Предмет и задачи курса Невропатология детского возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2013 в 17:49, курс лекций

Краткое описание

Невропатология (от греч. neuron — нерв, pathos — болезнь, logos — наука) — раздел медицинской науки, который изучает болезни нервной системы.
Основные цели и задачи курса: ознакомление со строением и функцией нервной системы, изучение причин заболеваний нервной системы, формированием высших психических функций; раскрытие особенностей развития анализаторных систем, речи и моторики в возрастном аспекте. В сферу компетенции невропатологии входит так же изучение влиянии я нервной системы на развитие заболеваний внутренних органов (сердце, сосуды, легкие и т.д.)

Вложенные файлы: 1 файл

vse_shpory (1).docx

— 153.20 Кб (Скачать файл)

1. Предмет и задачи курса «Невропатология детского возраста».

 

       Невропатология (от греч. neuron — нерв, pathos — болезнь, logos — наука) —            раздел медицинской науки, который  изучает болезни нервной системы.

Основные  цели и задачи курса: ознакомление  со строением и функцией нервной  системы, изучение причин заболеваний  нервной системы, формированием  высших психических функций; раскрытие  особенностей развития анализаторных  систем, речи и моторики в возрастном аспекте. В сферу компетенции  невропатологии входит так же изучение влиянии я нервной системы  на развитие заболеваний внутренних органов  (сердце, сосуды, легкие и  т.д.)

 

 

2 История  невропатологии как отрасли медицинской  науки.

Первые  сведенья о заболевании нервной  системы встречаются в письменных источниках глубокой древности. В египетских папирусах около 3000 лет до н.э    упоминаются параличи ,нарушение  чувствительности.

Развитие  неврологии как науки связано  с появлением и совершенствованием методов исследования нервной системы. В Средние века Д.М.Морганьи и  Т.Виллизий смогли связать определенные неврологические нарушения с  соответствующими структурами мозга. Важный вклад в развитие учения о  морфологии нервной системы был  сделан Андреем Везалием, Якобом Сильвием, Констанцо Варолием. Декарт сформулировал  понятие рефлекса.

XVIII в. был описательным периодом  в развитии неврологии. Появлялись  все новые сведения об отдельных  симптомах, синдромах и заболеваниях  нервной системы. Предпринимались  попытки их лечения.

В XIX в. интенсивно разрабатывались методы изучения структуры и функций  нервной системы, методы химического  исследования мозга. Были систематизированы  патологоанатомические исследования. Появилась возможность фиксировать  и окрашивать нервную ткань, получать серийные срезы, осуществлять микроскопические исследования нервной системы. Большую  роль в развитии неврологии сыграли  сравнительные анатомические, эмбриологические и экспериментальные исследования. Они послужили методологической основой прогресса в изучении физиологии нервной системы. Развитие этого направления связано с  именами И. М. Сеченова, И. П. Павлова, Н. Е. Введенского, А. А. Ухтомского, Магнуса, Шеррингтона и др.

И.М.Сеченов (1829 — 1905) явился основоположником рефлекторной теории психической деятельности человека, он показал, что рефлекс — универсальный  способ реакции мозга на самые  разнообразные внешние воздействия.

И.П.Павловым (1849—1936) и его школой, разработавшими учение о высшей нервной деятельности. Предложенный И.П.Павловым термин “условный  рефлекс”, по его определению, означает временную, изменчивую, гибкую связь  любой вариации сигналов с ответной деятельностью организма.

Шарко создал французскую школу невропатологов. Ее представителями были Дюшенн, Дежерин, Бабинский, Раймон, Бурневиль, Бриссо и  ряд других.

 

 

Авторами  классических работ по невропатологии в Германии были Штрюмпель, Вестфаль, Вернике, Ромберг, Фридрейх, Эрб, Оппенгейм  и др. В Англии в XIX в. представителями  невропатологии были такие ученые, как Джексон, Говерс, Паркинсон, Томсен.

В России формирование невропатологии как  отдельной клинической дисциплины связано с именем А.Я.Кожевникова (1836 — 1902), который создал первую в  мире невропатологическую клинику и в 1869 г. возглавил первую кафедру нервных и душевных болезней в Московском университете. С 1901 г. стал издаваться “Журнал невропатологии и психиатрии им. С. С. Корсакова”. А.Я.Кожевников создал школу отечественных невропатологов, видными представителями которой были В.К. Рот, В.А.Муратов, С.С.Корсаков, М. С. Минор, Г. И. Россолимо, Л.О.Даркшевич.

Представителем  Московской школы невропатологов и  психиатров был С.С. Корсаков(1854-1900). Он стал основателем нозологического  направления в психиатрии {нозология  — учение о качественной самостоятельности, обособленности отдельных болезней). С.С.Корсаков трактовал возникновение  психических заболеваний с позиции  анатомо-физиологической концепции..

Одним из основоположников детской психоневрологии  в нашей стране является Г. И. Россолимо (1860—1928). Ему принадлежат работы по детской невропатологии, психоневрологии, медицинской психологии, в которых  он привлекал внимание в первую очередь  врачей и педагогов, к вопросам охраны детской психики, предупреждения заболеваний  нервной системы у детей. К  таким работам относятся “Страх и воспитание”, “Дурные привычки и борьба с ними”, “К вопросу  о душевных катастрофах в юношеском  возрасте”, “О ненормальных элементах  в характере ребенка”, “Искусство и больные нервы” и др. Г. И. Россолимо  принимал активное участие в работе специальных съездов, на которых  обсуждались вопросы воспитания и обучения слепых, глухонемых и  умственно отсталых детей.

невролог  В. А. Муратов (1865—1916) внес много нового в учение о нервных и психических  заболеваниях у детей. Он детально изучил детские церебральные параличи и  выделил отдельные клинические  формы этого заболевания.

Важной  проблемой невропатологии и психиатрии детского возраста являются неврозоподобные  и невротические расстройства. Установлен ряд общих закономерностей динамики неврозов. Отмечена их тенденция к  затяжному течению, впервые разработана  типология невротического развития личности детей и подростков.

Создан  новый раздел пограничной психиатрии детского возраста — психогенные  патологические формирования личности. Описана их клиническая картина, разработана классификация, намечены принципы лечебно-педагогической коррекции  и профилактики. Впервые с клинических  позиций изучена группа ситуационных личгностных реакций (протест, отказ, имитация, гиперкомпенсация и др.) у  детей иподростков. Установлена  их роль в происхождении различных  форм нарушенного и асоциального поведения.

Большое значение для клинической и экспертной практики имеет разработка клинических  и социально-психологических критериев  отграничения формирующихся психопатий и других форм патологии личности у детей и подростков от непатологических отклонений личности.

Значительный  вклад в укрепление связи невропатологии и дефектологии внес С. С.Ляпидевский. Он был автором первого учебника по невропатологии для студентов  дефектологических факультетов  педагогических институтов.

 

3. Взаимосвязь  невропатологии и дефектологии.

Невропатология  и дефектология — тесно связанные  между собой науки. Обе они  изучают особенности людей с  теми или иными физическими и  психическими недостатками (глухие, слабослышащие, слепые, слабовидящие, умственно отсталые дети и др.). Дефектология изучает  психофизиологические особенности  развития аномальных детей, закономерности их воспитания, образования и обучения.

 

Будучи  отраслью общей педагогики, дефектология опирается на ее теоретические положения  и методы исследования, а также  на ряд медицинских дисциплин, поскольку  изучает людей с теми или иными отклонениями в развитии и нарушениями нервной системы. Среди этих дисциплин важнейшее место принадлежит невропатологии, которая изучает причины, проявления, течение болезней нервной системы, разрабатывает методы их лечения, диагностики и профилактики.

 

В повседневной практике невропатолог или  психоневролог совместно с дефектологом устанавливают характер дефекта, степень  его выраженности, влияние на развитие ребенка той или иной функции  нервной системы. Врач и дефектолог совместно прогнозируют вопросы  развития аномального ребенка, выбирают наиболее оптимальные методы его  обучения и воспитания, определяют методы коррекции нарушенных функций.

4. Функциональная  роль проводящих путей.

 

Психическое развитие ребенка состоит в том, что многочис¬ленные, различные  по иерархии и функциональной специали¬зации области мозга становятся связанными друг с другом ассоциативно. Для  того, чтобы это было возможным, существуют нейроны и глиальные клетки, которые, объединяясь в цепи, вы¬полняют роль проводящих путей между разными  зонами мозга (рис. 9, 10, цв. вкл.) Длинные  проводящие пути покрыты миели¬ном (белой жировой тканью). Миелин обеспечивает прохожде¬ние импульса, а точнее, электрического сигнала по нейрону. Са¬ми нейроны  и локальные (короткие) проводники входят в со¬став серого вещества, а длинные  проводящие пути образуют белое вещество.

 

«Проводники»  имеют различное функциональное назначе¬ние. Одни из них, носящие локальный  характер, связывают близлежащие  участки мозга, а другие — более  отдаленные.. Одни из проводящих путей  имеют вертикальное направление, другие — горизонталь¬ное Вертикальные делятся на афферентные (чувствительные), несущие информацию вверх — от периферии к центру (мозгу), и эфферентные (исполнительные), несущие информацию вниз — от центра к периферии. Афферентные  проводящие пути носят название центростремительных, а эфферентные — центробеж¬ных.

 

В системе вертикальных путей наиболее важны их корково-подкорковые отрезки, поскольку периферические сигналы  поступают не прямо в кору, а  через «глубину» мозга.

Вертикальные  проводящие пути восходящего направления, афферентные) обеспечивают возможность  анализа информации поступающей  с периферии, например, того, что  человек видит, слышит, обоняет, чувствует  кожей и суставно-мышечными отделами тела. Кроме того, восходящие пути несут  коре активи¬рующие сигналы, обеспечиваемые энергетическим блоком моз¬га. С этой восходящей активацией коры прямо связаны  функции внимания, памяти, воли, а  опосредованно — мышления и речи.

Вертикальные  проводящие пути нисходящего направления  предназначены для «доставки» программ, посылаемых корой мозга, исполнительным органам. Например, в структуре эфферентного мануального и артикуляционного праксиса они при¬званы передать руке или органам артикуляции  те серии движе¬ний, которые необходимы для того или иного двигательного  акта. Кроме того, эти пути имеют  корригирующие функции. В случае сбоев в программе они осуществляют поиск варианта, оптимально приближенного  к нормативному действию.

 

Внутри  полушарий горизонтальные пучки  проводящих путей имеют определенную иерархию. Вначале созревают связи  между первичными (ядерными) полями коры — корковыми концами анализаторов. Они обеспечивают развитие ощущений (зритель-но-слуховые, тактильно-зрительные и прочие связи на нейросенсорном уровне). Наиболее активный возраст  созревания этих ощущений — от 2—3 месяцев  жизни до 3—4 лет. Затем вступают в действие связи между отдельными участками гностической и праксической коры. Появляется способность к более  сложным актам — на уровне представлений (к узнаванию предметов и к  Действиям с ними), — которая  наиболее активно проявляется в  Дошкольном возрасте. В последнюю  очередь созревают проводя¬щие  пути между самыми высокими по иерархии зонами перекры-тия одних участков коры другими, когда формируется  функция воображения (способность  мыслить вне конкретных стимулов действительности). Созревание проводящих путей на уровне тре¬тичной коры начинается в раннем онтогенезе, «набирает силу»  в пубертатном возрасте (13-15 лет) и продолжается практически всю  жизнь. Таким образом, по мере созревания более высоких по иерархии проводящих путей мозг становится способным  ко всем более сложным способам обработки  информации.

 

Несмотря  на раннюю готовность к функционированию, часть проводников созревает  в течение всей жизни: происходит дозревание новых нервных волокон, обеспечивающих приобретение ассоциаций, необходимых для овладения новыми видами деятельности. В основном это  проводящие пути на уровне выс¬шей  по функциональной иерархии коры.

 

 

5  Закономерности  роста и развития организма  человека. Понятие о  системогенезе  и гетерохронии.

 

 

Организм  человека,про¬ходит определенный жизненный  цикл – «онтогенез». Онтогенез (от греч. опtоs – сущее, особь; gеnеsis – происхождение, разви¬тие) – процесс индивидуального  развития организма с момента  зарождения (оплодотворение яйцеклетки) до смерти. Часть онто¬генеза протекает  внутриутробно, это антенатальный, или преднатальный, онтогенез. Большая  часть онтогенеза охватывает период от рождения до смерти. Это постнатальный  онтогенез. В течение онтогенеза увеличиваются масса и размеры  тела и отдельных органов, т. е. происходит их рост. Наряду с этим происходят развитие отдельных физиологических систем и целостного организма. Именно в  процессе развития осу¬ществляется  постепенная реализация наследственной информации, которая была заложена при оплодотворении. Эти изменения  имеют первостепенное значение для  формирования организма детей и  подростков.

Процессы  роста и развития явля¬ются общебиологическими свойствами живой материи. Рост и  раз¬витие человека, начинающиеся с  момента оплодотворения яйце-клетки, представляют собой непрерывный  поступательный процесс, протекающий  в течение всей его жизни. Процесс  развития проте¬кает скачкообразно, и  разница между отдельными этапами, или периодами жизни, сводится не только к количественным, но и к  качественным изменениям.

Наличие возрастных особенностей в строении или деятельности тех или иных физиологических систем ни в коей мере не может являться свидетельством неполноценности организма ребенка  на отдельных возрастных этапах. Именно комплексом подобных осо¬бенностей  характеризуется тот или другой возраст.

Под развитием в широком смысле слова  следует понимать процесс количественных и качественных изменений, происходящих в организме человека, приводящих к повышению уровней слож¬ности организации и взаимодействия всех его систем. Развитие включает в  себя три основных фактора: рост, дифференцировку  органов и тканей, формообразование (приобретение организмом характерных, присущих ему форм). Они находятся  между собой в тесной взаимосвязи  и взаимозависимости.

Информация о работе Предмет и задачи курса Невропатология детского возраста