Бухгалтерский учёт природоохранных мероприятий в современных условиях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 15:54, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: Провести анализ бухгалтерского учёта природоохранных мероприятий в современных условиях.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- Изучить методологическую литературу по выбранной теме;
- Дать определения основным понятиям природоохранных мероприятий и их классификацию;
- Выявить все затраты на природоохранные мероприятия и платежи по ним

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УЧЁТА ПРИРОДООХРАННЫХ МЕРОПРИЯТИЙ……………………………………………………………………..5
1.1 Понятие природоохранных мероприятий…………………………………........5
1.2 Классификация природоохранных мероприятий………………………….......6
1.3 Нормативное регулирование природоохранных мероприятий………………8
2 ЗАТРАТЫ НА ПРИРОДООХРАННЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ И ПЛАТЕЖИ ПО НИМ……………………………………………………………………………11
2.1 Эффективность затрат на природоохранные мероприятия………………….11
2.2 Текущие затраты………………………………………………………………..14
2.3 Учёт затрат капитального характера…………………………………………..24
3 БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЁТ ПРИРОДООХРАННЫХ МЕРОПРИЯТИЙ ПРЕДПРИЯТИЯ ОАО «КОМИТЕКС»...............................................................33
3.1 Технические характеристики объектов природоохранного назначения предприятия ОАО «Комитекс»………………………………………………….…33
3.2 Краткая характеристика работы вспомогательных производств предприятия ОАО «Комитекс»……………………………………………………………….......34
3.3 Платежи за загрязнение окружающей природной среды предприятием за 2009-2010 гг…………………………………………………………………………35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…….………………………….……………………………….….39
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………….….43
ПРИЛОЖЕНИЕ А Расчёт 10-процентных отчислений от оплаты за фактическое загрязнение окружающей природной среды за I квартал 2009 года, направляемых в федеральный бюджет РФ………………………….…………….44

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 293.00 Кб (Скачать файл)

Содержание хозяйственной  операции

Дебет

Кредит

Начислена задолженность  специализированной организации по захоронению экологически опасных отходов

20

76

Начислен НДС от стоимости  работ

19

76

Погашена задолженность  специализированной организации по захоронению экологически опасных отходов

76

51


 Расходы по оплате услуг сторонних организаций за прием, хранение и уничтожение экологически опасных отходов

Стоимость услуг сторонних  организаций по приему, хранению и уничтожению экологически опасных отходов относится на себестоимость продукции (работ, услуг) бухгалтерскими записями представлены в таблице 6.

Таблица 6- Порядок отражения операций в бухгалтерском учете расходов по оплате услуг сторонних организаций за прием, хранение и уничтожение экологически опасных отходов

Содержание хозяйственной операции

Дебет

Кредит

Начислена задолженность  сторонней организации за прием, хранение и уничтожение экологически опасных отходов

20

76

Начислен НДС от стоимости  работ

19

76

Погашена задолженность  сторонней организации

76

51


При заключении договора со специализированной организацией предприятию следует поинтересоваться наличием лицензии и приложить к договору ее копию.

Расходы на очистку сточных  вод  рассмотрены в таблице 7.

Для очистки сточных  вод организации-природопользователи, как правило, заключают договоры с муниципальными предприятиями водоснабжения.

Таблица 7- порядок отражения операций на счетах бухгалтерского учёта по расходам на очистку сточных вод

Содержание хозяйственной  операции

Дебет

Кредит

Начислена задолженность  предприятию  водоснабжения за очистку сточных вод

20

76

Начислен НДС от стоимости  работ

19

76

Погашена задолженность  предприятию водоснабжения

76

51


Если в договоре с  муниципальным предприятием водоснабжения предусматривается очистка сточных вод, в которых концентрация вредных веществ превышает предельно допустимую, возникает вопрос о правомерности отнесения всей суммы договора на себестоимость продукции (работ, услуг).

Согласно п. 2 подл. "з" Положения о составе затрат текущие затраты по оплате услуг сторонних организаций за прием, хранение, уничтожение экологически опасных отходов, очистку сточных вод вне зависимости от содержания в сточной воде загрязняющих веществ включаются в себестоимость продукции (работ, услуг). В зависимости от соответствия или превышения норм предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в природную среду производятся платежи в бюджет и государственные экологические фонды за загрязнение окружающей среды.

В соответствии с Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации (п. 72) для равномерного включения предстоящих расходов в издержки производства (обращения) отчетного периода организация может создавать резервы на предстоящие затраты на рекультивацию земель и осуществление иных природоохранных мероприятий.

Согласно типовой группировке  затрат по статьям калькуляции, применяемым на промышленных предприятиях, затраты по подготовительным работам в добывающих отраслях промышленности, к которым относятся и такие природоохранные мероприятия, как очистка территорий в зоне открытых горных работ, подготовка площадок для хранения плодородного слоя почвы, используемого для последующей рекультивации земель, учитываются по статье "Расходы на подготовку и освоение производства" представлены в таблице 8.

Таблица 8- порядок отражения операций на счетах бухгалтерского учёта расходов на подготовку и освоение производства

Содержание хозяйственной  операции

Дебет

Кредит

Образован резерв на предстоящие  природоохранные мероприятия (аналитический учет по счету 89 ведется по отдельным резервам)

20,23

96

Произведены расходы  на природоохранные мероприятия, включаемые в издержки производства (обращения)

76

51

Налог на добавленную  стоимость от суммы произведенных  расходов на природоохранные мероприятия

19

76

Списаны расходы на природоохранные  мероприятия за счет зарезервированных средств

96

76


Правильность образования  и использования сумм резерва  периодически (в порядке, установленном учетной политикой), а на конец года — обязательно, проверяется по данным смет, расчетов и т. п. и при необходимости корректируется.

В бухгалтерском балансе  на конец отчетного года отражаются по отдельной статье остатки резервов, переходящие на следующий год, определенные исходя из правил, установленных нормативными актами.

Рассмотрим порядок  отражения в учете затрат капитального характера.

2.3 Учет затрат капитального  характера

 Плата за государственную  экологическую экспертизу

Еще одной мерой природоохранного значения является предусмотренная ст. 35 Закона РФ "Об охране окружающей природной среды" государственная экологическая экспертиза. Она является обязательной мерой охраны окружающей природной среды, предшествующей принятию хозяйственного решения, осуществление которого может оказать вредное воздействие на окружающую природную среду [1].

Финансирование и осуществление  работ по всем проектам и программам производятся только при положительном  заключении государственной экологической  экспертизы.

Порядок проведения государственной  экологической экспертизы объектов федерального, республиканского или местного значения регулируется законодательством Российской Федерации и республик в составе Российской Федерации. Руководители предприятий, учреждений, организаций, другие должностные лица и иные работники несут ответственность за невыполнение требований заключения государственной экологической экспертизы в соответствии с действующим законодательством.

В соответствии с Федеральным  законом "Об экологической экспертизе" разработано Положение о порядке проведения государственной экологической экспертизы, утвержденное постановлением Правительства РФ от 11.06.96 № 698.

При отсутствии документа, подтверждающего оплату проведения государственной экологической  экспертизы в течение 30 дней со дня получения уведомления о необходимости такой оплаты, или при непредставлении в установленный срок запрашиваемых материалов государственная экологическая экспертиза не проводится, а материалы возвращаются заказчику.

В случае отрицательного заключения заказчик вправе представить  материалы на повторную государственную экологическую экспертизу при условии их переработки с учетом замечаний и предложений, изложенных в этом заключении.

 Затраты на строительство  или приобретение объектов природоохранного  назначения представлены в таблице 9.

Органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации предоставлено право корректировать размеры платежей природопользователей с учетом освоения ими средств на выполнение природоохранных мероприятий. Однако корректировке подлежат только те 90 % платежей за загрязнение, которые поступают на счета внебюджетных государственных экологических фондов. Перечень мероприятий, относящихся к природоохранным, представлен в главе первой данной курсовой, затраты на выполнение которых могут засчитываться в счет платежей.

В соответствии с п. 6.11 Указаний территориальные органы Минприроды России по согласованию с органами исполнительной власти субъектов федерации могут конкретизировать примерный перечень с учетом особенностей и специфики производств на территории и общей экологической ситуации. При этом мероприятия, проводимые предприятием, должны отвечать следующим требованиям:

- повышение экологичности выпускаемой продукции;

- сокращение объема потребления природных ресурсов;

-сокращение объемов и снижение концентрации выбросов, сбросов загрязняющих веществ в природную среду и пр.

Научно-исследовательские  и проектные работы, направленные на обеспечение экологической безопасности производства, также могут засчитываться в счет платежей за загрязнение окружающей природной среды.

К природоохранным мероприятиям относятся, в частности:

- строительство головных и локальных очистных сооружений для сточных вод - предприятий с системой их транспортировки;

- строительство опытных установок и цехов, связанных с разработкой методов очистки сточных вод и переработкой жидких отходов и кубов из остатков;

- строительство опытно-промышленных установок и цехов по очистке отходящих газов от вредных выбросов в атмосферу;

- строительство установок, производств, цехов для получения сырья или готовой продукции из отходов производства.

Таблица 9- Порядок отражения операций в бухгалтерском учете по затратам на строительство или приобретение объектов природоохранного назначения

Содержание хозяйственной  операции

Дебет

Кредит

Начислена задолженность  подрядчику за строительство объекта  природоохранного назначения

08

76

Начислен НДС от стоимости  работ

19

76

НДС включается в стоимость  законченного строительством объекта

08

19

Погашена задолженность  подрядчику

76

51

Законченный строительством объект принят в эксплуатацию

01

08

Отражен источник увеличения стоимости имущества организации

84

83


 

Организациям, имеющим  природоохранные объекты, необходимо организовать аналитический учет по счету 01 "Основные средства" в разрезе объектов природоохранного назначения и объектов, не относящихся к природоохранным. Это обязательное условие для применения любой льготы по налогам и сборам. В соответствии с п. "б" ст. 5 Закона РФ от 13.12.91 № 2030-1 "О налоге на имущество предприятий" стоимость имущества предприятия, исчисленная в целях налогообложения, уменьшается на балансовую стоимость (за вычетом износа) объектов, используемых исключительно для охраны природы.

В соответствии с Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации (п. 46) находящиеся в собственности организации земельные участки, объекты природопользования (вода, недра и другие природные ресурсы) учитываются в составе основных средств. Согласно п. 48 этого документа стоимость земельных участков и объектов природопользования не погашается.

 Затраты на реконструкцию  и модернизацию объектов природоохранного  назначения представлены в таблице 10.

Согласно п. 37 Методических указаний по учету основных средств стоимость основных средств, в которой они приняты к бухгалтерскому учету, не подлежит изменению, кроме случаев, установленных законодательством Российской Федерации и Положением по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" (ПБУ 6/97).

Изменение первоначальной стоимости основных средств допускается в случаях достройки, дооборудования, реконструкции и частичной ликвидации соответствующих объектов или проведения работ капитального характера.

Согласно п. 73 затраты на модернизацию и реконструкцию объектов основных средств после их окончания, если указанные затраты улучшают ранее принятые нормативные показатели функционирования объектов основных средств, могут увеличивать первоначальную стоимость объекта и относятся на добавочный капитал организации.

Учет затрат, связанных с модернизацией и реконструкцией объектов основных средств, ведется в порядке, установленном для учета капитальных вложений.

Таблица 10- Порядок отражения в бухгалтерском учёте операций по затратам на

реконструкцию и модернизацию объектов природоохранного назначения

Содержание хозяйственной  операции

Дебет

Кредит

Начислена задолженность  подрядчику за реконструкцию объекта  природоохранного

 назначения

08

76

Начислен НДС от стоимости  работ

19

76

НДС включается в стоимость  реконструированного объекта

08

19

Погашена задолженность  подрядчику

76

51

Реконструированный объект принят в эксплуатацию

01

08

Отражен источник увеличения стоимости имущества организации

84

83

Информация о работе Бухгалтерский учёт природоохранных мероприятий в современных условиях