Проблема управления товарными запасами на оптовом предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 22:21, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является совершенствование механизма управления товарными запасами организаций розничной торговли для оптимизации затрат на содержание запасов при достижении высокого уровня обслуживания потребителей.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
изучить товарный запас в оптовых торговых предприятиях;
проанализировать организацию коммерческой работы с товарными запасами ;
рассмотреть документальное сопровождение управления товарными запасами в оптовой торговле.

Содержание

Введение
1. Роль товарных запасов в коммерческой работе……………………….....
Основные аспекты товарообеспечения в оптовых торговых предприятиях………………………………………………………...
Ассортиментная политика оптовых предприятий и её составляющие………………………………………………………..
2. Организация коммерческой работы с товарными запасами…………….
2.1. Показатели и характеристики товарных запасов………………....
2.2. Традиционное управление товарными запасами…………………
2.3. Логистическое управление товарными запасами………………..
3. Документационное обеспечение коммерческой работы с товарными запасами……………………………………………………………………….
Заключение……………………………………………………………………
Список используемой литературы…………………

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая работа Вика.doc

— 171.00 Кб (Скачать файл)

Рассмотрение проблем  развития ассортимента и удовлетворения спроса различных категорий покупателей на основе анализа их предпочтений и изменений рыночной ситуации составляют сущность современной ассортиментной политики предприятия.

 

Среди составляющих ассортиментной политики предприятия можно выделить:

  1. Сегментация рынка и выбор целевых рыночных сегментов.
  2. Изучение требований потребителей к товарам, упаковке, методам продажи, сервису, услугам.
  3. Определение набора товарных групп, наиболее предпочтительного для потребителей и обеспечивающего экономическую эффективность деятельности предприятия.
  4. Выбор наиболее эффективного метода формирования ассортимента с учетом современных принципов.
  5. Определение оптимального соотношения набора товаров, находящихся на разных стадиях своих жизненных циклов.
  6. Разработка стратегии реализации товаров.

Таким образом, активная ассортиментная политика предполагает решение следующих наиболее важных задач:

  1. удовлетворение спроса конкретных групп потребителей;
  2. гибкое реагирование на требования рынка;
  3. обеспечение финансовой устойчивости торгового предприятия.

Ассортиментная политика предполагает определенные действия предприятия оптовой торговли в соответствии с принципами рыночного поведения.

Рассмотрим условный пример содержания ассортиментной политики предприятия. Открывая частный магазин, предприниматель на основании изучения места его дислокации, конкурентов, своих внутренних возможностей и потенциальных потребителей пришел к выводу о целесообразности торговли продовольственными товарами повседневного спроса. Предварительно ассортиментный набор состоял из четырех товарных групп: хлеб и хлебобулочные изделия, молочные товары, кондитерские изделия, бакалея. Важной составляющей своей ассортиментной политики коммерсант принял принцип обеспечения широкого выбора товаров, т.е. представительной глубины ассортимента в рамках каждой товарной группы. Более глубокое изучение ассортимента конкурентов показало, что в их магазинах достаточно широкий выбор кондитерских товаров, а обеспечение необходимой глубины ассортимента по группе молочных товаров потребует очень значительных затрат на их доставку и реализацию. Поэтому предприниматель остановил свой выбор на двух оставшихся товарных группах: хлеб и хлебобулочные изделия и бакалея.

Таким образом, основной стратегической линией своей ассортиментной политики коммерсант считает обеспечение широкого выбора двух представленных групп товаров, соблюдая при этом принцип устойчивости и обновляемости ассортимента товаров.

Ассортиментная политика на сельском рынке должна быть очень  взвешенной и учитывать изменения  факторов внешней и внутренней среды. Суть ее заключается в предложении сельским жителям устойчивого ассортимента товаров повседневного спроса с одновременным сосредоточением торговли товарами сложного ассортимента в торговых центрах, универмагах и специализированных магазинах по торговле непродовольственными товарами, находящихся в районных и других относительно крупных населенных пунктах. При этом во всех случаях ассортиментные перечни разрабатываются в соответствии с размерами торговых площадей магазинов и ассортиментным профилем.

Разработка и осуществление  ассортиментной политики требуют соблюдения следующих условий:

  1. Четкого представления о коммерческой стратегии предприятии на рынке;
  2. Хорошего знания рынка и характера требований потребителей;
  3. Ясного представления о своих возможностях и ресурсах в настоящее время и в перспективе.

Задачи ассортиментной политики решаются на стратегическом уровне, т.е. каждое решение, имеющее  отношение к данному вопросу, должно приниматься с учетом общей  коммерческой стратегии на рынке. Такой  подход обеспечивает достижение конечных целей предприятия, связывает воедино все составляющие коммерческой работы (изучение спроса, договорная работа, организация продажи, стимулирование, услуги сервис, реклама) и позволяет эффективно распоряжаться имеющимися ресурсами.

Хорошо продуманная  ассортиментная политика предприятия  является своего рода гарантом не только построения оптимальной ассортиментной модели предприятия, но и сохранения конкурентных позиций на рынке, влияет на формирование имиджа предприятия.

Ассортиментная политика разрабатывается на перспективу (3-5лет), и в своей основе в течение определенного времени, как правило, остается неизменной. Но при возникновении серьезных изменений на рынке стратегия может меняться. В соответствии с выбранной стратегией принимаются тактические решения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Организация коммерческой работы с товарными запасами.

 

      2.1. Показатели и характеристики товарных запасов.

 

Товар как объект коммерческой деятельности имеет четыре основополагающие характеристики:

  1. ассортиментную;
  2. качественную;
  3. количественную;
  4. стоимостную.

Первые три характеристики удовлетворяют реальные потребности  человека (физиологические, социальные, психологические и др.). Благодаря  этим характеристикам продукция  приобретает полезность для определенных групп потребителей и становится товаром.

Основными составляющими  товара являются:

  1. набор физических и потребительских свойств;
  2. сопутствующие товары (шнурки, дискеты);
  3. марочное название (торговая марка);
  4. качественная упаковка;
  5. сопутствующие услуги;
  6. гарантии.

Товар обладает двумя  принципиальными свойствами — потребительной стоимостью и стоимостью.

Потребительная стоимость - это способность товара удовлетворять  какую-либо человеческую потребность, т.е. быть общественно полезным благом.

Отличительная особенность потребительной стоимости состоит в том, что она выступает носителем меновой стоимости, т.е. способности товара обмениваться в известной пропорции на другие товары. Меновая стоимость является формой стоимости, внешним проявлением се в акте обмена.

У продавца и покупателя интересы на рынке разные. Для покупателя ценность товара заключается в его  полезности. Продавец же стремится  при реализации товара получить максимальную выгоду в виде дохода. Коммерческая деятельность должна обеспечить соединение этих интересов, т.е. в процессе купли-продажи товара должны быть усреднены потери и выгоды продавца и покупателя.

Набор товаров, формируемый  по определенным признакам и удовлетворяющий  разнообразные индивидуальные потребности, представляет собой ассортимент. Многообразие ассортимента товаров подвергается классификации, которая включает в себя деление на группы, подгруппы, на виды и разновидности.

Товарные запасы анализируются, планируются и учитываются в  абсолютных и относительных показателях.

 

Абсолютные показатели выражаются, как правило, в стоимостных (денежных) и натуральных единицах. Они удобны при выполнении бухгалтерских операций (например, при инвентаризации). Однако абсолютные показатели имеют один большой недостаток: с их помощью невозможно определить степень соответствия величины товарного запаса потребностям развития товарооборота.

Поэтому более широкое распространение  получили относительные показатели, позволяющие сопоставить величину товарного запаса с товарооборотом торговых организаций или предприятий.

Первым относительным показателем, применяемым при анализе, является величина товарных запасов, выраженная в днях товарооборота. Этот показатель характеризует обеспеченность товарными  запасами на определенную дату и показывает, на какое число дней торговли (при сложившемся товарообороте) хватит этого запаса.

Рассчитывается величина товарного  запаса 3, в днях товарооборота по формуле

3 — размер товарных запасов  на определенную дату;

Тодн — однодневный товарооборот за рассматриваемый период;

Т — объем товарооборота за рассматриваемый период;

Д — количество дней в периоде.

 

Вторым важнейшим относительным  показателем, характеризующим товарные запасы, является товарооборачиваемость. До момента продажи любой товар  относится к категории товарного  запаса. С экономической точки зрения эта форма существования товара является статичной (физически он может находиться в движении). Это обстоятельство, в частности, означает, что товарный запас является величиной изменяющейся: он постоянно вовлекается в товарооборот, продается, перестает быть запасом. Так как товарные запасы замещаются другими партиями товаров, т.е. регулярно возобновляются, они являются постоянно существующей величиной, размер которой варьирует в зависимости от конкретных хозяйственных условий.

 

Кругооборот товаров, смена статичной  формы запаса динамичной формой товарооборота  составляют экономическое содержание процесса товарооборачиваемости. Товарооборачиваемость  позволяет оценить и количественно  измерить два параметра, присущие товарным запасам: время и скорость их обращения.

 

Время товарного обращения - это  период, в течение которого товар  перемещается от производства до потребителя. Время обращения складывается из времени перемещения товаров  в различных звеньях товародвижения (производство — оптовая торговля — розничная торговля).

Время товарного обращения, или  товарооборачиваемость, выраженная в  днях товарооборота, рассчитывается последующим  формулам:

где 3т.ср — средняя величина товарных запасов за рассматриваемый период, руб.

Использование при расчетах средней величины товарных запасов обусловлено как минимум двумя причинами.

 

Во-первых, для приведения к сопоставимому  виду данных о товарообороте, учитываемом  за определенный период, и товарных запасах, учитываемых на определенную дату, исчисляется средняя величина товарных запасов за этот период.

 

Во-вторых, в пределах каждой совокупности товаров имеются разновидности  с различным временем обращения, а также возможны случайные колебания  размеров запасов и объема товарооборота, которые необходимо сгладить.

 

Товарооборачиваемость, выраженная в днях товарооборота, показывает время, в течение которого товарные запасы находятся в сфере обращения, т.е. оборачивается средний товарный запас. Скорость товарного обращения, т.е. товарооборачиваемость, или число оборотов за рассматриваемый период рассчитывается по следующим формулам:

Между временем и скоростью  товарного обращения существует устойчивая обратно пропорциональная зависимость.

Уменьшение времени  и увеличение скорости товарного  обращения позволяют осуществлять больший объем товарооборота  при меньших размерах товарных запасов, что способствует снижению товарных потерь, уменьшению расходов но хранению товаров, оплате процентов за пользование кредитами и т.п.

Величина товарных запасов  и товарооборачиваемость являются показателями взаимосвязанными и зависят от следующих факторов:

внутренней и внешней  среды торговой организации или  предприятия;

объема производства и качества продукции промышленных и сельскохозяйственных предприятий;

сезонности производства;

объемов импорта;

широты и обновляемости  ассортимента;

звенности товародвижения;

колебания спроса;

насыщенности товарных рынков;

распределения запасов  между оптовыми и розничными звеньями торговли;

физико-химических свойств  товаров, определяющих сроки их хранения и, соответственно, частоту поставок;

уровня цен и соотношения спроса и предложения на конкретные товары и товарные группы;

объема и структуры  товарооборота конкретной организации  или предприятия торговли и других факторов.

Изменения перечисленных  факторов могут влиять на величину товарных запасов и товарооборачиваемость, как улучшая, так и ухудшая эти показатели.

У разных товаров и  товарных групп скорость товарооборачиваемости  неодинакова. Доля товарных групп с  более низкой скоростью оборота  выше в товарных запасах и наоборот. Решение о постепенной ликвидации медленно продающихся товарных групп и их замещении быстро продающимися кажется очевидным, тем не менее, торговые предприятия не очень активно избавляются от медленно продающихся групп по следующим причинам:

отсутствуют возможности  изменить товарную специализацию;

произойдет резкое сужение  ассортимента и круга покупателей;

невозможно поддерживать отпускные цены на уровне конкурентов.

Для этого необходимы систематический контроль и проверка товарных запасов, т.е. возможность  в любой момент времени знать и анализировать их величину.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

        2.2. Традиционное управление товарными  запасами.

 

В последние годы на российском рынке активизировалась деятельность многих серьезных крупных фирм, пытающихся завоевать значительную долю своего рынка. Как правило, это фирмы с очень разветвленной структурой снабжения и дистрибуции, огромной товарной номенклатурой и огромным количеством функциональных циклов, выполняемых в рамках всего процесса управления цепями поставок. Фирмы поставляют на российский рынок востребованные товары, поэтому товарооборот неуклонно возрастает, очень быстрыми темпами.

Информация о работе Проблема управления товарными запасами на оптовом предприятии