Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2013 в 00:00, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является приобретение знаний и навыков о содержании и порядке составления бухгалтерского баланса предприятия.
Для того чтобы достичь цели нужно выполнить ряд задач:
1. Определить теоретические и организационные аспекты построения бухгалтерского баланса и отчет о прибылях и убытках:
- нормативно-правовое регулирование составления бухгалтерской отчетности;
- виды и классификация бухгалтерских балансов;
- порядок формирования отчета о прибылях и убытках
Введение…………………………………………………………………...4
1 Теоретические и организационные аспекты построения бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках……………………..6
1.1 Нормативно-правовое регулирование составления бухгалтерской отчетности………………………………………………………………………..6
1.2 Виды и классификация бухгалтерских балансов…………………...10
1.3 Порядок формирования отчета о прибылях и убытках…………….17
2 Бухгалтерский баланс………………………………………………......28
2.1 Порядок отражения активов баланса………………………………..28
2.2 Синтетический и аналитический учет……………………………….40
2.3 Порядок проведения инвентаризации перед составлением бухгалтерского баланса…………………………………………………………50
3 Рекомендации по совершенствованию бухгалтерского баланса…….64
3.1 Международные стандарты формирования бухгалтерского баланса……………………………………………………………………………64
3.2 Автоматизация расчетов……………………………………………...68
Заключение………………………………………………………………..73
Список литературы……………………………………………………….75
Существуют различные виды бухгалтерского баланса, которые классифицируются по следующим признакам: времени составления; объему информации; форме собственности; объекту отражения; способу очистки.
По времени составления бухгалт
Вступительный баланс составляют на момент возникновения предприятия, с него начинается ведение бухгалтерского учета. Он определяет сумму ценностей, с которыми предприятие начинает свою деятельность.
Текущие балансы составляют
периодически в течение всего
времени существования
Начальный баланс формируется на начало отчетного года.
Заключительный - на конец отчетного года.
Промежуточные балансы составляются за период между началом и концом года. Они отличаются от заключительных тем, что к ним прилагается меньше отчетных форм, чем к заключительным.
Санируемые - составляются в тех случаях, когда предприятие приближается к банкротству. Санируемый баланс составляется еще до окончания отчетного периода с помощью аудитора, с целью показать реальное состояние дел на предприятии.
Ликвидационные балансы составляют при ликвидации предприятия. Он отличается оценкой статей, производимой не по учетной стоимости, а по цене возможной реализации каждого актива.
Разделительные балансы
составляют в момент разделения крупного
предприятия на несколько более
мелких предприятий или передаче
одного или нескольких структурных
подразделений данного
Объединительный баланс составляют при объединении (слиянии) нескольких предприятий в одно предприятие.
По объему информации балансы подразделяются на:
Единичный баланс составляется только по одному предприятию на основании текущего учета.
Сводный баланс составляется на основании единичных балансов и отражает хозяйственные средства объединений (министерств, фирм, акционерных обществ и т.п.).
Консолидированный баланс составляется путем объединения балансов предприятий юридически самостоятельных, но взаимосвязанных в экономическом и финансовом отношении.
По формам собственности
различают балансы
По объекту отражении балансы делятся на самостоятельные и отдельные:
Самостоятельный баланс составляют предприятия, являющиеся юридическими лицами.
Отдельный баланс составляют
структурные подразделения
По способу очистки могут быть балансы-брутто и балансы-нетто.
Баланс-брутто - это баланс,
включающий в себя регулирующие статьи.
Регулирующими называются статьи, суммы
по которым при определении
Баланс-нетто - это баланс, из стоимости которого исключены суммы регулирующих статей, что называется "очисткой". Все предприятия Российской Федерации составляют баланс-нетто, т.е. в итог баланса входит остаточная стоимость основных средств, а товары для перепродажи - по себестоимости.
По источникам составления балансы подразделяются на:
Инвентарные - составляются
на основании инвентаря (описи имущества).
Такие балансы составляются при
возникновении новой
Книжный баланс - составляется на основании книжных записей (данных текущего учета) без инвентаризации.
Генеральный баланс - составляется на основании учетных записей и данных инвентаризации.
Основными требованиями, предъявляемыми к бухгалтерскому балансу, являются правдивость, реальность, единство, преемственность и ясность.
Правдивость баланса обеспечивается полнотой и качеством документов, на основании которых он составляется. Если не все факты хозяйственной деятельности отчетного периода своевременно оформлены документально или оформлены неправильно, то баланс не отражает фактический итог работы предприятия. Каждая статья бухгалтерского баланса должна быть подтверждена документально, записями на бухгалтерских счетах, бухгалтерскими расчетами и инвентаризацией. Преднамеренное искажение данных бухгалтерского баланса называется его вуалированием. Вуалирование баланса может быть умышленным с целью скрытия нарушений или для приукрашивания отдельных сторон деятельности и неумышленным как результат незнания отдельных положений по составлению баланса. [6]
Реальность баланса означает соответствие оценок статей объективной действительности. Не следует смешивать понятия "правдивость" и "реальность" баланса. Баланс может быть правдивым, но не реальным, т.е. данные баланса составлены на основании документов и показывают действительное наличие средств, но некоторые статьи не показывают реального положения, например, основные средства морально устарели, дебиторская задолженность невостребуемая и т.п.
Единство баланса означает составление баланса по единым принципам учета и оценки, т.е. применение во всех структурных подразделениях предприятия и отраслях единой номенклатуры счетов бухгалтерского учета, одинакового содержания счетов, их корреспонденции и т.п.
В Российской Федерации достигнуто единство балансов, так как принята единая форма бухгалтерского баланса, утвержденная Министерством финансов Российской Федерации от 22 июля 2003 г., применяется единый план счетов. Все формы финансовой отчетности составляются на основе "Указаний по заполнению форм квартального и годового финансового отчета предприятий", утверждаемых Министерством финансов Российской Федерации.
Преемственность баланса выражается в том, что каждый последующий баланс должен вытекать из предыдущего баланса. Например, заключительный баланс прошлого года (данные на конец года) должен быть начальным балансом отчетного года (данные на начало года), так как отчетный период является продолжением прошлого года. [14]
Ясность баланса - это его доступность для понимания лиц, его составляющих, и всех его читающих и анализирующих.
На практике наблюдается четыре изменения статей бухгалтерского баланса:
1. характеризуется изменением
статей баланса, при котором
одна статья актива
2. характеризуется изменением
статей пассива, при котором
одна статья пассива
3. характеризуется изменением в статьях актива и пассива баланса, при котором статья актива и пассива увеличивается на одну и ту же сумму. Увеличение хозяйственных средств вызывает увеличение их источников образования. Итог пассива и актива баланса увеличивается на одну и ту же сумму хозяйственной операции.
4. характеризуется изменением в статьях актива и пассива баланса, при котором уменьшается статья актива и пассива на одну и ту же сумму. Уменьшение хозяйственных средств вызывает уменьшение их источников образования. Итог пассива и актива баланса уменьшается на одну и ту же сумму хозяйственной операции.
Таблица 1.2.1 Влияние четырех типов изменений на баланс может быть представлено следующим образом:
Тип изменения |
Актив |
Пассив | ||
Увеличение |
Уменьшение |
Увеличение |
Уменьшение | |
1 |
+ |
|||
2 |
+ |
|||
3 |
+ |
+ |
||
4 |
Каждая строка баланса имеет порядковый номер, что облегчает ее нахождение и ссылки на отдельные статьи.
Для отражения состояния
средств в балансе
1.3 Порядок формирования отчета о прибылях и убытках
В качестве приложения к Бухгалтерскому балансу и Отчету о прибылях и убытках фирмы должны составлять пояснения. Их можно составить как в табличной, так и в текстовой форме. [3]
Содержание пояснений компании определяют самостоятельно. При этом удобно воспользоваться примером составления подобных пояснений. (Приложение N 1 к приказу Минфина России от 2 июля 2010 года N 66н).
Для отражения количественных данных лучше использовать табличную форму пояснений. Если же информация носит описательный характер, например, отражает изменения учетной политике, то ее удобнее оформить в текстовом виде в пояснительной записке.
Обратите внимание: бухгалтерская отчетность содержит колонку, которая связывает информацию, отраженную в Бухгалтерском балансе и в Отчете о прибылях и убытках, с пояснениями. Все пояснения должны быть пронумерованы. Эти же номера необходимо вписать напротив каждой статьи самого отчета, которая расшифровывается в пояснениях.
Это графа "Пояснения". Именно в ней следует указать номер того пояснения, которое дается к этой статье Баланса (Отчета о прибылях и убытках). [13]
Необходимость такой нумерации установлена п. 28 ПБУ 4/99. Там сказано, что пояснения к Бухгалтерскому балансу и Отчету о прибылях и убытках раскрывают информацию в виде:
- отдельных отчетных форм (Отчет о движении денежных средств, Отчет об изменениях капитала и др.);
- пояснительной записки. Статья Бухгалтерского баланса и Отчета о прибылях и убытках, к которой даются пояснения, должна иметь указание на такое раскрытие.
Пояснения к Бухгалтерскому балансу и Отчету о прибылях и убытках, рекомендованные Минфином России, состоят из разделов:
1. Нематериальные активы и расходы на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы (НИОКР).
2. Основные средства.
3. Финансовые вложения.
4. Запасы.
5. Дебиторская и кредиторская задолженность.
6. Затраты на производство.
7. Резервы под условные обязательства.
8. Обеспечения обязательств.
9. Государственная помощь. [15]
В этом разделе отражают информацию о нематериальных активах фирмы, а также о расходах, произведенных на научные исследования и опытно-конструкторские исследования и технологические работы. Раздел состоит из пяти таблиц:
1.1. Наличие и движение нематериальных активов.
1.2. Первоначальная стоимость нематериальных активов, созданных самой организацией.
1.3. Нематериальные активы с полностью погашенной стоимостью.
1.4. Наличие и движение результатов НИОКР.
1.5. Незаконченные и неоформленные НИОКР и незаконченные операции по приобретению нематериальных активов.
Раздел 2 пояснений к Бухгалтерскому балансу и Отчету о прибылях и убытках состоит из четырех таблиц:
2.1. Наличие и движение основных средств;
2.2. Незавершенные капитальные вложения;
2.3. Изменение стоимости основных средств в результате достройки, дооборудования; реконструкции и частичной ликвидации;
2.4. Иное использование основных средств.
В таблицу 2.1 вносят информацию о наличии и движении основных средств компании. Данные в строках таблицы отражают отдельно по основным средствам, отдельно - по доходным вложениям в материальные ценности. И в том, и в другом случае информация приводится с разбивкой на группы соответственно основных средств и доходных вложений.
Данные вносят за отчетный и предыдущий годы.
Наличие основных средств и доходных вложений отражают в столбцах "На начало года" и "На конец периода". Сюда же нужно вписать и суммы накопленной амортизации.
В столбец "Изменения за период" следует внести информацию о поступлении, выбытии, переоценке объектов, а также о сумме амортизации, начисленной на их стоимость.
Обратите внимание: в случае переоценки объектов в графах "Первоначальная стоимость" приводится текущая рыночная стоимость или текущая (восстановительная) стоимость.
В таблице 2.2 отражается стоимость незавершенных капитальных вложений.
К незавершенным капвложениям относятся:
- незавершенное строительство;
- незаконченные операции по приобретению, модернизации и другие подобные действия с основными средствами.
Информация приводится с разбивкой на группы основных средств. Данные вносят за отчетный и предыдущий годы.
Капвложения отражают в столбцах с разбивкой "На начало года", "Изменения за период" и "На конец периода".
Напомним, в новой форме
бухгалтерского баланса, отсутствует
строка для отражения информации
по незавершенным капитальным
В таблице 2.3 должны содержаться данные об изменении стоимости основных средств в результате достройки, дооборудования, реконструкции и частичной ликвидации.