- Выбор масштабов автоматизации. Под выбором масштабов автоматизации понимается то, в каком объеме будет автоматизироваться бухгалтерия и в каком порядке будут переведены на компьютер разделы бухучета. Эта проблема тем более актуальна, чем крупнее автоматизируемая организация. Когда речь идет о небольшой фирме, где бухучет ведет один-два бухгалтера, то проблема не стоит вообще, бухучет надо автоматизировать полностью и сразу весь, потому, что объем работ по автоматизации в малых организациях невелик. Но когда мы имеем дело с крупным предприятием, любого профиля деятельности и формы собственности, таким как большая торговая фирма, автотранспортное предприятие, фабрика, строительная организация и пр., где бухучет ведется четырьмя и более бухгалтерами, и по каждому разделу бухучета (учет реализации, расчетов с поставщиками, производства и пр.) имеется с одной стороны большой документооборот и с другой стороны много специфики и нюансов, становится понятно, что, если начинать автоматизировать все сразу, то процесс "завязнет" и результатов не будет. Поэтому для крупной организации, с учетом ее особенностей следует решить:
- Какие разделы автоматизировать, а какие - нет. Например, если в отделе сбыта есть своя программа, при помощи которой отслеживаются расчеты с заказчиками, то делать то же самое в рамках бухучета, наверное, не надо, бухгалтерия может ограничиться просто отражением проводок по счетам реализации, товаров отгруженных, авансов и пр. Часто встречающийся фактор, также, состоит в том, что на всех бухгалтеров не хватает компьютеров, а средств на их покупку нет, значит, какие-то разделы неизбежно будут вестись на бумаге.
- В каком порядке автоматизировать разделы. Практика показывает, что при большом объеме работ по автоматизации лучше переводить на компьютер отдельный раздел, осваиваться с ним, получать результат, затем переходить к другому разделу и так далее, а не стараться сделать все сразу. Очень важно спланировать порядок автоматизации разделов, чтобы не получалось так, что какой-то раздел автоматизируется, а потом его опять приходится донастраивать, чтобы он совмещался с другими, на что уйдет дополнительное время и деньги.
- Постановка задачи. Когда определено, что будет изменяться в бухучете, и какие разделы, в каком порядке будут автоматизироваться, следует четко определить, что автоматизированный бухучет будет давать на выходе. На выходе бухучет дает:
- Первичные документы.
- Учетные регистры для бухгалтерии.
- Регистры и информацию для внутренних нужд предприятия.
- Бухгалтерскую отчетность и расчеты по налогам и другим платежам.
Постановка задачи состоит
в том, что в письменном виде фиксируется
конкретный перечень всех документов
и регистров, необходимых на предприятии,
которые должен выдавать автоматизированный
бухучет, и требования к ним, такие
как информация, содержащаяся в учетных
регистрах, и первичке, автоматизированность
заполнения первички и отчетов и
пр. с учетом особенностей хозяйственной
деятельности. Постановка задачи очень
важна, поскольку без ясного перечня того,
что надо сделать и каким условиям это
должно удовлетворять, практически невозможно
получить результат от автоматизации.
Кроме того, если не сделать заранее четкую
постановку задачи, то может получиться,
что программа будет настроена таким образом,
что требуемые регистры и первичные документы
вообще получаться не будут (например,
по причине отсутствия необходимой аналитики
по счетам, которая устанавливается в
самом начале автоматизации), из-за этого
настройку всей программы придется заново
переделывать.
- Выбор программного средства. Только тогда когда спланирована оптимизация бухучета, определен масштаб и порядок автоматизации и завершена постановка задачи можно переходить к выбору программы. В противном же случае выяснится, что купленная заранее или по принципу "подешевле" программа просто не имеет достаточных возможностей для эффективной автоматизации предприятия и придется покупать новую. Для того чтобы в множестве программных продуктов, их версий и производителей найти путеводную нить к оптимальному для предприятия варианту следует понимать самое главное: просто плохих и просто хороших программ нет, значит, нет и лучшей программы на все случаи жизни. Все те программные продукты, которые широко известны, продаются и рекламируются сейчас в России - хорошие продукты, они доказали это тем, что их знают, покупают и используют на протяжении уже нескольких лет множество предприятий. Отличаются они друг от друга тем, что одни из них лучше подходят для одних предприятий (с учетом их величины, видов деятельности и других факторов), другие - для других, третьи - для третьих. Таким образом, задача состоит в том, чтобы выбрать оптимальный для предприятия программный продукт. Начинать нужно с принятия трех решений:
- Выбрать какую программу покупать малую или большую. Все множество программ четко делится на программы для автоматизации малой бухгалтерии, где работают 1-3 человека и крупной, 4 и более человека. Программы для автоматизации малой бухгалтерии сравнительно проще во внедрении, однако они, как правило, не содержат автоматических функций позволяющий вести бухгалтерию с учетом всех нюансов, таких как особенный учет реализации, расчет отпускных и пр. На небольших предприятиях, где операций мало, такие нюансы можно вводить и вручную, а вот на больших так не получится, поскольку операций много и ручной ввод займет так много времени, что часть бухучета придется вести вручную и автоматизация будет неэффективной. К таким малым программам относятся, например, "Инфо-бухгалтер", "1С", программа "Skat" производства СКБ "Контур". Программы для автоматизации крупной бухгалтерии прямо противоположны по характеристикам. Они позволяют автоматически вести все возможные бухгалтерские операции, начиная от переоценки основных средств, кончая учетом себестоимости объектов капитального строительства, однако такие программы значительно сложнее и внедрение их более трудоемко. Такие программные средства представляют собой не одну отдельную программу, а набор совместимых модулей, каждый из которых соответствует тому или иному разделу бухучета. Примерами таких программ являются "Бэст", "Парус", "RS-balance", программы СКБ "Контур" и "Бонус", систем "Галактика".
- Выбрать операционную систему, под которой будет работать программа. Варианта всего два - под DOS и под Windows. Подавляющее большинство широко продающихся программ имеют версии для той и для другой операционной системы. Однозначно можно сказать, что если оптимально подходящая программа имеет обе версии, следует выбирать Windows, поскольку это современная операционная система и, с учетом развития программного обеспечения, DOS очень быстро устаревает, поскольку не дает тех возможностей, которые дает Windows. Однако если оптимальная программа не имеет версии для Windows, а менее подходящая имеет, покупайте оптимальную, пусть даже под DOS, поскольку качество автоматизации бухучета дороже, чем современная операционная система. Версии программ, предназначенные для Windows всегда несколько дороже, чем для DOS, но их преимущества сторицей покрывают наценку. Кроме того, для работы под Windows необходимы более мощные компьютеры.
- Выбрать какой будет программа сетевая или нет. Это тоже простое решение. Если работать в автоматизированной бухгалтерии будут несколько работников на нескольких компьютерах, то компьютеры обязательно должны быть объединены в сеть чтобы проводки, вводимые всеми бухгалтерами, попадали в один общий журнал хозяйственных операций, и программа должна быть тоже сетевой, т.е. иметь возможность работать одновременно на нескольких компьютерах. Все распространенные сейчас программы имеют сетевые версии, которые стоят немного дороже несетевых, работа программы по автоматизации крупной бухгалтерии вообще немыслима в несетевом режиме.
После того, как приняты
эти три решения, круг программ, из
которых надо выбирать, значительно
сужается, и поступать можно двумя
способами:
- Выбирать программу самим, для этого необходимо посетить региональных дилеров различных программных продуктов, они есть по каждому продукту и практически везде, и, имея на руках постановку задачи и остальные требования к автоматизации, заранее выработанные Вами, попросить продемонстрировать Вам может ли та или иная программа делать именно то, что Вам требуется. Совершив несколько визитов, (или приглашений дилеров к себе на предприятие) Вы определитесь с оптимальной программой.
- Обратиться к специалистам по внедрению программ, которые помогут выбрать лучший вариант.
- Вопросы техники. Технические вопросы, связанные с компьютерами не входят в бухгалтерские функции, но, тем не менее, очень важны. Само по себе слово "компьютер" ничего о компьютере не говорит. Важна мощность (производительность) компьютера, которая зависит от нескольких его переменных параметров, называемых вместе "конфигурация компьютера". То, какой компьютер Вам необходим, зависит от двух факторов:
- Программы, которые у Вас установлены. Одни программы требуют от компьютера меньше ресурсов, другие больше, если Вы работаете под Windows, компьютер должен быть еще мощнее, если программа сетевая, то она потребует больше ресурсов, чем несетевая.
- Количества операций, введенных в программу. Чем больше проводок введено, тем больше ресурсов требуется для их обработки. На крупном предприятии для работы какой-либо программы нужен более мощный компьютер, чем для работы той же программы на маленьком предприятии. На практике можно столкнуться с тем, что на этапе настройки программы, когда проводок не вводится вообще, она работает быстро, но через 2-3 месяца работы бухгалтерии, когда введено уже много проводок, скорость работы того же компьютера становится неудовлетворительной. При автоматизации бухучета важно, чтобы компьютеры, на которых установлены программы, были достаточно мощны, чтобы программа работала быстро, в противном случае бухгалтер будет периодически ожидать пока, компьютер "переварит" введенную в него информацию, а то и просто сталкиваться с ошибками и неполадками, происходящими оттого, что компьютер слишком маломощен для той программы, которая на нем установлена и того количества операций, которые в него введены.[4, 8]
- Наиболее распространенные в России системы автоматизации бухгалтерского учета
Программа 1С: Бухгалтерия
является универсальной бухгалтерской
программой и предназначена для
ведения синтетического и аналитического
бухгалтерского учета по различным
разделам. Программа предоставляет
возможность ручного и автоматического
ввода проводок.
Вместе с продуктом
предлагается широкий перечень заполняемых
форм первичных документов, но если
пользователя не устраивает какой-либо
документ, он может изменить его
печатную форму и алгоритм заполнения.
Помимо описанного продукта,
фирма «1С» продвигает на рынок свою
новую разработку под названием
«1С: Предприятие». Это ПО представляет
собой универсальную систему
для автоматизации учета в
торговле, складском хозяйстве и
смежных отраслях деятельности предприятия.
Система «1С: Предприятие» может
быть адаптирована к любым особенностям
учета на конкретном предприятии
при помощи модуля «1С: Конфигуратор»,
позволяющего настраивать все основные
элементы программной среды, генерировать
и редактировать документы с
любой структурой, изменять их экранные
и печатные формы, формировать журналы
для работы с документами с
возможностью их произвольного распределения
по журналам.
«АУБИ» – это зарегистрированное
название интегрированной программной
системы «Автоматизации бухгалтерского
учета малых, средних и больших
предприятий».
«АУБИ» может быть с
успехом использована для автоматизации
бухгалтерского учета предприятий
различного рода деятельности. Программный
комплекс представляет одинаковый интерес
как для торговых (коммерческих)
структур, так и для производственных
предприятий. Гибкая система программы
позволяет настраивать «АУБИ» на
нужды конкретного пользователя.
При этом бухгалтер каждого предприятия,
исходя из своих собственных потребностей,
имеет возможность сформировать
план счетов; информационные справочники,
содержащие названия предприятий-партнеров
и их банковские реквизиты; список материально
ответственных лиц и т.д.
«АУБИ» может поставляться
в различной комплектации. По желанию
пользователя в комплект поставки могут
быть включены или изъяты различные
элементы программы.
Супер – менеджер – многовалютная
система, предназначенная для автоматизации
бухгалтерского учета на предприятиях
сложной структуры различных
форм собственности. Система бухгалтерского
учета позволяет оперировать
следующими операциями: аналитический
и синтетический учет автоматический
учет курсовой разницы приведение учетных
данных к любой национальной валюте
ведение журналов-ордеров, главной
книги и баланса в любой
валюте и сводно по эквиваленту гибкий
план счетов, учитывающий все индивидуальные
особенности формирование сложных
проводок консолидация данных различных
организаций и филиалов.
Инфо-бухгалтер. В любой
момент можно изготовить: баланс со
всеми приложениями оборотная ведомость
главная книга ведомости аналитического
учета по счетам журналы ордера и
ведомости к ним, шахматка, разнообразные
ведомости и справки анализ финансовой
деятельности с построением графиков
и диаграмм
Фолио. Ведение бухгалтерского
учета любого числа предприятий
на одном компьютере с возможностью
получения сводного бланка нескольких
предприятий. Подробный финансовый
анализ деятельности организаций по
которым ведется бухгалтерия
учет движения денежных средств в
динамике финансовый баланс для руководителя
и отчет о прибыли и убытках
по месяцам и годам аналитические
показатели валюта зарплата склад система
прогнозирования оптимальной цены
продажи партии товара возможность
генерации новых форм отчетности
встроенные многоуровневые таблицы.
Инфин – бухгалтерия. Продуманная
структура программы и привычный
бухгалтеру дизайн полная автоматизация
учета до пяти уровней аналитического
учета минимальные изменения
в настройке программы под
специфику именно Вашего предприятия
бухучет для нескольких предприятий
на одном рабочем месте возможность
настройки на любое изменение
законодательства возможность ведения
двойной бухгалтерии возможность
работы с любыми валютами парольная
защита сохранение данных за любое
количество лет.
«БЭСТ». Отличительной чертой
ПО «БЭСТ» версии 3. 1 является ориентация
на комплексную автоматизацию предприятий
оптовой торговли. Этот продукт может
функционировать как в локальном, так
и сетевом варианте. Структурно система
«БЭСТ» выполнена в виде набора взаимосвязанных
программных модулей: настройка и системные
утилиты; ведение Главной книги; учет кассовых
операций; учет операций с банком; учет
основных средств; учет производственных
запасов; учет товаров и готовой продукции;
управление продажами (реализацией); заработная
плата.
Система «Аккорд» представляет
собой комплекс программ, автоматизирующих
различные службы предприятия. В
одной информационной среде могут
работать отдел кадров, плановые службы,
бухгалтерия, службы управления закупками
и продажами, отдел труда и
заработной платы. Система разработана
с помощью инструментальной среды
«Атлантис» компании «Атлант-Информ.[3,
5, 10, 12, 16]
- Сдача отчетности в электронной форме
Налоговая декларация (расчет)
представляется в налоговый орган
по месту учета налогоплательщика
(плательщика сбора, налогового агента)
по установленной форме на бумажном
носителе или по установленным форматам
в электронном виде вместе с документами,
которые в соответствии с настоящим
Кодексом должны прилагаться к налоговой
декларации (расчету). Налогоплательщики
вправе представить документы, которые
в соответствии с настоящим Кодексом
должны прилагаться к налоговой
декларации (расчету), в электронном
виде.