Бухгалтерский учёт природоохранных мероприятий в современных условиях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 15:54, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: Провести анализ бухгалтерского учёта природоохранных мероприятий в современных условиях.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- Изучить методологическую литературу по выбранной теме;
- Дать определения основным понятиям природоохранных мероприятий и их классификацию;
- Выявить все затраты на природоохранные мероприятия и платежи по ним

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УЧЁТА ПРИРОДООХРАННЫХ МЕРОПРИЯТИЙ……………………………………………………………………..5
1.1 Понятие природоохранных мероприятий…………………………………........5
1.2 Классификация природоохранных мероприятий………………………….......6
1.3 Нормативное регулирование природоохранных мероприятий………………8
2 ЗАТРАТЫ НА ПРИРОДООХРАННЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ И ПЛАТЕЖИ ПО НИМ……………………………………………………………………………11
2.1 Эффективность затрат на природоохранные мероприятия………………….11
2.2 Текущие затраты………………………………………………………………..14
2.3 Учёт затрат капитального характера…………………………………………..24
3 БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЁТ ПРИРОДООХРАННЫХ МЕРОПРИЯТИЙ ПРЕДПРИЯТИЯ ОАО «КОМИТЕКС»...............................................................33
3.1 Технические характеристики объектов природоохранного назначения предприятия ОАО «Комитекс»………………………………………………….…33
3.2 Краткая характеристика работы вспомогательных производств предприятия ОАО «Комитекс»……………………………………………………………….......34
3.3 Платежи за загрязнение окружающей природной среды предприятием за 2009-2010 гг…………………………………………………………………………35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…….………………………….……………………………….….39
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………….….43
ПРИЛОЖЕНИЕ А Расчёт 10-процентных отчислений от оплаты за фактическое загрязнение окружающей природной среды за I квартал 2009 года, направляемых в федеральный бюджет РФ………………………….…………….44

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 293.00 Кб (Скачать файл)

3.1 Строительство мусороперерабатывающих и мусоросжигательных заводов, а также полигонов для складирования бытовых и промышленных отходов.

3.2 Приобретение и внедрение установок, оборудования и машин для переработки, сбора и транспортировки бытовых отходов с территории городов и других населенных пунктов.

3.3 Строительство установок, производств и цехов для получения сырья или готовой продукции из отходов производства.

4 Экологическое просвещение, подготовка кадров.

4.1 Работа по экологическому образованию кадров.

5 Научно-исследовательские работы.

5.1 Разработка экспресс методов определения вредных примесей в воздухе, воде и почве.

5.2 Разработка нетрадиционных методов и высокоэффективных систем и установок для очистки отходящих газов промышленных предприятий, утилизации отходов.

5.3 Разработка технологических процессов, оборудования, приборов и реагентов, обеспечивающих глубокую переработку сырья с утилизацией образующихся отходов.

5.4 Совершенствование методов обезвреживания твердых бытовых отходов с целью предотвращения попадания в природные среды тяжелых металлов.

5.5 Проектно-изыскательские и опытно-конструкторские работы по созданию природоохранного оборудования, установок, сооружений, предприятий и объектов, прогрессивной природоохранной технологии, методов и средств защиты природных объектов от негативного воздействия.

 

    1. Нормативное регулирование природоохранных мероприятий

Важнейшим инструментом сохранения окружающей среды и ее устойчивого развития является законодательное закрепление основных принципов, механизмов, гарантий, критериев охраны окружающей природной среды, а также оценки качества окружающей среды. Поэтому экологическое законодательство ориентировано на регулирование общественных отношений в сфере взаимодействия общества и природы, чтобы активизировать все эти юридические механизмы в интересах сохранения, рационального использования природных ресурсов, их воспроизводства, сохранения благоприятной окружающей природной среды для настоящего и будущего поколений. Имеющая высшую юридическую силу и прямое действие Конституция РФ создает основы всех отраслей российского законодательства, в том числе об охране окружающей среды и экологической безопасности. Законодательство в области охраны окружающей природной среды Российской Федерации разрабатывается уже на протяжении десятков лет. Уместно остановиться подробнее на правовых основах охраны окружающей среды [6,с 29].

Международные конвенции. За истекшие годы ратифицированы Конвенция ООН об изменении климата (4.11.94 г.), Конвенция о биологическом разнообразии (17.02.95 г.), Базельская конвенция о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалении (25.11.94). Удалось достичь взаимопонимания по конвенции по опустыниванию в результате снятия противоречий, тормозивших ратификацию её в России.

Внутреннее  законодательство. С 1993 г. с принятием новой конституции в развитии федерального законодательства в данной области общественных отношений огромную роль играет законодательная деятельность Федерального Собрания. С 1993 г. Образован и действует Комитет государственной думы по экологии, задачей которого является развитие и совершенствование законодательства в области охраны окружающей среды. К особо важным из федеральных законов, принятых за последние годы, относятся федеральные законы «Об особо охраняемых природных территориях», «Об экологической экспертизе», «О радиационной безопасности», «О геодезии и картографии», «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами», «Об охране атмосферного воздуха», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и многие другие законы.

Федеральный закон «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 N 7-ФЗ – базовый нормативный правовой акт, который призван обеспечить реализацию права каждого человека на благоприятную окружающую среду путем определения правовых основ государственной политики в области охраны окружающей среды. В настоящее время именно этот закон регулирует отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности. Закон «Об охране окружающей среды» ввел новые принципы охраны окружающей среды, такие как:

  1. презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной деятельности, которая дает основание для реализации принципов обязательности проведения оценки воздействия на окружающую среду и экологической экспертизы, а также для запрещения хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой не предсказуемы для окружающей среды;
  2. обязанность использования наилучших существующих технологий (НСТ), имеющих природоохранный эффект, что позволит обеспечить с одной стороны прогресс в области развития технологий, а с другой стороны – снижение негативного воздействия хозяйственной деятельности на окружающую среду;
  3. ответственность органов государственной власти, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности, а также принцип независимости экологического контроля;
  4. платность природопользования и обязанность возмещения вреда окружающей среде. Этим законом более четко и конкретно урегулированы вопросы разграничения полномочий органов государственной власти в области охраны окружающей среды, что является крайне актуальным в связи с постоянными реорганизациями государственных органов власти, отвечающих за охрану окружающей среды на федеральном уровне.

Определена  система природоохранных нормативов, которая включает:

  1. установление нормативов качества окружающей среды по химическим, физическим, биологическим показателям состояния компонентов природной среды и природных объектов с учетом природных особенностей территорий и акваторий и их целевого использования;
  2. установление нормативов воздействий хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, исходя из нормативов допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду;
  3. установление технологических нормативов на допустимые выбросы и сбросы.

К тому же, в  том законе установлены правовые нормы, предусматривающие осуществление экологического страхования, экологического аудита и экологической сертификации на соответствие природоохранных требований с целью обеспечения экологически безопасного ведения хозяйственной деятельности.

Впервые установлены правовые нормы по осуществлению оценки воздействия на окружающую среду. Определено понятие вреда окружающей среде от хозяйственной и иной деятельности, осуществляемой с нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, и установлен порядок его компенсации. [3,с 272].

Данный закон фактически является «генеральной подготовкой» к  написанию Экологического Кодекса  РФ. Экологический кодекс, как и  любой другой кодекс, представляющий из себя кодификацию всего законодательства в области охраны окружающей природной среды и природопользования, мог бы урегулировать не только природоохранные проблемы, но и дал бы возможность скорректировать все законы, касающиеся природопользования.

Значение управления природопользованием состоит в  том, что путем последовательной реализации требований законодательства относительно распоряжения природными ресурсами и рационального использования и охраны окружающей среды от вредных воздействий, обеспечивается соблюдение провозглашенных экологических прав и законных интересов личности.

 

2 ЗАТРАТЫ НА  ПРИРОДООХРАННЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ И ПЛАТЕЖИ ПО НИМ

2.1 Эффективность затрат  на природоохранные мероприятия

К числу наиболее важных задач, для решения которых необходима количественная оценка экономического ущерба, относится обоснование экономически эффективных направлений охраны окружающей природной среды, т.е. обоснование затрат на природоохранные мероприятия по очистке воздушного бассейна, воды или земельных ресурсов. При весьма сложном и дорогостоящем оборудовании затраты на очистку воды выше затрат на очистку воздуха, хотя ущерб от загрязнения воздуха не меньше, чем от загрязнения воды. Поэтому не случайно, затраты на защиту атмосферы в масштабе страны составляют около 10 - 15%, водного бассейна – 75 -  80% всех расходов на охрану окружающей среды, остальная часть приходится на защиту от твердых отходов (с развитием атомной энергетики эти расходы увеличиваются). По данным США, затраты на снижение загрязнения воздуха примерно вдвое превосходят затраты, направленные на очистку воды.

Временная типовая методика определения экономической эффективности затрат на мероприятия по охране окружающей среды исходит из основных принципиальных положений Типовой методики определения экономической эффективности капитальных вложений и развивает их применительно к вопросам охраны окружающей среды. Это  связано с тем, что оценка экономической эффективности капитальных вложений в природоохранные мероприятия имеет особенности, которые проявляются в различиях эффекта, достигаемого в результате вложения средств, в видах учитываемых эффектов и методах их определения [11,с 30].

Во-первых, если капитальные  вложения в производство обеспечивают прирост прибыли, то эффект от затрат на охрану окружающей среды выражается в основном в виде предотвращенных потерь и затрат, возникающих в результате загрязнения.

Во-вторых, региональный характер эффекта природоохранных мероприятий проявляется не только и не столько на предприятиях и в отрасли, где проводятся эти мероприятия, а на всей территории, на которую распространяется их действие. Поэтому для того чтобы определить эффект природоохранных мероприятий, необходимо установить не только затраты этого предприятия или отрасли, но и изменение затрат у предприятий, использующих нарушенные природные ресурсы.

В-третьих, большая доля социальных результатов природоохранной деятельности — улучшение условий труда и отдыха населения, снижение заболеваемости и т. п. — трудно поддается стоимостной оценке.

В соответствии с методикой  различают первичный эффект и  конечный комплексный социально-экономический эффект от мероприятий по охране окружающей среды.

Первичный эффект заключается  в снижении загрязнения окружающей среды и улучшении ее состояния, а конечный социально-экономический эффект — в повышении уровня жизни населения, эффективности общественного производства и национального богатства. При этом экономические результаты проявляются как прирост чистой продукции или как экономия затрат в непроизводственной сфере и снижение затрат из личных средств населения. Социальный эффект проявляется в снижении заболеваемости населения, улучшении условий труда и отдыха, сохранении природных ресурсов и т. п. Он сопровождается экономией затрат на социальное страхование и лечение больных, ликвидацией потерь продукции за дни болезни и из-за снижения производительности труда. Экономические результаты могут суммироваться с экономическими показателями социального эффекта и фигурировать в качестве экономического эффекта.

В соответствии с Временной  типовой методикой определения  экономической эффективности природоохранных мероприятий и оценки ущерба, наносимого народному хозяйству загрязнением окружающей среды, расчет экономического эффекта природоохранных мероприятий основывается на сопоставлении затрат на их осуществление с народнохозяйственным экономическим результатом, достигнутым благодаря этим мероприятиям. Этот результат выражается величиной ликвидированного (или предотвращенного) экономического ущерба от нарушения или потерь ресурса.

Затраты на природоохранные  мероприятия подразделяются на текущие затраты и затраты капитального характера, которые рассмотрены в таблице 1.

Таблица 1- затраты на природоохранные мероприятия

Затраты на природоохранные  мероприятия

Текущие затраты:

Затраты капитального характера:

- платежи за  загрязнение окружающей природной среды и другие виды воздействия (в пределах норм и сверх норм);

- платежи по  договорам обязательного и добровольного  экологического страхования;

- затраты по  оплате услуг сторонних организаций,  осуществляемых по предписанию  территориального комитета по охране природы;

- текущие затраты,  связанные с содержанием и  эксплуатацией фондов природоохранного  назначения;

- расходы по  захоронению экологически опасных  отходов:

- расходы по  оплате услуг сторонних организаций  за прием, хранение и уничтожение экологически опасных отходов;

- расходы на  очистку сточных вод;

- другие виды  текущих природоохранных затрат.

- плата за  экологическую экспертизу;

- затраты на строительство или приобретение объектов природоохранного назначения;

- затраты на реконструкцию и модернизацию объектов природоохранного назначения.


 

Для формирования достоверной, точной и своевременной информации о затратах на природоохранные мероприятия предприятиям необходимо принять решения по таким вопросам:

- организация аналитического учета затрат на охрану природы;

- создание системы резервирования расходов на природоохранные мероприятия;

- разработка форм внутренней отчетности о затратах на природоохранные

мероприятия.

Эти решения должны быть оформлены как элементы учетной политики предприятия.

Рассмотрим порядок  отражения в учете текущих природоохранных затрат.

2.2 Текущие затраты

Платежи за загрязнение  окружающей природной среды и  другие виды воздействия (в пределах норм и сверх норм) представлены в таблице 2.

За загрязнение окружающей природной среды устанавливаются два вида базовых нормативов платы:

а) за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов, другие виды вредного воздействия в пределах допустимых нормативов;

б) за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов, другие виды вредного воздействия в пределах установленных лимитов (временно согласованных нормативов).

Информация о работе Бухгалтерский учёт природоохранных мероприятий в современных условиях