Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2013 в 01:44, курсовая работа
Переход к рыночной экономике требует от предприятия повышения эффективности производства, конкурентоспособности продукции и услуг на основе внедрения достижений научно-технического прогресса, эффективных форм хозяйствования и управления производством, активизации предпринимательства и т.д. Чтобы принимать решения по управлению в области производства, сбыта, финансов, инвестиций и нововведений руководству нужна постоянная деловая осведомленность по соответствующим вопросам, которая является результатом отбора, анализа, оценки и концентрации исходной сырой информации. необходимо аналитическое прочтение исходных данных исходя из целей анализа и управления.
Введение 4
Глава I. Теоретические и методологические основы финансового анализа 8
1.1 Сущность финансового анализа предприятия в условиях рыночной экономики 8
1.2 Основные подходы к финансовому анализу 14
1.3 Цели, задачи и методика финансового анализа предприятия 20
Глава 2. Анализ и оценка финансового состояния предприятия на основе коэффициентов 32
2.1. Анализ финансового состояния предприятия как важная составная часть финансового анализа 32
2.2 Анализ изменений в структуре активов и пассивов баланса 37
2.3 Анализ абсолютных и относительных показателей ликвидности 44
2.4 Анализ абсолютных и относительных показателей финансовой устойчивости 51
2.5 Анализ деловой активности 60
Глава 3. Анализ финансового состояния ЗАО «Объединение Гжель» 71
3.1 Характеристика ЗАО «Объединение Гжель» 71
3.2 Анализ структуры активов и пассивов баланса 73
3.3 Анализ ликвидности 77
3.4 Оценка финансовой устойчивости 80
3.5 Анализ деловой активности 84
3.6 Выводы и рекомендации 88
Заключение 91
Список литературы 95
Приложения 97
4. Коэффициент оборачиваемости оборотного капитала показывает скорость оборота материальных и денежных ресурсов предприятия за период и рассчитывается по формуле:
Коок = Вр / ОК
где ОК – средняя величина оборотного капитала.
Длительность одного оборота в днях:
д = Д/Коок
Между оборотным капиталом и объемом реализации существует определенная зависимость. Слишком малый объем оборотного капитала ограничивает сбыт, слишком большой - свидетельствует о недостаточно эффективном использовании оборотных средств. Как определить оптимальное соотношение оборотного капитала и объема реализации? Это соотношение помогает найти коэффициент оборачиваемости оборотного капитала. Для каждого предприятия он индивидуален и, если он определен, то необходимо его значение поддерживать на оптимальном уровне. Найти его достаточно просто - если предприятие при данном значении коэффициента постоянно прибегает к использованию заемного капитала, то значит, эта скорость оборачиваемости оборотного капитала генерирует недостаточное количество денежных средств для покрытия издержек и расширения деятельности. И наоборот, если при постоянном объеме реализации или его увеличении предприятие получает достаточный доход, то считается, что достигнута эффективная скорость оборота оборотного капитала.
5. Коэффициент оборачиваемости собственного капитала рассчитывается по формуле:
Коск = Вр / СК
где СК – средняя величина собственного капитала.
Длительность одного оборота в днях:
д = Д/Коск
Этот показатель характеризует
различные аспекты деятельности
Если коэффициент слишком высок, что означает значительное превышение уровня продаж над вложенным капиталом, то это влечет за собой увеличение кредитных ресурсов и возможность достижения того предела, когда кредиторы больше участвуют в деле, чем собственники. В этом случае отношение обязательств к собственному капиталу увеличивается, снижается безопасность кредиторов, и предприятие может иметь серьезные затруднения, связанные с уменьшением доходов. Напротив, низкий коэффициент означает бездействие части собственных средств. В этом случае коэффициент указывает на необходимость вложения собственных средств в другой, более соответствующий данным условиям источник дохода.
6. Коэффициент оборачиваемости краткосрочной дебиторской задолженности рассчитывается как отношение объема дохода (выручки) от реализации продукции (работ, услуг) к дебиторской задолженности по формуле:
Код = Вр / ДЗ,
где ДЗ – средняя величина краткосрочной дебиторской задолженности.
Длительность одного оборота в днях:
д = Д/Код
Этот коэффициент показывает, сколько раз задолженность образуется и поступает предприятию за исследуемый период.
Иногда оборачиваемость
дебиторской задолженности
Еще одним направлением оценки деловой активности предприятия является анализ рентабельности.
Результативность и экономическая целесообразность функционирования предприятия измеряются рядом абсолютных и относительных показателей прибыли. Прибыль как экономическая категория отражает чистый доход, созданный в сфере материального производства в процессе предпринимательской деятельности. Значение прибыли состоит в том, что она отражает конечный финансовой результат.
Конечным финансовым
результатом хозяйственной
Прибыль от реализации продукции (работ, услуг) – это финансовой результат, полученный от основной деятельности предприятия, которая может осуществляться в любых видах, зафиксированных в ее уставе и не запрещенных законом. Финансовой результат определяется раздельно по каждому виду деятельности предприятия, относящемуся к реализации продукции, выполнению работ, оказанию услуг. Он равен разности между выручкой от реализации продукции в действующих ценах и затратами на ее производство и реализацию.
Прибыль (убыток) от реализации основных средств, их прочего выбытия, реализации иного имущества предприятия – это финансовой результат не связанный с основными видами деятельности предприятия. Он отражает прибыли (убытки) по прочей реализации, к которой относится продажи на сторону различных видов имущества, числящегося на балансе предприятия.
Прибыль от реализации продукции, работ, услуг занимает наибольший удельный вес в структуре балансовой прибыли предприятия. Ее величина формируется под воздействием трех основных факторов: себестоимости продукции, объема реализации и уровня действующих цен на реализуемую продукцию. Важнейшим из них является себестоимость. Количественно в структуре цены она занимает значительный удельный вес, поэтому снижение себестоимости очень заметно сказывается на росте прибыли при прочих равных условиях.
Для оценки эффективности
работы предприятия прибыль
Рентабельность - это показатель прибыльности. Устойчивость финансового положения предприятия в значительной мере зависит от его рентабельности. Коэффициенты рентабельности:
Рп = (Пп / В) х 100%,
где В — выручка от продажи продукции, работ, услуг,
Пп – прибыль от продажи продукции, работ, услуг.
Данный коэффициент показывает, сколько прибыли приходится на единицу реализуемой продукции. Рост показателя является свидетельством или роста цен на продукцию при постоянных затратах на производство реализованной продукции, или снижения затрат на производство при постоянных ценах. Соответственно снижение рентабельности продаж свидетельствует о росте затрат на производство при постоянных ценах на продукцию либо о снижении цен на реализованную продукцию рассматриваемого предприятия, т.е. о падении спроса на нее.
Показатели рентабельности продукции и рентабельности продаж взаимосвязаны и характеризуют изменение текущих затрат на производство и реализацию как всей продукции, так и отдельных ее видов. В связи с этим при планировании ассортимента производимой продукции учитывается, насколько рентабельность отдельных видов будет влиять на рентабельность всей продукции. Поэтому весьма важно сформировать структуру производимой продукции в зависимости от изменения удельных весов изделий с большей или меньшей рентабельностью, с тем, чтобы в целом повысить эффективность производства и получить дополнительные возможности увеличения прибыли.
2. Показатели рентабельности капитала:
а) рентабельность собственного капитала (Рск):
Рск = (Пч / Кс ) х 100%,
где Пч — чистая прибыль;
Кс — средняя величина собственного капитала.
Этот показатель характеризует эффективность использования собственного капитала и показывает, сколько прибыли приходится на единицу собственного капитала предприятия. Изменение значений коэффициента рентабельности собственного капитала может быть вызвано, например, ростом или падением котировок акций предприятия на бирже, однако следует учитывать, что учетная цена акций не всегда соответствует их рыночной цене. Поэтому высокое значение коэффициента рентабельности собственного капитала не обязательно указывает на высокую отдачу инвестируемого в предприятие капитала;
б) рентабельность инвестиционного (перманентного) капитала (Ри):
Ри = (Пч / Кик ) х 100%,
где Кик — величина инвестиционного капитала, которая равна сумме величин собственного капитала и долгосрочных кредитов и займов.
Показатель
характеризует эффективность
в) рентабельность всего капитала предприятия (Рок):
Рок = (Пп/ВБ) х 100%,
где ВБ — валюта баланса;
Пп – прибыль от продаж продукции, услуг, товаров
Данный коэффициент
показывает эффективность использования вс
3. Рентабельность оборотных активов (Роб):
Роб = (Пп / ОА) х 100 %,
где ОА —величина оборотных активов, руб.
Средняя величина капитала и активов определяется по данным бухгалтерского баланса как средняя арифметическая величина итогов на начало и конец периода.
4. Рентабельность основных средств и прочих внеоборотных активов (Рв):
Рв = (Пп/АВср) х 100%,
где АВ — величина основных средств и прочих внеоборотных активов.
Рентабельность основных средств и прочих внеоборотных активов отражает эффективность использования внеоборотных активов, измеряемую величиной прибыли, приходящейся на единицу стоимости средств. Этот коэффициент взаимосвязан с коэффициентом рентабельности всего капитала предприятия. Так, при снижении коэффициента рентабельности всего капитала рост рентабельности основных средств и прочих внеоборотных активов свидетельствует об избыточном увеличении мобильных средств, что может быть следствием образования излишних запасов, затоваренности готовой продукцией на складах в связи с падением спроса на нее, чрезмерного роста дебиторской задолженности или денежных средств.
Коэффициенты группы рентабельности капитала показывают, насколько эффективно предприятие использует свой капитал в целях получения прибыли.
Данные показатели изучаются в динамике, и по тенденции их изменения судят об эффективности ведения хозяйственной деятельности предприятием.
Рост любого показателя рентабельности зависит от единых экономических явлений и процессов. Прежде всего, это совершенствование системы управления производством в условиях рыночной экономики, повышение эффективности использования ресурсов предприятиями на основе стабилизации взаимных расчетов и системы расчетно-платежных отношений, индексация оборотных средств и четкое определение источников их формирования.
В заключение нужно добавить, что при анализе показателей рентабельности необходимо принимать во внимание следующие моменты:
Предприятие было создано 24.05.1972 г. С 1.10.2003 г. ЗАО «Объединение Гжель» имеет 4 территориально-обособленных подразделений и является соучредителем шести малых предприятий.
Уставный капитал предприятия составлял 26 000 рублей, а в 2003 г. был увеличен за счет дополнительного выпуска акций до 2 606 000 рублей.
Средняя численность работников на предприятии составляет 420 человек.
Рисунок 6. Часть организационной структуры ЗАО «Объединение Гжель».
Основным видом деятельности ЗАО «Объединение Гжель» является производство изделий народного художественного промысла. Предприятие выпускает художественные гончарные, майоликовые, фарфоровые, шамотные изделия. Основной продукцией являются подарочно-сувенирная продукция, мелкая пластика, изделия посудной группы, предметы интерьера, всего более пяти тысяч наименований. Ежегодно разрабатывается и внедряется в производство около 150 новых видов фарфоровых художественных изделий.