Шпаргалка по "Биологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2013 в 20:36, шпаргалка

Краткое описание

1 вопрос - первобытный мир и зарождение цивилизации.
2 вопрос- цивилизация Египта и передней Азии: особенности ближневосточных деспотий, религия, культурное наследие.
3 вопрос- цивилизация Древней Греции. Полисная система. Культурное наследие.
4 вопрос- цивилизация Рима.
24 вопрос- Просвещенный абсолютизм.

Вложенные файлы: 1 файл

1_vopros.docx

— 109.69 Кб (Скачать файл)

1 вопрос - первобытный  мир и зарождение цивилизации

Всемирная история началась с эпохи первобытного мира (более  двух миллионов лет назад - пять тысяч  лет назад). Это было время появления  первых людей и овладения ими  самыми главными человеческими умениями (сохранение жизни, использование самых  примитивных средств орудия труда, охота, земледелие).                                                                          

Большинство ученых считает, что первые древние люди появились в Африке, а оттуда расселились по всей планете. За тысячелетия эпохи первобытного мира сменилось множество поколений людей. Постепенно они все меньше зависели от дикой природы, учились побеждать голод и холод. 
Первобытные люди не объединялись в большие общества. Каждая семья была частью небольшого рода, в который входили родственные друг другу семьи. Все, чем владел род (хозяйство, запасы, жилища), было общим для всех. Роды, происходившие от общих предков, объединялись в племена. С чужаками из другого рода и племени люди предпочитали общаться редко, поэтому знакомых и приятелей у одного человека было очень немного. 
Первобытные люди умели делать разные орудия труда. Жили в пещерах. Одевались в шкуры убитых на охоте животных. 
Очень много прошло времени, прежде чем первобытный человек стал похож на современного. Цивилизация – это один из этапов развития общества.

Первобытную эпоху делят  на каменный, бронзовый и железный век.

Каменный век неоднороден, имеет 3 этапа: палеолит, мезолит, неолит.

Наибольшие значения для  развития цивилизации имеет каменный век. Именно в эпоху неолита начинается формирование экономики, основанной на земледелии и скотоводстве. Английский ученый археолог  Гордон Чайлд назвал этот период неолитической революцией( переход от присваивающего хозяйствования( охота, собирательство) к производящему( скотоводство, земледелие)).

Во времена неолита человечество сделало огромный шаг вперед в своем развитии. За это время развились земледелие и скотоводство. Производство продуктов питания и ремесленных изделий в тех местах земли, где были благоприятный климат и плодородные земли, достигло такого количества, что позволяло прокормить гораздо больше людей. Возникновение ремесел - гончарства и ткачества - придавало новые признаки жизни первобытного человека. Дальнейшее развитие нуждался все большего количества разнообразных орудий труда.  Скот, орудия труда и предметы быта были в собственности отдельных семей. Все производимые продукты земледелия и скотоводства, ремесленные изделия и подстреленная дичь распределялись между родственниками - членами общины.

Все эти изменения в  жизни древнего общества положили начало формированию первых цивилизаций. Признаками того, что древнее общество приобретало новый, более высокий уровень развития, были: рост численности населения, отделения ремесла от сельского хозяйства, появление социального расслоения, письменности, запрета на инцест ( половая связь между родственниками), изменение в области религии( переход от сидерических культов к религии мифологической).

Переход к цивилизации произошел в благоприятных для земледелия и скотоводства частях нашей планеты. Поэтому люльками цивилизации, по мнению большинства ученых, были местности, где произошло земледелие. Это плодородные долины рек нил, тигр и евфрат, инд и ганг,хуанхэ и янцзы.

Именно в этих местностях возникли первые города. Они формировались на месте древних поселений земледельцев и скотоводов,количество жителей в которых росла. В таких поселениях, кроме земледельцев,скотоводов, ремесленников, сосредоточивались старейшины, жрецы, военные вожди.

Город уже имела четкое разделение: в его центре располагались святилища, посвященные богам, дома богатейших жителей, вокруг - жилья рядовых общинников, мастерские ремесленников. Право называться первым городом на планете «борются» много древних городов,например иерихон в Палестине, мохенджо-даро в индии, чатал-гуюк в турции т.д.

 

2 вопрос-цивилизация  Египта и передней Азии: особенности  ближневосточных деспотий, религия,  культурное наследие.

одна из древнейших мировых  цивилизаций, цивилизация Египта, которая зародилась в северо-восточной Африке, в долине реки — Нил.

Историю древнего Египта принято делить на периоды древнего ( конец 4 - большая часть 3 столетие до н.э), среднего (до xvi столетие. до н.э), нового (до конца xi века до н.э) царств, поздний ( 10-4 столетие до н.э), а также персидский (525-332 годы до н.э — под властью персов) и эллинистический (4-1 столетие до н.э, в составе государства птолемеев). С 30 года до н.э по 395 год н.э Египет был провинцией и житницей Рима, после раздела Римской империи до 639 года — провинция Византии. Арабское завоевание 639-642 годов привело в Египте к смене этнического состава населения, языка и религии.

Религия в древнем Египте сформировалась из многочисленных местных культов. Особенностями религиозных воззрений египтян являются одновременное существование антропо-и зооморфных божеств. Религиозные культы египтян переплетались с магией. В древнем Египте считалось, что мир представляет с собой хаос. Их хаоса вышли боги, создавшие землю, людей, животных, растения.Египет дал миру одну из наиболее ранних и разработанных систем письменности. Особенностью египетской письменности является игнорирование гласных звуков. Важным также являлось развитие и распространение математики в древнем Египте. Математическое наследие древнего Египта в течение долгого времени оказывало сильное влияние на развитие научной теоретической мысли ряда других стран.

Возникновение древнейшего  очага цивилизации произошло  в южном Двуречье (р.Тигр и р. Ефрат). Здесь в середине 4т. До н.э. появились надообщинные структуры в форме городов-государств ( полисы). В 29 веке до н.э. возникло Шумерское государство. В 19 в. До н.э. Шумер был захвачен семитскими племенами, которые на развалинах Шумера создали новое вавилонское государство. В вавилонское общество было неоднородным. Существовало четкое не ерархическое деление ( раб-царь). Во главе государства стоял царь совмещавший функции руководителя государства, верховного главнокомандующего и верховного жреца. 

Новым типам хозяйства  сопутствовали большие культурные изменения. Крупные поселения превратились в большие и многолюдные города. Был открыт способ изготовления глиняной посуды на гончарном круге. Появилось стекло. Совершенствовались способы выплавки и обработки металла — сначала меди и бронзы, позднее — железа. Люди изобрели колесо, повозки и боевые колесницы, ткацкий станок, плуг и другие сельскохозяйственные орудия. Многими народами было развито кораблестроение и мореходное дело. Культура достигла очень высокого уровня в древних государствах передней Азии, были развиты ремесла и искусство. 

Передняя Азия — место  формирования двух так называемых мировых религий — христианства и мусульманства, а также иудаизма. 

Жители древнего Двуречья внесли огромный вклад в развитие мировой культуры: шумерское письмо, способствовавшие созданию алфавита, элементарной математики( деление суток на 24 часа,  вычисление площади круга и т.д)

Характерными  чертами восточной цивилизации  являются:

1. Традиционализм – культ предкам.

2. Коллективизм - жизненная позиция, требующая от человека таких качеств, как дружелюбие, человечность, доверие, честность, великодушие, верность, без которых невозможна жизнь в обществе.

3. Централизация и сакрализация  ( свящ.) власти -  превращение в священное, наделение сакральным смыслом объектов и событий внешнего мира.

 

 

3 вопрос-цивилизация  Древней Греции. Полисная система.  Культурное наследие.

Западный тип начал  складываться на берегах Средиземного моря, и наивысшего развития достиг в Греции, в период 19 века до н.э. по 5 век н.э.

Основные принципы Античной культуры являются:

  1. Космоцентризм - система философских взглядов, появившаяся в Древней Греции, согласно которой мир воспринимается как космос, красивый, органичный, шарообразный, многообразный.
  2. Мифологизм (заменял Древнему миру науку)
  3. Рационализм -  метод, согласно которому основой познания и действия людей является ум, разум.
  4. Агональность – борьба, состязание (политика, конкуренция, спорт, спор, война).
  5. Антропоцентризм - воззрение, согласно которому человек есть центр и высшая цель мироздания.

Древняя Греция и ее культура занимают особое место в мировой  истории. В высокой оценке античной (т.е. греко-римской) цивилизации сходятся мыслители разных эпох и направлений. 

Литература, искусство  и  философия  Древней  Греции  дали  толчок развитию европейской культуры.  Древняя  Греция  открыла  человека  как прекрасное  и  совершенное  творение  природы. Великолепные  образцы  греческого  гения  проявились  во  всех   сферах духовной  и  социально-политической  жизни:  в   поэзии,   архитектуре, скульптуре, живописи, политике, науке и  праве.  Греки  создали  науку, которую некоторые исследователи называют “мышлением по способу греков”. У истоков европейской культуры находится микенская цивилизация. Характерным   признаком   древнегреческой   цивилизации    являлся демократизм. Античная классическая демократия рассматривалась как форма государственного устройства, в основе которого лежит свобода.

 Одним из видимых  результатов развития греческой  цивилизации  стала античная   скульптура. В тесной связи с философией развивается и греческая наука, уже в классическое время имевшая большие достижения, — математика, геометрия, астрономия, медицина, продолжением которых и являются современные соответствующие научные дисциплины. Высокого уровня достигла и техника

К четвертому веку до н.э. в общих чертах в Греции сложилась система образования — общее образование или энциклопедическое образование. Классические языки — древнегреческий и латынь — в форме так называемой интернациональной лексики вошли во все европейские и неевропейские языки и, являясь международным языком науки и культуры.

Греческий полис формировался как община граждан, занимающихся земледелием. Этот вид деятельности граждан являлся  базой экономики полиса.

Поздние греческие авторы (Фукидид, Геродот) определили полис  как коллектив, точнее, организованную общность людей. Полисный коллектив  как коллектив граждан обеспечивал  все материальные условия своего существования. Это означало сосуществование  таких структур как совокупность домохозяйств, земли и имущества, обеспечивающих достаточное материальное процветание. Греческий полис вырос из укрепленных поселков гомеровского времени — полисов, восприняв название. Полис архаического типа представлял собой центр карликового государства, объединяя близлежащие комы (деревни), располагавшиеся вокруг полиса. Подобное укрупнение и политическое усиление полиса, как отмечают древние историки, было связано также с естественным приростом населения. Практиковалось объединение общин (синойкизм - совместное поселение) для противостояния враждебным силам.

В полисах сформировалась своя система духовных ценностей. Прежде всего, своеобразное социально-экономическое, политическое и культурное устройство, сам полис греки считали высшей ценностью. По их мнению, лишь в рамках полиса можно существовать не только физически, но и вести полнокровную, справедливую, нравственную жизнь, достойную  человека. Составными частями полиса как высшей ценности выступали личная свобода человека, понимаемая как  отсутствие всякой зависимости от какого-либо лица или коллектива, право выбора занятий и хозяйственной деятельности, право на определенное материальное обеспечение, в первую очередь на земельный участок, но вместе с тем  и осуждение накопительства богатства.

 

4 вопрос-цивилизация  Рима

В 10 веке до н.э. группа латинян  поселилась на р.Тибр с западной стороны Палатинского холма .Так возникла селение именуемое римск.историками «Квадратный Рим».

Это случилось за два века до того как согласно римс.историку Варрону в 753г до н.э. был основан г. Рим. На рубеже 7-6веков до н.э сложился город « четырех кварталов»,занимавший холмы:Церий,Эсквилин,Квиринал и Вилинал. Позднее к ним присоединились еще два холма:Капитольй и Авентин.

Основой раннеримского общества был род, члены которого имели совместную собственность и вместе совершали религиозные обряды. Во главе общины стоял царь, с ним правил совет Старейшин – Сенат, состоявш. В начале из 100-а, а потом из 300-а чел. Царь был верховным главнокоманд. , жрецом и судьей.

Рим. Историки насчитывают с момента основания города 7-6 царей, последним из которых был Траквиний Гордый, после изгнания которого в 509 г. До н.э в Риме установился респуб. Строй ( общее дело ).

Высшая власть сосредоточилась  в руках ежегодно избираемых консулов, которые должны считаться с интересами Сената.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5 вопрос-возникновение  и распространение первых мировых  религий: буддизм, христианство.

Древнейшая из мировых религий  — буддизм. Буддизм возник в VI-V вв. до н. э. в Северной Индии. Его появление было вызвано важными изменениями в индийском обществе: разрушением родо-гшеменных связей и порядков, усилением классового гнета и появлением крупных рабовладельческих государств. Прежние племенные религии перестали отвечать новым общественным условиям.

 

Основателем буддизма считается Сиддхартха Гаутама -полулегендарный индийский царевич, разочаровавшийся в жизни и добровольно отрекшийся от удовольствий и роскоши царского двора.

 

Основные положения буддизма изложены в „священных" книгах — так  называемых Трипитака, или, на языке пали, Типи-така. Возникнув, по всей вероятности, в качестве одной из сект брахманизма, буддизм воспринял от этой религии ряд положений, в частности учения о карме и сансаре. В то же время буддизм подверг критике кастовую систему и запретил практиковавшиеся брахманизмом жертвоприношения.

 

Буддийская религия учит, что  жизнь во всех ее проявлениях —  это цепь страданий, избавление от которых  может быть достигнуто праведными людьми в нирване - полном небытии. Положение  буддизма о непротивлении злу  насилием, а также призывы к  терпению, отказу от борьбы за лучшую жизнь  на земле обезоруживали трудящихся в борьбе с эксплуататорами.

 

Буддизм довольно рано стал дробиться  на секты. К I в. н. э. религия раскололась  на два направления -тхеравада и махаяна. Тхеравада, или хинаяна (малая колесница), возникшая в Восточной Индии, проповедует „узкий путь спасения". Согласно этому учению, нирваны может достигнуть только узкий круг лиц - монашество. Тхеравада по своему характеру стоит ближе к ранним школам буддизма и гораздо решительнее требует отказа от всего мирского. Характерно, что в тхераваде Будда выступает еще не в роли бога, а в качестве человека исключительной моральной чистоты, великого учителя, указавшего другим людям путь к спасению.

Информация о работе Шпаргалка по "Биологии"