Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2013 в 17:49, курс лекций
Невропатология (от греч. neuron — нерв, pathos — болезнь, logos — наука) — раздел медицинской науки, который изучает болезни нервной системы.
Основные цели и задачи курса: ознакомление со строением и функцией нервной системы, изучение причин заболеваний нервной системы, формированием высших психических функций; раскрытие особенностей развития анализаторных систем, речи и моторики в возрастном аспекте. В сферу компетенции невропатологии входит так же изучение влиянии я нервной системы на развитие заболеваний внутренних органов (сердце, сосуды, легкие и т.д.)
1. Предмет и задачи курса «Невропатология детского возраста».
Невропатология (от греч. neuron — нерв,
pathos — болезнь, logos — наука) —
раздел медицинской науки,
Основные цели и задачи курса: ознакомление со строением и функцией нервной системы, изучение причин заболеваний нервной системы, формированием высших психических функций; раскрытие особенностей развития анализаторных систем, речи и моторики в возрастном аспекте. В сферу компетенции невропатологии входит так же изучение влиянии я нервной системы на развитие заболеваний внутренних органов (сердце, сосуды, легкие и т.д.)
2 История
невропатологии как отрасли
Первые
сведенья о заболевании нервной
системы встречаются в
Развитие неврологии как науки связано с появлением и совершенствованием методов исследования нервной системы. В Средние века Д.М.Морганьи и Т.Виллизий смогли связать определенные неврологические нарушения с соответствующими структурами мозга. Важный вклад в развитие учения о морфологии нервной системы был сделан Андреем Везалием, Якобом Сильвием, Констанцо Варолием. Декарт сформулировал понятие рефлекса.
XVIII
в. был описательным периодом
в развитии неврологии. Появлялись
все новые сведения об
В
XIX в. интенсивно разрабатывались методы
изучения структуры и функций
нервной системы, методы химического
исследования мозга. Были систематизированы
патологоанатомические
И.М.Сеченов
(1829 — 1905) явился основоположником рефлекторной
теории психической деятельности человека,
он показал, что рефлекс — универсальный
способ реакции мозга на самые
разнообразные внешние
И.П.Павловым (1849—1936) и его школой, разработавшими учение о высшей нервной деятельности. Предложенный И.П.Павловым термин “условный рефлекс”, по его определению, означает временную, изменчивую, гибкую связь любой вариации сигналов с ответной деятельностью организма.
Шарко
создал французскую школу
Авторами классических работ по невропатологии в Германии были Штрюмпель, Вестфаль, Вернике, Ромберг, Фридрейх, Эрб, Оппенгейм и др. В Англии в XIX в. представителями невропатологии были такие ученые, как Джексон, Говерс, Паркинсон, Томсен.
В
России формирование невропатологии как
отдельной клинической
Представителем
Московской школы невропатологов и
психиатров был С.С. Корсаков(1854-1900).
Он стал основателем нозологического
направления в психиатрии {нозология
— учение о качественной самостоятельности,
обособленности отдельных болезней).
С.С.Корсаков трактовал возникновение
психических заболеваний с
Одним из основоположников детской психоневрологии в нашей стране является Г. И. Россолимо (1860—1928). Ему принадлежат работы по детской невропатологии, психоневрологии, медицинской психологии, в которых он привлекал внимание в первую очередь врачей и педагогов, к вопросам охраны детской психики, предупреждения заболеваний нервной системы у детей. К таким работам относятся “Страх и воспитание”, “Дурные привычки и борьба с ними”, “К вопросу о душевных катастрофах в юношеском возрасте”, “О ненормальных элементах в характере ребенка”, “Искусство и больные нервы” и др. Г. И. Россолимо принимал активное участие в работе специальных съездов, на которых обсуждались вопросы воспитания и обучения слепых, глухонемых и умственно отсталых детей.
невролог В. А. Муратов (1865—1916) внес много нового в учение о нервных и психических заболеваниях у детей. Он детально изучил детские церебральные параличи и выделил отдельные клинические формы этого заболевания.
Важной
проблемой невропатологии и психиатрии
детского возраста являются неврозоподобные
и невротические расстройства. Установлен
ряд общих закономерностей
Создан новый раздел пограничной психиатрии детского возраста — психогенные патологические формирования личности. Описана их клиническая картина, разработана классификация, намечены принципы лечебно-педагогической коррекции и профилактики. Впервые с клинических позиций изучена группа ситуационных личгностных реакций (протест, отказ, имитация, гиперкомпенсация и др.) у детей иподростков. Установлена их роль в происхождении различных форм нарушенного и асоциального поведения.
Большое
значение для клинической и экспертной
практики имеет разработка клинических
и социально-психологических
Значительный вклад в укрепление связи невропатологии и дефектологии внес С. С.Ляпидевский. Он был автором первого учебника по невропатологии для студентов дефектологических факультетов педагогических институтов.
3. Взаимосвязь невропатологии и дефектологии.
Невропатология и дефектология — тесно связанные между собой науки. Обе они изучают особенности людей с теми или иными физическими и психическими недостатками (глухие, слабослышащие, слепые, слабовидящие, умственно отсталые дети и др.). Дефектология изучает психофизиологические особенности развития аномальных детей, закономерности их воспитания, образования и обучения.
Будучи отраслью общей педагогики, дефектология опирается на ее теоретические положения и методы исследования, а также на ряд медицинских дисциплин, поскольку изучает людей с теми или иными отклонениями в развитии и нарушениями нервной системы. Среди этих дисциплин важнейшее место принадлежит невропатологии, которая изучает причины, проявления, течение болезней нервной системы, разрабатывает методы их лечения, диагностики и профилактики.
В
повседневной практике невропатолог или
психоневролог совместно с
4. Функциональная роль проводящих путей.
Психическое развитие ребенка состоит в том, что многочис¬ленные, различные по иерархии и функциональной специали¬зации области мозга становятся связанными друг с другом ассоциативно. Для того, чтобы это было возможным, существуют нейроны и глиальные клетки, которые, объединяясь в цепи, вы¬полняют роль проводящих путей между разными зонами мозга (рис. 9, 10, цв. вкл.) Длинные проводящие пути покрыты миели¬ном (белой жировой тканью). Миелин обеспечивает прохожде¬ние импульса, а точнее, электрического сигнала по нейрону. Са¬ми нейроны и локальные (короткие) проводники входят в со¬став серого вещества, а длинные проводящие пути образуют белое вещество.
«Проводники» имеют различное функциональное назначе¬ние. Одни из них, носящие локальный характер, связывают близлежащие участки мозга, а другие — более отдаленные.. Одни из проводящих путей имеют вертикальное направление, другие — горизонталь¬ное Вертикальные делятся на афферентные (чувствительные), несущие информацию вверх — от периферии к центру (мозгу), и эфферентные (исполнительные), несущие информацию вниз — от центра к периферии. Афферентные проводящие пути носят название центростремительных, а эфферентные — центробеж¬ных.
В системе вертикальных путей наиболее важны их корково-подкорковые отрезки, поскольку периферические сигналы поступают не прямо в кору, а через «глубину» мозга.
Вертикальные
проводящие пути восходящего направления,
афферентные) обеспечивают возможность
анализа информации поступающей
с периферии, например, того, что
человек видит, слышит, обоняет, чувствует
кожей и суставно-мышечными
Вертикальные
проводящие пути нисходящего направления
предназначены для «доставки» программ,
посылаемых корой мозга, исполнительным
органам. Например, в структуре эфферентного
мануального и артикуляционного
праксиса они при¬званы передать
руке или органам артикуляции
те серии движе¬ний, которые необходимы
для того или иного двигательного
акта. Кроме того, эти пути имеют
корригирующие функции. В случае
сбоев в программе они
Внутри
полушарий горизонтальные пучки
проводящих путей имеют определенную
иерархию. Вначале созревают связи
между первичными (ядерными) полями
коры — корковыми концами
Несмотря
на раннюю готовность к функционированию,
часть проводников созревает
в течение всей жизни: происходит
дозревание новых нервных волокон,
обеспечивающих приобретение ассоциаций,
необходимых для овладения
5 Закономерности роста и развития организма человека. Понятие о системогенезе и гетерохронии.
Организм
человека,про¬ходит
Процессы роста и развития явля¬ются общебиологическими свойствами живой материи. Рост и раз¬витие человека, начинающиеся с момента оплодотворения яйце-клетки, представляют собой непрерывный поступательный процесс, протекающий в течение всей его жизни. Процесс развития проте¬кает скачкообразно, и разница между отдельными этапами, или периодами жизни, сводится не только к количественным, но и к качественным изменениям.
Наличие
возрастных особенностей в строении
или деятельности тех или иных
физиологических систем ни в коей
мере не может являться свидетельством
неполноценности организма
Под развитием в широком смысле слова следует понимать процесс количественных и качественных изменений, происходящих в организме человека, приводящих к повышению уровней слож¬ности организации и взаимодействия всех его систем. Развитие включает в себя три основных фактора: рост, дифференцировку органов и тканей, формообразование (приобретение организмом характерных, присущих ему форм). Они находятся между собой в тесной взаимосвязи и взаимозависимости.
Информация о работе Предмет и задачи курса Невропатология детского возраста