Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2012 в 17:05, курс лекций
Невропатология (от греч. neuron - нерв, pathos - болезнь, logos - наука) - раздел медицинской науки, который изучает болезни нервной системы.
Предмет: невропатология занимается изучением причин заболеваний нервной системы (этиология), механизмов развития болезней (патогенез), симптомов поражения различных отделов центральной и периферической нервной системы, распространенности заболеваний нервной системы в различных климато-географических зонах, а также среди людей разного возраста и различных профессий. Кроме того, невропатология занимается разработкой методов диагностики, лечения, профилактики болезней нервной системы и принципов организации специализированной медицинской помощи в зависимости от формы заболеваний, возрастных и профессиональных особенностей. В сферу компетенции невропатологии входит также изучение влияния нервной системы на развитие заболеваний внутренних органов (сердце, сосуды, легкие, печень и др.). Невропатология является частью неврологии - науки о структуре и функциях нервной системы.
1)Невропатология (от греч. neuron - нерв, pathos - болезнь, logos - наука) - раздел медицинской науки, который изучает болезни нервной системы.
Предмет: невропатология
занимается изучением причин
заболеваний нервной системы
(этиология), механизмов развития
болезней (патогенез), симптомов поражения
различных отделов центральной
и периферической нервной
Задачи:
Методы: для невропатологии
специфичен метод обследования
больного - изучение неврологического
статуса, которое помогает
2) Невропатология и дефектология
Невропатология и дефектология - тесно связанные между собой науки. Обе они изучают особенности людей с теми или иными недостатками (глухие, слабослышащие, слепые, слабовидящие, умственно отсталые дети и др.).
Дефектология изучает психофизиологические особенности развития аномальных детей, закономерности их воспитания, образования и обучения.
Будучи отраслью общей педагогик, дефектология опирается на ее теоретические положения и методы исследования, а также на ряд медицинских дисциплин, поскольку изучает людей с теми или иными отклонениями в развитии и нарушениями нервной системы. Среди этих дисциплин важнейшее место принадлежит невропатологии, которая изучает причины, проявления, течение болезней нервной системы, разрабатывает методы их лечения, диагностики и профилактики.
В повседневной практике невропатолог и психоневролог совместно с дефектологом устанавливают характер дефекта, степень его выраженности, влияние на развитие ребенка той или иной функции нервной системы. Врач и дефектолог совместно прогнозируют вопросы развития аномального ребенка, выбирают наиболее оптимальные методы его обучения и воспитания, определяют методы коррекции нарушенных функций.
Дефектология, как и педагогика в целом, строит теорию обучения и воспитания аномальных детей на знании строения нервной системы, ее функций и особенностей развития. Кроме того, дефектология опирается на знание закономерностей становления и развития психики. Научное познание вопросов психической деятельности человека началось со второй половины XIX в. В 1863 г. И.М.Сеченов опубликовал работу «Рефлексы головного мозга». Эта работа имела огромное значение для развития нейрофизиологии и педагогики, так как сконцентрировала внимание исследователей на материальной основе психических процессов.
3) КЛАССИФИКАЦИЯ.
I. Преходящие нарушения мозгового кровообращения
1. Транзиторные ишемические атаки.
2. Гипертонические церебральные кризы.
II. Острая гипертоническая энцефалопатия.
III. Инсульты
1. Геморрагические
а) паренхиматозные.
б) субарахноидальные.
в) субдуральные и эпидуральные гематомы.
г) сочетанные.
2. Ишемические
4) .Bobath и В. Bobath подразделяют церебральные параличи на следующие формы:
1 .Диплегия спастическая.
2.Тетраплегия (тетрапарез):
2.1. Спастическая.
2.2. Атетоидная, в эту группу авторы относят и смешанные формы:
спастичность с атетозом или хореоатетозом, спастичность с атаксией, атетоз с атаксией.
2.3. Дистоническая
(по мере развития ребенка
3.Гемиплегия спастическая. Иногда при этой форме у детей старшего возраста может появляться атетоз в дистальных отделах конечностей.
4.Моноплегия спастическая (наблюдается редко). Когда дети становятся старше, отчетливо видно, что это, в действительности, легкая форма гемиплегии.
5. Параплегия спастическая. В «чистом» виде практически не наблюдается. Как правило, это диплегия с легким поражением рук, которое в раннем возрасте не определяется.
5) Центральный паралич
(парез) характеризуется тремя главными
признаками:
1) повышение мышечного тонуса -- гипертонус или спастичность мускулатуры;
2) повышение рефлексов -- гиперрефлексия;
3) появление патологических рефлексов и сопутствующих движений.
Все эти проявления
являются следствием активизации деятельности
спинного мозга, который представляет
собой значительно более
При периферическом параличе наблюдается совершенно иная картина. Для него также характерны три признака, но совершенно противоположных:
1) снижение мышечного тонуса, вплоть до полной его утраты -- атония или гипотония;
2) утрата или снижение рефлексов -- арефлексия или гипорефлексия;
3) атрофия мышц
как следствие нарушения
Если при центральном параличе мышца получает нервные импульсы, но не полностью, а только из спинного мозга, то при периферическом параличе мышца не получает ничего. Поэтому если в первом случае имеет место извращенная мышечная деятельность (постоянно напряжение или спазм), то во втором -- деятельность отсутствует вовсе. В силу этих причин центральный паралич называют также спастическим, а периферический вялым.
Выше было упомянуто об изолизованном поражении передних рогов спинного мозга. Существуют заболевания (например, боковой амиотрофический склероз) с патологией только этих образований. Здесь в процесс будут вовлечены и центральный, и периферический отрезки пути. Тип возникшего паралича будет смешанным, т.е. имеющим признаки первого и второго типа. Конечно на первый план выступят три признака вялого (периферического) паралича: атония, атрофия, арефлексия. Но благодаря влияниям спинного мозга с соседних участков, добавляется четвертый признак, характерный уже для спастического (центрального) паралича. Это патологические, т.е. не встречающиеся в норме рефлексы, так как тонус и активность мышц снижены, они будут проявляться в достаточно слабой степени и с течением времени, в результате развития болезни угаснут вовсе.
6) Атаксии (греч. ataxia отсутствие порядка, беспорядочность; синоним инкоординация) — нарушение координации (согласованности действия) различных мышц, проявляющееся расстройством статических функций и целенаправленных движений.
7)
Локализация
поражений Распространение паралича Тонус мышц Рефлексы Патологические рефлексы Сопутствующие движения Атрофия мышц |
Двигательная проекционная
область коры или пирамидные пучки Чаще диффузное Гипертония, спастичность Сухожильные повышены, брюшные и подошвенные утрачены или понижены Симптом Бабинского и др.
имеются отсутствует |
Передние рога спинного
мозга, передние корешки и двигательные
волокна периферических нервов
Чаще ограниченное Гипотония, вялость Сухожильные и кожные
утрачены или понижены Отсутствуют имеется |
8) В клинике различают количественные и качественные виды нарушения чувствительности. К количественным видам относятся анестезия, гипесте-зия и гиперестезия.
Анестезия - это полная потеря того ли другого вида чувствительности. Различают анестезию болевую (аналгезию), температурную (терманестезию), мышечно-суставную (батианестезию). Потерю чувства локализации называют топанестезией, стереогностического чувства астереогнозом. Различают также тотальную анестезию, когда исчезают все виды чувствительности.
Гипестезия - понижение чувствительности, уменьшение ее интенсивности. Она также может касаться других видов чувствительности.
Гиперестезия, или повышение восприятия чувствительности, возникает вследствие снижения порога возбудимости чувствительных точек кожи.
Диссоциацией, или расщеплением чувствительности, называют изолированное выпадение одних видов чувствительности при сохранение на том самом участке других ее видов. Диссоциация наступает в случае поражения задних рогов и передней белой спайки спинного мозга.
Качественные нарушения
поверхностной чувствительности связаны
с извращением содержания воспринимаемой
информации и в клинике проявляются
гиперпатией, дизестезией, полиэстезией,
синестезией, аллохейрией.
Гиперпатия характеризуется повышением порога возбудимости. Больной не воспринимает отдельных легких раздражений и не различает их.
Полиэстезия - это такое нарушение, когда одиночные раздражения воспринимаются как множественные.
Синестезия - это ощущения раздражения не только в месте действия раздражителя, но и в любом другом участке.
Аллохейрия - раздражение больной локализует не там, где оно нанесено, а в симметричном участке противоположной стороны.
Нарушения чувствительности
могут возникать и
Парестезией называют ощущение онемения, ползания мурашек, жжения или холода, покалывания, терпкости, которые возникают без внешних влияний.
9) 1.Виды черепно-мозговых нервов.
Черепные нервы (nervi craniales; синоним черепно-мозговые нервы) — нервы, отходящие от головного мозга или входящие в него. Различают 12 пар черепно-мозговых нервов, которые иннервируют кожу, мышцы, железы (слезные и слюнные) и другие органы головы и шеи, а также ряд органов грудной и брюшной полости. Обозначают черепно-мозговые нервы римскими цифрами по парам с I по XII соответственно их расположению на основании мозга по порядку спереди назад от лобной доли до заднего отдела продолговатого мозга.