Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июня 2014 в 22:01, дипломная работа
В работе представлены теоретические основы организации бухгалтерского учета расчетов, проведен анализ деятельности предприятия и даны рекомендации по совершенствованию учета.
Задачи курсовой работы:
- состав и порядок ведения бухгалтерского учета расчетов с поставщиками и подрядчиками;
- сроки предоставления бухгалтерской отчетности;
- значение анализа ведения бухгалтерского учета расчетов с поставщиками и подрядчиками;
- переход на международные стандарты учета;
ВВЕДЕНИЕ 2
В связи с тем, что бухгалтерская (финансовая) отчетность предприятий является первоначальным источником формирования мнения пользователей о финансовом положении организации, то должна быть достаточная уверенность в том, что данная отчетность достоверна. Достоверность бухгалтерской (финансовой) отчетности может быть подтверждена аудитором. 20
ЦЕЛИ АУДИТА 20
ПРОВЕРКА РАСЧЕТОВ С ПОСТАВЩИКАМИ И ПОДРЯДЧИКАМИ 21
Способы подготовки отчетности по МСФО 30
Основные этапы перехода на составление финансовой отчетности по МСФО 31
1 СОСТАВЛЕНИЕ И АНАЛИЗ БУХГАЛТЕРСКОЙ 34
ОТЧЕТНОСТИ 34
1.1 Составление бухгалтерской и налоговой отчетности 34
2.2 Анализ финансового состояния предприятия по данным (финансовой) бухгалтерской отчетности 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 71
Список используемой литературы 73
кредитам и займам 23 Вспомогательные
76 Расчеты с разными
дебиторами и кредиторами 25 Общепроизводственные
79 Внутрихозяйственные
расчеты
91 Прочие доходы и расходы расходы
99 Прибыли и убытки 28 Брак в производстве
50 Касса
60 Расчеты с поставщиками и
97 Расходы будущих периодов
Целью аудита расчетов является формирование мнения о достоверности данных бухгалтерской отчетности, о составе дебиторской и кредиторской задолженности, а также оценка соответствия отражения произведенных за отчетный период расчетов требованиям нормативных актов по бухгалтерскому учету.
В ходе проверки расчетов с поставщиками, покупателями, разными дебиторами и кредиторами должны быть решены следующие задачи:
• установлено наличие и правильность оформления документов по поставке товарно-материальных ценностей (договоров, актов сверки расчетов и др.);
• выяснена правильность осуществления и учета расчетов за полученные и поставленные материальные ценности и услуги, оплаченные денежными средствами, с использованием векселей, путем зачета взаимных требований и т.п.;
• определена правильность оценки полученных и отгруженных товаров (работ, услуг) при бартерных сделках;
• подтверждена полнота и своевременность оприходования полученных товаров и учета выполненных работ;
• установлена правильность оформления и отражения в учете полученных и выданных авансов, предъявленных претензий;
• выяснена правильность отражения по соответствующим статьям баланса сумм дебиторской и кредиторской задолженности;
• установлены причины и давность образования задолженности по расчетам, определена реальность и пути погашения дебиторской задолженности.
Источниками информации для проверки указанных расчетов являются договоры поставки продукции (работ, услуг), акты сверки расчетов, протоколы о зачете взаимных требований, акты инвентаризации расчетов, векселя, копии платежных документов, книга покупок, книга продаж, учетные регистры (ведомости, журналы-ордера, машинограммы) по счетам 60, 62, 58, 76, 79, 99 и т.д., Главная книга, итоговая (годовая) отчетность и т.д.
Предусматривает прежде всего изучение договоров поставки продукции и других хозяйственных договоров на оказанные предприятию услуги, выполненные работы. Эти договоры должны отвечать требованиям норм Гражданского кодекса РФ (далее – ГК РФ).
К числу важнейших требований при осуществлении сделок на поставку товаров (работ, услуг) помимо соблюдения формы договора относятся также полнота и своевременность исполнения сторонами обязательств. Сделки, осуществляемые сторонами умышленно без соблюдения установленной ГК РФ формы, считаются ничтожными (недействительными).
Таким образом, аудитор должен установить наличие договоров поставки по проведенным сделкам, правильность их оформления, дату возникновения и причину образования задолженности, а также срок погашения задолженности или причину его пропуска.
Далее аудитор проверяет непосредственно расчетные операции с каждым поставщиком (или выборочно) по данным учетных регистров (журналов-ордеров, ведомостей, машинограмм) по счету 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» и расчетно-платежных документов. Выясняется дата проведения и характер операций, правильность применения цен, наценок по поступившим ценностям, полнота их оприходования, обоснованность выделения «входного» НДС.
При поступлении товарно-материальных ценностей, на которые не получены расчетные документы (неотфактурованные поставки), выясняется, не числятся ли эти поступившие ценности как оплаченные, но находящиеся в пути (дебиторская задолженность). Устанавливается также, проводилась ли инвентаризация и сверка расчетов, предъявлялись ли штрафные санкции поставщикам при нарушении договорных обязательств, обоснованны ли начисленные или полученные суммы штрафных санкций, правильно ли списание сомнительных долгов. При необходимости может быть проведена контрольная инвентаризация ценностей и расчетов, а также направлен запрос контрагенту для подтверждения суммы задолженности.
Следует проконтролировать правильность корреспонденции счетов, указанной в учетных регистрах. Кредитовые записи по счету 60 сверяют с дебетовыми записями по счетам 08, 10, 15, 16, 19, 20, 41 и др. Дебетовые записи по счету 60 сверяют с кредитовыми записями по счетам 50, 51, 52, 55 (или 62, 76 при бартерных сделках). Данные синтетического учета подтверждаются аналитическими. Итоговые записи по оборотам и остаток по счету 60 сверяются с данными Главной книги и балансом.
Особого внимания аудитора требуют операции с использованием векселей, отражение которых в учете нередко производится с ошибками. Аудитору следует учитывать, что выданные поставщикам собственные векселя отражаются у предприятия на отдельном субсчете счета 60, процент по векселю относится на себестоимость приобретенных товарно-материальных ценностей, НДС подлежит возмещению из бюджета только после оплаты векселя. Выборочно проверяется правильность отражения в учете «входного» НДС и обоснованность его отнесения на возмещение из бюджета. В обязательном порядке НДС должен быть выделен во всех расчетно-платежных документах (счетах-фактурах, накладных, платежных поручениях, актах сверки расчетов и др.), его возмещение производится только по оплаченным и оприходованным ценностям (используемым для производственных целей).
Полнота оприходования поступивших от поставщиков товарно-материальных ценностей, обоснованность возмещения по ним НДС контролируются с помощью такого приема, как прослеживание. Выявленные отклонения фиксируются в рабочих документах аудитора.
Обоснованность расчетов с подрядчиками на выполняемые работы должна подтверждаться кроме заключенных договоров наличием проектно-сметной документации, актов сдачи-приемки выполненных работ, счетов-фактур. Реальность числящейся кредиторской или дебиторской задолженности по счету 60, точность произведенных расчетов, качество проектов и смет, отсутствие приписок могут быть проверены в том числе и путем контрольного обмера выполненных работ (по заключению эксперта).
По задолженности с каждым поставщиком и подрядчиком необходимо выявить соблюдение срока исковой давности (общий срок исковой давности по хозяйственным договорам составляет три года). В случае его пропуска задолженность подлежит зачислению на счет 91 «Прочие доходы и расходы». Должны быть проверены случаи списания с кредита счета 60 на себестоимость сумм, не относящихся к производственной деятельности предприятия.
Следует проанализировать также правильность оформления и отражения в учете выданных и полученных авансов. Для этих расчетов используются счета 60 субсчет «Расчеты по авансам выданным» и 62 субсчет «Расчеты по авансам полученным». Аудитор путем изучения первичных документов и учетных регистров выясняет обоснованность выдачи и получения авансов (в том числе в валюте), правильность ведения аналитического учета по счетам 60 и 62, соответствие данных аналитического и синтетического учета; своевременность и точность выделения НДС с сумм полученных авансов.
У предприятия могут возникать претензии к поставщикам и подрядчикам в связи со следующими обстоятельствами:
• несоблюдением цен и тарифов, предусмотренных договорами;
• обнаружением арифметических ошибок в расчетных документах;
• несоответствием качества поставленных ценностей стандартам или техническим условиям и др.
Претензии могут предъявляться к транспортным организациям за недостачу груза в пути, к банку – по суммам, ошибочно зачисленным или списанным со счетов предприятия, и т.д. Претензии нередко предъявляют также и к самому предприятию по различным основаниям.
Учет таких расчетов ведется на счете 76 субсчета «Расчеты по претензиям». При их анализе аудитору необходимо обратить внимание на своевременность и правильность оформления претензионных документов, обоснованность претензий к проверяемому предприятию, правильность корреспонденции счетов, правильность ведения аналитического учета в разрезе каждой предъявленной и полученной претензии.
Аудитор должен знать, что претензии предъявляются в письменной форме с указанием требования заявителя; суммы претензии и ее расчета; фактов, на которых основаны требования; доказательств, подтверждающих требования со ссылкой на соответствующие нормативные акты; приводится перечень прилагаемых документов, иные сведения. Претензия отправляется заказным или ценным письмом по факсу или вручается под расписку и рассматривается в течение 30 дней, если иной срок не установлен договором. Ответ на претензию дается в письменном виде. При полном или частичном отказе в удовлетворении претензии или неполучении в срок ответа на нее заявитель вправе предъявить иск в арбитражный суд.
Путем изучения первичных документов и учетных регистров по счету 76 аудитору предстоит выяснить, не скрываются ли под видом расчетов по претензиям суммы недостач и потерь товарно-материальных ценностей, не возмещенных предприятию в установленном порядке и по которым отсутствуют документы, дающие право на списание, а также факты хищений ценностей должностными лицами. Следует, кроме того, установить, не проводились ли внутренние расследования с целью выявления лиц, виновных в возникновении претензии к предприятию, и взыскивался ли с них причиненный ущерб.
ПРОГРАММА АУДИТОРСКОЙ ПРОВЕРКИ РАСЧЕТОВ С ПОСТАВЩИКАМИ
Типичные ошибки:
1. В части организации
- арифметические ошибки при
фиксировании оперативного
- несвоевременная регистрация
оперативного факта на
- регистрация хозяйственных
- отсутствие необходимых
- нарушения, допущенные при оформлении первичного документа (заполнение средствами, не допускающими их долговременное хранение, нарушения при внесении исправлений);
- отсутствие графиков
- ошибки при регистрации
- несвоевременная регистрация документа в учетном регистре.
2. В части организации
- перекрытие задолженности
- несвоевременное списание
- возмещение входящего НДС по неотфактурованным поставкам;
- отсутствие корректировки по
списанным на затраты ТМЦ (работам,
услугам), ранее отраженным как
неотфактурованные поставки, документы
по которым поступили и имеют
несоответствия с ранее
- возмещение входящего НДС по поставкам, обеспеченным выданными организацией собственными векселями;
- несвоевременное предъявление претензий поставщикам, отражение на счете 76 субсчет «Расчеты по претензиям» нереальных сумм;
- счетные ошибки при исчислении курсовых разниц;
- неправильное отражение на счетах суммовых разниц;
- списание безнадежного долга на счет прочих доходов и расходов при наличии ранее образованного резерва под эту задолженность;
- неправомерное признание
- отсутствие аналитического
В настоящее время происходит активная интеграция правил бухгалтерского учета по российским стандартам и в соответствии с международными стандартами. Для ряда организаций применение международных стандартов финансовой отчетности (МСФО) является обязательным элементом их функционирования, для других предприятий составление отчетности по МСФО представляется привлекательным в силу приобретения новых возможностей: привлечение иностранных инвесторов, разрешение на взятие займа в иностранном кредитном учреждении и т.д. Несмотря на то, что сейчас происходит изменение российских стандартов ведения бухгалтерского учета, их приближение к международным правилам, тем не менее, остаются различия:
Информация о работе Бухгалтерский учет расчетов с поставщиками и подрядчиками