Бухгалтерский баланс и отчет о прибылях и убытках как важнейшие формы бухгалтерской отчетности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2013 в 19:44, курсовая работа

Краткое описание

Цель настоящей курсовой работы – изучить содержание бухгалтерского баланса и проанализировать его взаимосвязь с отчетом о прибылях и убытках.
В соответствии с намеченной целью в работе поставлены и решены следующие задачи: частично проанализировано влияние процессов реформирования бухгалтерского учета на порядок составления бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках; раскрыт порядок формирования показателей важнейших отчетных форм; выявлены основные связи, просматриваемые между балансом и отчетом о прибылях и убытках.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая БФО.docx

— 112.07 Кб (Скачать файл)

Введение

Привлечение иностранных  инвестиций в российскую экономику, выход российских компаний на международные  рынки, создание совместных предприятий  обусловили приведение бухгалтерского учета и отчетности российских организаций  в соответствие с международными стандартами. В последние годы разработаны  и введены двадцать стандартов (положений  по бухгалтерскому учету (ПБУ), соответствующих  требованиям международных стандартов финансовой отчетности, в том числе  и регулирующие содержание и порядок  составления бухгалтерской отчетности.

Основной отчетной формой в России всегда был и неизменно  остается бухгалтерский баланс. Он характеризует все стороны деятельности организации, предоставляя тем самым  необходимую информацию заинтересованным пользователям.

Бухгалтерский баланс в первую очередь характеризует финансовое состояние предприятия на отчетную дату, что необходимо для оценки эффективности инвестиций в хозяйствующий  субъект, анализа платежеспособности, кредитоспособности и финансовой устойчивости организации. От того, насколько верно  отражена в балансе учетная информация, зависит точность анализа финансово-хозяйственной  деятельности организации и, как  следствие, результаты принятых на его  основе решений.

В то же время основной целью  деятельности коммерческих организаций  является извлечение прибыли. От величины прибыли организации прямо зависят  рост стоимости акций, объемы дивидендных  выплат, уровень эффективности деятельности компании. Динамика и качество прибыли  оказывают непосредственное влияние  на обобщающие показатели финансовой устойчивости, деловой активности, и что самое важное, опять таки инвестиционной привлекательности  хозяйствующего субъекта. Однако баланс, являясь основной отчетной формой, не отражает динамику и порядок формирования показателей финансовых результатов организации. Поэтому нельзя недооценивать всей значимости формы №2 «Отчет о прибылях и убытках». Он служит дополнением к балансу, раскрывая наиболее существенные стороны хозяйствования – доходы и расходы.

Именно поэтому необходимо рассматривать эти две важнейшие  отчетные формы в их взаимосвязи.

Приведенные обстоятельства позволяют обозначить актуальность предлагаемой темы исследования.

Цель настоящей курсовой работы – изучить содержание бухгалтерского баланса и проанализировать его  взаимосвязь с отчетом о прибылях и убытках.

В соответствии с намеченной целью в работе поставлены и решены следующие задачи: частично проанализировано влияние процессов реформирования бухгалтерского учета на порядок  составления бухгалтерского баланса  и отчета о прибылях и убытках; раскрыт порядок формирования показателей  важнейших отчетных форм; выявлены основные связи, просматриваемые между  балансом и отчетом о прибылях и убытках.

В первой главе работы рассмотрены  понятие, сущность и приведена классификация  применительно к бухгалтерскому балансу. Кроме того, подробно описан порядок формирования показателей  актива и пассива бухгалтерского баланса. Исследована процедура формирования показателей отчета о прибылях и убытках, выявлена взаимосвязь с ним бухгалтерского баланса.

Во второй главе  проведен анализ природно-экономических условий, финансовых результатов деятельности и финансового состояния в ОАО«Кукморагрохимсервис» Кукморского района РТ.

В третьей главе данной курсовой работы изучила порядок  составления бухгалтерского баланса  и отчета о прибылях и убытках  в ОАО «Кукморагрохимсервис»  Кукморского района РТ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Бухгалтерский баланс и отчет о прибылях и убытках как важнейшие формы бухгалтерской отчетности.

1.1 Бухгалтерский баланс: сущность, понятие, виды, классификация

Термин «баланс» происходит от латинского «bilanx», буквально –  двучашие, и означает равновесие, равенство. Этот термин применяется в экономической  литературе, как правило, для обозначения  системы интервальных показателей, характеризующих источники образования  каких-либо ресурсов и направления  их использования за определенный период времени. Например, баланс производства и распределения валового внутреннего  продукта, материальные балансы, баланс денежных доходов и расходов государства  и др.

Балансовый метод как  способ представления данных в виде двусторонних таблиц с равными итогами  широко используется в планировании, учете и экономическом анализе. В бухгалтерском учете слово  «баланс» имеет двоякое значение.

С одной стороны, баланс –  это равенство итогов, когда равны  итоги записей по аналитическим  счетам и соответствующему синтетическому счету, итоги актива и пассива  бухгалтерского баланса и т. д.

С другой стороны, баланс является наиболее важной формой бухгалтерской  отчетности, показывающей состояние  средств организации в денежной оценке на определенную дату.

Бухгалтерский баланс представляет собой систему моментных показателей, так как в соответствии с п.18 ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации» характеризует финансовое положение  организации по состоянию на отчетную дату.

Для удовлетворения общих  потребностей заинтересованных пользователей  в бухгалтерском учете формируется  информация о финансовом положении  организации, финансовых результатах  ее деятельности и изменениях в ее финансовом положении. Такая информация главным образом формируется  именно в виде бухгалтерского баланса.

Элементами формируемой  в бухгалтерском учете информации о финансовом положении организации  является имущество, обязательства  и капитал.

Имуществом признаются хозяйственные  средства, контролируемые организацией в результате прошлых событий  в ее хозяйственной деятельности и которые должны принести ей экономические  выгоды в будущем.

Обязательством признается существующая на отчетную дату задолженность  организации, которая является следствием прошлых событий ее хозяйственной  деятельности и расчеты по которой  должны привести к оттоку ресурсов организации, которые должны были принести ей экономические выгоды.

Капитал представляет собой  чистую стоимость имущества, то есть, остаток хозяйственных средств  организации, который определяется как разница между стоимостью активов (суммой имущества) и обязательств (суммой кредиторской задолженности).

При формировании бухгалтерских  данных для отражения взаимосвязи  между имуществом, обязательствами  и капиталом используется капитальное, или основное уравнение бухгалтерского баланса, которое имеет вид:

Актив = Капитал + Обязательства                                                  (1)

Сумма капитала и обязательств организации носит название пассивов.

Внимательное рассмотрение уравнения (1) позволяет дать более  тонкое толкование бухгалтерского баланса, заключающееся в следующем. Как  определено в ГК РФ, в составе  активов предприятия есть имущество, на которое оно имеет права  собственности, и есть имущество, по поводу которого у него заключены  различные договоры с другими  субъектами имущественных взаимоотношений. С юридической точки зрения налицо две группы отношений: вещные и обязательственные. Поэтому обязательства предприятия носят двоякий характер: одна их часть является обязательствами перед собственниками (участниками) предприятия и называется капиталом, а другая – является обязательствами перед другими юридическими и физическими лицами. В этом и заключается экономический смысл уравнения (1).

Из капитального уравнения  также следует, что любое изменение  капитала и обязательств должно сопровождаться увеличением или уменьшением  составных частей имущества. Если осуществляются операции, в результате которых валюта баланса не меняется, а изменяется только структура активов, структура  и размер пассивов изменяться не должны.

В нормально работающей организации  размер обязательств организации, как  правило, соответствует суммам, на получение  которых могут рассчитывать кредиторы  при ликвидации хозяйствующего субъекта с расчетом на удовлетворение их требований в полном объеме. Размер капитала в  нормально работающей организации  соответствует стоимости имущества, подлежащего передаче учредителям  и участникам в случае ликвидации организации. Следует отметить, что  в составе капитала учитывается  не только уставный капитал (стоимость  имущества, внесенного при создании организации), но и добавочный и резервный  капитал, а также суммы нераспределенной прибыли. В том случае, если результат  деятельности организации в предыдущие отчетные периоды был отрицательным, сумма полученного убытка при  определении капитала учитывается  со знаком «минус».

Приведенные следствия основного  уравнения используются также при  определении корреспондирующих  счетов в процессе оформления бухгалтерских  проводок.

Из капитального уравнения  бухгалтерского баланса можно вывести  другое, на основании которого определяется размер собственного капитала организации:

Капитал = Активы – Обязательства                                                         (2)

Данное уравнение используют для определения размера собственного капитала организации вообще и определения  стоимости активов, приобретенных  за счет собственных средств, в частности. Такое имущество называют чистыми  активами организации — т. е. имущество, приобретенное за счет собственных  средств организации (включая уставный капитал, прибыль и резервы).

Из такого представления  основных элементов бухгалтерского учета вытекает, что бухгалтерский  баланс предназначен для выполнения ряда функций. Основными функциями  бухгалтерского баланса является:

-  ознакомление пользователей  с финансовым состоянием и  имущественным положением экономического  субъекта;

-  по балансу определяют, сумеет ли организация в ближайшее  время исполнить обязательства  перед третьими лицами;

-  на основе данных  баланса строится оперативное  финансовое планирование, которое  является неотъемлемой частью  контроля за движением денежных  потоков.

Содержание и строение бухгалтерского баланса зависит  от отраслевой особенности.

Существует множество  видов бухгалтерского баланса в  зависимости от цели его составления. Для получения более четкого  представления о них можно  представить классификацию бухгалтерского баланса по определенным признакам:

1.  По источникам составления  бухгалтерские балансы могут  быть:

-  инвентарными;

-  книжными;

-  актуарными.

Инвентарный баланс составляют только на основании инвентаризации. Ее результаты показывают размер актива. Бухгалтер, вычитая кредиторскую задолженность, определяет величину средств, вложенных  собственником.

Книжный баланс формируют  по данным счетов Главной книги без  предварительной их проверки путем  инвентаризации.

Актуарный баланс составляют по данным, собранным по статистике страховых, торговых и подобных предприятий.

На практике чаще всего  составляется книжный (счетный) баланс, но его данные корректируются данными  инвентаризационных описей.

2.  По срокам составления  бухгалтерские балансы бывают:

-  вступительными;

-  текущими;

-  санируемыми;

-  ликвидационными;

-  разделительными;

-  соединительными.

Вступительный баланс составляют на момент возникновения организации. Он определяет сумму ценностей, с  которой организация начинает свою деятельность, и формируется после  регистрации устава организации  и внесения в уставный фонд активов.

Текущий баланс составляют периодически в течение всего  времени существования организации. Он может быть начальным (входящим), промежуточным и заключительным (исходящим). Начальный баланс формируется  на начало, а заключительный на конец  отчетного года. Промежуточный баланс отличается от заключительного и  начального, во-первых, тем, что к  последним прилагается большее  число отчетных форм, раскрывающих те или иные статьи баланса; во-вторых, промежуточный баланс составляют исключительно  на основании данных текущего учета, не подтвержденных инвентаризацией.

Санируемый баланс составляют в тех случаях, когда организация  стоит на пороге банкротства и  ей необходимо сделать выбор: ликвидироваться  путем объявления о банкротстве  или договориться с кредиторами  об отсрочке платежей. Кредиторам надо знать размеры понесенного убытка, поэтому санируемый баланс формируют  с помощью аудитора до окончания  отчетного периода с целью  выявления реального положения  дел.

Ликвидационный баланс формируют  в случае ликвидации организации. Различают  вступительные ликвидационные балансы (на начало ликвидации), промежуточные  ликвидационные балансы (в течение  всего периода ликвидации) и заключительные ликвидационные балансы (на конец ликвидации).

Разделительный баланс составляют при разделении крупной организации  на несколько более мелких структурных  единиц, а также при передаче одной  либо нескольких структурных единиц от одной организации другой. В  последнем случае баланс называют передаточным.

Соединительный баланс формируют  при объединении (слиянии) нескольких организаций в одну или при  присоединении одной или нескольких структурных единиц к данной организации.

3.  По объему информации  балансы подразделяются на единичные  и сводные.

Единичный баланс отражает деятельность только одной организации.

Сводный баланс агрегирует данные включаемых в него единичных  балансов. В таком балансе отражается общее состояние средств группы организаций в целом. Разновидностью сводных балансов является консолидированный  баланс, который представляет собой  объединение балансов юридически самостоятельных, но взаимосвязанных в экономическом  и финансовом отношении организаций.

4. По характеру деятельности  различают балансы основной и  неосновной деятельности.

Основной называется деятельность, соответствующая профилю организации, ее уставу. Все прочие виды деятельности организации считаются неосновными, например подсобное сельское хозяйство.

Подразделения организации, занимающиеся неосновной деятельностью, могут составлять отдельные балансы.

Информация о работе Бухгалтерский баланс и отчет о прибылях и убытках как важнейшие формы бухгалтерской отчетности