Бухгалтерский учет движения денежных средств

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2012 в 18:51, курсовая работа

Краткое описание

цель данной работы: изучить и критически оценить организацию бухгалтерского учёта в обороте денежных средств, а также их обороте на предприятии.
Исходя из этого, перед нами стоят следующие задачи:
Изучить первичные документы, формирующие информацию о движении денежных средств;
Проанализировать отражение расчётов с бюджетом на счетах бухгалтерского учёта;
Рассмотреть формирование информации по расчётам с бюджетом денежным средствам в соответствующих реестрах.

Содержание

Введение 1
1. Сущность и значение денежных средств в бухгалтерском учёте. 4
1.1 Понятие и значение денежных средств. 4
1.2. Формы безналичных расчетов 6
2. Учет денежных средств организации 15
2.1. Учет кассовых операций 15
2.2 Учет денежных средств на расчетных счетах организации и операций по специальным счетам в банках 26
2.3. Целевое назначение и порядок составления отчёта о движении денежных средств. 37
Заключение 40
Список литературы 42

Вложенные файлы: 1 файл

kyrsovaja.doc

— 293.50 Кб (Скачать файл)

Денежные  средства, хранящиеся в кассе, учитывают  на активном синтетическом счете 50 «Касса». В дебет его записывают поступление денежных средств и денежных документов в кассу, а в кредит – суммы выданных наличных денежных средств и денежных документов из кассы.

К счету 50 «Касса»  могут быть открыты следующие  субсчета:

      • 1 «Касса организации»;
      • 2 «Операционная касса»;
      • 3 «Денежные документы» и др.

На субсчете 1 «Касса организации» учитывают денежные средства в кассе. Организация проводит кассовые операции с иностранной валютой, то к счету 50 «Касса» открывают субсчета для обособленного учета движения каждой наличной иностранной валюты.

На субсчете 2 «Операционная  касса» учитывают наличие и движение денежных средств в кассах товарных контор (пристаней) и эксплуатационных участков, остановочных пунктов, речных перепав судов, в билетных и багажных кассах портов, вокзалов и т.п. Этот субсчет открывается организациями при необходимости.

На субсчете 3 «Денежные документы» учитывают  находящиеся в кассе организации почтовые и вексельные марки, оплаченные авиабилеты, марки государственной  пошлины  и  другие  денежные  документы.

2.2 Учет денежных средств на  расчетных счетах организации и операций по специальным счетам в банках

Денежные  средства организации, используемые для безналичных расчетов с другими юридическими лицами, обязательно должны храниться в банках. Банки открывают организациям расчетные, текущие, валютные и другие счета. Расчетные счета могут быть открыты любому юридическому лицу независимо от формы собственности. Для открытия расчетного счета организация должна представить в учреждение выбранного ею банка следующие документы:

        • заявление на открытие счета установленного образца;
        • нотариально заверенные копии устава организации, учредительного договора и регистрационного свидетельства;
        • справку налогового органа о регистрации организации в качестве 
          налогоплательщика;
        • копии документов о регистрации в качестве плательщиков в Пенсионный фонд Российской Федерации и Фонд обязательного медицинского страхования;

 

        • карточку с образцами подписей руководителя, заместителя руководителя и главного бухгалтера с оттиском печати организации по установленной форме, заверенную нотариально.

Операции  по расчетным счетам оформляются  в соответствии с Положением ЦБ РФ «О безналичных расчетах в Российской Федерации» от 12 апреля 2001 г. №2-П.

С расчетного счета банк оплачивает обязательства, расходы и поручения организации, проводимые в порядке безналичных расчетов, а также выдает средства на оплату труда и текущие хозяйственные нужды. Операции по зачислению сумм на расчетный счет или списанию с него банк производит на основании письменных распоряжений владельцев расчетного счета (денежных чеков, объявлений на взнос денег наличными, платежных требований) или с их согласия (оплата платежных требований поставщиков и подрядчиков).

Платежное поручение  (Приложение 11) – документ, оформляющий поручение организации своему банку перевести сумму, указанную в документе, на счет получателя либо произвести депонирование указанной суммы для последующего перечисления средств на счет получателя. Оно действительно в течении 10 дней со дня его выписки (день выписки при этом в расчет не берется) и оформляется в трех экземплярах при совершении операции в рамках одного кредитного учреждения, в остальных случаях в четырех экземплярах.

Платежные поручения  используются для оформления широкого спектра расчетов с поставщиками и подрядчиками, с государственными внебюджетными фондами, с работниками  организаций при перечислении заработной платы на их счета в другие кредитные организации, при платежах налогов и сборов, при уплате банку комиссионных и т.д.

Платежные требования – расчетный документ, который  содержит требование кредитора (получателя средств) к должнику (плательщику) произвести уплату денежной суммы через банк в соответствии с основным договором. Применяется для оформления расчетов за товары, выполненные работы и услуги в соответствии с договором организации с поставщиком. В платежном требовании отмечаются условие оплаты, срок для акцепта, дата вручения плательщику документов в соответствии с договором, а также наименование товара (выполненных работ и услуг), номер и дата договора, номера приемо-сдаточных документов с указанием даты их составления, подтверждающих поступление товара или приемку выполненных работ и услуг.

При недостаточности  денежных средств на счете списание денежных средств со счета осуществляется в последовательности, определенной ГК Российской Федерации (ст. 855):

1)по исполнительным  документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств со счета для удовлетворения требований о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью, а также требований о взыскании алиментов;

2)по исполнительным  документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по выплате выходных пособий и оплате труда лиц, работающих по трудовому договору, в том числе по контракту, по выплате вознаграждений по авторскому договору;


  1. по платежным документам, предусматривающим перечисление выдачу денежных средств для расчетов по оплате труда с лицами работающими по трудовому договору, в том числе по контракту, а также по отчислениям в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ и фонды обязательного медицинского страхования;
  2. по платежным документам, предусматривающим платежи в бюджет;
  3. по исполнительным документам, предусматривающим удовлетворение других денежных требований;
  4. по другим платежным документам в порядке календарной очередности.

 Списание средств  со счета по требованиям, относящимся  к одной очереди, производится в порядке календарной очередности поступлений документов.

Сведения о движении денежных средств на расчетном счете  содержатся в выписке с расчетного счета, которая представляет собой  копию записей по расчетному счету  конкретной организации. Независимо от форм выписки она содержит такие обязательные реквизиты: входящие и исходящие остатки, дата, номер документа, шифры и коды совершаемых операций с указанием сумм по дебету или кредиту расчетного счета. При обработке данного документа списание или выдача денежных средств с расчетного счета отражается в выписке по дебету, а поступление или взнос денег на расчетный счет, а также начальные и конечные остатки - по кредиту. Это объясняется тем, что выписка с расчетного счета показывает задолженность учреждений банка по денежным средствам перед организацией. Поэтому расчетный счет организации для банка является пассивным. Следовательно, остатки задолженности банка и её увеличение показывают по кредиту, а уменьшение - по дебету. Бухгалтерия проверяет правильность сумм, указанных в выписке, и при обнаружении ошибки немедленно извещает об этом банк. Спорные суммы могут быть опротестованы в течение 10 дней с момента получения выписки.

Денежные средства предприятия, хранящиеся на расчетных счетах, учитывают на активном синтетическом счете 51 «Расчетные счета». В дебет этого счета записывают поступления денежных средств на расчетный счет, а в кредит - уменьшение денежных средств на расчетном счете.

Корреспонденция счёта 51 «Расчётный счёт» за 01.01.07 – 10.01.07 (Приложение 16)

Номер

Содержание Хоз. операций

Сумма,руб.

Дебет

Кредит

1

Оплачено поставщику СВЕТЛОН ООО

442.65

60.1

51

2

Оплачено поставщику СТРОЙХОЛДИНГ ООО

2304.12

60.2

51

3

Поступления от покупателей  УРАЛЬСКИЙ ДЖИ СМ ЗАО

6400

51

62.1

4

Поступления от покупателей  УРАЛЬСКИЙ ДЖИ СМ ЗАО

24663

51

62.1




 

 

 

 

 

 

 

 

 

Денежные средства, обособленно  используемые по целевому назначению, учитываются на специальных счетах в банках. К вложениям денежных средств на определенные цели относятся  аккредитивы, чековые книжки, депозитные, текущие и другие счета.

Для учета денежных средств  на специальных счетах в банках предназначен счет 55 «Специальные счета в банках», на котором учитывают наличие и движение денежных средств в отечественной и зарубежной валютах, находящихся в аккредитивах, чековых книжках, иных платежных документах (кроме векселей), на текущих, особых и специальных счетах, а также движение средств целевого финансирования в той их части, которая подлежит обособленному хранению. К счету 55 могут быть открыты следующие субсчета:

      • 1 «Аккредитивы»;
      • 2 «Чековые книжки»;
      • 3 «Депозитные счета» и др.

Аккредитив представляет собой условное денежное обязательство  банка, выдаваемое им по поручению клиента  в пользу его контрагента по договору, согласно которому банк, открывший аккредитив, может произвести поставщику платеж или предоставить полномочия другому банку производить такие платежи при условии представления им документов, предусмотренных в аккредитиве, и выполнения других условий аккредитива. Предназначен для расчетов с одним получателем средств.

Зачисление  денежных средств в аккредитивы  отражается по дебету счета 55, субсчет 1, и кредиту счетов 51 «Расчетные счета», 52 «Валютные счета», 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам» и других счетов.

По мере использования  аккредитивов их списывают с кредита  счета 55, субсчет 1, в дебет счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» или других подобных счетов.

Неиспользованные  средства в аккредитивах возвращают в организацию на восстановление того счета, с которого они были ранее перечислены, и списывают с кредита счета 55 в дебет счетов 51, 52, 66 или других счетов.

Аналитический учет по субсчету 1 счета 55 ведут по каждому выставленному аккредитиву.

На субсчете 2 «Чековые книжки» учитывают движение средств, находящихся в чековых книжках. Порядок осуществления расчетов чеками регулируется банком.

Чек – это ценная бумага, которая представляет собой ничем  не обусловленное распоряжение чекодателя банку произвести платеж указанной  в нем суммы чекодержателю. Юридическое или физическое лицо, имеющее денежные средства в банке, является чекодателем. Юридическое или физическое лицо, в пользу которого выдан чек, является чекодержателем. Банк, в котором находятся денежные средства, является плательщиком. Чек оплачивается плательщиком за счет денежных средств чекодателя, при этом чекодатель не вправе отозвать чек до истечения срока, установленного для его предъявления к оплате. Для получения платежа по чеку необходимо предъявить его в банк, обслуживающий чекодержателя.

Выданные чековые книжки отражают по дебету счета 55, субсчет 2, и кредиту счетов 51, 52, 66 и других подобных счетов. При использовании чековых книжек соответствующие суммы списывают со счета 55 
в дебет счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» или других подобных счетов (согласно выпискам банкам). Суммы по чекам выданным, но не оплаченным банком (не предъявленным к оплате), остаются на счете 55-2.

Суммы оставшихся неиспользованных чеков и возвращенных 
в банк списывают с кредита счета 55, субсчет 2, в дебет счетов 51, 52, 66 или других счетов.

Аналитический учет по субсчету 2 ведут по каждой полученной 
чековой книжке.

На субсчете 3 «Депозитные счета» до 01.01.2003 г. учитывали  движение средств, вложенных организацией в банковские и другие вклады

Перечисление  денежных средств во вклады отражали по дебету счета 55 и кредиту счетов 51 «Расчетные счета» или 52 «Валютные счета». При возвращении кредитной организацией сумм вкладов производили обратные бухгалтерские записи.

Аналитический учет по субсчету 3 вели по каждому вкладу.

С 01.01.2003 г. депозитные вклады в соответствии с ПБУ 19/02 «Учет финансовых вложений» должны учитываться в качестве финансовых вложений.

Информация о работе Бухгалтерский учет движения денежных средств