Анализ ликвидности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2013 в 01:44, курсовая работа

Краткое описание

Переход к рыночной экономике требует от предприятия повышения эффективности производства, конкурентоспособности продукции и услуг на основе внедрения достижений научно-технического прогресса, эффективных форм хозяйствования и управления производством, активизации предпринимательства и т.д. Чтобы принимать решения по управлению в области производства, сбыта, финансов, инвестиций и нововведений руководству нужна постоянная деловая осведомленность по соответствующим вопросам, которая является результатом отбора, анализа, оценки и концентрации исходной сырой информации. необходимо аналитическое прочтение исходных данных исходя из целей анализа и управления.

Содержание

Введение 4
Глава I. Теоретические и методологические основы финансового анализа 8
1.1 Сущность финансового анализа предприятия в условиях рыночной экономики 8
1.2 Основные подходы к финансовому анализу 14
1.3 Цели, задачи и методика финансового анализа предприятия 20
Глава 2. Анализ и оценка финансового состояния предприятия на основе коэффициентов 32
2.1. Анализ финансового состояния предприятия как важная составная часть финансового анализа 32
2.2 Анализ изменений в структуре активов и пассивов баланса 37
2.3 Анализ абсолютных и относительных показателей ликвидности 44
2.4 Анализ абсолютных и относительных показателей финансовой устойчивости 51
2.5 Анализ деловой активности 60
Глава 3. Анализ финансового состояния ЗАО «Объединение Гжель» 71
3.1 Характеристика ЗАО «Объединение Гжель» 71
3.2 Анализ структуры активов и пассивов баланса 73
3.3 Анализ ликвидности 77
3.4 Оценка финансовой устойчивости 80
3.5 Анализ деловой активности 84
3.6 Выводы и рекомендации 88
Заключение 91
Список литературы 95
Приложения 97

Вложенные файлы: 1 файл

ovchinnicova.doc

— 499.50 Кб (Скачать файл)

Основные задачи финансового анализа заключаются в следующем:

  1. своевременное выявление и устранение недостатков в финансовой деятельности, и поиск резервов улучшения финансового состояния предприятия, его платежеспособности;
  2. прогнозирование возможных финансовых результатов, экономической рентабельности, исходя из реальных условий хозяйственной деятельности и наличия собственных и заемных ресурсов, разработка моделей финансового состояния при разнообразных вариантах использования ресурсов;
  3. разработка конкретных мероприятий, направленных на более эффективное использование финансовых ресурсов и укрепление финансового состояния предприятия [12, 62-63].

Так как анализом финансового  положения предприятия занимаются не только руководители и соответствующие  службы предприятия, но и его  учредители, инвесторы, то в соответствии с этим финансовый анализ делится на внутренний и внешний (рисунок 3).


 



 


 

 


 

 

 

 

 

Рисунок 3. Направления  анализа хозяйственной деятельности [15, 96].

  1. Внутренний анализ проводится службами предприятия, его результаты используются для планирования, контроля и прогнозирования финансового состояния предприятия. Его цель – обеспечить планомерное поступление денежных средств и разместить собственные и заемные средства таким образом, чтобы получить максимальную прибыль и исключить банкротство.
  2. Внешний анализ осуществляется за пределами предприятия заинтересованными контрагентами, инвесторами, собственниками, поставщиками материальных и финансовых ресурсов, а также контролирующими организациями на основе данных только публичной бухгалтерской отчетности. Цель внешнего финансового анализа – установить возможность вложения средств, чтобы обеспечить максимум прибыли и исключить потери. Внешний анализ имеет следующие особенности:
  • множественность субъектов анализа, пользователей информацией о деятельности предприятия;
  • разнообразие целей и интересов субъектов анализа;
  • наличие типовых методик, стандартов учета и отчетности;
  • ориентация анализа на внешнюю отчетность;
  • ограниченность задач анализа при использовании только внешней отчетности;
  • максимальная открытость результатов анализа для пользователей информации о деятельности предприятия [15, 96-97].

 Субъектами анализа выступают, как непосредственно, так и опосредованно, заинтересованные в деятельности предприятия пользователи информации.

К первой группе относятся следующие пользователи:

а) Существующие и потенциальные  собственники средств организации (акционеры, инвесторы), которым необходимо определить увеличение или уменьшение доли собственных средств и оценить  эффективность использование ресурсов руководством организации. Держателей пакета обыкновенных акций интересует как нынешняя, так и будущая рентабельность, а также и ее стабильность. Ведь чтобы составлять планы, финансист должен сначала оценить настоящее финансовое положение фирмы и уже потом эффект от предполагаемых действий. По отношению к внешнему управлению финансовый директор особенно обеспокоен нормой прибыли на инвестиции в различные активы компании эффективностью управления этими активами. И, наконец, чтобы получить наибольшую отдачу от внешних источников заемного капитала, финансовому директору важно быть посвященным во все аспекты финансового анализа, проводимого кредиторами самостоятельно;

б) Существующие и потенциальные кредиторы, использующие отчетность для оценки целесообразности предоставления или продления кредита, определения условий кредитования, усиления гарантий возврата кредита, оценки доверия к организации как к клиенту. Они осуществляют финансовый анализ, чтобы минимизировать свои риски по займам и вкладам. Качество принимаемых решений в значительной степени зависит от качества их аналитического обоснования. Лица, предоставляющие коммерческие кредиты, прежде всего интересуются анализом ликвидности фирмы. Поскольку коммерческие кредиты краткосрочны, то лучше всего способность фирмы оплатить эти обязательства может быть оценена именно посредством анализа ликвидности. Держатели облигаций, то есть долгосрочные кредиторы, хотят знать об уровне ликвидности, но преимущественно о способности фирмы обслуживать долги (то есть выплачивать проценты) и погашать основную сумму кредита. Владельцы облигаций могут оценить эту способность, анализируя структуру капитала фирмы, основные источники и использование фондов, рентабельность фирмы на протяжении длительного периода и прогнозную оценку рентабельности предприятия в будущем;

в) Поставщики и покупатели, определяющие надежность деловых связей с данным клиентом;

г) Государство, прежде всего в лице налоговых  органов, которые проверяют правильность составления отчетных документов, расчета налогов, определяющих налоговую политику;

д) Служащие, интересующиеся данными отчетности с точки зрения уровня их заработной платы и перспектив работы в данной организации.

Вторая  группа пользователей финансовой отчетности – это те, кто непосредственно не заинтересован в деятельности предприятия, однако, изучение отчетности им необходимо для того, чтобы защитить интересы первой группы пользователей. К ним относятся:

а) Аудиторские  службы, проверяющие соответствие данных отчетности соответствующим правилам с целью защиты прав инвесторов;

б) Консультанты по финансовым вопросам, использующие отчетность в целях выработки рекомендаций своим клиентам относительно помещения их капиталов в ту или иную организацию;

в) Биржи ценных бумаг, оценивающие информацию, представленную в отчетности, при регистрации  соответствующих фирм, принимающие решение о приостановке деятельности какой-либо организации, оценивающие необходимость изменения методов учета и составления отчетности;

г) Законодательные  органы;

д) Юристы, нуждающиеся  в отчетной информации для оценки выполнения условий контрактов, соблюдения законодательных норм при распределении прибыли и выплате дивидендов, а также для определения условий пенсионного обеспечения;

е) Пресса и  информационные агентства, использующие отчетность для подготовки обзоров, оценки тенденций развития и анализа деятельности отдельных компаний и отраслей, расчета обобщающих показателей финансовой деятельности;

ж) Торгово-производственные ассоциации, использующие отчетность для статистических обобщений по отраслям и сравнительного анализа и оценки результатов деятельности на отраслевом уровне.

Далее рассмотрим методику финансового анализа.

В последние годы появилось  достаточно много серьезных и  актуальных публикаций, посвященных финансовому анализу. Активно осваивается зарубежный опыт финансового анализа и управления предприятиями, банками, страховыми организациями и так далее. Вместе с тем следует отметить, что наличие большого числа интересных и оригинальных изданий по различным аспектам финансового анализа не снижает потребности и спроса на специальную методическую литературу, в которой последовательно, шаг за шагом воспроизводилась бы комплексная логически целостная процедура финансового анализа.

Введение  нового плана счетов бухгалтерского учета, приведение форм бухгалтерской  отчетности в большее соответствие с требованиями международных стандартов вызывает необходимость использования новой методики финансового анализа, соответствующей условиям рыночной экономики. Такая методика нужна для обоснованного выбора делового партнера, определения степени финансовой устойчивости предприятия, оценки деловой активности и эффективности предпринимательской деятельности.

Финансовый анализ представляет собой методику оценки текущего и перспективного финансового состояния предприятия на основе изучения зависимости и динамики показателей финансовой информации. Анализ финансового состояния – это глубокое, научно обоснованное исследование финансовых ресурсов в едином производственном процессе.

Методика финансового анализа состоит из трех взаимосвязанных блоков:

  • анализа финансовых результатов деятельности предприятия;
  • анализа финансового состояния;
  • анализа эффективности финансово-хозяйственной деятельности [12, 63].

Такая методика нужна  для обоснования выбора делового партнера, определения степени устойчивости предприятия, оценка деловой активности и эффективности предпринимательской деятельности.

В период перехода к рыночной экономике требуются новые подходы к финансовому анализу, которые позволяют дать обобщенную и глубокую оценку «финансового здоровья», прибыльности, эффективности деятельности предприятия, текущей и долгосрочной платежеспособности. Для этого должны быть разработаны новые (современные) методики многовариантного диагностического анализа финансового состояния предприятия, соединяющие в единое целое ретроспективное и перспективное исследование его производственно-коммерческой, финансово-хозяйственной и другой деятельности.

Анализ основных результатов  деятельности предприятия включает изучение их в стоимостной (денежной форме), а также в натуральной, если это необходимо.

Набор анализируемых  показателей определяется хозяйственным  механизмом и действующим законодательством, которое закрепляет правила и  нормы финансовых отношений предприятий  и государства (налоги, нормативы, правила отчисления и т.д.).

В методике анализа используется шесть основных приемов:

  1.         Вертикальный (структурный) анализ – определение структуры итоговых финансовых показателей с выявлением влияния каждой позиции отчетности на результат в целом.

Вертикальный анализ –  представление финансового отчета в виде относительных показателей. Такое представление позволяет увидеть удельный вес каждой статьи баланса в его общем итоге. Обязательным элементом анализа являются динамические ряды этих величин, посредством которых можно отслеживать и прогнозировать структурные изменения в составе активов и их источников покрытия.

 Таким образом, можно  выделить две основные черты  вертикального анализа: 

а) переход к относительным  показателям позволяет проводить  сравнительный анализ предприятий с учетом отраслевой специфики и других характеристик,

б) относительные показатели сглаживают негативное влияние инфляционных процессов, которые существенно  искажают абсолютные показатели финансовой отчетности и тем самым затрудняют их сопоставление в динамике.

  1.          Горизонтальный (временной) анализ – сравнение каждой позиции отчетности с предыдущим периодом.

Горизонтальный анализ баланса  заключается в построении одной  или нескольких аналитических таблиц, в которых абсолютные балансовые показатели дополняются относительными темпами роста (снижения). Степень агрегирования показателей определяет аналитик. Как правило, берут базисные темпы роста за ряд лет (смежных периодов), что позволяет анализировать изменение отдельных балансовых статей, а также прогнозировать их значения. Аналогично может быть выполнен горизонтальный анализ других форм бухгалтерской отчетности.

Горизонтальный и вертикальный анализы дополняют друг друга. Поэтому  на практике можно построить аналитические  таблицы, характеризующие как структуру отчетной бухгалтерской формы, так и динамику отдельных ее показателей.

  1. Трендовый анализ – сравнение каждой позиции отчетности с рядом предшествующих периодов и определение тренда, то есть основной тенденции динамики показателя, очищенной от случайных влияний отдельных периодов.

С помощью тренда формируются  возможные значения показателей  в будущем, а следовательно, ведется  перспективный, прогнозный анализ. Трендовый анализ – часть перспективного анализа, необходим в управлении для финансового менеджмента. Тренд – это путь развития. Строится график возможного развития организации. Определяется среднегодовой темп прироста и рассчитывается прогнозное значение показателя. Это самый простой способ финансового прогнозирования.

  1. Анализ относительных показателей (коэффициентов) – расчет отношений данных отчетности, определение взаимосвязей показателей.

Относительные величины применяются  в разных видах анализа, в зависимости  от конкретной экономической задачи, они облегчают процесс финансового  анализа. В зависимости от поставленной аналитической задачи могут использоваться разные виды относительных величин.

  1. Сравнительный анализ – это как внутрихозяйственное сравнение по отдельным показателям фирмы, подразделений, так и межхозяйственное сравнение показателей данной фирмы с показателями конкурентов, со среднеотраслевыми и средними общеэкономическими данными.
  2. Факторный анализ – это анализ влияния отдельных факторов на результативный показатель с помощью различных приемов исследования [15, 97-98].

Информация о работе Анализ ликвидности