Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2013 в 20:36, шпаргалка
1 вопрос - первобытный мир и зарождение цивилизации.
2 вопрос- цивилизация Египта и передней Азии: особенности ближневосточных деспотий, религия, культурное наследие.
3 вопрос- цивилизация Древней Греции. Полисная система. Культурное наследие.
4 вопрос- цивилизация Рима.
24 вопрос- Просвещенный абсолютизм.
Василий III считал, что власть
великого князя ничто не должно ограничивать.
Пользовался активной поддержкой Церкви
в борьбе с феодальной боярской оппозицией,
круто расправляясь со всеми недовольными.
Последние годы правления великого князя Василия III Ивановича прошли в спокойной обстановке для государства. Руси не грозила новая военная опасность со стороны Польши и Литвы, Швеции. Да и Крымское ханство, со своими внутренними проблемами, серьезно не угрожало. Лишь южные русские границы тревожили небольшие разбойные отряды, которые легко разбивала порубежная стража.
Первыми признаками процветания Русского
государства явилась успешно
развивавшаяся торговля. Крупнейшими
центрами помимо Москвы стали Нижний
Новгород, Смоленск и Псков. Великий князь
заботился о развитии торговли, о чем постоянно
указывал своим наместникам.
Развивались и ремесленные промыслы. Во многих городах возникли ремесленные пригороды – слободы. Страна обеспечивала себя, по тем временам, всем необходимым и была готова вывозить товаров больше, чем ввозить то, в чем нуждалась. Богатство Руси, обилие пахотных земель, лесных угодий с драгоценной пушниной, единодушно отмечают иностранцы, посещавшие Московию в те годы.
При Василии III продолжает развиваться
градостроительство, возведения православных
храмов. Итальянец Фиораванти строит
в Москве, по образцу
Успенского собора во Владимире, кремлевский
Успенский собор, который становится главной
святыней Московской Руси. Собор будет
образом для русских мастеров храмового
дела на многие десятилетия.
При Василии III завершается постройка
Кремля – в 1515 году возводится стена
вдоль реки Неглинной. Московский Кремль
превращается в одну из лучших крепостей
Европы. Являясь резиденцией монарха,
Кремль становится символом
Российского государства вплоть до наших
дней.
Во время правления Василия III
Ивановича русские летописцы
изменили стиль писания. Они стали
соблюдать должное почтение к
фигуре самодержца.
Теперь они уже не выражали в летописях
сомнения в мудрости государя и не обличали
трусость правителей на поле брани. Может
быть, именно поэтому до нас не дошли развернутые
характеристики отца Ивана Грозного, и
особенно те, что касались его личности.
Последние дни жизни Василия
III Ивановича показали, что его
смерть послужит сигналом к борьбе
за власть в боярской верхушке, которую
самодержец давно отстранил от решения
важнейших государственных
Эта борьба началась уже при утверждении
именного состава опекунского совета
при Иване IV.
13 вопрос-феодальное общество в Западной Европе: структура, уклад жизни.
Последний период средневековья характеризуется прежде всего преодолением феодальной раздробленности и образованием централизованных государств. Произошло это в результате усиления городов и образования союза между городами и королевской властью.
Натуральное хозяйство предполагало
обмен товарами между городами и
деревней. Горожане продавали земледельцам
предметы и орудия труда. А деревня
давала городу продовольствие и необходимое
ремесленникам сырье. Товары покупали
и продавали за деньги, которые
играли все большую роль в жизни
общества. Символом аграрной цивилизации
считалась земля. У горожан сложились
свои представления о достатке и
богатстве: торговля, золото, драгоценности,
знать, купцы, ростовщики. С развитием
городской жизни символом богатства
для людей стали деньги. На них
можно приобрести земли, украшения,
пряности…, титулы, знания, чины, положение
в обществе. Деньги получали торговлей,
развитию которой способствовали крестовые
походы, рост числа городов, численности
городского населения, образование
централизованных государств. В городах
появились состоятельные люди, главным
богатством которых были деньги. Феодалы
переселяются в города, где имеют
собственные дома, здесь продают
продукты со своих земель, покупают
разнообразные товары. Феодалы переводят
крестьян на денежный оброк, захватывают
общинные угодья, увеличивают повинности
и поборы. Крестьяне были вынуждены
все большую и большую часть
произведенной продукции
Натуральное хозяйство постепенно вытеснялось товарным. Один из устоев традиционного средневекового общества уходил в прошлое. Человек Средневекового общества обязательно принадлежал к какому-нибудь сословию (духовенство, рыцари, крестьяне, горожане).
С образованием централизованных государств положение изменилось: феодалы были вассалами короля, доходы рыцарей от владений сокращались, они переставали быть единственным военным сословием.
Неоднородным становится
и крестьянство. В борьбе городов
с сеньорами-феодалами
Человек вне корпорации был
«вне закона». Свои действия европейцы
средневековья обосновывали обычным
правом. Все подлежали королевскому
суду. Законы государства разрабатывали
королевские чиновники –
Проникновение товарно-денежных
отношений во все сферы жизни
разрушало главную
14 вопрос - католическая церковь в средневековой Европе: место в государстве и обществе.
Католическая церковь учила, что
все христиане равны перед
Богом, потому что все приняли
крещение и участвуют в деле спасения
человечества. Но заслуги, по мнению духовенства,
у всех были разными. Духовенство, выступавшее
посредником между миром
В период борьбы между римскими папами и светскими правителями за власть одни священники поддержали главу католической церкви, а другие – королей своих стран. Церковников объединяли общность богослужения, которое отправлялось на одном (латинском) языке, по единому для всей Европы церковному календарю. Это единство подрывали попытки изменить (реформировать) богослужение.
Условно можно выделить в положении церкви в эпоху средневековья 3 этапа от разделения церкви (от 1054 г.) до реформации (до XVI в.).
1 этап:
Положение церкви сильное. Определение позиции государства. Главенствующая роль. Произвол церковнослужителей высшего уровня, их независимость, крупные земельные владения, церковная десятина, плата за церковные обряды. Продажа индульгенций – грамот, свидетельствующих об отпущении грехов. Зависимость королей от пап, епископов.
XVI в.
2 этап:
Начало реформации (Мартин Лютер).
Создание лютеранской церкви. Поддержка
реформации князьями, герцогами, королями.
Произошло усиление их власти и ослабление
церковной. Лютеранские церкви возникли
в странах Сев. Европы (в Англии
церковь возглавил король). Лютеране
(«оправдание верой»), Анабаптисты (перекрещенцы),
Кальвинисты («божественное
3 этап:контрреформация:
100 лет до середины XVII в. Римские
папы ведут открытую и
15 вопрос-средневековой запад в 11-15 веках: экономическое и политическое развитие.
16 вопрос-западноевропейская культура в средние века.
Средними веками культурологи называют длительный период в ис-тории Западной Европы между Античностью и Новым Временем. Этот период охватывает более тысячелетия с V по XV в.
Внутри тысячелетнего периода Средних веков принято выделять, по меньшей мере, три периода. Это:
-- Раннее Средневековье, от начала эпохи до 900 или 1000 го-дов (до Х -- XI веков);
-- Высокое (Классическое) Средневековье. От X-XI веков до примерно XIV века;
-- Позднее Средневековье, XIV и XV века.
Важнейшей особенностью средневековой культуры является особая роль христианского вероучения и христианской церкви. В условиях всеобщего упадка культуры сразу после разрушения Римской империи только церковь в течение многих веков оставалась единственным социальным институтом, общим для всех стран, племен и государств Европы. Церковь была господствующим политическим институтом, но еще более значительно было то влияние, которое церковь оказывала непосредственно на сознание населения.
Художественная культура средневековой Европы.
Романский стиль.
Первым самостоятельным, специфически европейским художест-венным стилем средневековой Европы был романский, которым ха-рактеризуются искусство и архитектура Западной Европы пример-но с 1000 года до возникновения готики, в большинстве регионов примерно до второй половины и конца XII века, а в некоторых и по-зднее. Он возник в результате синтеза остатков художественной культуры Рима и варварских племен. На первых порах это был пра-романский стиль.
Выдающимся достижением архитекторов романского периода была разработка зданий с каменными вольтами (арочными, поддер-живающими конструкциями). Главной причиной для разработки ка-менных арок была необходимость замены легко воспламенявшихся деревянных перекрытий пра-романских зданий. Введение вольто-вых конструкций привело к всеобщему использованию тяжелых стен и столбов.
Скульптура. Большинство романских скульптур было интег-рировано в церковную архитектуру и служило как структурным, конструктивным, так и эстетическим целям. Поэтому трудно гово-рить о романской скульптуре, не касаясь церковной архитектуры. Малоразмерная скульптура пра-романской эпохи из кости, бронзы, золота изготавливалась под влияние византийских моделей. Другие элементы многочисленных местных стилей были позаимствованы из ремесел стран Ближнего Востока, известных благодаря импортиро-ванным иллюстрированным рукописям, резным изделиям из кости, золотым предметам, керамике, тканям. Были важны также мотивы, происходившие из искусств мигрировавших народов, такие, как гро-тескные фигуры, образы чудовищ, переплетающиеся геометричес-кие узоры, особенно в районах севернее Альп. Крупномасштабные каменные скульптурные декорации стали обычными в Европе лишь в XII веке. Во французских романских соборах Прованса, Бургундии, Аквитании множество фигур размещалось на фасадах, а статуи на колоннах подчеркивали вертикальные поддерживающие элементы.
Живопись. Существующие образцы романской живописи включают в себя украшения архитектурных памятников, такие как колонны с абстрактными орнаментами, а также украшения стен с изображениями висящих тканей. Живописные композиции, в частности повествовательные сцены по библейским сюжетам и из жизни святых, также изображались на широких поверхностях стен. В этих композициях, которые преимущественно следуют византийской живописи и мозаике, фигуры стилизованы и плоски, так что они воспринимаются скорее как символы, чем как реалистические изображения. Мозаика, точно так же как и живопись, была в основном византийским приемом и широко использовалась в архитектурном оформлении итальянских романских церквей, в особенности в соборе Св. Марка (Венеция) и в сицилианских церквях в Рефалу и Монреале.
Декоративное искусство. Пра-романские художники достигли высочайшего уровня в иллюстрировании рукописей. В Англии важная школа иллюстрирования рукописей возникла уже в VII веке в Холи Айленде (Линдисфарн). Произведения этой школы, экспонирующиеся в Британском музее (Лондон), отличаются геометрическим переплетением узоров в заглавных буквах, рамках и ими густо покрываются целые страницы, которые называются ковровыми. Рисунки заглавных букв часто оживляются гротескными фигурами людей, птиц, чудовищ.
Средневековая музыка носит по преимуществу духовный характер и является необходимым составным элементом католической мессы. Вместе с тем, уже в раннем Средневековье начинает оформляться светская музыка.
Средневековый театр. По иронии истории, театр в форме литургической драмы был возрожден в Европе Римской католической церковью. Когда церковь искала пути расширения своего влияния, она часто приспосабливала языческие и народные праздники, многие из которых содержали театрализованные элементы. В Х веке многие церковные праздники обеспечивали возможность драматизации: вообще говоря, и сама месса является не более чем драмой.
Итак, средние века в Западной Европе -- время напряженной духовной жизни, сложных и трудных поисков мировоззренческих конструкций, которые могли бы синтезировать исторический опыт и знания предшествовавших тысячелетий. В эту эпоху люди смогли выйти на новую дорогу культурного развития, иную, чем знали прежние времена. Пытаясь примирить веру и разум, строя картину мира на основе доступных им знаний и с помощью христианского догматизма, культура средних веков создала новые художественные стили, новый городской образ жизни, новую экономику, подготовила сознание людей к применению механических приспособлений и техники. Вопреки мнению мыслителей итальянского Возрождения, средние века оставили нам важнейшие достижения духовной культуры, в том числе институты научного познания и образования. В их числе следует назвать, прежде всего, университет как принцип. Возникла, кроме того, новая парадигма мышления, дисциплинарная структура познания без которой была бы невозможна современная наука, люди получили возможность думать и познавать мир гораздо более эффективно, чем прежде. Даже фантастические рецепты алхимиков сыграли свою роль в этом процессе совершенствования духовных средств мышления, общего уровня культуры.