Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2013 в 11:43, курсовая работа
Анализ и оценка финансовых результатов производственно-коммерческой деятельности сельскохозяйственных предприятий представляют собой одну из наиболее ответственных и актуальных задач их бухгалтерских служб. От регулярности, глубины и достоверности данной работы зависит финансовая эффективность и конечная результативность производственно-коммерческой деятельности предприятий. Между тем известно, что во многих случаях она неудовлетворительна. Немало предприятий АПК характеризуется низкой рентабельностью или даже убыточностью, стоят перед угрозой неплатежеспособности и банкротства.
Также на величину прибыли оказывает влияние и дебиторская задолженность. Чем выше влияние дебиторской задолженности, тем меньше предприятие получит прибыли. Под дебиторской задолженностью предприятия понимают обязательства покупателей перед этим предприятием по выплате денег за предоставление товаров или услуг.
В настоящее время с учетом условий неплатежей в срок, в течение которого деньги по счету должны быть получены, составляет 90 – 120 дней. По истечении этого времени счета, не оплаченные покупателями, считаются сомнительными и относятся к убыткам предприятия.
В международной политике
разработана целая система
Значение прибыли как
хозрасчетного стимула всецело
определяется ее распределением и использованием.
Практика хозяйствования в России показывает,
что распределение прибыли
Под системой распределения прибыли понимают совокупность экономических отношений, форм и методов движения стоимости прибавочного и необходимого продукта в денежной форме по субъектам воспроизводства, обусловленного необходимостью оптимального воздействия между индивидуальным и расширенным производством. В процессе распределения прибыли сочетаются и переплетаются экономические интересы общества, коллектива и каждого работника предприятия.
После уплаты налога на прибыль в бюджет, оставшуюся часть прибыли предприятие распределяет по соответствующим фондам.
В настоящее время
действуют два подхода к
В современных условиях система распределения прибыли предприятиями претерпевает качественные изменения. Она должна удовлетворять следующим условиям: во-первых, быть достаточной для выполнения всех «внешних» финансовых обязательств предприятия (уплата налогов в бюджет, а также процентов по банковским кредитам и т.п.); во-вторых, обеспечивать необходимыми средствами потребность собственного расширенного производства; в-третьих, направляться на формирование результатов предприятия, что особенно важно в условиях значительного возрастания предпринимательских рисков.
Таким образом, мы рассмотрели
теоретические аспекты
Проблемы учета финансовых результатов организаций в настоящее время заключаются в несовпадении их бухгалтерского и налогового учета. В соответствии с требованиями ПБУ 18/02 «Учёт расчётов по налогу на прибыль», организация должна отразить начисление условного расхода при исчислении налога на прибыль [30]:
- дебет счета 99 субсчёт «Условный расход по налогу на прибыль»;
- кредит счета 68 субсчёт «Расчёты по налогу на прибыль».
Согласно требованиям ПБУ 18/02 «Учёт расчётов по налогу на прибыль» сумму условного расхода на счёте 99 «Прибыли и убытки» корректируют на величину отложенных и постоянных налоговых обязательств. Причём постоянные налоговые активы и обязательства учитывают на отдельных субсчетах счёта 99
«Прибыли и убытки», т.е. при реформации баланса эти субсчета надо закрыть.
Если умножить вычитаемую временную разницу на ставку налога на прибыль, то получится отложенный налоговый актив. В бухгалтерском учёте его отражают на счёте 09 «Отложенные налоговые активы»:
- дебет счета 09 «Отложенные налоговые активы»;
- кредит счета 68 субсчёт
«Расчёты по налогу на прибыль»
Погашение отложенного налогового актива будет отражаться:
- дебет счета 68 субсчёт
«Расчёты по налогу на прибыль»
- кредит счета 09«Отложенные налоговые активы». [30]
Основные термины, введённые ПБУ 18/02 «Учёт расчётов по налогу на прибыль» для корректировки, — «постоянные» и «временные» разницы. Чтобы учитывать эти разницы, а главное, знать, из чего они формируются, нужно вести аналитический учет не только по счетам и субсчетам, но и по каждому виду операций.
Отрицательным моментом в организации бухгалтерского учёта является его
«нестыковка» с налоговым учетом. Разработчики главы 25 «Налог на прибыль» Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) видят в налоговом учете существенно отличающуюся от бухгалтерского учета и не совместимую с последним систему учета операций налогоплательщика.
Проблема состоит в том, что бухгалтерский и налоговый учет отличаются существенно, и хозяйствующим субъектам приходится вести «двойную бухгалтерию», что совершенно нерационально и требует дополнительных временных и материальных затрат. В результате исследования нами выявлены общие черты бухгалтерского финансового и налогового учета:
- обязательность ведения: бухгалтерский учет определен Федеральным законом «О бухгалтерском учете», налоговый — Налоговым кодексом Российской Федерации [35, 20];
- используемые измерители — денежное выражение (рубли);
- объект учета —
организация в целом (более
точно определение дано в налог
- периодичность составления в предоставлении отчетности;
- обязательное документальное подтверждение всех хозяйственных операций;
- «исторический» характер, т.е. отражение результатов прошлых периодов;
- пользователи информации как внутренние, так и внешние.
Цели ведения бухгалтерского финансового и налогового видов учета приблизительно одинаковые - формирование полной и достоверной информации для внутренних и внешних пользователей. Однако методики ведения - совершенно разные.
Нетождественны определения в бухгалтерском и налоговом учете «первона-
чальной стоимости активов», а также существенно отличаются понятия «прямые затраты (расходы)» и «косвенные затраты (расходы)», используемые в обоих видах учета. Встречаются случаи, когда сразу не только не удается выбрать совпадающие способы бухгалтерского и налогового учета, но и невозможно использовать способы учета, предполагаемые налоговым законодательством. Примером может служить оценка остатков незавершенного производства. Конкретный, по-нятный, а главное, экономически обоснованный алгоритм распределения сумм прямых расходов на остатки незавершенного производства отсутствует и в новой
редакции НК РФ, и в отдельных законодательных актах Российской Федерации. Нет
и точного определения нормативной себестоимости. Применение способов оценки остатков незавершенного производства для целей налогового учета на практике весьма проблематично.
Таким образом, наличие множества разногласий между налоговым и бухгалтерским учетом создает проблемы в учете финансовых результатов организаций.
Для их решения можно создать в структуре финансово-бухгалтерской службы хозяйствующих субъектов специальное подразделение, осуществляющее ведение налогового учета, либо назначить ответственным за этот участок работы специалиста бухгалтерской службы. Однако наличие двух видов учета в одной организации нерационально уже потому, что реализация этого варианта на практике обязательно приведет к дополнительным расходам.
Другой выход из сложившейся ситуации состоит в максимальном сближении налогового учета с бухгалтерским. В этом случае будет необходима такая методо-
логическая и организационная основа, которая позволит наиболее рационально, с
наименьшими временными и финансовыми затратами вести оба вида учета.
В связи с реформированием бухгалтерского учета возник вопрос о профессиональном суждении, которое является средством обеспечения достоверной информации. Если действующее законодательство противоречиво излагает норму в отношении одного и того же способа ведения бухгалтерского учета, эта ситуация
представляет собой область профессионального суждения, которое оформляется
как система документов, включаемых в учетную политику организации, и является уникальным средством, с помощью которого:
во-первых, осуществляется процесс реальной либерализации системы бухгалтерского учёта;
во-вторых, происходит
совершенствование
в-третьих, разрешаются противоречия действующего законодательства.
Изучение различий между бухгалтерским и налоговым учетом финансовых результатов позволяет сделать выводы о необходимости их разграничения. Каждое нововведение налогового законодательства должно оценивать не только микро, но и макроэкономические последствия.
Одним из аспектов реформирования бухгалтерского учета в Российской Федерации на среднесрочную перспективу является формирование рыночной модели сближения принципов бухгалтерского и
налогового учета доходов и расходов.
Проблема заключается в порядке отражения доходов и расходов в бухгалтерском и налоговом учете. Разграничение принципов учета доходов и расходов для целей бухгалтерского учета и учета в целях налогообложения в организациях приводит к увеличению объема работ и снижению рациональности учетных процедур.
В Налоговом кодексе Российской Федерации (ст. 40) регламентированы принципы определения цены товаров (работ, услуг) для целей налогообложения [20]. В бухгалтерском учете принципы учета доходов и расходов определены ПБУ 9/99 «Доходы организации» и ПБУ 10/99 «Расходы организации» [28; 29].
В действующей нормативно-правовой базе нет четкой модели взаимодействия бухгалтерского и налогового учета доходов и расходов организации.
Итак, для сближения принципов бухгалтерского и налогового учета необходимо выяснить и устранить основные различия, связанные с учетом доходов и расходов.
1. В налоговом учете доход от реализации для исчисления налога на прибыль организаций признается в момент перехода права собственности. В бухгалтерском учете обязательным условием признания выручки «является право на получение этой выручки», вытекающее из конкретного договора или подтвержденное иным соответствующим образом, то есть доходы в бухгалтерском учете признаются позже, чем в налоговом. Для сближения налогового и бухгалтерского учета целесообразно урегулировать такое противоречие законодательно.
2. В настоящее время широко используются договоры, по которым право собственности на реализованные товары (работы, услуги) переходит к покупателям и заказчикам после их оплаты. Для целей исчисления налога на прибыль доход от реализации связан с моментом перехода права собственности. В бухгалтерском учете дата признания доходов определена ПБУ 9/99 «Доходы организации» [28]. Противоречие принципов признания доходов усложняет их учет.
3. Различия в признании внереализационных доходов (расходов) заключаются в том, что в налоговом учете датой получения дохода (расхода) признается дата подписания акта приема-передачи имущества (основных средств, услуг, работ). В бухгалтерском учете акт приема-передачи применяется только по отношению к основным средствам. По остальным видам активов используются другие первичные документы (накладные, приходные ордера и т.д.). Для устранения различий налогового и бухгалтерского учета целесообразно заменить словосочетание «акт приема-передачи имущества» на формулировку «первичный документ» в соответствии с альбомом первичных документов Федеральной службы государственной статистики.
4. В налоговом и бухгалтерском учете особое место занимают доходы (расходы) по товарообменным (бартерным) операциям. В налоговом учете такие операции отражаются по цене, указанной сторонами сделки при условии, что она отличается от рыночной не более чем на 20%. В бухгалтерском учете применяется метод сопоставимых цен по аналогичным товарам. Такой порядок не конкретен, возникает вопрос признания дохода в случаях невозможного определения цены покупки и продажи товаров (работ и услуг). Для устранения данного различия в бухгалтерском учете целесообразно использовать при определении выручки цену, указанную сторонами сделки; применение метода сопоставимых цен использовать только при товарообменных (бартерных) операциях, как в налоговом учете.