Принцип денежной оценки хозяйственных
операций, активов и пассивов означает,
что все хозяйственные операции, события,
активы и пассивы должны быть измерены в едином, однородном выражении – денежной оценке.
Принцип начисления бухгалтерского учета
означает, что активы, пассивы, доходы, расходы, хозяйственные операции и события отражаются в
бухгалтерском учете в момент их совершения. Финансовые отчеты,
подготовленные на основе принципа начисления,
информируют пользователей не только
об операциях в прошлом с оплатой или получением
денежных средств, а также об обязательствах
по выплате денежных средств в будущем.
Принцип достоверности бухгалтерского
учета означает, что информация является достоверной, когда в ней отсутствует существенная ошибка или
предвзятость и на нее могут полагаться пользователи. Достоверность
хозяйственных операций или событий должна
быть подтверждена первичными учетными
документами.
Принцип предусмотрительности (осторожности) предполагает, что в
финансовой отчетности не должна допускаться
завышенная оценка активов и доходов и
заниженная оценка обязательств или расходов.
Принцип преобладания содержания над
формой означает, что если информация
в учетных документах и финансовой отчетности
достоверно отражает содержание операций
и событий, эта информация должна быть
учтена и представлена в финансовой отчетности.
Принцип сопоставимости показателей
бухгалтерского учета означает, что для
того чтобы финансовая информация была
полезной и содержательной, она должна
быть сопоставимой за разные отчетные
периоды. При изменении подходов представления отчетности в отчетном году информация за
предшествующий период должна быть переклассифицирована для целей
сопоставимости. Если по практическим
соображениям переклассификация не может
быть сделана, должны быть раскрыты причины
и характер изменений, которые имели бы
место в случае осуществления переклассификации.
Принцип нейтральности (бухгалтерской)
финансовой отчетности означает, что информация,
представляемая в финансовой отчетности,
для обеспечения ее надежности должна
быть свободной от предвзятости.
Принцип соответствия доходов и расходов
отчетного периода означает, что в данном
периоде отражаются только те расходы,
которые обусловили получение доходов
данного отчетного периода. Если между
отдельными видами расходов и доходов трудно установить непосредственную зависимость, расходы
распределяются между несколькими отчетными
периодами в соответствии с какой-либо
системой распределения.
Принцип фактической оценки активов
и обязательств предполагает, что основой
оценки активов и обязательств является
их себестоимость или стоимость приобретения.
Основные задачи
бухгалтерского учета:
1) организация бухгалтерского учета в
соответствии с действующими нормативными
актами;
2) использование передовых форм и методов
бухгалтерского учета в обработке информации на базе широкого применения современной
вычислительной техники;
3) осуществление предварительного контроля за своевременным
правильным оформлением документов и
законностью совершаемых операций;
4) формирование полной и достоверной информации о деятельности
организации и ее имущественном положении, необходимой внутренним и
внешним пользователям;
5) предотвращение отрицательного результата
хозяйственной деятельности и образование
резервов для обеспечения финансовой
устойчивости;
6) точное утверждение и целевое использование
бюджета.
Ответственность за соблюдение правил бюджетной дисциплины и
правильную организацию бухгалтерского
учета в бюджетных учреждениях несут
руководитель учреждения и главный бухгалтер.
1.2 Нормативное регулирование учета бюджетных
организаций
Нормы Бюджетного кодекса Российской
Федерации (далее по тексту – БК РФ)
определяют общие принципы бюджетного
законодательства, организации и
Функционирования бюджетной системы Российской Федерации, правовое
положение субъектов бюджетных правоотношений, определяют основы
бюджетного процесса и межбюджетных отношений, основания и виды
ответственности за нарушение бюджетного
законодательства. Приоритет в сфере нормативного
регулирования бюджетного процесса в
России принадлежит БК РФ.
В БК РФ закреплены права и обязанности бюджетных учреждений в
бюджетном процессе. Юридический статус бюджетного учреждения
определяется его учредительными документами
(уставом или положением), в которых указываются
характер деятельности и организационно-правовая
форма, предмет и цели деятельности, источники
формирования имущества и другие характеристики.
Нормативным документом, регламентирующим
особенности правового положения данного
типа учреждения, является Закон от 12 января
1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях"
(далее - Закон N 7-ФЗ). Согласно статье 9.2
Закона N 7-ФЗ бюджетным учреждением признается
некоммерческая
Организация , созданная Российской Федерацией, субъектом Российской
Федерации или муниципальным образованием
для выполнения работ, оказания услуг
в целях обеспечения реализации предусмотренных
законодательством Российской Федерации
полномочий соответственно органов государственной
власти (государственных органов) или
органов местного самоуправления в сферах
науки, образования, здравоохранения,
культуры, социальной защиты, занятости
населения, физической культуры и спорта,
а также в иных сферах.
Учреждение, в отличие от других общественных
организаций, по своим
обязательствам отвечает находящимися в его распоряжении денежными
средствами, а при их недостаточности ответственность по обязательствам
учреждения несет собственник в виде субсидий. Законодательство
предусматривает право собственника изъять у учреждения лишнее,
неиспользуемое либо используемое не
по назначению имущество.
Учреждения, собственником которых является
государство (в практике они получили
название бюджетных), также относятся
к некоммерческим и имеют свои принципиальные
отличия. Бухгалтерский учет в указанных
структурах принято называть бюджетным.
Он формируется под влиянием нескольких
определяющих факторов:
1) бюджетное учреждение создается органами
государственной власти Российской Федерации,
органами государственной власти субъектов
Российской Федерации, органами местного самоуправления для осуществления
управленческих, социально-культурных,
научно-технических и других функций некоммерческого характера;
2) деятельность бюджетного учреждения
финансируется средствами соответствующего
бюджета или государственного внебюджетного
фонда на основе сметы доходов и расходов
(школы, высшие и средние учебные заведения,
учреждения здравоохранения, культуры
и др.).
К настоящему времени с учетом
нормативных документов, вступивших в
силу в 2011 году, сформировалось пять уровней
нормативного регулирования бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях.
К первому уровню относятся Закон от 21
ноября 1996 г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете", Закон N 7-ФЗ, Гражданский кодекс, постановления
Правительства РФ.
Второй уровень составляют приказ Минфина
России от 1 декабря 2010 г. N 157н "Об утверждении
Единого плана счетов бухгалтерского
учета для органов государственной власти (государственных органов) , органов местного
самоуправления, органов управления государственными внебюджетными
фондами, государственных академий наук,
государственных (муниципальных) учреждений
и Инструкции по его применению" (далее
- Инструкция N 157н) и приказ Минфина России
от 15 декабря 2010 г. N 173н "Об утверждении
форм первичных учетных документов и регистров
бухгалтерского учета, применяемых органами
государственной власти (государственными
органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными
внебюджетными фондами, государственными академиями наук,
государственными (муниципальными) учреждениями
и Методических указаний по их применению" (далее – Приказ N 173н).
Приказ N 173н определяет для бюджетных учреждений:
- перечень и формы первичных учетных документов;
- перечень и формы учетных регистров;
- методические указания по применению форм первичных учетных
документов и формированию регистров бухгалтерского учета.
Третий уровень составляет приказ Минфина
России от 16 декабря 2010 г. N 174н "Об утверждении плана счетов бухгалтерского учета бюджетных
учреждений и Инструкции по его применению" (далее
- Инструкция N 174н). Данный приказ устанавливает
единый порядок отражения государственными
(муниципальными) бюджетными учреждениями
, в отношении которых согласно положениям
частей 15 и 16 статьи 33 Закона N 83-ФЗ органами
государственной власти, органами местного
самоуправления принято решение о предоставлении
им субсидий из соответствующего бюджета
согласно пункту 1 статьи 78.1 Бюджетного
кодекса, обязательств и фактов своей
хозяйственной (финансовой) деятельности
на счетах Плана счетов бухгалтерского
учета бюджетного учреждения.
Согласно пункту 2 Инструкции N 174н бюджетные учреждения
осуществляют ведение бухгалтерского
учета активов, обязательств , результатов
финансовой деятельности учреждения,
а также хозяйственных операций, их изменяющих,
с учетом правил и способов организации
и ведения бухгалтерского учета, в том
числе признания, оценки, группировки
объектов учета, исходя из экономического содержания хозяйственных операций, установленных
Инструкцией N 157н и Инструкцией N 174н.
К четвертому уровню относятся методические
указания и письма Минфина России, других федеральных органов исполнительной власти.
Пятым уровнем является учетная политика
бюджетного учреждения.
1.3 Особенности
налогообложения в бюджетных организациях
Бюджетные организации являются
плательщиками всех видов налогов в зависимости
от видов деятельности. Это налог на прибыль
организации, налог на добавленную стоимость,
налог на имущество организации, земельный
налог, водный налог, единый социальный
налог, транспортный налог, государственная
пошлина.
В качестве налогового агента бюджетные организации исчисляют и
уплачивают НДФЛ с доходов, выплачиваемых
работникам.
Рассмотрим данные налоги подробнее:
1) Налог на прибыль.
Порядок исчисления налога
на прибыль регулируется 25 главой НК РФ.
Объектом налогообложения по
налогу на прибыль организаций признается
полученная ими прибыль (ст. 247 НК РФ).
Согласно ст. 50 ГК РФ бюджетные организации могут заниматься
предпринимательской деятельностью, если
это служит достижению целей, ради которых
они созданы. Таким образом, бюджетные
организации, получающие прибыль, являются
плательщиками налога на нее.
Для российских организаций
прибылью признаются полученные доходы,
уменьшенные на величину произведенных
расходов (п. 1 ст. 247 НК РФ). К полученным
доходам относятся доходы, полученные
от реализации товаров, работ, услуг, имущественных
прав и внереализационные доходы.
При этом остаток целевого финансирования, не использованный
организацией, прибылью не является (см.
ст. 251 НК РФ).
Согласно п. 2 ст. 251 НК РФ при
определении налоговой базы по налогу
на прибыль не учитываются целевые поступления. Таким образом, доходы
бюджетных организаций от предпринимательской деятельности подлежат
налогообложению на тех же условиях, что
и доходы коммерческих организаций.
Расходами признаются обоснованные
и документально подтвержденные затраты
(а в случаях, предусмотренных ст. 265 НК
РФ, убытки), осуществленные (понесенные)
налогоплательщиком. Под обоснованными
расходами понимаются экономически оправданные
затраты, оценка которых выражена в денежной
форме.
Под документально подтвержденными
расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с
законодательством РФ, либо документами,
оформленными в соответствии с обычаями
делового оборота, применяемыми в иностранном
государстве, на территории которого были
произведены соответствующие расходы,
и (или) документами, косвенно подтверждающими
произведенные расходы (в т.ч. таможенной
декларацией, приказом о командировке
и т.п.). Расходами признаются любые затраты
при условии, что они произведены для осуществления
деятельности, направленной на получение
дохода (п. 1 ст. 252 НК РФ).
В составе затрат, уменьшающих
налогооблагаемую прибыль, можно учитывать
только те расходы, которые непосредственно
связаны с производством продукции (выполнением
работ, оказанием услуг) с предпринимательской
деятельностью.
Расходы бюджетных организаций,
осуществляющих предпринимательскую
деятельность, в зависимости от их характера,
условий осуществления и направлений
деятельности подразделяются на расходы,
связанные с производством и реализацией,
внереализационные расходы, а также расходы,
связанные с ведением основной (некоммерческой)
деятельности.
Согласно п. 1 ст. 287 НК РФ налог,
подлежащий уплате по истечении налогового
периода, как и авансовые платежи по итогам
отчетного периода, уплачивается не позднее
28 дней со дня окончания соответствующего
отчетного периода, то есть срока, установленного
для подачи налоговых деклараций.
Бюджетные организации, у которых
не возникает обязательств по уплате налога
на прибыль, представляют налоговую декларацию
по упрощенной форме по истечении налогового
периода (п. 2 ст. 289 НК РФ). Упрощенная форма
декларации отличается от общей формы,
утвержденной приказом МНС России от 07.02.2006
№ 24н, количеством заполняемых листов.
Указанные бюджетные организации
представляют декларации по налогу на
прибыль упрощенной формы гласно п. 1.2
Порядка заполнения налоговой декларации
по налогу на прибыль организаций (Приложение
№ 2 к приказу МНС России от 07.02.2006 № 24н).
А именно:
- Лист 01 «Титульный лист»;
- Лист 02 «Расчет налога
на прибыль»;
- Лист 07 «Отчет о целевом
использовании имущества (в том
числе денежных средств), работ, услуг,
полученных в рамках благотворительной
деятельности, целевых поступлений,
целевого финансирования»:
- Приложения № 1, 2, 3, 4, 5 к
Листу 02 и Листы 03—06 предоставляются только
в том случае, если налогоплательщик имеет
доходы, расходы, иные средства, подлежащие
отражению в конкретных листах и приложениях,
осуществляет операции с ценными бумагами,
является налоговым агентом, или в его
состав входят обособленные подразделения.
Ежемесячные авансовые платежи,
подлежащие уплате в течение отчетного
периода, уплачиваются в срок не позднее
28-го числа каждого месяца этого отчетного
периода.
2) Налог на добавленную стоимость;
В соответствии с главой 21 НК
РФ бюджетные организации являются плательщиками
НДС, независимо от того, осуществляют
ли они предпринимательскую деятельность.
При этом целевые средства,
полученные бюджетной организацией, не
являются объектом налогообложения, так
как согласно пп. 3 п. 3 ст. 39 НК РФ не признается
реализацией товаров, работ или услуг,
nepeдача основных средств, нематериальных
активов и (или) иного имущества бюджетным
организациям на осуществление основной
уставной деятельности, не связанной с
предпринимательской деятельностью.
Согласно ст. 146 НК РФ объектом
налогообложения признаются следующие
операции:
— реализация товаров (работ,
услуг) на территории РФ, в том числе реализация
предметов залога и передача товаров (результатов
выполненных работ, оказание услуг) по
соглашению о предоставлении отступного
или новации, а также передача имущественных
прав;