Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2014 в 13:07, контрольная работа
К основным понятиям комплексного анализа относятся его полнота или всесторонность, системность, наличие единой цели, согласованность и одновременность. Комплексный анализ требует изучения всех сторон деятельности организации. Для характеристики экономического анализа как комплексного недостаточно определить его как полный анализ, т.е. анализ всех сторон хозяйственной деятельности. Комплексный анализ не состоит из простой суммы анализа отдельных сторон производства и отдельных обобщающих показателей. Полнота и всесторонность анализа — только одно из условий его комплексности. Другое необходимое условие комплексности — использование в анализе единой цели, позволяющей связать отдельные направления анализа, показатели и факторы производства в единую систему. Единая цель служит организующим началом согласования результатов экономического анализа организации в целом с результатами отдельных его частей или сторон.
Изначально определяется валовая прибыль как разность между выручкой от продажи и себестоимостью проданных товаров, продукции, работ, услуг.
Пр = V – С, где
V – выручка от реализации продукции (услуг), С – себестоимость продукции (услуг).
Затем определяется прибыль (убыток) от продаж как разность между валовой прибылью и суммой коммерческих и управленческих расходов Данный вид прибыли участвует в расчете показателя рентабельности продаж.
На следующем этапе рассчитывается прибыль (убыток) до налогообложения как разность между прибылью от продаж и суммой операционных и внереализационных доходов и расходов.
Пн = Пр + Спр
Далее, исходя из величины прибыли (убытка) до налогообложения с учетом расходов на налог на прибыль и иных аналогичных обязательных платежей, определяют чистую прибыль (убыток) отчетного периода.
Пч = Пн – Н
Факторный анализ прибыли организации ведется, исходя из порядка ее формирования. Целью такого анализа является оценка динамики показателей балансовой и чистой прибыли, выявление степени влияния на финансовые результаты ряда факторов, в т.ч. роста (снижения) производства товаров, роста (снижения) объема продаж, повышения качества и расширения ассортимента товаров, повышения рентабельности; выявление резервов увеличения прибыли и др.
Анализ прибыли от реализации продукции (услуг)
Формирование и изменение прибыли от реализации продукции (услуг) происходит под воздействием следующих факторов:
DПQ = Пбаз. х Сбаз./отч. / Сбаз. – Пбаз.
Увеличение объема реализации продукции (услуг) приводит к пропорциональному увеличению прибыли, и наоборот.
DПц = Vотч. – Vотч./баз.
Изменение уровня цен и величина прибыли от реализации находятся в прямо пропорциональной зависимости: при увеличении уровня цен сумма прибыли возрастает, и наоборот.
DПс = – (Сотч. – Сбаз./отч.)
Себестоимость продукции (услуг) и прибыль от реализации находятся в обратно пропорциональной зависимости: снижение себестоимости приводит к росту суммы прибыли, и наоборот.
DПстр. = Пбаз. х (Vотч./баз./Vбаз. – Сбаз./отч./Сбаз.)
или
DП стр. = Сбаз. х Iстр. – Сбаз./отч.
Структурные сдвиги могут оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на сумму прибыли. Если увеличится доля более рентабельных видов продукции и услуг в их общем объеме, то сумма прибыли возрастет. При увеличении удельного веса низкорентабельных видов продукции и услуг общая сумма прибыли уменьшится.
Показатели рентабельности более полно, чем прибыль, характеризуют окончательные результаты хозяйствования, потому что их величина показывает соотношение эффекта с наличными или использованными ресурсами.
Показатели рентабельности можно объединить в четыре основные группы:
Хозяйственная рентабельность - это отношение прибыли от реализации продукции и услуг (Пр) или чистой прибыли (Пч) к себестоимости продукции и услуг (С):
Р = Пр / С х 100% (общая рентабельность);
Р = Пч / С х 100% (расчетная рентабельность).
Хозяйственная рентабельность показывает, сколько предприятие имеет прибыли с каждого рубля, затраченного на производство и реализацию продукции (услуг), поэтому в первую очередь используется для оценки уровня самофинансирования предприятия, а также оценки эффективности его хозяйственной деятельности. Данный показатель входит в состав основных экономических показателей деятельности предприятия.
Коммерческая рентабельность (рентабельность хозяйственного оборота, рентабельность продаж) - отношение прибыли (прибыли от реализации, прибыли до и после налогообложения) к сумме полученной выручки (V):
Р = Пр / V х 100%
Коммерческая рентабельность характеризуют эффективность предпринимательской деятельности (прибыльность продаж), то есть показывает прибыль, которую имеет предприятие с каждого рубля продаж. Данный показатель может рассчитываться в целом по предприятию, отдельным центрам продаж и отдельным видам продукции (услуг). Для торгового предприятия коммерческая рентабельность может входить в состав основных экономических показателей.
Экономическая рентабельность (рентабельность активов) – это отношение прибыли к совокупной стоимости активов предприятия (А) или отдельных элементов активов:
Р = П / А х 100%.
Экономическая рентабельность показывает, насколько эффективно используется имущество предприятия. Чаще всего показатели экономической рентабельности применяются в финансовом анализе для оценки деловой активности предприятия. Разновидностью экономической рентабельности является производственная рентабельность, которая показывает эффективность использования основных и оборотных производственных фондов предприятия.
Финансовая рентабельность (рентабельность капитала) - отношение прибыли к величине капитала (К) предприятия:
Р = П / К х 100%.
С помощью показателей финансовой рентабельности определяется и анализируется абсолютная эффективность инвестиционных проектов: полученная или ожидаемая прибыль от проекта относится к сумме инвестируемого капитала в данный проект.
20. Анализ эффективности капитальных и финансовых вложений.
Задача анализа - оценка динамики, степени выполнения плана и изыскания резервов увеличения объемов инвестиций и повышения их эффективности.
Основные источники информации: отчетный бухгалтерский баланс, отчеты о прибылях и убытках, об изменениях капитала, о движении денежных средств, приложение к балансу и другие формы отчетности, данные первичного и аналитического бухгалтерского учёта, которые расшифровывают и детализируют отдельные статьи баланса.
Существенной составляющей инвестиционного проекта является оценка эффективности инвестиций. Сравнение различных проектов и выбор лучшего из них производятся с использованием группы показателей:
Рассмотрим методы такой оценки.
1) Метод чистого современного значения стоимости (NPV — метод).
Чистая современная стоимость (NPV - Net Present Value) или чистый дисконтированный доход (ЧДД) или для постоянной нормы дисконта (Е = сonst) вычисляется как сумма приведенных к начальному шагу оценки всех доходов от эксплуатации объекта инвестирования за весь расчетный период:
ЧДД (NPV) = PV – Io, (8.107)
где РV - текущая стоимость доходов от инвестиционного проекта (например, доходов от продаж),
Io – текущая стоимость инвестиционных затрат (капитальных вложений, эксплутационных затрат).
2) Метод внутренней нормы доходности.
Внутренняя норма доходности (ВНД), (прибыли, внутренний коэффициент окупаемости, Internal Rate of Return - IRR) - норма прибыли, порожденная инвестицией. Это та норма прибыли (барьерная ставка, ставка дисконтирования), при которой чистая текущая стоимость инвестиции равна нулю, или это та ставка дисконта, при которой дисконтированные доходы от проекта равны инвестиционным затратам. Внутренняя норма доходности определяет максимально приемлемую ставку дисконта, при которой можно инвестировать средства без каких-либо потерь для собственника.
IRR = r, при котором NPV = f(r) = 0, (8.110)
Ее значение находят из следующего уравнения:
3) Метод периода окупаемости.
Период окупаемости инвестиций (Payback Period, PP) - время, которое требуется, чтобы инвестиция обеспечила достаточные поступления денег для возмещения инвестиционных расходов, т.е. это срок, за который сумма чистых дисконтированных доходов на момент завершения инвестиций становится равной сумме самих инвестиций, т.е. когда современная величина доходов за срок Tок равна сумме накопленных капитальных затрат. Когда поток платежей нерегулярный, для определения Tок следует просуммировать последовательно дисконтированные доходы по ставке E до тех пор, пока накопленная сумма не станет равной сумме дисконтированных затрат.
Общая формула для расчета срока окупаемости инвестиций:
TОК = n, при котором
4) Методы индекса доходности.
Один из вариантов модификации понятия окупаемости заключается в суммировании всех дисконтированных денежных потоков (доходов от инвестиций) с последующим делением суммы на дисконтированный инвестиционный расход. Результатом является дисконтированный индекс доходности (ИД) (Discounted Profitability Index, DPI) или рентабельности инвестиций. Показатель рентабельности инвестиций (дисконтированный) исчисляется как отношение суммарного приведенного (дисконтированного) дохода к приведенным инвестициям. Момент приведения может быть началом инвестиций, и тогда дисконтированный индекс доходности определяется как
Финансовое состояние коммерческой
организации характеризует состояние капитала
в ходе его оборачиваемости и способность
хозяйствующего субъекта к саморазвитию
на определенный период времени.
Эффективное управление финансовыми средствами
предприятия неизбежно требует более
глубокого анализа, который позволяет
провести точную оценку его положения,
путем применения новых количественных
методов исследования. Таким образом,
возрастает необходимость использования
финансового анализа, основанным на комплексном
системном изучении финансового состояния
предприятия и факторов его формирования
для определения уровня финансовых рисков
и прогнозирования величины доходности
капитала.
Основные задачи анализа:
• своевременная и объективная диагностика
финансового состояния предприятия, установление
его «болевых точек» и изучение причин
их образования;
• поиск резервов улучшения финансового
состояния предприятия, : его платежеспособности
и финансовой устойчивости;
• разработка конкретных мероприятий,
направленных на более эффективное использование
финансовых ресурсов и укрепление финансового
состояния предприятия;
• прогнозирование возможных финансовых
результатов и разработка моделей финансового
состояния при разнообразных вариантах
использования ресурсов.
Основные источники информации: отчетный бухгалтерский баланс, отчеты о прибылях и убытках, об изменениях капитала, отчет о движении денежных средств, приложение к балансу и другие формы отчетности, данные первичного и аналитического бухгалтерского учёта, которые расшифровывают и детализируют отдельные статьи баланса.
Анализ финансового состояния
делится на внутренний и внешний, цели
и содержание которых различны.
Внутренний анализ ФСП — это исследование механизма
формирования, размещения и использования
капитала с целью поиска резервов укрепления
финансового состояния, повышения доходности
и наращивания собственного капитала
субъекта хозяйствования.
Внешний финансовый анализ — это исследование финансового
состояния субъекта хозяйствования с
целью прогнозирования степени риска
инвестирования капитала и уровня его
доходности.
По мнению большинства авторов, анализ
ФСП включает следующие блоки:
а) оценка имущественного положения и
структуры капитала:
• анализ размещения капитала;
• анализ источников формирования капитала;
б) оценка эффективности и интенсивности
использования капитала:
• анализ рентабельности (доходности)
капитала;
• анализ оборачиваемости капитала;
в) оценка финансовой устойчивости и платежеспособности:
• анализ финансовой устойчивости;
• анализ ликвидности и платежеспособности;
г) оценка кредитоспособности и риска
банкротства.
Наиболее целесообразно начинать анализ
финансового состояния с изучения формирования
и размещения капитала предприятия, оценки
качества управления его активами и пассивами,
определения операционного и финансового
рисков.
После этого следует проанализировать
эффективность и интенсивность использования
капитала, оценить деловую активность
предприятия и риск утраты его деловой
репутации.
Затем надо изучить финансовое равновесие
между отдельными разделами и подразделами
актива и пассива баланса по функциональному
признаку и оценить степень финансовой
устойчивости предприятия.
На следующем этапе анализа изучается
ликвидность баланса (равновесие активов
и пассивов по срокам использования), сбалансированность
денежных потоков и платежеспособность
предприятия.
В заключение дается обобщающая оценка
финансовой устойчивости предприятия
и его платежеспособности, делается прогноз
на будущее и оценивается вероятность
банкротства.
Такая последовательность анализа позволяет
обеспечить системный подход в изложении
курса и более глубокое усвоение его основ.
Что касается практики проведения анализа,
то содержание и последовательность процедур
полностью зависят от цели анализа и информационной
базы. Вначале аналитик опытным путем
должен определить приоритетные направления
исследования, основные зоны сосредоточения
рисков, а потом последовательность этапов.
Этот порядок акцентов и приоритетов может
изменяться в ходе анализа.
Анализ ФСП основывается главным образом
на относительных показателях, так как
абсолютные показатели баланса в условиях
инфляции очень трудно привести в сопоставимый
вид.
Относительные показатели анализируемого
предприятия можно сравнивать:
• с общепринятыми «нормами» для оценки
степени риска и прогнозирования возможности
банкротства;
• с аналогичными данными других предприятий,
что позволяет выявить сильные и слабые
стороны предприятия и его возможности;
• с аналогичными данными за предыдущие
годы для изучения тенденций улучшения
или ухудшения ФСП.
Результативность финансового анализа
во многом зависит от организации и совершенства
его информационной базы.
22.Методы комплексного
анализа уровня использования
экономического потенциала
Понятие «потенциал организации» включает в себя источники, возможности, средства, запасы, которые могут быть использованы организацией для решения задач, достижения целей в определенной области.
К важнейшим составляющим экономического потенциала организации необходимо отнести:
- рыночный потенциал: потенциальный спрос на товар и доля рынка, занимаемая организацией, потенциальный объем спроса на товар организации, организация и рынок труда, организация и рынок факторов производства;
- производственный потенциал: потенциальный объем производства товаров, потенциальные возможности основных средств, потенциальные возможности использования сырья и материалов, потенциальные возможности профессиональных кадров;
- финансовый потенциал: потенциальные финансовые показатели производства (прибыльности, ликвидности, платежеспособности), потенциальные инвестиционные возможности.
Рыночный потенциал характеризуется максимально возможным объемом реализации товара при определенном уровне обеспеченности ресурсами и является мерой использования производственного потенциала.
Производственно-экономический потенциал характеризуется величиной имеющихся у организации основных средств и трудовых ресурсов. Однако в современных условиях, в качестве его важнейших составляющих необходимо рассматривать также применяемые технологии и управленческие ресурсы.
Под производственным потенциалом организации (ППО) следует понимать отношения, возникающие на организации по поводу достижения максимально возможного производственного результата при наиболее эффективном использовании:
1) Определение
показателей оценки уровней