Анализ финансовых результатов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2013 в 11:43, курсовая работа

Краткое описание

Анализ и оценка финансовых результатов производственно-коммерческой деятельности сельскохозяйственных предприятий представляют собой одну из наиболее ответственных и актуальных задач их бухгалтерских служб. От регулярности, глубины и достоверности данной работы зависит финансовая эффективность и конечная результативность производственно-коммерческой деятельности предприятий. Между тем известно, что во многих случаях она неудовлетворительна. Немало предприятий АПК характеризуется низкой рентабельностью или даже убыточностью, стоят перед угрозой неплатежеспособности и банкротства.

Вложенные файлы: 1 файл

1 Теоретические аспекты учета и анализа финансовых результатов.doc

— 301.00 Кб (Скачать файл)

5.  Существует  расхождение  по  видам доходов  (расходов)  в бухгалтерском и налоговом  учете  для  отражения  их  в  налоговой декларации. Однако установление единой  классификации  доходов  и  расходов в данном случае невозможно, так как «затрагивает» главу 25 «Налог на прибыль организаций» Налогового кодекса Российской Федерации  [20].  Как вариант можно рассмотреть изменения в налоговой  декларации,  поскольку детальной информации  о  доходах  и  расходах  не  требуется при  определении  налоговой  базы,  исчислении  налога  на  прибыль  и  составлении налоговой декларации. 

Для  сближения принципов  бухгалтерского  и  налогового учета  доходов  и  расходов  должна быть принята модель, при которой информационными источниками налогового учета служат данные бухгалтерского  учета,  что в конечном  итоге позволит  решить  существующие  проблемы учета финансовых результатов.

    1. Методологические аспекты анализа финансовых результатов

 

Рыночная экономика  ориентирует предприятия на удовлетворение спроса и потребностей рынка, на запросы конкретных потребителей и организацию производства только тех видов продукции, которые пользуются спросом и могут принести предприятию необходимую для развития прибыль. Рынок характерен постоянным стремлением к повышению эффективности производства, предполагает свободу принятия решений теми, кто несет ответственность за конечные результаты деятельности предприятия и его подразделений; требует постоянных корректировок целей и плановых программ фирмы в зависимости от состояния рынка. Для этого нужна особая система управления, характерна для рыночных условий.

Управление финансами  означает управление денежными средствами, финансовыми ресурсами в процессе их формирования и движения, распределения и перераспределения, а также использования; это сознательное и целенаправленное воздействие на экономические отношения, обусловленные взаимными расчетами между хозяйственными субъектами, движением денежных средств, денежным обращением, использованием денег с целью направить их для получения оптимального коночного результата хозяйствования. [7]

Для удовлетворения общих  потребностей заинтересованных пользователей  в бухгалтерском учете формируется  информация о финансовом положении  организации, финансовых результатах ее деятельности и изменениях в ее финансовом положении.

Информация о финансовых результатах деятельности организации  требуется, чтобы оценить потенциальные  изменения в ресурсах, которые, вероятно, будет контролировать организация в будущем при прогнозировании способности вызывать денежные потоки на основе имеющихся ресурсов при обосновании эффективности, с которой организация может использовать дополнительные ресурсы.

Практически все пользователи финансовых отчетов предприятий  используют методы финансового анализа  для принятия решений по оптимизации  своих интересов. [3]

Собственники анализируют  финансовые отчеты для повышения  доходности капитала, обеспечения стабильности повышения фирмы. Кредиторы и  инвесторы  анализируют финансовые отчеты, чтобы минимизировать свои риски по займам и вкладам. Можно  твердо говорить, что качество принимаемых решений целиком зависит от качества аналитического обоснования  решения.

Важными рычагами, обеспечивающими  научный подход к организации  чёткой работы, достоверной системы  учёта и контроля, для принятия оптимальных управленческих решений, являются бухгалтерский учёт и анализ хозяйственной деятельности. Их возрастающая роль на современном этапе обуславливает важность теоретических основ бухгалтерского учёта и анализа хозяйственной деятельности, изучение которых позволит:

- овладеть основными приёмами и методами бухгалтерского учёта и анализа для решения практических вопросов;

- совершенствовать организацию учёта и документооборота;

- овладеть методами поиска прогнозных резервов роста основных показателей хозяйственной деятельности предприятий, что особенно актуально в условиях рыночных отношений.

Учёт и анализ рассматривают  в качестве важнейших функций  управления деятельностью предприятия. Известно, что система управления предприятия состоит из следующих взаимосвязанных функций: планирования, учёта, анализа и принятия управленческих решений. [1]

С помощью планирования определяются направление и содержание деятельности предприятия. Однако нужно иметь полную и правдивую информацию о ходе хозяйственной деятельности, поэтому важнейшей функцией управления является учёт, который обеспечивает постоянный сбор, систематизацию и обобщение данных, необходимых для управления хозяйственной деятельностью и контроль за ходом выполнения намеченных планов. [9]

В процессе же анализа, который  также является важнейшей функцией управления деятельностью предприятия, первичная информация проходит аналитическую обработку: проводится сравнение достигнутых результатов с данными за прошлые отрезки времени, с показателями других предприятий и фирм, выявляются недостатки, ошибки, неиспользованные возможности, перспективы и т. д. На основе данных учёта и результатов анализа разрабатываются и обосновываются управленческие решения.

В ходе анализа влияния  на финансовую отчетность характера  взаимоотношений между предприятиями, составляющими корпоративную группу, изучается реальность этих взаимоотношений и порядок их отражения в консолидированной финансовой отчетности корпоративной группы, поскольку иногда бухгалтерский учет ведется в порядке, не соответствующем характеру взаимоотношений между компаниями группы. Внешнему аналитику чрезвычайно важно знать причины таких различий и понимать характер их воздействия на содержание публикуемой финансовой отчетности корпоративной группы. При выполнении анализа необходимо также определить, все ли связанные компании вошли в консолидированную отчетность корпоративной группы и были ли использованы соответствующие методы учета (консолидации, долевого участия или учета по фактическим затратам) в зависимости от характера связи. [10]

Наиболее общий анализ финансовых результатов также может быть проведен в рамках предварительного анализа финансового состояния предприятия. Здесь источником данных является отчет о финансовых результатах и их использовании (форма №2 годовой и квартальной отчетности), которая входит в состав публичной бухгалтерской отчетности предприятия.

Цели анализа достигаются  в результате решения определенного  взаимосвязанного набора аналитических задач. Аналитическая задача представляет собой конкретизацию целей анализа с учетом организационных, информационных, технических и методических возможностей проведения анализа. Основным фактором, в конечном счете, является объем и качество исходной информации. При этом надо иметь в виду, что периодическая бухгалтерская или финансовая отчетность предприятия – это лишь «сырая информация», подготовленная в ходе выполнения на предприятии учетных процедур.

 Чтобы принимать  решения по управлению в области  производства, сбыта, финансов, инвестиций  и нововведений, руководству нужна  постоянная деловая осведомленность по соответствующим вопросам, которая является результатом отбора, анализа, оценки и концентрации исходной информации. Необходимо также аналитическое прочтение исходных данных исходя из целей анализа и управления.

Практика финансового анализа уже выработала основные виды анализа (методику анализа) финансовых отчетов. Среди них можно выделить 6 основных методов:

1. Горизонтальный (временной)  анализ - сравнение каждой позиции  отчетности с предыдущим периодом;

2. Вертикальный (структурный) анализ - определение структуры итоговых финансовых показателей с выявлением влияния каждой позиции отчетности на результат в целом;

3. Трендовый анализ  – сравнение каждой позиции  отчетности с рядом предшествующих периодов и определение тренда, т.е. основной тенденции динамики показателя, очищенной от случайных влияний и индивидуальных особенностей отдельных периодов. С помощью тренда формируют возможные значения показателей в будущем, а, следовательно, ведется перспективный прогнозный анализ;

4. Анализ относительных показателей (коэффициентов) - расчет отношений между отдельными позициями отчета или позициями разных форм отчетности, определение взаимосвязей показателей;

5. Сравнительный (пространственный) анализ - включает в себя как внутрихозяйственный анализ сводных показателей отчетности по отдельным показателям предприятия, филиалов, подразделений, цехов, так и межхозяйственный анализ показателей данного предприятия в сравнении с показателями конкурентов, со среднеотраслевыми и средними хозяйственными данными;

6. Факторный анализ  – анализ влияния отдельных  факторов (причин) на результативный показатель с помощью детерминированных или стохастических приемов исследования. [31]

Факторный анализ прибыли  можно представить схематично (рисунок 1).

Рисунок 2 – Схема факторного анализа  прибыли

 

Анализ финансовых результатов  предприятия включает в себя также  следующие основные разделы:

-экспресс-анализ финансового  состояния; 

-ликвидность; 

-финансовая устойчивость;

-анализ деловой активности и оборачиваемости средств предприятия;

-рентабельность капитала  и продаж;

 По всем указанным разделам проводится горизонтальный анализ финансовых и экономических показателей, т.е. сравниваются показатели за ряд анализируемых лет, отслеживается динамика показателей во времени. В каждом разделе вычисляются темпы роста показателей и финансовых коэффициентов за последний период.

 

 

 

    1. Бухгалтерский учет финансовых результатов СПК Колхоз «Родина»

2.1 Экономическая  характеристика СПК «Никулино»

2.1.1 История СПК «Никулино» и организационная структура предприятия

Сельскохозяйственный  производственный кооператив «Никулино» расположен в северной части Макарьевского  района в 40 км от г. Макарьева, в 42 км от железнодорожной станции г. Мантурово, в 220 км. от областного центра г.Костромы. Связь с районным центром осуществляется по дороге с асфальтированным покрытием по трассе федерального значения.

Сельскохозяйственный  производственный кооператив «Никулино» создано 3 января 2008 года. Свою деятельность предприятие начало 1 мая 2005 года.

Основными видами деятельности сельскохозяйственного производственного кооператива являются производство высококачественной экологически чистой продукции сельского хозяйства, а именно:

  • производство молока;
  • выращивание и откорм молодняка крупного рогатого скота;
  • выращивание зерновых и зернобобовых культур;
  • выращивание кормовых культур;
  • заготовка растительных кормов;

Продукция растениеводства реализуется другим сельскохозяйственным кооперативам, индивидуальным предпринимателям и частным лицам.

Основным покупателем  молока является ОАО «Костромской молочный комбинат», ОАО «Мантуровский сыродел», ОАО «Макарьевский маслосырзавод».

Молодняк КРС с откорма  реализуется индивидуальным предпринимателям, в т.ч. ИП Андрющенко А.Д. «Мясная лавка», согласно заключенных договоров, равномерно в течение всего года.

СПК «Никулино» по состоянию  на 5 апреля 2013 года имеет поголовье  скота численностью 348 головы, из них коровы 124 голов. Продуктивность одной коровы в 2012 году составила 4907 кг.

СПК «Никулино» также  занимается и растениеводством.

Земля является основным элементом национального богатства  и главным средством производства в сельском хозяйстве, поэтому  перед сельскохозяйственными предприятиями стоит задача наиболее полного использования каждого гектара земли. Для того чтобы оценить насколько эффективно используются земельные ресурсы, необходимо рассмотреть состав и структуру земельных угодий (таблица 1).

Таблица 1- Состав и структура земельных угодий

Вид земельных угодий

2010 год

2013 год

Отклонение 2013 года от 2010 года

земельная площадь, га

к общей земельной площади, %

земельная площадь, га

к общей 

земельной площади, %

по абсолютной величине, га

по структуре, %

Общая земельная площадь - всего

643

100,00

676

100,00

33

4,88

в том числе:

всего сельскохозяйственных угодий

643

100,00

676

100,00

33

4,88

из них:

- пашня

 

315

 

48,99

 

406

 

60,06

 

91

 

11,07

- сенокосы

85

13,22

97

14,35

12

1,13

- пастбища

227

35,3

173

25,59

-54

-9,71

- залежи

13

2,02

-

-

-

-

Информация о работе Анализ финансовых результатов