юридических, ресурсных, морально-этических и др.)

  1. Предварительный выбор лучшей альтернативы. На этом этапе происходит детальный анализ допустимых альтернатив с точки зрения достижения поставленных целей, соответствия конкретным условиям, затрат ресурсов. Разработав возможные варианты решения проблемы, их необходимо оценить, т.е. сравнить достоинства и недостатки каждой альтернативы и объективно проанализировать вероятные результаты их реализации. Для сопоставления вариантов решения необходимо иметь стандарты или критерии, по которым их можно сравнивать, их помощью и производится выбор наилучшей альтернативы [7, с.41].

В этап принятие решения входят:

  1. Оценка альтернатив со стороны ЛПР. Предыдущие семь перечисленных этапов, по сути, - один из видов информации, необходимой руководителю дл принятия решения. ЛПР учитывает те факторы и моменты, которые не были учтены на предыдущих этапах. Таким образом, ЛПР решает окончательно, какой вариант самый лучший.
  2. Экспериментальная проверка альтернатив. Это проводится тех случаях, когда ЛПР затрудняется с окончательным выбором лучшей альтернативы и имеются возможности экспериментальной проверки 2-3 наиболее предпочтительных альтернатив.
  3. Выбор единственного решения. С учетом данных экспериментальной проверки и любой другой дополнительной информации ЛПР принимает окончательное решение.
  4. Согласование решения с органами управления и исполнителями. Лучшим способом согласования решения является привлечение работников к процессу его принятия.
  5. Окончательное оформление и утверждение решения. Решение материализуется в виде проекта, плана, приказа и вступает в юридическую силу [5, с.28-29].

Информация о работе Этапы разработки управленческого решения