Задачи реформирования бухгалтерского учета в России в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 11:18, дипломная работа

Краткое описание

Последние годы отмечены усилением внимания к проблеме международной унификации бухгалтерского учета. Развитие бизнеса, сопровождающееся возрастанием роли международной интеграции в сфере экономики, предъявляет определенные требования к единообразию и понятности применяемых в разных странах принципов формирования и алгоритмов исчисления прибыли, налогооблагаемой базы, условий инвестирования, капитализации заработанных средств и т.п.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………….. 4
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ РЕФЛОМИРОВАНИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА В РОССИИ
Бухгалтерский учет до рыночных отношений…………………… 7
Бухгалтерский учет в период рыночных отношений………………………………………………………….. 9
ГЛАВА 2. СУЩНОСТЬ МЕЖДУНАРОДНЫХ СТАНДАРТОВ
2.1. Классификация системы бухгалтерского учета…………………16
2.2.Суть международных стандартов финансовой отчетности…………………………………………………………….. 20
ГЛАВА 3. РЕФОРМИРОВАНИЕ И ГАРМОНИЗАЦИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА С МЕЖДУНАРОДНЫМИ СТАНДАРТАМИ ФИНАНСОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ
3.1. Реформирование бухгалтерского учета в России……………… 28
Гармонизация бухгалтерского учета с международными стандартами финансовой отчетности………………………… 33
Национальные стандарты и их взаимосвязь с МСФО………. 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………. 59
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………………………. 63

Вложенные файлы: 1 файл

бух.учёт.doc

— 261.00 Кб (Скачать файл)
  • потребность значительных средств и времени на ее составление;
  • возможность возникновения несогласованности между действующими правилами и концепцией.

Помимо этого, иногда указывается  на возможное препятствие развитию новых учетных идей, снижение гибкости бухгалтерского учета и процесса установления стандартов, а также на вероятность того, что концептуальные основы принесут выгоды только некоторым группам пользователей (в концептуальных основах довольно трудно учесть интересы всех групп потребителей информации финансовой отчетности). Концептуальные основы могут восприниматься так же, как путь для повышения статуса профессиональных бухгалтерских организаций, бухгалтерского учета, процесса установления стандартов.

Преимущества, которые предоставляют  концептуальные основы столь значительны, что их разработку в большинстве  стран рассматривают как приоритетную задачу. Разработка концептуальных основ  позволяет:

  • сделать внешнюю управляющую информацию более однозначной, то, в свою очередь, будет способствовать большей сопоставимости информации финансовой отчетности;
  • при появлении новых условий, новых операций, новых объектов учета составить отчетность, не дожидаясь принятия соответствующего стандарта;
  • учесть в обобщенном виде для целей учета экономические, социальные особенности страны;
  • дать толчок дальнейшему развитию бухгалтерского учета, поскольку этот процесс сопровождается борьбой мнений, сопоставлением различных позиций.

Любой вариант подразумевает определенную организационно-правовую форму внешней управляющей информации. Для выделения различных форм, прежде всего, следует принять во внимание степень вмешательства государства в учетные процессы. Все элементы внешней управляющей информации или их часть могут устанавливаться:

  • во-первых, государством единолично (поскольку, возможна ситуация, когда принципы учета будут определены и провозглашены государственными органами);
  • во-вторых, совместно с заинтересованными организациями – профессиональными бухгалтерскими организациями, фондовой биржей, комиссией по ценным бумагам, аудиторской палатой и т.д.;
  • в-третьих, профессиональными бухгалтерскими организациями (институтами) при взаимодействии с другими негосударственными организациями (в различных комбинациях).

В первом случае управляющая информация может не включать  в себя ни концептуальные основы, ни стандарты, а включать только совокупность государственных законодательных  и нормативных документов.

В третьем случае может наблюдаться  участие государства в виде правительства в организации, занимающейся подготовкой концептуальных документов и стандартов. На уровне государства могут быть приняты законы, обязывающие компании представлять отчетность в соответствии с национальными учетными стандартами или национальными концептуальными основами (при этом в качестве национальных могут быть приняты и МСФО). 

  

2.2 Суть международных стандартов 

 

Международные стандарты  финансовой отчетности (МСФО) представляют собой учетную систему, функционирующую  на международном уровне, и  их особенностью является то, что они содержат одновременно и концептуальные основы составления отчетности, и собственно, стандарты финансовой отчетности.

Рекомендательный характер стандартов как нельзя более соответствует  рыночной экономике: все предприятия, желающие установить международные экономические контакты, завладеть вниманием пользователей «без границ», прекрасно осознают необходимость составления финансовой отчетности в соответствии с МСФО, и никаких директивных указаний здесь, в принципе не требуется. Поскольку МСФО стали международным языком бухгалтеров и экономистов, то их знание становится условием сначала информационного, а потом экономического общения (взаимодействия) на мировом уровне.

Всеобщее признание  МСФО как управляющей информации при составлении отчетности проявляется постепенно.     

Раскрывая цели создания, организационную структуру и  деятельность Комитета по международным  стандартам финансовой отчетности, целесообразно  рассмотреть исторический аспект координации  бухгалтерского учета в мировом масштабе. Международная координация учета ведется уже более 90 лет.

Одним из самых важных для координации учета событий  тех лет было создание КМСФО. Комитет  был основан в 1973 г. по соглашению между профессиональными организациями бухгалтеров Австралии, Канады, Франции, Германии, Японии, Мексики, Нидерландов, Ирландии, Великобритании. В состав КМСФО входят все профессиональные бухгалтерские организации, которые являются членами Международной федерации бухгалтеров (МФБ). Федерация не издает учетных стандартов. Ее роль в процессе стандартизации весьма значительна, во-первых, МФБ проводит конгрессы бухгалтеров и, во-вторых, вносит существенные вклады в доходную часть бюджета Комитета по международным стандартам бухгалтерского учета.

В 1987 г. началось сотрудничество КМСФО с Международной организацией комиссий по ценным бумагам (МОКЦБ). На очередной ежегодной конференции МОКЦБ было принято решение о необходимости способствовать расширению практики использования международных стандартов в области учета и аудита. В результате в 1993 г. между КМСФО и МОКЦБ было подписано соглашение, в соответствии с которым, компании, желающие получить котировку на фондовой бирже, должны составлять отчетность в соответствии с международными стандартами учета.

В настоящее время  стандартизацией учета, помимо КМСФО, занимается также Межправительственная рабочая группа экспертов по международным  стандартам в области учета и  отчетности при ООН и рабочая  группа по учетным стандартам Организации  экономического сотрудничества и развития. Однако общепризнанно, что ведущая роль в этом процессе принадлежит КМСФО.

Комитет по международным  стандартам бухгалтерского учета является независимой организацией, главной  целью создания которой является достижение единообразия учетных принципов, которыми пользуются предприятия и организации во всем мире для составления финансовой отчетности.

В начале 1998 г. в составе  Комитета насчитывалось 119 организаций - членов и 6 ассоциированных членов из 88 стран, включая восточноевропейские страны – Болгарию, Польшу, Румынию, Венгрию и др. Многие страны, не входящие в состав комитета используют международные стандарты бухгалтерского учета.

Работа КМСФО финансируется  профессиональными бухгалтерскими организациями, транснациональными компаниями, финансовыми институтами, аудиторскими компаниями и другими организациями. КМСФО также получает прибыль от продажи собственных разработок и публикаций.

В Уставе КМСФО определены цели его деятельности:

– в интересах общественности формулировать и публиковать стандарты бухгалтерского учета для их использования в процессе составления финансовой отчетности, а также обеспечивать их принятие и исполнение во всем мире;

– проводить общую  работу по улучшению и унификации правил, стандартов бухгалтерского учета  и процедур, относящихся к составлению финансовой отчетности.

Организационная структура  КМСФО характеризуется наличием пяти функциональных уровней:

Правление Комитета;

Попечительский совет;

Консультативная группа;

Интерпретационная комиссия;

Персонал Комитета.

Правление контролирует деятельность Комитета по Международным  Стандартам Финансовой Отчетности, включая  представителей бухгалтерских организаций  из 13 стран, назначенных Советом  МФБ, и не более четырех других организаций, занимающихся вопросами  составления финансовых отчетов. Каждый член Правления выдвигает кандидатуры двух представителей и советника для посещения заседаний Правления.

КМСФО предписывает каждому  члену Правления включать в свои делегации, как минимум, одного представителя  промышленных организаций и одного представителя организаций, непосредственно устанавливающих стандарты бухгалтерского учета. Это пользователей финансовой отчетности, а также организаций, регулирующих биржевую деятельность и обращение ценных бумаг.

В Консультативную группу входят также представители организаций, принимающих стандарты бухгалтерского учета, и наблюдатели из межправительственных организаций.

В настоящее время  членами Консультативной группы являются такие организации, как  Международная федерация ценных бумаг и финансов, Международная ассоциация образования и исследований в области бухгалтерского учета, Международные банковские ассоциации. Международная ассоциация адвокатов, Международная Торговая Палата, Международная конфедерация свободных профсоюзов, Всемирная конфедерация труда, Международная организация комиссий по ценным бумагам, Международный комитет по стандартам оценки активов, Всемирный Банк, Европейская Комиссия, Совет по стандартам финансового учета, Организация по экономическому сотрудничеству и развитию и Подразделение Организации Объединенных Наций по транснациональным корпорациям и инвестициям. Две последние организации выступают в качестве наблюдателей.

Правление КМСФО дважды в год встречается с Консультативной  группой для обсуждения проектов Комитета, рабочей программы и долгосрочной перспективы развития. Таким образом. Консультативная группа играет важную роль в процессе разработки и принятия международных стандартов бухгалтерского учета.

Для достижения наибольшей степени приемлемости Международных стандартов финансовой отчетности в условиях их использования на уровне компаний, в 1996 г. была основана Интерпретационная комиссия. В нее входят эксперты, являющиеся представителями организаций, составляющих Консультативную группу. Они участвуют в обсуждении и принятии международных учетных стандартов. Работа Интерпретационной комиссии является одним из наиболее приоритетных направлений в развитии КМСФО.

Традиционный  процесс разработки международных  стандартов бухгалтерского учета включает следующие этапы:

I этап. Формирование  Редакционной комиссии. Ее возглавляет  уполномоченный представитель Правления.  Она обычно включает представителей  бухгалтерской профессии не менее  чем из трех различных стран,  но может включать представителей  других организаций, состоящих в Правлении или Консультативной группе, а также экспертов в определенных областях;

II этап: разработка проекта Международного  стандарта. Редакционная комиссия  рассматривает возникающие вопросы  подготовки  и представления финансовых  отчетов, а также обсуждает план работы КМСФО над этими вопросами. Она изучает требования к бухгалтерскому учету и учетную практику на национальном и региональном уровнях, включая различные бухгалтерские системы в различных экономических условиях. В результате обсуждения указанных вопросов, Редакционная комиссия представляет на рассмотрение Правления «Общий план разработки проекта международного стандарта финансовой отчетности»;

III этап: подготовка рабочего  проекта положений стандарта.  Редакционная комиссия готовит  «Рабочий проект положений». Его целью является установление тех принципов, которые будут использованы при подготовке «Проекта международного стандарта финансовой отчетности». Он также содержит описание рассмотренных альтернативных решений и причины, по которым рекомендуется их принятие или отклонение. Все заинтересованные стороны могут вносить свои предложения и замечания на стадии рассмотрения проекта, которая обычно длится четыре месяца;

IV этап: утверждение Правлением  рабочего проекта положений стандарта.  Редакционная комиссия просматривает перечень замечаний по «Рабочему проекту положений» и согласовывает окончательный вариант, после чего данный проект представляется на утверждение Правления и используется в качестве базы для подготовки «Проекта международного стандарта финансовой отчетности». Окончательный вариант «Рабочего проекта положений» не публикуется, однако может быть представлен по требованию общественности;

V этап: составление плана  разработки международного стандарта.  Редакционная комиссия разрабатывает план «Проекта международного стандарта финансовой отчетности», который впоследствии рассматривается и публикуется в случае его принятия. Все заинтересованные стороны могут вносить свои предложения и замечания на стадии рассмотрения проекта, которая обычно длится от одного месяца до полугода;

VI этап: подготовка проекта  международного стандарта. Редакционная  комиссия рассматривает все предложения  и замечания и готовит «Проект  международного стандарта финансовой  отчетности» на рассмотрение  Правления. После утверждения проекта, для чего необходимо не менее 2/3 голосов членов Правления, публикуется новый стандарт бухгалтерского учета.

В ходе этого процесса Правление может решить, что рассматриваемый  вопрос требует дополнительной консультации или составления перечня обсуждаемых вопросов для получения различных комментариев. При этом может появиться необходимость подготовить не один, а несколько вариантов «Проекта международного стандарта бухгалтерского учета».

Информация о работе Задачи реформирования бухгалтерского учета в России в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности