Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2013 в 17:37, лекция
Классификация и общая характеристика банковских операций.
Активные и пассивные операции.
Источники формирования доходов и прибыль кредитных организаций.
Банковские риски и методы страхования банковских операций.
На факторинговое обслуживание не принимаются: 1. предприятия с большим количеством должников с небольшими суммами задолженности 2. поставщики нестандартной и узкоспециализированной продукции 3. предприятия, реализующие свою продукцию на условиях послепродажного обслуживания или по бартеру 4. строительные и другие фирмы, работающие с субподрядчиками 5. предприятия, реализующие свою продукцию по долгосрочным контрактам и выставляющие счета поэтапно или получающие авансовые платежи.
Банк (факторинговая компания) за определенную
плату получает от предприятия право
(право инкассировать
Целью факторингового обслуживания является современное инкассирование долгов для сокращения потерь от просрочки платежа, предотвращение появления сомнительных долгов (то есть долгов, современная оплата которых сомнительна), предоставление помощи предприятиям в управлении кредитом, в ведении бухгалтерского учета и в увеличении их оборота и прибыльности.
Основу факторинговой операции составляет учета (дисконтирование) счетов-фактур. Банк на основе договора с поставщиком товара покупает у него счет-фактуру с немедленной оплатой приблизительно 80% стоимости поставки и выплатой оставшейся части (после удержания процента) к назначенному сроку независимо от перечисления денег покупателем.
Для клиента- поставщика факторинг выгоден, во-первых, тем, что основную часть денежной выручки он получает сразу, экономит на расчетах со своими поставщиками, во-вторых, становясь собственником неоплаченных платежных требований, банк берет на себя риск их неоплаты, а в случае поставки за рубеж- риск неблагоприятного изменения валютного курса. В-третьих, зная точную дату оплаты своих требований, поставщик может планировать совершение своих платежей. В-четвертых, до окончательного погашения счетов банк может оказывать клиенту ряд дополнительных услуг, среди них такие, как оценка кредитоспособности нынешних и потенциальных должников клиента, ведения конторских книг, информационное, рекламно обслуживание, страхование, юридическое консультирование.
Факторинговые операции могут быть внутренними, когда поставщик и его контрагенты, а также факторинговая компания находятся в одной стране и международными.
Различают конвенционный (широкий, открытый) и конфиденциальный (ограниченный, скрытый) виды факторинга. При конвенционном факторинге поставщик указывает на своих счетах, что требование продано банку (факторинговой фирме), что при этом практически все функции, кроме производственных (финансовое, бухгалтерское, юридическое прочее обслуживание) осуществляет факторинговый отдел.
При конфиденциальном факторинге, контрагенты поставщика не осведомляют о кредитовании его продажи факторинговой фирмой, предприятие-поставщик не теряет самостоятельной связи с рынком, факторинговый отдел ограничивается выполнение только некоторых операций- покупкой права на получение денег от покупателей, оплатой долгов и т.д. Такой факторинг является формой предоставления поставщику-клиенту кредита под товары отгруженные, а покупателю- платежного кредита. Риск и соответственно стоимость конфиденциальных операций факторинга выше, чем конвенционных и он значительно дороже других банковских кредитов.
В мировой практике стоимость факторинговых услуг включает два элемента: 1. плата за обслуживание (комиссия), которая взимается за освобождение от необходимости вести учет , страхование от сомнительных долгов и рассчитывается как определенный процент от суммы счетов-фактур(иногда может устанавливаться фиксированная сумма).
Размер этой платы может варьироваться в зависимости от масштабов производственной деятельности поставщика и надежности его контрактов, а также от экспертной оценки факторинговым отделом степени риска неплатежа и трудности взимания средств с покупателей. В среднем она находится в пределах 0,5-3% стоимости счетов-фактур, поскольку коммерческие банки определяют размер этой платы по договоренности с клиентом по каждому договору, она может достигать 5% и более 2. плату за предоставленные в кредит средства. Ее размер определяется на основе ежедневного дебетового сальдо по счету поставщика в факторинговом отделе за период между получением средств от отдела и датой поступления платежа от плательщика.
Процент за кредит обычно на 2-3% выше процента по краткосрочным кредитам клиентов с аналогичным оборотом и кредитоспособностью, что позволяет компенсировать дополнительные затраты и риск банка.
Факторинговое обслуживание клиентов осуществляется на договорных началах.
В договоре должно быть оговорено наличие или отсутствие права регресса к поставщику.
При заключении договора с правом регресса банк имеет право продать поставщику любое неоплаченное долговое требование в случае отказа плательщика от платежа независимо от премии отказа, включая отсутствие у плательщика средств для оплаты. Таким образом, поставщик несет определенный риск по долговым требованиям. В этом случае поставщик не оплачивает услуги по страхованию кредитного риска, но должен тщательно оценивать кредитоспособность контрагентов.
Пи соглашении без права регресса- банк берет на себя риск неплатежей плательщиками, состав которых был им предварительно одобрен. Сумма риска может быть равна общей сумме переуступленных требований, если неплатежи вызваны отсутствием средств у плательщиков. Однако, если долговое требование признано недействительным, банк имеет право регресса к поставщику. Повышенный риск банк компенсирует увеличением платы за факторинговые операции. Договор без права регресса в мировой практике заключается крайне редко, лишь в случаях, когда возможность появления споров и неплатежеспособности плательщиков минимальны.
Обычно в договоре предусматривается
немедленная оплата банком части
суммы (около 80%) требования за отгруженные
товары, оказанные услуги и выполненные
работы. Оплата остальной части за
вычетом комиссионного
В мировой практике обычно используются три метода установления предельных сумм по факторинговым операциям.
Первый метод- определение лимитов кредитования. Каждому плательщику устанавливается периодически возобновляемый лимит кредитования, в пределах которого банк несет ответственность. В договоре на факторинговое обслуживание обычно оговаривается, что если сумма задолженности плательщика превысит сумму лимита, то банк имеет право вернуть все дополнительные счета поставщику, а в случае неплатежеспособности плательщика все его платежи поступают банку до полного погашения платежей, произведенных банком в пользу поставщика.
Второй метод- определение ежемесячных лимитов отгрузки- устанавливается сумма, на которую в течение месяца может быть произведена отгрузка одному плательщику. Поставщик застрахован от риска появления сомнительных долгов независимо от окончательной суммы долга клиента. Лимит может устанавливаться также на недели или квартале.
Третий метод- страхование по отдельным сделкам. Он используется, если предполагается не серия поставок одним и тем же клиентов, а ряд отдельных сделок на крупные суммы. Предельной суммой является вся сумма заказа на поставку товара в течение определенного времени.
Тема 3. Выдача поручительств и гарантий.
Развитие кредитных и
Банковская гарантия (поручительство) означает, что банк берёт на себя обязательство в случае неуплаты клиентом в срок причитающихся с него платежей произвести платеж за счет своих средств. Гарантия является обязательством, выраженная в денежной форме. Если иное не предусмотрено законом или договором, должник и гарант несут солидарную ответственность перед кредитором. Гарант отвечает в том же объеме, как и должник, и гарантия распространяется также на уплату неустойки, процентов, комиссионных. Гарантия носит срочный и безотзывный характер, то есть без согласия кредитора гарант не вправе отказываться от принятых на себя обязательств.
Предметом банковской гарантии могут быть самые разнообразные сделки, связанные с расчетными, кредитными операциями, обязательствами по контрактам, уплатой экспортных и импортных пошлин.
По способу выставления гарантии делятся на прямые (гарантия выставляется банком-плательщиком) и косвенные (гарантия выставляется через третий банк).
В зависимости от степени участия других банков гарантии могут быть простыми, контргарантиями и синдицированными. Простые гарантии выставляются банком по поручению своего клиента в пользу его контрагента. Контргарантия, означает, что банк гарант, обращаясь к банку- корреспонденту с просьбой выставить контрагенту его клиента гарантию, гарантирует ему при наступлении гарантийного случая возмещение выплаченной суммы. Синдицированные гарантии используются в тех случаях, когда запрашиваемые суммы гарантий превышают возможности одного банка. Тогда между несколькими банками заключается соглашение, по которому в гарантийном случае каждый из них платит свою долю гарантийной суммы.
Гарантии могут быть ограниченными и неограниченными по сумме. В неограниченном гарантийном обязательстве гарант отвечает за всю сумму обязательств заёмщика, а в ограниченном- только за часть обязательств, выраженных в конкретной сумме.
Банковские гарантии подразделяются на платежные и договорные. К платежным банковским гарантиям относятся гарантирование платежей по векселям, аккредитивам, инкассовым операциям. К договорным банковским гарантиям относятся гарантии, подлежащие исполнению по контракту, тендерные гарантии, связанные м организацией торгов, аукционов, гарантии возврата авансов, таможенные гарантии по уплате экспортных и импортных пошлин.
По способу реализации гарантий они делятся на условные и безусловные гарантии. При предоставлении безусловной гарантии банк обычно использует следующую формулировку: «Безусловно гарантируем платеж по первому требованию кредитора», и выплата осуществляется без учета каких-либо выражений клиента, по поручению которого банк выдал гарантию. При условных гарантиях банк выплачивает по гарантийному случаю только при определенных условиях, то есть документального подтверждения, что партнер клиента выполнил все договорные условия или все обязательства по контракту, либо документально подтвердил то, что клиент, чей платеж гарантируется банком, не выполнил своих обязательств.
Суммы поручительств и гарантийных обязательств банка влияют на нормативы ликвидности баланса Н6 (как отношение совокупной суммы требований), а также Н7 (соотношение совокупных обязательств с учетом 50% забалансовых требований и капитала), Н8 (соотношение суммы обязательств банка и 50% полученных гарантий к капиталу) и Н9 (максимальный размер риска на одного заемщика, где учитывается и 50% суммы забалансовых обязательств, выданных банком в отношении данного заемщика, Н 10 (соотношение совокупной суммы требований с учетом 50% гарантий и поручительств и капитала).
При определении возможностей и размера предоставления гарантий учитываются следующие факторы: 1. объём возможного кредита на одного заёмщика в соответствии с нормативами ЦБРФ 2. размер собственного капитала клиента 3. цель и качество сделки, по которой банк выступает гарантом 4. надёжность обеспечения 5. возможность банка взять на себя обязательство по гарантированию, кредитованию полностью или частично с учётом нормативов ликвидности этих операций для банка и целесообразности разделения с другими финансовыми и коммерческими организациями кредитного риска.
В зависимости от формы гарантий банк требует документы, обосновывающие необходимость ее выдачи (оригиналы вексельного договора, контракты), а также документы, подтверждающие устойчивость финансового положения клиента и его возможность выполнить свои обязательства.
Проверив приемлемость для банка условий гарантии и правильность оформления документов, банк составляет гарантийное обязательство, которое содержит следующие положения: 1. наименование банка гаранта, клиента по поручению которого выдаётся гарантия, и лица, в пользу которого она выдается 2. обязательство банка выплатить определённую сумму в гарантийном случае 3. содержание обязательства, или предмет гарантии, то есть указывается на какой случай распространяется гарантия, ссылка на договор или контракт, на основании которого возникают обязательства 4. момент наступления ответственности гаранта с определённой даты, либо события. 5. сумма гарантии 6. плата по гарантии, ее изменение, авизование, аннулирование 7. безусловное или условное обязательство гаранта осуществить платёж 8. дата истечения срока действия гарантии 9. дополнительные условия: а) определение арбитражного органа рассматривающего спорные вопросы по данной гарантии б) порядок возвращения оригинала гарантии после истечения её срока действия.
Соответствующим образом оформленные и подписанные гарантийные обязательства банка регистрируются по следующим реквизитам: а) номер гарантии, по которому она ставится на учет б) наименование клиента, по поручению которого выдана гарантия в) наименование лица, в пользу которого выдана гарантия г) дата гарантии д) сумма гарантии е) срок действия гарантии.
Банки взимают комиссионные за следующие операции: а) выдачу гарантий или контргарантий б) авизование (подтверждение гарантий) в) изменение условий гарантий, авизованных банком и по гарантии и контргарантии, выданной банком г) исполнение банком гарантий или контргарантий, выданные банком д) составление проекта гарантий.
Размеры комиссии по каждому виду операций составляют примерно 0,2% от суммы гарантии за квартал.
Тема 4. Консорциальные услуги. Консалтинговые операции.