Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2013 в 00:00, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является приобретение знаний и навыков о содержании и порядке составления бухгалтерского баланса предприятия.
Для того чтобы достичь цели нужно выполнить ряд задач:
1. Определить теоретические и организационные аспекты построения бухгалтерского баланса и отчет о прибылях и убытках:
- нормативно-правовое регулирование составления бухгалтерской отчетности;
- виды и классификация бухгалтерских балансов;
- порядок формирования отчета о прибылях и убытках
Введение…………………………………………………………………...4
1 Теоретические и организационные аспекты построения бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках……………………..6
1.1 Нормативно-правовое регулирование составления бухгалтерской отчетности………………………………………………………………………..6
1.2 Виды и классификация бухгалтерских балансов…………………...10
1.3 Порядок формирования отчета о прибылях и убытках…………….17
2 Бухгалтерский баланс………………………………………………......28
2.1 Порядок отражения активов баланса………………………………..28
2.2 Синтетический и аналитический учет……………………………….40
2.3 Порядок проведения инвентаризации перед составлением бухгалтерского баланса…………………………………………………………50
3 Рекомендации по совершенствованию бухгалтерского баланса…….64
3.1 Международные стандарты формирования бухгалтерского баланса……………………………………………………………………………64
3.2 Автоматизация расчетов……………………………………………...68
Заключение………………………………………………………………..73
Список литературы……………………………………………………….75
В строках таблицы отдельно указывают увеличение и уменьшение стоимости основных средств. Увеличение может происходить в результате достройки, дооборудования и реконструкции, а уменьшение - из-за частичной ликвидации.
Обратите внимание: информацию об увеличении или уменьшении стоимости указывают по каждому основному средству, стоимость которого изменилась.
Данные в столбцах таблицы 2.3 приводят за отчетный и предыдущий периоды.
В таблице 2.4 отражают информацию об ином использовании основных средств фирмы.
Здесь указывают в частности информацию о стоимости:
- основных средств, которые переданы или получены в аренду, и числятся как на балансе компании, так и за ним;
- основных средств,
- недвижимости, которая принята в эксплуатацию и фактически используется, но находится на госрегистрации;
- иных используемых основных средств (например, переданных или полученных в залог, но используемых компанией).
В столбцах таблицы 2.4 указывается их стоимость на:
- отчетную дату (столбец 2);
- 31 декабря предыдущего года (столбец 3);
- 31 декабря года
Раздел 3 пояснений к Бухгалтерскому балансу и Отчету о прибылях и убытках состоит из двух таблиц:
3.1. Наличие и движение финансовых вложений;
3.2. Иное использование финансовых вложений.
Напомним, что для учета финансовых вложений используется счет 58.
В таблицу 3.1 вносят информацию о наличии в компании финансовых вложений и об их движении. Данные в строках таблицы распределяют по группам или по видам финансовых вложений.
При этом информацию о краткосрочных и долгосрочных вложениях указывают отдельно. Ее берут из соответствующих субсчетов счета 58.
Данные вносят за отчетный и предыдущий годы.
Наличие финансовых вложений отражают в столбцах "На начало года" и "На конец периода". Данные для их заполнения берут из субсчетов счета 58.
В столбец "Изменения за период" следует внести информацию о:
- поступлении, выбытии
(погашении) финансовых
- начисленных процентах;
- текущей рыночной стоимости и убытках от обесценения.
В таблице 3.2 отражают информацию об ином использовании финансовых вложений фирмы.
Здесь указывают в частности информацию о:
- финансовых вложениях, находящихся в залоге;
- финансовых вложениях,
переданных третьим лицам (
В последней строке таблицы вы можете вписать данные об ином использовании финансовых вложений.
В столбцах таблицы 3.2 указываются данные об их стоимости на:
- отчетную дату (столбец 2);
- 31 декабря предыдущего года (столбец 3);
- 31 декабря года
Раздел 4 пояснений к Бухгалтерскому балансу и Отчету о прибылях и убытках состоит из двух таблиц:
4.1. Наличие и движение запасов;
4.2. Запасы в залоге.
В таблицу 4.1 вносят информацию о наличии в компании запасов и об их движении. Данные в строках таблицы распределяют по группам или по видам запасов.
Данные вносят за отчетный и предыдущий годы.
Себестоимость запасов отражают в столбцах "На начало года" и "На конец периода". Здесь же указывают величину резерва под снижение стоимости.
В столбец "Изменения за период" следует внести информацию:
- о поступлениях и затратах;
- о выбытии запасов;
- об убытках от снижения стоимости;
- об оборотах запасов между их группами (видами).
Таблица 4.2 предназначена для отражения информации о запасах в залоге.
В ней указывают в частности информацию о:
- запасах, не оплаченных на отчетную дату;
- запасах, находящихся в залоге по договору.
Информация приводится с разбивкой на группы (виды) запасов в залоге.
В столбцах таблицы 4.2 указываются данные на:
- отчетную дату (столбец 2);
- 31 декабря предыдущего года (столбец 3);
- 31 декабря года
Этот раздел детализирует дебиторскую и кредиторскую задолженность фирмы. Он состоит из четырех таблиц:
5.1. Наличие и движение дебиторской задолженности;
5.2. Просроченная дебиторская задолженность;
5.3. Наличие и движение кредиторской задолженности;
5.4. Просроченная кредиторская задолженность.
Чтобы заполнить таблицу, используйте данные по счетам:
- 58 "Финансовые вложения";
- 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" субсчет "Расчеты по авансам выданным";
- 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками";
- 66 "Расчеты по краткосрочным кредитам и займам";
- 67 "Расчеты по долгосрочным кредитам и займам";
- 68 "Расчеты по налогам и сборам";
- 69 "Расчеты по социальному страхованию и обеспечению";
- 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда" (излишне начисленная работникам зарплата);
- 71 "Расчеты с подотчетными лицами";
- 73 "Расчеты с персоналом по прочим операциям";
- 75 "Расчеты с учредителями";
- 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" (выборочно), например, долг фирме.
Предварительно всю
Заполняя этот раздел пояснений к Бухгалтерскому балансу и Отчету о прибылях и убытках, в графе "На начало года" отразите сальдо по соответствующим счетам на 1 января отчетного года: по дебиторской задолженности - дебетовое, по кредиторской - кредитовое.
В графе "На конец периода" укажите остатки дебиторской и кредиторской задолженности по состоянию на конец отчетного года.
В графе "Изменения за период" отражают поступления и выбытия задолженностей, а также перевод задолженности из долгосрочной в краткосрочную.
В таблице 5.2 отражают информацию о просроченной дебиторской задолженности.
Данные о задолженности указываются по ее видам. В столбцах указывают размер задолженности, уточненный по условиям договора, и балансовую стоимость.
В столбцах указываются данные на:
- отчетную дату (столбец 2);
- 31 декабря предыдущего года (столбец 3);
- 31 декабря года
Таблица 5.3 предназначена для отражения данных о наличии и о движении кредиторской задолженности. Она заполняется так же, как таблица 5.1 "Наличие и движение дебиторской задолженности".
В строках указываются виды задолженности, а в столбцах - ее остаток на начало и на конец периода, а также изменения (поступление, выбытие и перевод кредиторской задолженности из долгосрочной в краткосрочную) за период.
В таблице 5.4 отражают информацию о просроченной кредиторской задолженности.
В столбцах указываются данные на:
- отчетную дату (столбец 2);
- 31 декабря предыдущего года (столбец 3);
- 31 декабря года
Данный раздел содержит подробный перечень расходов фирмы, которые отражаются за отчетный и предыдущий годы.
При заполнении раздела 6 распределите расходы по основным элементам в соответствии с ПБУ10/99 "Расходы организации":
- материальные затраты;
- затраты на оплату труда;
- отчисления на социальные нужды;
- амортизация;
- прочие затраты.
Чтобы заполнить строку "Материальные затраты", сложите кредитовые обороты по счетам 10 "Материалы", 16 "Отклонение в стоимости материальных ценностей", 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" и 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" (в части работ и услуг производственного характера) в корреспонденции со счетами учета затрат (20, 23, 25, 26, 29 и 44).
Если ваша фирма занимается торговлей, то отразите также суммы, списанные с кредита счета 41 "Товары" в дебет счета 90 "Продажи".
В строке "Расходы на оплату труда" отразите кредитовый оборот по счету 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда" в корреспонденции со счетами учета затрат.
По строке "Отчисления на социальные нужды" укажите суммы, списанные на счета учета затрат с кредита счета 69 "Расчеты по социальному страхованию и обеспечению".
Для заполнения строки "Амортизация" суммируйте обороты по кредиту счетов 02 "Амортизация основных средств" и 05 "Амортизация нематериальных активов" в корреспонденции со счетами учета затрат.
В строке "Прочие затраты" приведите стоимость работ и услуг непроизводственного характера. Это могут быть консультационные, юридические, рекламные услуги, а также представительские и командировочные расходы, не связанные с производством, и другие аналогичные затраты. Информацию о них возьмите из кредита счетов 60, 71 и 76 в корреспонденции со счетами учета расходов. Все показатели приведите за отчетный и предыдущий годы.
В строке "Итого по элементам" отразите общую сумму затрат фирмы по обычным видам деятельности за отчетный и предшествующий годы. Это сумма предыдущих строк.
В следующей строке покажите изменение остатков незавершенного производства, готовой продукции и т.д. по сравнению с предыдущим годом. В последней строке таблицы укажите общую сумму расходов по обычным видам деятельности.
Этот раздел предназначен для отражения сумм резервов, созданных фирмой, под условные обязательства.
Напомним, что резервы под условные обязательства отражают по строке 1430 Бухгалтерского баланса.
Информацию вносят отдельно по каждому резерву и только за отчетный период. В столбцы раздела 7 вписывают суммы остатков на начало и на конец периода, а также начисленных, использованных и восстановленных суммах.
Для заполнения раздела используйте данные забалансового счета 008 "Обеспечения обязательств и платежей полученные". Суммы обеспечений, учтенные на этом счете, списывают по мере погашения задолженности, в счет которой они выданы (например, займа).
Отдельно представьте информацию о стоимости имущества, полученного в залог от других фирм.
В этом же разделе приведите данные, отраженные в учете по счету 009 "Обеспечения обязательств и платежей выданные". По ним также отдельно укажите сведения о стоимости имущества, переданного вашей фирмой в залог.
Этот раздел заполняют фирмы, которые в отчетном или предыдущем году получили из бюджета деньги на осуществление своей деятельности.
Этот раздел заполните в соответствии с ПБУ "Учет государственной помощи" (ПБУ 13/2000). Государственная помощь может предоставляться в виде субвенций, субсидий, бюджетных кредитов (кроме налоговых) и т.д. Данные о бюджетном финансировании возьмите из оборотов по счету 86 "Целевое финансирование". Показатели приведите на начало и конец отчетного и предыдущего года. [13]
2 Бухгалтерский баланс
2.1 Порядок отражения активов баланса
Данные в балансе показываются на начало и конец отчетного периода.
Показатели на начало периода заносятся в баланс или по данным счетов бухгалтерского учета на начало отчетного года или переносятся из прошлого бухгалтерского баланса.
А показатели на конец отчетного периода нужно сформировать на основе остатков по счетам бухгалтерского учета на конец периода. Баланс формируется на основании данных Главной книги о сальдовых значениях счетов бухгалтерского учета.
Вместе с тем, прежде чем приступить к составлению баланса, необходимо проверить правильность отражения операций на бухгалтерских счетах, а также сверить остатки в регистрах бухгалтерского учета. [2]
Одним из способов проверки реальности остатков является инвентаризация, при которой проверяются и документально подтверждаются наличие, состояние и оценка имущества и обязательств.
При составлении баланса бухгалтеру следует иметь ввиду следующее:
- не допускается зачет между
статьями активов и пассивов,
статьями прибылей и убытков,
кроме случаев, когда такой
зачет предусмотрен
- отдельные показатели
- активы и пассивы в части
расчетов и обязательств
Актив бухгалтерского баланса состоит из двух разделов.
Раздел I. «Внеоборотные активы»
Подраздел: «Нематериальные активы»
По строке 110 «Нематериальные активы» отражается остаточная стоимость нематериальных активов, которая равняется разнице остатков по счетам 04 «Нематериальные активы» и 05 «Амортизация нематериальных активов».
Однако п.21 ПБУ «Учет нематериальных
активов» (ПБУ 14/2000), утвержденного Приказом
Минфина РФ от 16.10.2000 г. №91н, позволяет
начислять амортизацию
К нематериальным активам относятся активы, которые отвечают следующим условиям:
- отсутствие материально-
- возможность идентификации
организацией от другого
- использование в производстве
продукции, при выполнении
- использование в течение длительного времени (свыше 12 месяцев);