Задачи реформирования бухгалтерского учета в России в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 11:18, дипломная работа

Краткое описание

Последние годы отмечены усилением внимания к проблеме международной унификации бухгалтерского учета. Развитие бизнеса, сопровождающееся возрастанием роли международной интеграции в сфере экономики, предъявляет определенные требования к единообразию и понятности применяемых в разных странах принципов формирования и алгоритмов исчисления прибыли, налогооблагаемой базы, условий инвестирования, капитализации заработанных средств и т.п.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………….. 4
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ РЕФЛОМИРОВАНИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА В РОССИИ
Бухгалтерский учет до рыночных отношений…………………… 7
Бухгалтерский учет в период рыночных отношений………………………………………………………….. 9
ГЛАВА 2. СУЩНОСТЬ МЕЖДУНАРОДНЫХ СТАНДАРТОВ
2.1. Классификация системы бухгалтерского учета…………………16
2.2.Суть международных стандартов финансовой отчетности…………………………………………………………….. 20
ГЛАВА 3. РЕФОРМИРОВАНИЕ И ГАРМОНИЗАЦИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА С МЕЖДУНАРОДНЫМИ СТАНДАРТАМИ ФИНАНСОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ
3.1. Реформирование бухгалтерского учета в России……………… 28
Гармонизация бухгалтерского учета с международными стандартами финансовой отчетности………………………… 33
Национальные стандарты и их взаимосвязь с МСФО………. 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………. 59
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………………………. 63

Вложенные файлы: 1 файл

бух.учёт.doc

— 261.00 Кб (Скачать файл)

Таким  образом,  традиционную  советскую  систему  бухгалтерского  учета  сменяет  более  гибкая  система  учета,  которая  продолжает  развиваться,  приближаясь  к  международным  стандартам.

 

1.2 Бухгалтерский учет в период  рыночных отношений

С распадом СССР и выделением России как нового государства в  ее экономической политике произошли  значительные изменения. Переход от командно-административной системы управления к рыночным отношениям не мог не сказаться и на системе бухгалтерского учета. Произошел переход к приятой во всем мире системе Международных стандартов.

Становление и развитие новых рыночных отношений, управление экономикой, использование Международных стандартов бухгалтерского учета предопределяют усиление роли и значения бухгалтерского учета.

Изменения в экономической  системе Российской Федерации привели  к изменению в деятельности предприятий, которое должно было найти адекватное отражение в бухгалтерском учете. И бухгалтерский учет в России действительно подвергся коренному изменению. В настоящее время он далеко ушел от бухгалтерского учета в СССР. При подготовке документов, регулирующих бухгалтерский учет, были учтены многие положения и стандарты международного учета.

           Тем не менее, сегодняшняя система  бухгалтерского учета в России  имеет свою специфику, которая  связана с её происхождением  из бухгалтерского учета в  условиях плановой экономики.  Не все из “пережитков” старой системы действительно являются пережитками, российская и советская школа теории бухгалтерского учета разработала некоторые понятия и методы, которые не утратили своего значения и сегодня, более того, они начинают постепенно получать распространение и в практике учета в развитых странах. Также некоторые из различий носят номинальный характер, сводятся к различию терминов и понятий.

         Но некоторые особенности современной  российской системы бухгалтерского  учета объективно снижают её ценность для участников хозяйственного оборота и препятствуют нормальному развитию экономики. Одновременно экономическая система России продолжает интенсивно изменяться, возникают новые виды хозяйственной деятельности, которые должны найти адекватное отражение в учете. Роль и концепции бухгалтерского учета потерпели кардинальные преобразования с переходом российской экономики к рынку. Был декларирован переход к современной системе учета. И действительно, преобразованная система учета много лучше соответствует потребностям рыночной экономики. Основное отличие все же продолжает сохраняться - основным потребителем бухгалтерской информации продолжает оставаться государство в лице налоговых органов, а регулирующая роль участников делового оборота - инвесторов, кредиторов, менеджеров, а также самих бухгалтеров и аудиторов - сведена к минимуму. Отсутствие реальной потребности в данных учета, которое наблюдалось до последнего времени, и достаточно низкая квалификация большинства бухгалтеров и потребителей бухгалтерской информации привели к тому, что подлинное развитие (т.е. движение и столкновение с различными проблемами) бухгалтерского учета для рыночной экономики в России только начинается.

Россия начала свое движение с точки более высокого развития (т.к. смогла использовать большое количество международных наработок) и много большего уровня регулирования, то прогресс России следует признать исключительно быстрым.

С определением нормативной  базы бухгалтерского учета в Российской Федерации нет никаких проблем. Основой системы учета являются законодательные акты, такие как “Положение о бухгалтерском учете и отчетности” и другие, а также подзаконные нормативные акты, издаваемые Правительством РФ, указы Президента, письма Государственной Налоговой Службы, а в некоторых случаях письма Центрального Банка РФ и распоряжения внебюджетных фондов, особенно Пенсионного.

В Федеральном законе "О бухгалтерском учете" сформулированы следующие задачи:

  • формирование полной и достоверной информации о деятельности организации и ее имущественном положении, необходимой внутренним пользователям бухгалтерской отчетности - руководителям, учредителям, участникам и собственникам имущества организации, а также внешним - инвесторам, кредиторам и другим пользователям бухгалтерской отчетности; - обеспечение информацией, необходимой внутренним и внешним пользователям бухгалтерской отчетности, для контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации при осуществлении организацией хозяйственных операций и целесообразностью, наличием и движением имущества и обязательств, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами;

- предотвращение отрицательных  результатов хозяйственной деятельности  и выявление внутрихозяйственных резервов, обеспечение ее финансовой устойчивости.

Для выполнения задач, поставленных перед бухгалтерским учетом, в  Законе сформулированы и основные требования к его ведению:

- оценка имущества  в рублях;

- раздельный учет собственного  имущества и имущества других организаций; непрерывность учета во времени;

- ведение учета двойной  записью в системе счетов; соблюдение  тождества данных синтетического  и аналитического учета; 

- отражение хозяйственных  операций на счетах без всякого  изъятия; 

  • раздельное отражение затрат на производство и капитальные вложения.

На основе данных бухгалтерского учета осуществляется анализ хозяйственной  деятельности, принимаются различные  управленческие решения.

Бухгалтерский учет является основным источником информации, поставляемой разным уровням управления. На ее основе принимаются соответствующие решения. Информация, получаемая в системе бухгалтерского учета, широко используется всеми видами хозяйственного учета. Для того чтобы получаемая информация удовлетворяла всех пользователей, она должна быть достоверной, объективной, своевременной и оперативной.

Реформирование учета  – важнейшее условие, необходимое для выхода на финансовые рынки, привлечение иностранных инвестиций и успешного функционирования предприятий и организаций.

Переход  на международные  стандарты бухгалтерского учета  и финансовой отчетности – обеспечивает поддержку предприятий и организаций  со стороны государственных структур, в том числе налоговых. А так  же экономическую поддержку в целом, со стороны МВФ и западных кредиторов.

Цель реформирования системы бухгалтерского учета –  приведение национальной системы бухгалтерского учета в соответствие с требованиями рыночной экономики и международными стандартами  финансовой отчетности.

Необходимость реформирования бухгалтерского учета и разработки российских стандартов на базе стандартов, существующих в странах с рыночной экономикой, вызвана следующими обстоятельствами:

  1. система бухгалтерского учета, существовавшая в условиях жестко планируемой экономики и система государственного контроля, решавшие только задачи выявления отклонений от предписанных моделей хозяйственного поведения, и реформирующие информацию исключительно для интересов государства, оказались просто неприемлемыми в новых условиях хозяйствования и ведения бухгалтерского учета;
  2. реализация программ приватизации, преобразование государственных предприятий, создание совместных предприятий; в общем «изменение системы общественных отношений, гражданско-правовой среды предопределили необходимость адекватной трансформации бухгалтерского учета РФ»;
  3. выход предприятий на стандарты в условиях нестабильности экономической ситуации ставит более остро вопрос и требует скорейшего его решения об усовершенствовании нормативной базы бухгалтерского учета в целом;
  4. несовершенство налогового законодательства.  Постоянные изменения в налогообложении заставляют постоянно вносить изменения в систему бухгалтерского учета. При действующей налоговой системе часть организаций сознательно идет на искажение учетных данных, влияющих на объем реализации, прибыли, а, следовательно, и налогов;
  5. резкое расширение функций, выполняемых бухгалтерским учетом, введение коммерческой тайны на многие учетные показатели, придание бухгалтерской отчетности статуса публичной, требует выделения в качестве самостоятельных финансового и управляемого учетов как на Западе, где это было сделано десятки лет назад. «Финансовый отчет должен в основном ориентироваться на получение информации, необходимой для составления бухгалтерской (финансовой) отчетности». «Управленческий учет призван обеспечить получение внутренней информации, необходимой для управления производством и принятия решений руководством на ближайшую и отдаленную перспективы»;
  6. владение бухгалтером лишь учетной техникой. В условиях современного хозяйствования бухгалтер –должен иметь творческие способности и обширные знания для организации учета. Бухгалтер должен уйти от роли фиксатора происходящих событий и стать прогнозистом;
  7. основные российские бухгалтерские документы весьма специфичны и непонятны для зарубежных коллег. У нас, например, отсутствовали такие сугубо рыночные, экономические категории, как нематериальные активы, уставной и добавочный капиталы, резервы распределение дебиторской и кредиторской задолженности на краткосрочную и долгосрочную;
  8. несовершенство балансовой информации. У пользователей нашей, российской, бухгалтерской отчетности могли возникать ложные представления о финансовом положении предприятия. Имущество оценивалось по первоначальной стоимости, а дебиторская задолженность без резерва по сомнительным долгам. Создавалась иллюзия, что предприятие обладает мощными основными средствами, на самом же деле могло оказаться, что средства и техника на 80% изношены и практически ничего не стоят;
  9. отсутствие принципа начисления в бухгалтерском учете, без которого невозможно определить истинную картину состояния дел на предприятии, так как не зафиксировав доходы и расходы, а так же затраты и именно в тот период, когда они формируются, вне зависимости от фактического перечисления денежных средств, невозможно рассчитать, например, ту массу прибыли, которая в дальнейшем пойдет на выплату дивидендов. В балансе отсутствует представление о таких факторах, как репутация клиентуры, фирмы, лидерство в научных разработках, качество товарного знака;
  10. отсутствие системы управления и регулирования института бухгалтерского учета. Прежняя форма исключительно государственного регулирования этой сферы сегодня невозможно, так как множество предприятий и организаций у нас вышли из подчинения или никогда не были в подчинении министерств и ведомств. Конечно, общие правила, основы системы бухгалтерского учета существуют. Но какие конкретные, узкие, специфические нормы должны формулироваться самими бухгалтерами, через систему саморегулирования – Институт профессиональных бухгалтеров.

Важнейшие факторы объясняют  целесообразность и вынужденность проведения реформ в области бухгалтерского учета на современном этапе, аспекте того, что «процесс реформирования отечественной системы бухгалтерского учета отстает от общего процесса экономических реформ в России».

 

2.СУЩНОСТЬ МЕЖДУНАРОДНЫХ СТАНДАРТОВ

 

2.1. Классификация систем учета

 

Системы учета различаются по их организационному строению, составу  и количеству объектов и субъектов, видам и силе взаимосвязей между  объектами и субъектами, уровню семантической  совместимости учетной информации, сферам действия, характеру взаимодействия с внешней средой. Система учетной информации в настоящее время сложилась и на международном уровне – разработаны международные стандарты финансовой отчетности ( МСФО). Современные исследователи в области бухгалтерского учета выделяют различные классификации учетных систем. Наибольшее распространение получили следующие пять классификаций:

  • британская, американская, континентально-европейская;
  • британская, франко-испано-португальская, германо-нидерланская, американская;
  • британская, латиноамериканская, континентально-европейская, американская;
  • англо-американская, континентально-европейская, южноамериканская, смешанной экономики (страны Восточной Европы и государства бывшего Советского Союза).
  • Англо-американская, европейская, голландская, латиноамериканская, исламская, постсоциалистическая, МСФО.

Становление внешней управляющей  информации в англоязычных странах  представляет наибольший интерес, по следующим  причинам:

  • именно эти страны, используя внешнюю информацию, добились значительных экономических успехов;
  • прообразом внешней  управляющей информации на международном уровне является именно англо-американская внешняя управляющая информация;
  • реформирование учета в нашей стране осуществляется с ориентацией на международную внешнюю управляющую информацию.

Англо-американская учетная система  базируется на основополагающих принципах  учета и отчетности. Попытки индивидуального  и коллективного формулирования принципов бухгалтерского учета относится на ХХ в. Параллельно происходило организационно-правовой основы учета. Эти процессы были направлены на достижение большего регулирования учета, уменьшения неопределенности в ней и в экономике. Практически полная свобода во внутренних профессиональных правилах ограничивалась необходимостью следовать основополагающим учетным принципам.

Реестра основополагающих принципов, принятых всеми странами, всеми бухгалтерами не существует. В разных научных  и  практических источниках мы можем  встретить совокупность примерно одних и тех же принципов, однако вариации присутствуют всегда: двойственность, денежный измеритель, юридическая самостоятельность предприятия по отношению к своему собственнику, непрерывность, себестоимость (историческая стоимость), консерватизм, значимость (существенность), начисление (отражение реализации на момент перехода права собственности), соответствия.

Это список можно дополнить и  другими принципами. Однако, если бухгалтер  в своей работе будет опираться  только на основополагающие принципы, получение сопоставимой информации финансовой отчетности практически невозможно. В дальнейшем ряд факторов обусловил переход от основополагающих принципов и общих рекомендаций по практике учета и составления отчетности к разработке и использованию концептуальной основы финансовых отчетов, ведению стандартов и законодательных норм, регулирующих деятельность корпорации. К таким факторам относятся:

  • усложнение экономических процессов;
  • стремительное развитие рынков капитала;
  • необходимость упорядочения информационного отображения экономических явлений для целей прогнозирования, антикризисного регулирования;
  • увеличения числа экономических субъектов;
  • перманентное возникновение новых экономических операций, широкое распространение финансовых инструментов  и соответственно возможные ограничения на применение некоторых основополагающих принципов, их недостаточность;
  • социальные изменения и т.п.

Концептуальные основы учета и  финансовой отчетности – более подвижная  категория по сравнению с общепринятыми принципами учета: если принципы могут оставаться неизменными в течении многих десятилетий, то в концептуальные основы могут вноситься коррективы. Концептуальные основы достаточно тонко отражают особенности социально-экономических, юридических, политических и исторических условий, присуще той или иной стране; охватывают многие вопросы, связанные с учетом и отчетностью.

Возможна разработка стандартов и  без составления концептуальных основ, однако в этом случае труднее  достичь последовательность и системность в самих стандартах, установление допустимых границ, оценочных суждений, эффективности предоставления данных, а следовательно, и доверия пользователей к информации финансовой отчетности, ее большей сопоставимости. Кроме того, разработка собственных концептуальных основ связана с рядом проблем, среди которых обычно отмечают:

Информация о работе Задачи реформирования бухгалтерского учета в России в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности