Проблема управления товарными запасами на оптовом предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 22:21, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является совершенствование механизма управления товарными запасами организаций розничной торговли для оптимизации затрат на содержание запасов при достижении высокого уровня обслуживания потребителей.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
изучить товарный запас в оптовых торговых предприятиях;
проанализировать организацию коммерческой работы с товарными запасами ;
рассмотреть документальное сопровождение управления товарными запасами в оптовой торговле.

Содержание

Введение
1. Роль товарных запасов в коммерческой работе……………………….....
Основные аспекты товарообеспечения в оптовых торговых предприятиях………………………………………………………...
Ассортиментная политика оптовых предприятий и её составляющие………………………………………………………..
2. Организация коммерческой работы с товарными запасами…………….
2.1. Показатели и характеристики товарных запасов………………....
2.2. Традиционное управление товарными запасами…………………
2.3. Логистическое управление товарными запасами………………..
3. Документационное обеспечение коммерческой работы с товарными запасами……………………………………………………………………….
Заключение……………………………………………………………………
Список используемой литературы…………………

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая работа Вика.doc

— 171.00 Кб (Скачать файл)

Содержание.

 

Введение

1. Роль товарных запасов в коммерческой работе……………………….....

    1. Основные аспекты товарообеспечения в оптовых торговых       предприятиях………………………………………………………...
    2. Ассортиментная политика оптовых предприятий и её составляющие………………………………………………………..

2. Организация коммерческой работы с товарными запасами…………….

       2.1. Показатели и характеристики товарных запасов………………....

        2.2. Традиционное управление товарными  запасами…………………

        2.3. Логистическое управление  товарными  запасами………………..

3. Документационное обеспечение  коммерческой работы с товарными  запасами……………………………………………………………………….

Заключение……………………………………………………………………

Список используемой литературы…………………………………………..

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

 

Каждый предприниматель стремится к получению максимально возможной прибыли. Помимо факторов увеличения объёма производства продукции, продвижение её на незаполненные рынки и др., необходимо выдвинуть проблему снижения затрат на производство и реализацию этой продукции, снижения издержек производства.

 

Конечно, в традиционном представлении важнейшими путями снижения затрат является экономия всех видов  ресурсов, потребляемых в производстве. Но помимо этого снижения издержек можно добиться и при помощи снижения затрат на хранение запасов и складскую деятельность и при этом повысить оперативность и гарантированность поступления необходимых для бесперебойной деятельности предприятия товаров.

 

Целью работы является совершенствование  механизма управления товарными  запасами организаций розничной торговли для оптимизации затрат на содержание запасов при достижении высокого уровня обслуживания потребителей.

Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих  задач:

  1. изучить товарный запас в оптовых торговых предприятиях;
  2. проанализировать организацию коммерческой работы с товарными запасами ;
  3. рассмотреть документальное сопровождение управления товарными запасами в оптовой торговле.

Структура работы: работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы.

Теоретической основой данной работы послужили работы таких авторов, как: Бродецкий Г.Л, Григорьев М.Н., Долгов А.П., Уваров С.А, Иванов Г. Г., Каплина С.А, Половцева Ф. П., Рыжиков Ю.Н, Стерлигова А.Н.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Роль товарных запасов в коммерческой работе.

 

 

1.1. Основные аспекты товарообеспечения в оптовых торговых       предприятиях.

 

Создание товарных запасов  является необходимым условием обеспечения  непрерывного производственно-коммерческого  процесса.

 

Излишние запасы приводят к необоснованному отвлечению средств из хозяйственного оборота, что в конечном итоге влияет на рост кредиторской задолженности и является одной из причин неустойчивого финансового положения. Недостаток запасов может привести к сокращению объема производства продукции и уменьшению суммы прибыли, что также влияет на ухудшение финансового состояния предприятия. Учитывая это, запасы должны быть оптимальными.

 

Управление запасами – это воздействие на запасы с  целью систематизации поддержания  баланса между их потоками. При  этом органы управления запасами несут ответственность за их объем, т.е. поддерживают баланс между входящим и исходящим потоками товаров, способствующими быстрому продвижению. Доведенный до совершенства баланс обеспечивает как минимально необходимый запас, так и непрерывный цикл производства.

 

Для оценки структуры  запасов товарно-материальных ценностей  используют коэффициент накопления. Он определяется отношением суммарной  стоимости производственных запасов, незавершенного производства, расходов будущих периодов к стоимости готовой продукции и товаров отгруженных. Коэффициент накопления характеризует уровень мобильности запасов товарно-материальных ценностей и при оптимальном варианте он должен быть меньше 1. Но данное соотношение справедливо только в том случае, если продукция предприятия конкурентоспособна и пользуется спросом.

 

В управлении запасами используют три основные системы: с фиксированным  размером заказа, с фиксированным  интервалом времени между заказами и система с двумя уровнями (или Ss-система). Остальные системы являются практически разновидностями этих систем.

 

Ускорение товарооборота, которое обеспечивается улучшением всей торговой деятельности предприятия, ведет, в свою очередь, к сокращению величины оборотных активов, находящихся  в товарных запасах, к снижению издержек обращения, повышению рентабельности и укреплению финансового состояния. 

 

Факторный анализ рентабельности активов, таким образом, способствует целенаправленному поиску неиспользованных возможностей по укреплению финансового  положения организации, его финансовой устойчивости, оптимизации в использовании собственных и заемных средств, разработке обоснованных управленческих решений, направленных на повышение эффективности хозяйствования. 

 

Отклонения в ту или  иную сторону от области финансового равновесия приводят либо к ухудшению финансового состояния предприятия, потери платежеспособности во времени и поиску новых заемных средств для покрытия прежних долгов, либо к улучшению, а затем и укреплению финансового благополучия. 

 

Ускорение товарооборота, которое обеспечивается улучшением всей торговой деятельности предприятия, ведет, в свою очередь, к сокращению величины оборотных активов, находящихся в товарных запасах, к снижению издержек обращения, повышению рентабельности и укреплению финансового состояния. 

 

Для выявления излишних или дефицитных запасов следует  фактические остатки товарных запасов  сопоставить с их плановой потребностью. По данным складского и аналитического учета определяется средний запас  каждого вида материалов, сравнивается с нормативным, устанавливаются отклонения, их причины, принимаются меры по сокращению или пополнению запаса, необходимого для ритмичной работы предприятия.

 

Рост запасов оценивается  положительно, если сопровождается увеличением  объема производства продукции. Опережающие темпы роста объема продажи продукции по сравнению с темпами роста производственных запасов приводят к ускорению оборачиваемости оборотных средств, к их высвобождению из хозяйственного оборота. Чем медленнее производственные запасы оборачиваются в процессе функционирования предприятия, тем больше требуется хозяйственных средств для продолжения производственно-хозяйственной деятельности предприятия.

 

Анализ текущих товарных запасов на оптовом предприятии  проводится примерно так же, как  и в розничной торговле. Товарные запасы в днях в оптовой торговле рассчитывают только по отношению к складской реализации товаров. Если же отдельно изучают товары, находящиеся в пути, и товары отгруженные, то при расчёте их в днях оборота относят сумму товарных запасов ко всему оптовому товарообороту с участием в расчётах. По товарам, находящимся в пути, выясняют, не превышены ли установленные сроки документооборота. Для оценки фактических текущих товарных запасов могут определяться удельные товарные запасы (отношением их абсолютной величины на конец года или квартала к объёму складской реализации товаров за изучаемый период).

 

Методика анализа товарооборачиваемости  на оптовых предприятиях примерно такая  же, как и в розничной торговле. В частности, определяют, на сколько ускорилась или замедлилась оборачиваемость товаров в днях и в количестве оборотов, сколько высвобождено или дополнительно вложено средств за счёт изменения товарооборачиваемости, а главное, какие имеются возможности и резервы ускорения времени обращения товаров, оптимизация товарных запасов.

 

Оптовые предприятия  создают сезонные запасы товаров. Проводя  их анализ, прежде всего, изучают выполнения планов по накоплению сезонных товаров, своевременность и полноту их кредитования (сезонные товарные запасы нередко кредитуются на льготных условиях). Далее устанавливают своевременность вовлечения сезонных товарных запасов в товарооборот.

 Анализ обеспеченности  и использования трудовых ресурсов  и материально-технической базы  оптового предприятия проводят в увязке с изучением выполнения плана и динамики складской реализации товаров. Методика их анализа в основном такая же, как и в розничной торговле.

 

Завершается анализ обобщением выявленных возможностей и резервов (особенно прогнозных) роста оптового товарооборота, оптимизации товародвижения, улучшения использования товарных, трудовых и финансовых ресурсов, материально-технической базы торговли, повышения качества обслуживания покупателей.

 

Факторный анализ рентабельности активов, таким образом, способствует целенаправленному поиску неиспользованных возможностей по укреплению финансового положения организации, его финансовой устойчивости, оптимизации в использовании собственных и заемных средств, разработке обоснованных управленческих решений, направленных на повышение эффективности хозяйствования.

 

Важнейшим элементом  инфраструктуры товарных рынков и активно  формирующихся логистических систем является склад. Наряду с транспортными  расходами, затраты на хранение, управление запасами и складскую грузопереработку составляют подавляющую часть общих логистических издержек. Для предприятий оптовой торговли складирование позволяет осуществить координацию и выравнивание спроса и предложения за счет формирования складских страховых и сезонных запасов продукции в распределительной сети; создать условия для внедрения эффективных маркетинговых стратегий сбыта товаров; удовлетворить потребительский спрос за счет более быстрого реагирования на требования покупателей и т.п. В настоящее время складская сеть предприятий оптовой торговли формируется во многом стихийно. При проектировании складов, выборе подъемно-транспортного оборудования, расчете экономических показателей и параметров технической оснащенности складов, как правило, не учитываются логистические требования к организации и управлению товародвижением. Это приводит к нерациональному использованию дефицитных финансовых и материальных ресурсов, как на уровне организаций бизнеса, так и экономики в целом. Народнохозяйственные потери от плохого складирования и хранения продукции составляют около 20% ВВП.

 

Логистика в оптовой  торговой системе выполняет операции связанные с выполнением следующих  функций товародвижения: заказа, приобретения, доставки, информационного сопровождения, хранения, сортировка и отпуск товаров.

 

Основным направлением использования логистики в оптовой торговле может происходить по двум направлениям, первое из которых предусматривает развитие оптовой торговли во взаимосвязи с технико-технологическим и организационным совершенствованием всей системы товародвижения. Второе направление предусматривает совершенствование внутрискладских грузоперерабатывающих систем.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Ассортиментная политика оптовых предприятий и её составляющие.

 

Ассортиментная политика предприятия - система мер стратегического характера, направленная на формирование конкурентоспособной модели, обеспечивающей устойчивые позиции предприятия на рынке и получение необходимой прибыли.

Эта политика является центральным  элементом коммерческой стратегии  предприятия на розничном рынке. Главной ее целью в современных условиях хозяйствования является определение набора товаров, наиболее предпочтительных для обслуживания сегментов рынка.

Сегментация рынка - основа ассортиментной политики. Это расчленение  рынка на однородные в определенном отношении группы покупателей, которые различаются своими требованиями к данному товару. Основными критериями сегментации рынка являются: географические (регион, страна, город, район); демографические (пол, возраст, образование, место работы, должность, профессия, уровень дохода); психологические (национальность, характер личности); разновидности и характеристики покупателей; стиль жизни потребителей; уровень инфляции и др.

Сложно удовлетворить  потребности в товаре всех без  исключения потребителей, так как они различны в своих требованиях к товару и обслуживанию. Тем не менее, потенциальных покупателей можно объединить в определенные группы по некоторым признакам, что и называется сегментацией.

Главная цель сегментации - обеспечить адресность реализуемых товаров и услуг. Сегментация рынка - один из важнейших инструментов ассортиментной политики и от того, насколько правильно выбран сегмент рынка, во многом зависит конкурентоспособность предприятия. Так как сегменты нередко задаются группой специалистов, требуется особая объективность и профессионализм, чтобы решение о выборе сегмента не привело к коммерческой неудаче.

Предприятия оптовой торговли в современных условиях должны проводить ассортиментную политику с учетом индивидуальных предпочтений. Знание особенностей поведения различных групп потребителей, мотивация покупок являются условием правильного формирования спроса, принятия оптимальных решений в ассортиментной политике.

Информация о работе Проблема управления товарными запасами на оптовом предприятии