Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2013 в 00:00, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является приобретение знаний и навыков о содержании и порядке составления бухгалтерского баланса предприятия.
Для того чтобы достичь цели нужно выполнить ряд задач:
1. Определить теоретические и организационные аспекты построения бухгалтерского баланса и отчет о прибылях и убытках:
- нормативно-правовое регулирование составления бухгалтерской отчетности;
- виды и классификация бухгалтерских балансов;
- порядок формирования отчета о прибылях и убытках
Введение…………………………………………………………………...4
1 Теоретические и организационные аспекты построения бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках……………………..6
1.1 Нормативно-правовое регулирование составления бухгалтерской отчетности………………………………………………………………………..6
1.2 Виды и классификация бухгалтерских балансов…………………...10
1.3 Порядок формирования отчета о прибылях и убытках…………….17
2 Бухгалтерский баланс………………………………………………......28
2.1 Порядок отражения активов баланса………………………………..28
2.2 Синтетический и аналитический учет……………………………….40
2.3 Порядок проведения инвентаризации перед составлением бухгалтерского баланса…………………………………………………………50
3 Рекомендации по совершенствованию бухгалтерского баланса…….64
3.1 Международные стандарты формирования бухгалтерского баланса……………………………………………………………………………64
3.2 Автоматизация расчетов……………………………………………...68
Заключение………………………………………………………………..73
Список литературы……………………………………………………….75
При инвентаризации подотчетных сумм проверяются отчеты подотчетных лиц по выданным авансам с учетом их целевого использования, а так же суммы выданных авансов по каждому подотчетному лицу (даты выдачи, целевое назначение).
При проверке расчетов с дебиторами и кредиторами составляют акты сверки расчетов. Акт составляют по каждому контрагенту в двух экземплярах, по одному для каждой из сторон. Форма акта законодательно не утверждена, по этому он составляется в произвольной форме.
На основании актов сверки с кредиторами и дебиторами необходимо составить справку о кредиторской и дебиторской задолженности по форме, утвержденной постановлением Госкомстата России от 18.08.98 № 88.
Эта справка является приложением к акту инвентаризации расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами (форма № ИНВ-17). Акт составляется в двух экземплярах и подписывается ответственными лицами инвентаризационной комиссии. Один экземпляр акта передается в бухгалтерию, второй — остается у комиссии.
Инвентаризация расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами
Согласно пункту 3.48 Методических указаний по инвентаризации инвентаризационная комиссия путем документальной проверки должна установить правильность расчетов с финансовыми, налоговыми органами и внебюджетными фондами.
Налоговой службой разработаны формы по сверке расчетов с бюджетом.
Приказом ФНС России от 04.04.2005№ САЭ-3-01/138@ утверждены акты сверки расчетов налогоплательщика с бюджетом: форма № 23 (полная) и форма № 23-а (краткая). Приказом ФНС России от 23.05.2005№ ММ-3-19/206@ утверждена справка об исполнении налогоплательщиком обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней и налоговых санкций.
Этими же приказами утверждены Методические указания по заполнению соответствующих форм.
Перед составлением годовой бухгалтерской отчетности организация должна получить в налоговой инспекции акт по форме № 23-а (краткая). Ежеквартально этот акт получают крупнейшие налогоплательщики. Так же в обязательном порядке он выдается налогоплательщикам при снятии с учета, в том числе при снятии с учета и постановке на учет в другом налоговом органе, при снятии с учета при ликвидации, реорганизации юридического лица, в других ситуациях по инициативе налогоплательщика и в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Инвентаризация резервов
При инвентаризации резервов
предстоящих расходов и платежей
проверяется правильность и обоснованность
созданных в организации
Резерв на предстоящую
оплату предусмотренных
Аналогичным способом проводится
инвентаризация резерва, созданного на
выплату ежегодных
При инвентаризации резерва
расходов на ремонт основных средств (включая
арендованные объекты) следует иметь
в виду, что излишне зарезервированные
суммы в конце года сторнируются.
Но если предстоят длительные (более
года) ремонтные работы, остаток
резерва на ремонт основных средств
не сторнируется. По окончании ремонта
излишне начисленная сумма
Если при проведении инвентаризации
выявлена сумма дебиторской
Резерв сомнительных долгов создается на основе результатов проведенной инвентаризации дебиторской задолженности организации.
Инвентаризация сумм налога на добавленную стоимость по приобретенным ценностям
При проведении инвентаризации необходимо проверить правильность отражения сумм «входного» НДС на счете 19 «НДС по приобретенным ценностям» и правомерность их списания с кредита счета 19.
На конец отчетного периода на счете 19 должны оставаться только суммы «входного» НДС по неоплаченным ценностям (если оплата является одним из условий вычета) и по объектам капитальных вложений, не принятым на учет. Остальные суммы «входного» НДС списываются с кредита счета 19 в дебет счета 68 субсчет «Расчеты по НДС» (принимаются к вычету) или в дебет счетов учета активов (включаются в стоимость приобретенных ценностей).
Если организация не является плательщиком налога на добавленную стоимость (или освобождена от обязанностей налогоплательщика), сум ы «входного» НДС включаются в стоимость приобретенного имущества, то есть списываются в дебет счетов учета имущества и затрат (08, 20, 26, 44 и т. д.).
Организации, которые не могут принять НДС к возмещению по другим причинам (на пример, отсутствует счет-фактура поставщика), списывают суммы налога в дебет счета 91 «Прочие доходы и расходы».
Отражение в бухгалтерском
учете результатов
В ходе проведения инвентаризации могут быть выявлены излишки или недостача основных средств, нематериальных активов, товарно-материальных ценностей, денежных средств, финансовых вложений. В этом случае в бухгалтерский учет вносятся соответствующие корректировки.
Порядок исправления зависит от типа обнаруженной ошибки. Этот порядок определен пунктом 28 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности.
Стоимость основных средств, товарно-материальных ценностей, денежных средств и другого имущества, оказавшихся в излишке, отражается на счете 91 «Прочие доходы и расходы».
Если в результате инвентаризации были выявлены отклонения между данными бухгалтерского учета и фактическим наличием имущества, комиссия составляет сличительные ведомости. Их заполняют в отношении только тех ценностей, по которым такие отклонения выявлены. По основным средствам и нематериальным активам заполняют форму ИНВ-18, по материально-производственным запасам - ИНВ-19. При этом по ценностям, которые компании не принадлежат (например, находятся на ответственном хранении или в аренде), составляют отдельные ведомости.
Их оформляют в двух экземплярах. Один хранится в бухгалтерии, другой передается материально ответственному лицу.
По незаконченным ремонтам основных средств, расходам будущих периодов, наличным деньгам, ценным бумагам и бланкам строгой отчетности ведомости не формируют. Дело в том, что в акты, которые составляют по результатам инвентаризации этого имущества (ИНВ-10, ИНВ-11, ИНВ-15, ИНВ-16), уже включены необходимые показатели сличительных ведомостей.[5]
Пример. В процессе инвентаризации были выявлены излишки муки в количестве 20 кг, закупленной по цене 17 руб./кг. Одновременно выявлена недостача муки в количестве 16 кг, приобретенной по цене 21 руб./кг. Указанное имущество числится в составе материалов.
Кроме того, была выявлена недостача готовой продукции в размере 45 000 руб. Из них:
- в пределах норм естественной убыли - 12 000 руб.;
- сверх норм естественной убыли - 33 000 руб.
Сверхнормативная недостача возникла по вине материально ответственного лица. Руководитель компании принял решение о зачете недостачи излишками, так как она была допущена у одного и того же лица и за один и тот же период времени. Бухгалтер должен произвести зачет недостачи исходя из стоимости муки, которая находится в излишках. Она составит:
16 кг х 17 руб./кг = 272 руб.
Разницу в ценах списывают за счет материально ответственного лица. Она составит:
(21 руб./кг - 17 руб./кг) х 16 кг = 64 руб.
Оставшийся излишек муки приходуют. Его стоимость будет равна:
(20 кг - 16 кг) х 17 руб./кг = 68 руб.
Зачет излишков в счет недостач бухгалтерскими проводками не отражают. По остальным операциям бухгалтер должен сделать следующие записи:
Дебет 73-2 Кредит 10
- 64 руб. - списана разница
в ценах по выявленной
Дебет 10 Кредит 91-1
- 68 руб. - оприходован излишек муки;
Дебет 94 Кредит 43
- 45 000 руб. - списана стоимость недостающей готовой продукции;
Дебет 20 Кредит 94
- 12 000 руб. - стоимость недостающей продукции в пределах норм естественной убыли включена в расходы компании;
Дебет 73-2 Кредит 94
- 33 000 руб. - стоимость недостающей
продукции сверх норм
Дебет 50 Кредит 73-2
- 33 064 руб. (64 + 33 000) - материально ответственными лицами внесены в кассу наличные в счет оплаты недостающих ценностей.
3 Рекомендации
по совершенствованию
3.1 Международные
стандарты формирования
Международные стандарты носят рекомендательный характер и страны могут самостоятельно принимать решения об их использовании. Но поскольку МСФО это, по сути, обобщённая практика учёта наиболее развитых учётных систем в мире (американской и европейской), то совершенно очевидно, что их слепое копирование зачастую может негативно сказаться на национальной практике бухучёта. Поэтому принципиальной основой перехода на международные стандарты, прежде всего, должно быть признание общих Принципов подготовки и составления финансовой отчётности (Framework for the Preparation and Presentation of Financial Statements). [12]
ПБУ 1/2008 разрешает организациям обращаться к МСФО при формировании учетной политики, если по конкретному вопросу в нормативных правовых актах не установлены способы ведения бухгалтерского учета. [17]
Вопросам применения учетной политики посвящены МСФО (IAS) 1 "Представление финансовой отчетности" и МСФО (IAS) 8 "Учетная политика, изменения в учетных оценках и ошибки".
МСФО (IAS) 1 подчеркивает значимость
для пользователей информации о
том, какие принципы оценки применялись
при подготовке финансовой отчетности.
Если в рамках этой процедуры используется
более одного принципа оценки - например,
когда определенные классы активов
учитываются по первоначальной и
переоцененной стоимости - то следует
указать категории активов, к
которым применяется каждый из названных
принципов. МСФО (IAS) 1 подразумевает
необходимость подробного анализа
при определении степени
Стандарт также требует раскрывать положения учетной политики в отношении всех существенных операций, по которым МСФО не содержат специфических требований, и которые самостоятельно разрабатываются компанией в соответствии с МСФО (IAS) 8. В данном случае указанный стандарт финансовой отчетности предусматривает иерархию принципов, которыми следует руководствоваться при выборе учетной политики. Основное требование стандарта заключается в необходимости применения профессионального суждения при выборе и применении учетной политики, которая обеспечила бы представление уместной и достоверной информации для пользователей при принятии экономических решений. В конечном итоге отчетность должна отвечать нескольким фундаментальным критериям. Она:
- достоверно представляет
финансовое положение компании,
результаты ее финансово-
- отражает экономическое
содержание операций, прочих событий
и условий, а не только
- нейтральна, т.е. не нацелена на определенный результат;
- подготовлена на основе принципа осмотрительности;
- является полной во всех существенных аспектах.
Полезный источник. При применении такого суждения руководству компании необходимо рассмотреть следующие источники информации:
- требования и руководства
стандартов и интерпретаций,
- соответствующие понятия, критерии признания и принципы оценки активов, обязательств, доходов и расходов, представленные в Концепции. [2]
Применяя суждение, руководство компании также может рассмотреть положения документов, выпущенных в недавнем времени другими органами, которые используют сходную концепцию для разработки стандартов финансовой отчетности, прочую литературу по бухгалтерскому учету и отраслевую практику. [15]
Нормы МСФО (IAS) 1 предписывают
представителям коммерческих организаций
учитывать при принятии решения
о раскрытии тех или иных положений
учетной политики следующее требование:
будет ли такая информация содействовать
пониманию пользователями того, каким
образом факты хозяйственной
деятельности отражены в представленных
в отчетности результатах о финансово-
Информация о порядке учета некоторых операций может оказаться важной в связи с характером деятельности компании, даже если суммы по таким операциям несущественны.
Тяжелый характер. Каждая компания должна рассматривать характер своей деятельности и учетную политику, которая, как ожидают пользователи финансовой отчетности, должна быть раскрыта для подобных фирм. Например:
- если компания имеет
существенное зарубежное
- при приобретении предприятий
необходимо раскрыть положения
учетной политики в отношении
оценки гудвилла и доли