Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2013 в 14:02, курсовая работа
В данной работе проведён анализ фондового рынка Украины и определены перспективы и тенденции его развития. В работе представлена как теория анализа и теоретическая информация о фондовых рынках в целом, так и непосредственно анализ фондового рынка Украины, учитывая особенности как нормативно-правовой базы Украины, так и исторические и политические условия формирования и функционирования фондового рынка Украины.
Введение
1. Сущность и структура финансового рынка
1.1 Сущность, структура, функции и инструменты финансового рынка
1.2 Рынок ценных бумаг, его сущность и структура
1.3 Теоретические аспекты валютного рынка
1.4 Кредитный рынок: экономическая сущность, структура
2. Особенности финансового рынка Украины
2.1 Анализ современного состояния финансового рынка Украины
2.2 Проблемы регулирования финансового рынка Украины
3. Проблемы и перспективы Украины на мировом финансовом рынке
3.1 Основные тенденции развития мирового финансового рынка
3.2 Проблемы интеграции финансового рынка украины в мировой финансовый рынок
Заключение
Список использованных источников
2.2 Проблемы регулирования финансового рынка Украины
Мировая практика свидетельствует о том, что именно в финансовом секторе развитых стран функционирует наиболее разработанная система регулирования в сравнении с другими секторами экономики. Такая ситуация связана главным образом с информационной ассиметричностью финансовых рынков и необходимостью обеспечения защиты потребителей финансовых продуктов и услуг.
Развитие основ регулирования финансового рынка в Украине происходило в условиях формирования правовой базы в основном относительно предоставления банковских услуг, деятельности на фондовом рынке и страховой деятельности.
Периодизация становления
системы регулирования
- с 1991 по 1996 годы: стадия,
характеризующаяся
- с 1996 по 2001 годы: стадия,
характеризующаяся
- с 2001 по 2005 годы: стадия
становления и развития
В целом можно отметить, что система государственного регулирования финансового рынка в Украине создана. К тому же создана система саморегулирования рынков финансовых услуг.
Соответственно ст. 21 законом “О финансовых услугах и государственном регулировании рынков финансовых услуг” государственное регулирование рынков финансовых услуг осуществляется:
· относительно рынка банковских услуг - Национальным банком Украины;
· относительно рынков ценных бумаг и производных ценных бумаг - Государственной комиссией по ценным бумагам и фондовому рынку;
· относительно других рынков финансовых услуг - специально уполномоченным органом исполнительной власти в сфере регулирования рынков финансовых услуг.
Каждому из указанных выше трех государственных регуляторов соответствующими законами предоставляются определенные полномочия.
Законодательство относительно регулирования банковской деятельности является наиболее отработанным, однако остается ряд проблем, в частности: регулирование банковских объединений, иностранных банков и т.д.
Система регулирования деятельности небанковских финансовых учреждений в Украине (НБФУ), несмотря на относительную сформированность носит несбалансированный и несистемный характер, что отражается на нескоординированности развития отдельных небанковских финансовых учреждений с процессами реформирования банковской системы, поддержки малого бизнеса, осуществлении социальной политики.
Отсутствие специального законодательства по некоторым НБФУ (например, ломбардам) тормозит развитие инфраструктуры рынка финансовых услуг.
Существующие системные
проблемы и проблемы частного характера
в регулирование рынка
Следует отметить, что созданная значительная правовая база регулирования деятельности финансовых учреждений в Украине нивелируется многочисленными правовыми коллизиями и рамочным законодательством относительно защиты прав инвесторов, кредиторов, сбережений населения.
Таким образом, неэффективность
правового регулирования
Перспективы развития финансового
рынка в Украине определяются
эффективностью государственной регуляторной
политики, в частности: обеспечения
функциональности законодательных
и нормативно правовых актов государственного
регулирования и надзора; создания
системы эффективного надзора за
деятельностью финансовых учреждений;
повышения эффективности
Таким образом, основными
проблемами регулирования финансового
рынка в Украине, является отсутствие
действенной государственной
Стратегическими задачами государственного
регулирования финансового
Правительство оговаривает вопрос создания мегарегулятора финансового рынка. На мой взгляд, создание единого органа регулирования финансовых рынков является на данном этапе развития финансовых рынков нецелесообразным и предлагается: сохранить существующую систему надзора, создать межведомственную комиссию для выработки согласованных подходов по регулированию финансовых рынков, сосредоточиться на принятии необходимых законов, после чего вернуться к изучению вопроса создания единого органа.
Система регулирования, наблюдения и применения права на финансовом рынке, сложившаяся на сегодняшний день в Украине, существенно отстает от мировых тенденций, рыночной практики и является одним из главных факторов, который сдерживает перестройку отечественного финансового рынка.
Основной целью мероприятий, направленных на развитие финансового рынка Украины, должно быть преобразование его в эффективный и мощный механизм способный обеспечить мобилизацию временно свободных финансовых ресурсов и их трансформацию в инвестиции.
Необходимыми предпосылками этого является наличие широкого спектра национальных финансовых институтов, пользующихся доверием населения и бизнеса, достаточное количество финансовых инструментов и технологий аккумуляции и распределения инвестиционных ресурсов. Отмеченные составляющие в Украине являются мало развитыми и существенно сдерживают развитие инвестиционных процессов. Все это приводит к тому, что ни государство, ни внутренние, ни заграничные инвесторы не рассматривают национальный финансовый рынок как источник привлечения инвестиционных ресурсов, а большинство предпринимательских структур и населения вообще не имеет к нему доступа.
Для устранения этих и других проблем необходимо внедрить ряд мероприятий, важнейшие из которых являются следующие:
1)Усовершенствование системы
регулирования и надзора на
финансовом рынке в
2) Создание конкурентоспособных
национальных финансовых
3) Создание правовых основ
формирования и
4) Усовершенствование
Для этого система регулирования и надзора должна:
- поддерживать стабильность
рынка за счет эффективного
надзора за адекватностью
- обеспечивать защиту
прав инвесторов и
- поддерживать достаточный
уровень конкуренции,
Приведенные проблемы с созданием
эффективной системы
3. Проблемы и перспективы Украины на мировом финансовом рынке
3.1 Основные тенденции развития мирового финансового рынка
Мировой финансовый рынок это система взаимосвязанных рынков: 1) денежного, на котором совершаются операции с долговыми инструментами сроком от 1 дня до 1 года; 2) кредитного, обслуживающего предоставление ссуд на более длительный период, и 3) ценных бумаг (эмиссия и купля-продажа последних).
Помимо сроков и форм перемещения
ресурсов в структурировании финансового
рынка до сих пор имеют значение
место совершения операций, характер
и степень регулирования
Считается, что современный
мировой рынок капиталов
С 1980-х гг., обозначивших переход к полной конвертируемости фунта стерлингов, французского франка, японской йены и многих других валют, система финансовых рынков стала развиваться на глобальном уровне. Возникла мировая финансовая сеть, соединяющая ведущие финансовые центры мира: Лондон - Нью-Йорк - Токио - Цюрих - Женева - Франкфурт-на-Майне - Амстердам - Париж - Гонконг - Сидней - Кайминовы о-ва - Багамские о-ва и др.
Объем мирового финансового рынка достиг внушительных размеров. По данным Банка международных расчетов и международного валютного фонда (МВФ) ежедневный оборот валютного рынка составил в конце 90-х гг. 1,5 трлн. долл. (в конце 80-х гг. - 0,64 трлн.); общий объем выпущенных в обращение международных облигаций - 2,35 трлн. долл., всех долговых иностранных обязательств - 3,2 трлн. долл.
Однако наиболее стремительно развивается возникший в конце 70-х гг. рынок производных финансовых инструментов. Суммарная величина наиболее важных из них - процентных свопов и опционов и валютных свопов по займам (свыше 40 трлн. долл.) в десятки раз превысила уровень конца 80-х гг. Это отражает тенденцию переориентации бизнеса с наличных сделок на срочные, с реальных на финансовые, что зачастую позволяет уходить от налогообложения и государственного регулирования. Таким образом, одна из задач XXI века - найти способ совместить национальный суверенитет с рыночной финансовой унификацией.
Не меньшее значение имеют качественные изменения. Укрепление связи между основными финансовыми центрами произвело финансовую революцию, имеющую несколько ключевых аспектов.
Возрастающие потоки мирового капитала усиливают финансовую конкуренцию между странами, оказывая воздействие на процесс дерегулирования, финансовую интеграцию, создание новых финансовых инструментов и введение других финансово-технологических инноваций.
Финансовая интеграция приносит в равной степени выгоды и заемщикам и кредиторам. Однако и те и другие подвержены разнообразным рискам, включая рыночный, процентный, валютный и политический. Возникает много и других проблем. Например, инвесторам сложно получить надежные данные относительно деятельности компании-должника из-за того, что многие финансовые операции (процентные свопы по займам и др.) относятся к забалансовым и не фиксируются четко по обычным каналам отчетности. Важная проблема состоит и в том, что интеграция привела к упрощению начала процедуры перелива капитала. Руководящим денежно-кредитным учреждениям трудно спрогнозировать или своевременно обнаружить дестабилизирующие потоки средств, чтобы сформировать корректирующую стратегию. Поэтому актуальной считается задача усиления роли МВФ в обеспечении стабильности мирового финансового порядка в новых условиях.
Развитие мирового финансового
рынка тесно связано с
Вместе с тем, зарождение
глобальной экономики и глобального
финансового рынка не является общепризнанным.
Глобализация это - концепция нынешней
американской администрации по устройству
мирового экономического порядка в
XXI в. в отличие от того, который
сложился после Второй мировой войны
в условиях ядерного противостояния
двух полюсов - США и СССР. В этом,
безусловно, есть своя логика. Причем,
даже если отбросить политический фактор
и исходить из того, что наиболее
ярким воплощением субъектов
мировой экономики являются ТНК,
то степень открытости национальных
хозяйств сейчас не больше, чем до Первой
мировой войны. Поэтому говорить
о том, что рыночные силы неподвластны
государственному регулированию (один
из тезисов концепции
Информация о работе Анализ современного состояния финансового рынка Украины