Бухгалтерский учет движения денежных средств

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2012 в 18:51, курсовая работа

Краткое описание

цель данной работы: изучить и критически оценить организацию бухгалтерского учёта в обороте денежных средств, а также их обороте на предприятии.
Исходя из этого, перед нами стоят следующие задачи:
Изучить первичные документы, формирующие информацию о движении денежных средств;
Проанализировать отражение расчётов с бюджетом на счетах бухгалтерского учёта;
Рассмотреть формирование информации по расчётам с бюджетом денежным средствам в соответствующих реестрах.

Содержание

Введение 1
1. Сущность и значение денежных средств в бухгалтерском учёте. 4
1.1 Понятие и значение денежных средств. 4
1.2. Формы безналичных расчетов 6
2. Учет денежных средств организации 15
2.1. Учет кассовых операций 15
2.2 Учет денежных средств на расчетных счетах организации и операций по специальным счетам в банках 26
2.3. Целевое назначение и порядок составления отчёта о движении денежных средств. 37
Заключение 40
Список литературы 42

Вложенные файлы: 1 файл

kyrsovaja.doc

— 293.50 Кб (Скачать файл)

Для безакцептных платежных  требований и инкассовых поручений, исполнение которых не требует согласия покупателей, схема расчетов упрощается за счет исключения операций (4) и (5).


 

 

 

 

 

2. Схема расчетов платежными  требованиями и  инкассовыми  поручениями

Инкассовые поручения  применяются не только в случаях  взаимодействия покупателей и поставщиков. В общем случае расчеты проводятся между различными контрагентами, один из которых является плательщиком, а другой - получателем. При этом могут быть задействованы три типа банков: банк плательщика (банк-эмитент), исполняющий банк и банк получателя. В частном случае банк получателя может совмещать функции исполнителя и получателя.[8]

Аккредитивная форма расчетов

Аккредитив - это поручение банка покупателя плательщика банку поставщика (получателя) оплачивать счета поставщика против предоставленных банком поставщика документов, оговоренных плательщиком в условиях выставления аккредитива. Платеж осуществляется по месту нахождения поставщика после предоставления необходимых документов в банк плательщика. Более подробно аккредитив будет рассмотрен во второй главе, т.к. он, в большей степени, относится к специальным счетам в банке. [7]

(Более подробно схему  расчетов рассмотрим во второй главе)

                             Чековая форма расчетов

Чек - это ценная бумага, содержащая ничем не обусловленное распоряжение банку чекодателя произвести платеж в пользу чекодержателя определенной денежной суммы.[10]

Схема расчетов чеками приведена на рис. 4.


 

 

 

 

 

Покупатель подает в  свой обслуживающий банк платежное  поручение о депонировании (резервировании) определенной суммы на депозитном счете (1) и одновременно предоставляет заявление о выдаче ему лимитированной чековой книжки (2). На основании этих документов банк покупателя открывает своему клиенту депозит (3). После открытия депозита банк выдает чековую книжку (4).

После отгрузки продукции  или оказания услуги поставщиком (5) покупатель оплачивает их чеком (б). Поставщик  в срок не позднее 10 дней с момента  получения чека предоставляет его  вместе с реестром в свой обслуживающий  банк (7). Эта операция считается предъявлением чека к оплате. Тот в свою очередь пересылает чек с реестром в банк покупателя (8). Банк покупателя перечисляет деньги (9). После этого делаются выписки банков своим клиентам (10) и (11).

По упомянутому выше Положению о безналичных расчетах в РФ № 2-П бланки чеков являются бланками строгой отчетности и учитываются в банках на внебалансовом счете № 91207 «Бланки строгой отчетности».

И соответствии с нормативными актами чекодатель не вправе отозвать выданный чек до истечения срока  для его предъявления к оплате.

Чековая форма расчетов, как и аккредитивная, обеспечивает определенные гарантии поставщикам. Однако оформление сделок несколько увеличивает  время оборота денежных средств.

Вексельная  форма расчетов

Вексель - это безусловное  денежное обязательство одной стороны перед другой. Законодательством России определены два вида векселей: простой и переводной.[8]

Простой вексель является документом, удостоверяющим права векселедержателя на получение от векселедателя определенной суммы в установленный срок.

Переводной вексель  является документом, удостоверяющим права векселедержателя на получение  в установленный срок от плательщика (который может не быть векселедателем) определенной денежной суммы.

Таким образом, простой  вексель предполагает наличие двух субъектов правоотношений: векселедателя и векселедержателя, а переводной - трех: векселедателя, плательщика и векселедержателя. Плательщик принимает на себя обязательства в момент акцепта (письменного согласия на оплату) переводного векселя.

    Кроме деления на простые и переводные векселя в бухгалтерском учете выделяют также товарные и финансовые векселя. Товарные (коммерческие) векселя  обычно используются во взаимоотношениях покупателя и поставщика по договорам купли-продажи или заказчика и подрядчика по договорам подряда и оказания услуг. Они выступают в качестве средства оформления кредита, предоставляемого покупателю (заказчику) в виде отсрочки платежа. Финансовые векселя применяются во взаимоотношениях заемщика и заимодавца по договорам займа и кредита.

Вексельная форма расчетов представлена на рис. 5.

Покупатель заключает  со своим банком договор-поручение  по домициляции векселей (1), т.е. по обеспечению  платежей по ним. После получения  товара (2) покупатель выдает поставщику вексель (3), в котором указывается  срок оплаты товара. Поставщик передает своему банку данный вексель для инкассирования (4). Банк поставщика извещает банк покупателя повесткой о наличии у него векселя (5).

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

Рис. 5. Схема расчета векселями

При наличии суммы  на расчетном счете покупателя, обслуживающий  банк может сразу перечислить  деньги на расчетный счет поставщика (6). После этого банк поставщика извещает своего клиента о зачислении на его  счет суммы уплаты по векселю и возвращает последний в банк покупателя (8). Банк покупателя отправляет своему клиенту вексель с выпиской об окончании операции по векселю (9), что оформляется проводкой:

Д 60-2 - К 51 - произведена  уплата по товарному векселю.

В случае просрочки банк поставщика предъявляет неоплаченный вексель в нотариальную контору (10) для совершения протеста (11). (Совершение протеста по закону не может быть осуществлено ранее 12 часов дня, следующего за днем наступления срока оплаты по векселю.) Затем неоплаченный вексель с протестом возвращается поставщику для принятия  решения (12).

Расчеты с  использованием банковских карт

В последние годы в  практике безналичных расчетов появилась  новая форма, связанная с применением  расчетно-корпоративных и кредитно-корпоративных карт. Эти карты предоставляют возможность как наличных, так и безналичных расчетов.

Юридические лица с помощью  банковских корпоративных карт могут  осуществлять безналичные операции на предприятиях торговли и сферы  услуг, а также операции по обналичиванию денежных средств. Подробности проведения всего спектра хозяйственных действий держателями банковских корпоративных карт изложены в Положении об эмиссии банковских карт и об операциях, совершаемых с использованием платежных карт, утвержденном ЦБ РФ от 24.12.2004 г. № 266-П. [6]

Перечень операций, которые  могут осуществляться с использованием этих карт, включает:

  • получение наличных денежных средств в валюте Российской Федерации для осуществления на территории Российской Федерации в соответствии с порядком, установленным Банком России, расчетов, связанных с хозяйственной деятельностью, в том числе с оплатой командировочных и представительских расходов;
  • оплата расходов в валюте Российской Федерации, связанных с хозяйственной деятельностью, в том числе с оплатой командировочных и представительских расходов на территории Российской Федерации;
  • иные  операции  в  валюте  Российской  Федерации  на  территории Российской  Федерации,  в  отношении  которых законодательством Российской Федерации, в том числе нормативными актами Банка России, не установлен запрет (ограничение) на их совершение; получение наличных денежных средств в иностранной валюте за пределами территории Российской Федерации для оплаты командировочных и представительских расходов;
  • оплата командировочных и представительских расходов в иностранной валюте за пределами территории Российской Федерации;

Все операции, кроме тех, которые относятся к основной деятельности организации, в бухгалтерском  учете признаются в качестве расходов подотчетных лиц, которым выдана соответствующая банковская корпоративная карта.

 

 

 

2. Учет денежных средств организации

2.1. Учет кассовых операций

Порядок хранения и расходования денежных средств  в кассе установлен Инструкцией ЦБ РФ «Порядок ведения кассовых операций в Российской Федерации» от 04.10.93 г. № 18.

В соответствии с этим документом организации независимо от организационно-правовых форм и сферы деятельности обязаны хранить свободные денежные средства в учреждениях банков.

Организации производят расчеты по своим обязательствам с другими организациями, как правило, в безналичном порядке через банки или применяют другие формы безналичных расчетов, устанавливаемые ЦБ РФ в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Для осуществления  расчетов наличными деньгами каждая организация должна иметь кассу и вести кассовую книгу по установленной форме.

В понятиях современного бухгалтерского учета касса - это  обобщенное подразделение, осуществляющее и оформляющее все операции по наличному денежному обороту. На практике касса чаще всего включает в себя главную кассу и ряд оперативных касс. Главная касса выполняет функции приема, выдачи и хранения всех денежных средств и является держателем основополагающих первичных и отчетных документов по их учету. Оперативные кассы служат для приема наличных денежных средств у населения за реализуемые товары (работы и услуги) с применением контрольно-кассовых машин (ККМ) и (или) документов строгой отчетности, а в исключительных случаях - без того и другого.

          В связи с широким распространением расчетов с помощью платежных карт понятие контрольно-кассовых машин в настоящее время несколько видоизменилось. Федеральным законом от 22.05.2003 г. № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» введено определение контрольно-кассовой техники (ККТ). Под ней подразумеваются контрольно-кассовые машины (ККМ), оснащенные современными программно-техническими средствами. Эти средства позволяют в момент оплаты отпечатывать кассовые чеки, содержащие следующие реквизиты:

  • наименование организации-налогоплательщика;
  • идентификационный номер организации-налогоплательщика;
  • заводской номер контрольно-кассовой машины;
  • порядковый номер чека;
  • дату и время покупки (оказания услуги);
  • стоимость покупки;
  • признак фискального режима.

Такой чек служит подтверждением исполнения обязательств по договору купли-продажи и относится к  категории первичных бухгалтерских  налоговых документов.

Главная касса должна иметь изолированное специальное помещение, 
удовлетворяющее требованиям безопасности и надежности в сохранении 
денежных средств и документов. Она должна быть оснащена техническим 
оборудованием для работы с денежными купюрами. В тех случаях, когда по вине руководителей организации не были созданы необходимые условия, обеспечивающие сохранность денежных средств при их хранении и транспортировке, они несут ответственность в установленном законодательством порядке.

На весь перечень работ по техническому укреплению помещения кассы и ее оборудованию охранной и охранно-пожарной сигнализацией составляется техническо-сметная документация. При этом в смете расходы отражаются раздельно по источникам финансирования: расходы по текущему и капитальному ремонту относят на себестоимость продукции (работ, услуг), а расходы по установке и монтажу охранно-пожарной и охранной систем учитывают как капитальные вложения.

Кассы организаций могут  быть застрахованы в соответствии с  действующим законодательством.

Ключи от металлических шкафов и печати хранятся у кассиров, которым запрещается оставлять их в условленных местах, передавать посторонним лицам либо изготавливать неучтенные дубликаты. Учтенные дубликаты ключей в опечатанных кассирами пакетах, шкатулках хранятся у руководителей организаций. Не реже одного раза в квартал проводится их проверка комиссией, назначаемой руководителем организации, результаты ее фиксируются в акте.

При обнаружении  утраты ключа руководитель организации  сообщает о происшествии в органы внутренних дел и принимает меры к немедленной замене замка металлического шкафа.

Хранение  в кассе наличных денег и других ценностей, не принадлежащих данной организации, запрещается.

Порядок ведения кассовых операций регламентируется Центральным  банком Российской Федерации (ЦБ РФ). Он же устанавливает требования к помещению главной кассы (в дальнейшем просто кассы).

Расчеты наличными деньгами в условиях нестабильных рыночных отношений  широко распространены, что обусловлено  двумя важными обстоятельствами. Во-первых, они гарантируют оперативное и точное исполнение товарных и (или) платежных обязательств. Действительно, покупатель получает товар и тут же за него расплачивается. Во-вторых, поступление и расход наличности контролируется главным бухгалтером и руководством предприятия, что при очень жесткой налоговой системе неизбежно провоцирует их не показывать официально весь свой денежный оборот. В этой связи ЦБ РФ регулярно устанавливает лимит (ограничение) наличных расчетов между юридическими лицами по одной операции в день. В настоящее время, согласно указанию от 14.11.2001 г. № Ц «Об установлении предельного размера расчетов наличными деньгами Российской Федерации между юридическими лицами по одной сделке», лимит составляет 60 тыс. руб.

Информация о работе Бухгалтерский учет движения денежных средств