Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2013 в 20:36, шпаргалка
1 вопрос - первобытный мир и зарождение цивилизации.
2 вопрос- цивилизация Египта и передней Азии: особенности ближневосточных деспотий, религия, культурное наследие.
3 вопрос- цивилизация Древней Греции. Полисная система. Культурное наследие.
4 вопрос- цивилизация Рима.
24 вопрос- Просвещенный абсолютизм.
10 вопрос - арабы и рождение исламского мира. Культура халифата.
Арабская культура, средневековая культура, сложившаяся в Арабском халифате в 7—10 вв. в процессе культурного взаимодействия арабов и завоёванных ими народов Ближнего и Среднего Востока, Северной Африки и Юго-Зап. Европы. Формирование собственно Арабской культуры относится к периоду возникновения ислама (7 в.) и создания Халифата, который в результате арабских завоеваний превратился в огромное государство. Основанная арабами государственно-политическая общность, дополненная религиозной, а в большинстве районов и языковой общностью, создала условия для возникновения общих форм культурной жизни народов Халифата. На ранних этапах формирования Арабской культуры представляло собой главным образом процесс освоения, переоценки и творческого развития в новых идеологических и социально-политических условиях (ислам и Халифат) наследия культур покорённых народов (древнегреческой, эллинистическо-римской, арамейской, иранской и др.). В 9—10 вв. Арабская культура достигла наивысшего расцвета. Её достижения обогатили культуру многих народов, в частности народов средневековой Европы, и составили выдающийся вклад в мировую культуру. Это относится, прежде всего, к развитию: философии, медицины, математики, астрономии, географических знаний, филологических и исторических дисциплин, химии, минералогии.
Важным фактором расцвета Арабской культуры было то, что развитие науки и литературы составляло достояние всех народов Халифата. Центром развития естественных наук в Халифате первоначально была территория Сирии и частично Юго-Зап. Ирана. Здесь было положено начало переводам на арабский язык и комментированию сочинений античных авторов. Переводы с греческого и сирийского, ознакомившие учёных стран ислама со значительной частью античной научной литературы, во многих случаях были единственными источниками, по которым Зап. Европа могла познакомиться с античной наукой. 9—11 вв. — период бурного развития науки в Халифате. Багдад превращается в крупный научный центр со школами и библиотеками. Наряду с созданием огромной переводной литературы и комментариев к ней здесь уже начинает складываться научное направление, тесно связанное с решением прикладных проблем и практических задач строительства, землемерия, торговли. Интенсивно развиваются астрономия и математика, минералогия, описательная география, велось большое светское строительство: укреплялись города, возводились загородные дворцы и замки халифов, украшенные круглой скульптурой, резьбой, мозаикой и стенными росписями. Декоративно-прикладное и изобразительное искусство. В арабском искусстве получил яркое воплощение свойственный художественному мышлению средневековья принцип декоративности, породивший богатейший орнамент, особый в каждой из областей арабского мира, но связанный общими закономерностями развития. Арабеска, восходящая к античным мотивам, — это созданный арабами новый тип узора, в котором математическая строгость построения сочетается со свободной художественной фантазией. Получил развитие также эпиграфический орнамент — каллиграфически исполненные надписи, включенные в декоративный узор. Орнамент и каллиграфия, широко применявшиеся в архитектурном декоре (резьба по камню, дереву), характерны и для прикладного искусства, достигшего высокого расцвета и особенно полно выразившего декоративную специфику арабского художественного творчества.
Из мировых религий самая молодая — ислам, или мусульманство. Эта религия возникла в начале VII в. н. э. на Аравийском полуострове. Сформировавшись в качестве монотеистического вероучения, ислам испытал заметное влияние со стороны более ранних монотеистических религий - христианства и иудаизма. Ислам, как и многие другие религии, неоднороден. Он распадается на два главных направления: суннизм и шиизм. Нередко, определяя две основные ветви ислама, утверждают, что шиизм отличается от суннизма прежде всего тем, что не признает сунну - „священное предание", представляющее сборник рассказов о жизни и деятельности Мухаммеда. В действительности же сунна признается и шиитами, но они основывают ее только на авторитете семьи Мухаммеда, в то время как сунниты - также и на свидетельствах сподвижников пророка. Кроме сунны шииты имеют и свое особое „священное предание" - ахбар. В шиизме сильно развит культ святых мучеников. Из мучеников особым почитанием пользуется второй сын халифа Али - Хусейн. Одним из важнейших положений шиизма является вера в „скрытого имама", который должен появиться вновь и установить на земле божье царство. Как и сунниты, шииты признают Коран божественным откровением, однако допускают иносказательное толкование текста этой книги. В отличие от суннитов, для которых священными городами считаются Мекка и Медина в Саудовской Аравии, местом паломничества шиитов являются в первую очередь иракские города Эн-Наджаф и Кербела, где, согласно преданию, погребены халиф Али и его сын - „великомученик" Хусейн.
11 вопрос-образование и развитие Киевской Руси.
Наследницей Древней Руси и дальнейшим этапом в становлении русского этноса, стала Киевская Русь. Как политическое объединение К. Р. начинает складываться в ходе экспансии варягов из Новгорода на юг, сразу же после прихода на княжение Рюрика с дружиной.
В 882 г. Дружинники Рюрика – Аскольд и Дир освободили полян под платы дани хазарам (и остались править в Киеве).Родственник Рюрика князь Олег убил их, объединил Новгородское и Киевскон княжества и сделал Киев столицей нового гос-ва. Князь Игорь наследник князя Олега покорил древлян и заставил платить дань северян и родимичей. В дальнейшем вся политика киевск. Князей будет направлена на расширение К. княж. Жена Игоря – Ольга силой оружия, а так же дипломатией существенно укрепила древне - русскую гос-ность. Дело Игоря и Ольги продолжил их сын Святослав, который присоединил вятичей и завоевал дунайскую Булгарию. Завершается формирование К. Р. в качестве полит. и культ. Центра при Владимире Святославиче, который объединил зап. Словян, волынян, харватов, а так же принятием христианства в виде православия в 988 г. (крещение киевлян в Днепре).
Однако распространение христианства на Руси началось задолго до крещения и продолжилось еще в течении полутора веков. Решающим фактором обращение к религиозному опыту Византии явились традиционные политические, экономические, культурные связи с Византией. В системе Византийской госуд. , духовная власть занимало подчиненную от империи положение, что соответствовало полит. стремлению князя Владимира. Еще один момент сыграл решающуу роль в выборе православия, в католизме богослужение происходит на латинском языке, православие же не связывало себя языковыми какономи (т.е. все было понятно для К. Р.)
На основе христионизации происходит становление нового типа гос-ности на Руси, которая в значительной мере преобразовало Византийскую форму. Установилась тесная взаимосвязь между светской и духовной властью, при главенстве первой над второй.
В 1 половине 11 века начинается оформление церков. Юрисдикции. В ведение церкви передаются дела о браке, разводе, семье. Ну и в государственных делах.
Культура К. Р. уходит своими корнями в глубины народной культуры славянских племён. В период образования и развития государства она достигла высокого уровня и была обогащена влиянием византийской культуры. Литература К. Р. До наших дней дошли пергаментные книги, написанные в эпоху К. Р.: переводная литература, изборники, богослужебные книги.
На торговых путях у
слияния рек или у речных излучин
из крупных поселений славян вырастали
города и основывались новые. Общими
для городов К. Р. были живописность
их силуэта, где доминировал кремль
с его красочными дворцами и храмами,
сиявшими позолотой кровель и
крестов, и органическая связь с
окружающим ландшафтом, возникавшая
благодаря искусному
Музыка. Разнообразные
источники (народные песни,
Существование К. Р. — важный период в истории славянских и других народов Восточной Европы. К. Р. сыграла огромную роль в дальнейшей истории восточных славян. Истоки общности и дружбы русского, украинского и белорусского народов восходят к периоду К. Р. С этого времени ведет свое начало сознание единства происхождения, историко-культурной и этнической близости, родства и неразрывной связи всех частей возникшего в дальнейшем Российского государства.
12 вопрос-московская Русь при Иване3 и Василии 3. Обретение независимости от Орды.
Иван III Васильевич (22.1.1440 —
27.10.1505, Москва), великий князь московский
с 1462. С 1450 упоминается как великий
князь — соправитель отца. Был
видным государственным деятелем, проявившим
незаурядные военные и
Ивану оставалось идти по прежнему
пути и продолжать то, что было им
уже сделано при жизни отца.
Он стал первым князем
Московским, притязавшим на всю
территорию Киевской Руси, включая
западные и юго-западные земли,
В 1476 году Иван III перестал платить
Орде ежегодный денежный "выход",
который собирался с русских
земель еще со времен Батыя.
Четыре дня шла битва
за переправы на Угре; Русские использовали
легкие пушки (полковой наряд), пищали
и самопалы. "Огнестрельное оружие
того времени не отличалось скорострельностью
и меткостью, но огонь и грохот
выстрелов наводили панику на ордынскую
конницу и часто обращали ее в
бегство до рукопашной схватки".
Между тем наступили холода. Золотоордынцы
мерзли, не имея зимней одежды; не хватало
также продовольствия и фуража. А вся округа
давно была разграблена. Среди мурз начались
раздоры.
20 октября братья Ивана III прибыли во главе
своих полков в Кременец. К реке Угре подходили
дружины и ополчения из отдаленных городов
Московского великого княжества.
26 октября Угра покрылась льдом. Ахмат
мог теперь легко перейти ее, но не рискнул.
11 ноября, так и не дождавшись помощи Казимира,
он начал отступление.
Тем не менее правитель Золотой Орды свое
бегство считал временной неудачей. Он
направил в Москву "ярлык" с требованием
уплатить дань, угрожая новым нашествием.
Свою угрозу ему не пришлось осуществить.
С ним расправились его же приближенные
нагайские мурзы: они убили Ахмата.
Золотая Орда не смогла восстановить прежнее
могущество. 1480 год стал годом ликвидации
татаро-монгольского ига, тяготевшего
над Русью 240 лет.
При Иване были введены сложные и строгие дворцовые церемониалы византийских императоров. Он начал именовать себя великим князем "Всея Руси", и этот титул в 1494 был признан Литвой. Первым из Московских князей он именовался "царем", "самодержцем". В 1497 он ввел новый гербовый щит Московской Руси - черного двуглавого византийского орла. Москва, таким образом, заявляла притязания на статус преемницы Византии (позднее псковский инок Филофей назвал ее "третьим Римом"; "вторым" был павший Константинополь). Во внутренней политике Иван укрепил структуру центральной власти, требуя беспрекословного повиновения бояр. В 1497 был выпущен свод законов - Судебник, составленный при его участии. Централизованное управление привело к установлению поместной системы, а это, в свою очередь, способствовало формированию нового класса - дворянства, которое стало опорой власти самодержца. Иван обладал жестким и упрямым нравом, ему были присущи проницательность и способность предвидения, особенно в вопросах внешней политики. Умер Иван в 1505, высоко подняв престиж Московской Руси в Европе. Его наследником стал сын - Василий III.
Василий III был старшим сыном Ивана III и Софьи Палеолог. Василий вступил на московский титул в 26 лет. Показавший себя в дальнейшем искусным политиком.