Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2013 в 11:43, курсовая работа
Анализ и оценка финансовых результатов производственно-коммерческой деятельности сельскохозяйственных предприятий представляют собой одну из наиболее ответственных и актуальных задач их бухгалтерских служб. От регулярности, глубины и достоверности данной работы зависит финансовая эффективность и конечная результативность производственно-коммерческой деятельности предприятий. Между тем известно, что во многих случаях она неудовлетворительна. Немало предприятий АПК характеризуется низкой рентабельностью или даже убыточностью, стоят перед угрозой неплатежеспособности и банкротства.
Таблица 1.1 - Перечень нормативных актов, на основании которых организуется бухгалтерский учет финансовых результатов
Название документа |
Дата и № утверждения |
Примечание |
1 |
2 |
3 |
Первый уровень нормативного регулирования | ||
Федеральный закон РФ «О бухгалтерском учете» |
№ 129-ФЗ 21.11.96 г. |
Устанавливает все основные требования и допущения бухгалтерского учета финансовых результатов |
Второй уровень нормативного регулирования | ||
Положение по ведению бухгалтерского учета и отчетности в РФ |
Приказ МФ РФ от 29.07.98 г. № 34н |
Устанавливает требования и принципы ведения учета финансовых результатов |
Учет доходов Учет расходов |
ПБУ 9/99 от 6 мая 1999 г. № 33н ПБУ 10/99, от 6 мая 1999 г. № 32н. |
Дает определение финансовых результатов, регламентирует способы их ведения, признания, регулирует раскрытие информации в бухгалтерской отчетности |
Учет расчетов по налогу на прибыль организаций |
ПБУ 18/02 от 19 ноября 2002 г. № 114н |
Раскрывает специфику учета постоянных, временных разниц, постоянных налоговых обязательств, отложенных налоговых активов и обязательств, их признание и отражение в бухгалтерском учете при расчете налога на прибыль |
Учетная политика организации |
ПБУ 1/08 от 06.10.2008 г. № 106н |
Раскрывает способы группировки и оценки фактов хозяйственной деятельности, применение счетов, системы регистров бухгалтерского учета, обработки информации |
Третий уровень нормативного регулирования | ||
План счетов бухгалтерского учета и Инструкция по его применению |
Приказ Минфина России от 31.10.2008 г. № 94н. |
Предусматривает синтетические счета для учета финансовых результатов |
Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств |
Приказ Минфина России от 13.06.1995 года № 49 |
Устанавливают требования к порядку проведения инвентаризации финансовых результатов |
Четвертый уровень нормативного регулирования | ||
Учетная политика предприятия |
Устанавливает порядок отражения в учете доходов и расходов организации |
В соответствии с Федеральным законом от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организаций и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций.
В соответствии с главой 25 «Налог на прибыль» в целях исчисления налоговой базы необходимо обеспечить полноту, непрерывность и достоверность учета всех полученных доходов, произведенных расходов и хозяйственных операций при осуществлении предпринимательской деятельности.
Правила формирования в бухгалтерском учете информации о доходах и расходах юридических лиц и физических лиц, являющихся индивидуальными предпринимателями, определены положениями по бухгалтерскому учету «Доходы организации» (ПБУ 9/99) и «Расходы организации» (ПБУ 10/99), утвержденными приказами Минфина России от 06.05.99 № 32н и № 33н соответственно. Для обобщения информации о доходах и расходах, отражения финансового результата предназначена форма № 2 «Отчет о прибылях и убытках», предусмотренная Положением по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99), утвержденным приказом Минфина России от 06.07.99 № 43н.
Положения по бухгалтерскому учету «Доходы организации» (ПБУ 9/99), «Расходы организации» (ПБУ 10/99), утвержденные приказом Минфина РФ от 06.05.99, признают доходами увеличение, а расходами - уменьшение экономических выгод в результате поступления или выбытия активов, а также погашения или возникновения обязательств, приводящих к соответствующим изменениям капитала организации. В указанных актах нормативного регулирования приводится группировка доходов и расходов для отражения их в бухгалтерском учете и отчетности, дается их определение и порядок признания в учете.
В соответствии с ПБУ
9/99 «доходами организации
В бухгалтерском учете затраты признаются по правилам, которые прописаны в Положении по бухгалтерскому учету «Расходы организации», где расходами организации признается уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов.
Целью бухгалтерского учета является формирование информации для внешних и внутренних пользователей. В соответствии с этой целью формируются и задачи.
Применительно к внешним пользователям цель бухгалтерского учета – формирование информации о финансовом положении организации, финансовых результатах и изменениях в финансовом положении.
Применительно к внутренним
пользователям целью
Данная информация необходима для оценки потенциальных изменений в ресурсах при прогнозировании способности вызывать денежные потоки на основе имеющихся ресурсов. Содержание, порядок формирования и способы представления информации для внутренних пользователей определяются руководством организации.
Информация, формируемая в бухгалтерском учете, должна быть достоверной, точной, своевременно собранной, полной. При её формировании в бухгалтерском учете необходимо придерживаться определенной осмотрительности в суждениях и оценках в условиях неопределенности таким образом, чтобы активы и доходы не были завышены, а обязательства и расходы не были занижены. При этом не допускается создание скрытых резервов, намеренное занижение активов или доходов и намеренное завышение обязательств или расходов.
Польза, извлекаемая из формируемой
в бухгалтерском учете
В соответствии с требованием сопоставимости в бухгалтерской отчетности должны содержаться данные, позволяющие осуществить их сравнение с аналогичными данными за годы, предшествовавшие отчётному. В Положении по бухгалтерскому учёту оговорено, что если сведения не сопоставимы по ряду причин, то данные предшествующих периодов подлежат корректировке по установленным правилам.
Как внешние, так и внутренние пользователи используют данные бухгалтерского учёта, поэтому на основании выше изложенного можно сформулировать наиболее важные функции и задачи бухгалтерского учёта:
1. Информационная функция бухгалтерского учёта.
Эта задача реализуется в формировании полной и достоверной учётной информации о деятельности организации.
2. Контрольная функция
Обеспечение информацией, необходимой внутренним и внешним пользователям финансовой отчётности для контроля за соблюдением законодательства РФ, наличием и движением имущества и обязательств, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утверждёнными нормами, нормативами и сметами.
3. Аналитическая функция бухгалтерского учёта.
Благодаря ей предотвращаются негативные
результаты хозяйственной деятельности,
выявляются и мобилизуются внутрихозяйственные
резервы и становится возможным
прогнозирование результатов
Как видим, цели и задачи бухгалтерского учёта направлены на улучшение финансового результата деятельности, улучшение финансового состояния организации и этому способствует выполнение бухгалтерской службой всех возложенных на неё функций.
Финансовое положение
Поступление выручки
на расчетный счет предприятия во
многом зависит от применения безналичных
форм расчетов. При выборе форм расчетов
следует руководствоваться
Величина прибыли от
реализации продукции (работ, услуг) зависит
от себестоимости реализуемой
Применение второго варианта учета, то есть по нормативной себестоимости, нецелесообразно на тех предприятиях, где отклонения составляют большой удельный вес в фактической производственной себестоимости. В случаях затоваривания и незначительной реализации такой вариант, принятый по данному вопросу учетной политики может привести к убытку от реализации, так как отклонения полностью списываются в конце отчетного периода на счет учета и расчета основного производственного результата.
Одним из основных вопросов учетной политики, определяющих величину финансового результата деятельности предприятия, является выбор метода оценки материалов, отпущенных и израсходованных на производство продукции (работ, услуг). В соответствии с положением о бухгалтерском учете и отчетности определение фактической себестоимости материальных ресурсов, списываемых в производство, разрешается производить одним из следующих методов оценки запасов: по средней себестоимости и по себестоимости первых по времени закупок (ФИФО) [35].
Материальные запасы, как известно, являются одним из основных элементов себестоимости. Управление себестоимостью, а значит, и финансовым результатом, во многом зависит от управления величиной материальных затрат в себестоимости.
Оценка запасов методом ФИФО основывается на допущении, что материальные ресурсы используются в течение отчетного периода в последовательности их закупки, то есть ресурсы, первыми поступающие в производство, должны быть оценены по себестоимости первых во времени закупок с учетом стоимости ценностей, числящихся на начало месяца. При применении этого метода оценка материальных ресурсов, находящихся в запасе на конец отчетного периода, производится по фактической себестоимости последних по времени закупок, и в стоимость реализованной продукции списывается стоимость ранних по времени закупок.
В условиях инфляции, то
есть тенденции к росту цен
на материалы на рынке, метод ФИФО
ведет к занижению
Точно также, в зависимости от выбранного метода учета амортизации, предприятие получает возможность изменять величину прибыли до налогообложения и чистой прибыли. Использование способа ускоренной амортизации, хотя и снизит уплачиваемый налог на прибыль, но и в то же время может сделать предприятие непривлекательным для акционеров в силу его невысокой прибыли. Кроме того, политика проведения ускоренной амортизации ведет к завышению себестоимости и, как следствие, к завышению цен реализации на производимую продукцию.
Однако политика ускоренной
амортизации имеет большое
Таким образом, влияние ускоренной амортизации на прибыль неоднозначно. С одной стороны, ее применение уменьшает прибыль, а с другой стороны – она оказывает положительное влияние на внедрение в производство достижений научно-технического прогресса.
На величину прибыли от реализации продукции, кроме ее производственной себестоимости влияют сбытовые (коммерческие) расходы. С развитием рыночных отношений существенно изменилась структура коммерческих расходов. Наряду с традиционными затратами (на тару, на упаковку) теперь значительно увеличились расходы на рекламу, а также на комиссионные сборы в пользу сбытовых и других посреднических организаций.