Значение и принципы бухгалтерской отчетности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2013 в 11:47, курсовая работа

Краткое описание

Цель и задачи исследования. Цель данной работы – рассмотреть, что из себя представляет бухгалтерская отчетность. Исходя из цели курсовой работы, можно определить следующие задачи:
дать определение бухгалтерской отчетности, определить состав и порядок представляемой отчетности российскими организациями;
рассмотреть законодательную основу в области российского бухгалтерского учёта и финансовой отчетности;
дать краткую характеристику требованиям, предъявляемым к информации, формируемой в бухгалтерской отчетности;
рассмотреть этапы подготовительных работ при составлении бухгалтерской отчетности

Вложенные файлы: 1 файл

курс.doc

— 216.00 Кб (Скачать файл)


Введение

 

Бухгалтерская отчетность представляет собой совокупность данных, характеризующих результаты финансово-хозяйственной  деятельности предприятия за отчетный период, полученный из данных бухгалтерского и других видов учета.

 Все организации  любой организационно-правовой формы собственности обязаны составлять на основе данных синтетического и аналитического учета бухгалтерскую отчетность, являющуюся завершающим этапом учетного процесса. Отчетность в установленных формах содержит систему сопоставимых и достоверных сведений о реализованной продукции, работах и услугах, затратах на их производство, об имущественном и финансовом положении организации и результатах ее хозяйственной деятельности. В настоящее время организации представляют в обязательном порядке квартальную и годовую бухгалтерскую отчетность.

Данная тема является на сегодняшний момент актуальной так  как:

  • составление годового отчета является одной из наиболее сложных задач для бухгалтерской службы организации;
  • бухгалтерская отчетность является важнейшим показателем, характеризующим финансовое положение организации, и в этом качестве представляет интерес для большого числа различных пользователей подобной информации;
  • бухгалтерская отчетность является информационной базой финансового анализа.

Бухгалтерская отчетность необходима для оперативного руководства хозяйственной деятельностью и служит исходной базой для последующего планирования.

Объект и предмет  исследования. Объект исследования –  отчетность организаций. Предметом  исследования является состав бухгалтерской отчетности и техника её составления.

Цель и задачи исследования. Цель данной работы – рассмотреть, что из себя представляет бухгалтерская  отчетность. Исходя из цели курсовой работы, можно определить следующие  задачи:

  • дать определение бухгалтерской отчетности, определить состав и порядок представляемой отчетности российскими организациями;
  • рассмотреть законодательную основу в области российского бухгалтерского учёта и финансовой отчетности;
  • дать краткую характеристику требованиям, предъявляемым к информации,  формируемой в бухгалтерской отчетности;
  • рассмотреть этапы подготовительных работ при составлении бухгалтерской отчетности;

Исследование было основано на базе нормативных документов, учебной  и методической литературы, периодических изданий, различной информации по данному вопросу.

Актуальность данной темы бесспорна, поскольку бухгалтерская  отчетность отражает имущественное  положение организации, а также  финансовые результаты ее деятельности, кроме того, по закону в конце  отчетного периода бухгалтерскую отчетность организации обязаны предоставить в ИФНС.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Значение и принципы бухгалтерской  отчетности

 

Бухгалтерская отчетность – единая система данных об имущественном и финансовом положении организации и о результате ее хозяйственной деятельности, составляемая на основе данных бухгалтерского учета по установленным формам1.

Основная цель составления  бухгалтерской отчетности - предоставление заинтересованным пользователям информации о финансовых возможностях предприятия, прибыльности (убыточности) хозяйственной деятельности, перспективах развития предприятия.

Значение отчетности заключается в ее достоверности, целостности, своевременности, простоте, сравнимости, экономичности, соблюдении строго установленных процедур, оформлении и публичности.

  • Достоверная отчетность помогает руководить предприятием, устранять недостатки, выявлять неиспользованные внутренние резервы, своевременно реагировать и принимать правильные решения в связи с изменениями на рынке.

Достоверность базируется не только на информации бухгалтерского, но и других видов учета, в первую очередь статистического учета. Нарушение данного подхода делает невозможным составление бизнес-плана, а также оперативное управление имуществом на различных уровнях хозяйственной деятельности. Это условие требует сопоставимости отчетных и плановых показателей.

  • Целостность или полнота отчетности позволяет принимать более обоснованные управленческие решения. С этой целью данные синтетического и аналитического учета должны быть подтверждены результатами инвентаризации и заключением независимой аудиторской организации.
  • Своевременность предполагает представление необходимой бухгалтерской отчетности в соответствующие адреса в установленный срок.
  • Простота бухгалтерской отчетности состоит в ее упрощении и доступности. Переход бухгалтерского учета к международным стандартам объективно способствует реализации данного требования.

В настоящее время  бухгалтерская отчетность претерпевает серьезные изменения, стремясь к  переходу российского бухгалтерского учета на международные стандарты бухгалтерской отчетности, который призван сузить различия между российскими и западными принципами бухгалтерского учета, путем сближения правил, бухгалтерских стандартов и процедур, связанных с подготовкой и представлением финансовой отчетности.

  • Проверяемость отчетности предполагает возможность подтверждения представленной в ней информации в любое время. Косвенно данное условие предполагает нейтральность представленной в ней информации.
  • Сравнимость предусматривает наличие одинаковых показателей на протяжении различных отрезков времени с целью выявления различий и тенденций.

Цель такого сравнения  выявить тенденции развития предприятия. Однако при использовании его нельзя избежать принципа ограничения полезности информации, а это может оказать влияние на формирование неправильных выводов.

  • Экономичность достигается путем унификации и стандартизации соответствующих форм отчетности, сокращении отдельных показателей не в ущерб качеству отчетных данных, автоматизации учета, выбора оптимальных форм учета.
  • Оформление  означает, что составление отчетности равно как и ведение бухгалтерского учета осуществляется на русском языке и в валюте РФ.
  • Публичность предполагает публикацию годовой бухгалтерской отчетности в средствах массовой информации, передачу в органы статистики. Перечень предприятий, которые должны публиковать свою годовую отчетность, регламентирован законодательством.

 

 

 

2. Этапы подготовительной работы составления отчетности

 

Для того чтобы бухгалтерская  отчетность соответствовала предъявляемым к ней требованиям, при составлении бухгалтерских отчетов должно быть обеспечено, соблюдение следующих условий:

  • полное отражение за отчетный период всех хозяйственных операций и результатов инвентаризации всех производственных ресурсов, готовой продукции и расчетов;
  • полное совпадение данных синтетического и аналитического учета, а также показателей отчетов и балансов с данными синтетического и аналитического учета;
  • осуществление записи хозяйственных операций в бухгалтерском учете только на основании надлежаще оформленных оправдательных документов или приравненных к ним технических носителей информации; правильная оценка статей баланса.

Составлению отчетности должна предшествовать значительная подготовительная работа, осуществляемая по заранее составленному специальному графику. Важным этапом подготовительной работы составления отчетности является закрытие в конце отчетного периода всех операционных счетов: калькуляционных, собирательно-распределительных, сопоставляющих, финансово-результативных. До начала этой работы должны быть осуществлены все бухгалтерские записи на синтетических и аналитических счетах (включая результаты инвентаризации), проверена правильность этих записей.

Приступая к закрытию счетов, следует иметь в виду, что современные организации являются сложными объектами учета и калькулирования себестоимости продукции. Их продукция используется по различным направлениям. Взаимные услуги оказывают друг другу и основному производству вспомогательные производства.

При взаимном использовании продукции и услуг невозможно во всех случаях отнести на все объекты калькуляции фактические затраты. Какую-то часть затрат по некоторым объектам калькуляции организации вынуждены отражать в плановой оценке. В этих условиях важное значение имеет обоснование последовательности закрытия счетов.

Итак, разберем этот вопрос несколько подробнее на примере  составления годового отчета. Этому  процессу предшествует проверка правильности ведения бухгалтерского учета в организации, включающая следующие подготовительные работы:

  1. Сверка итогов аналитического и синтетического учета. Свидетельством правильности ведения бухгалтерского учета являются:
  • равенство суммы остатков аналитических счетов, открытых в развитие определенного синтетического счета, и остатков данного синтетического счета;
  • равенство суммы оборотов по дебету или кредиту этих же аналитических счетов и оборотов по дебету или кредиту синтетического счета.

Если при сверке суммы  оборотов и остатков по синтетическому счету не тождественны соответственно итоговой сумме оборотов и остатков аналитических счетов, открытых к нему, то это означает, что есть ошибки и они должны быть исправлены.

При ведении бухгалтерского учета с помощью компьютерной системы учета тождество данных синтетического и аналитического учета должно обеспечиваться  бухгалтерской программой автоматически2.

  1. Инвентаризация имущества и финансовых обязательств организации.

Инвентаризация  – это установление фактического наличия средств и их источников, произведенных затрат и т.п. путем пересчета остатков в натуре или путем проверки учетных записей.

Количество инвентаризаций в отчетном году, даты их проведения, перечень имущества и обязательств, проверяемых при каждой из них, устанавливает организация, кроме случаев, когда проведение инвентаризации обязательно.

В соответствии со ст.12 Федерального закона РФ «О бухгалтерском учете» проведение инвентаризации перед составлением годовой бухгалтерской отчетности  является обязательным для всех организаций.

  1. Исправления в бухгалтерском учете по выявленным в ходе подготовки к отчету ошибкам.

Ошибки в бухгалтерском  учете и отчетности могут быть как технические (арифметические, программные), так и методологические (документальное оформление, корреспонденция счетов).

Производимые исправления  оформляются справкой бухгалтера, которая должна иметь обязательные реквизиты первичного характера.

В случаях выявления  неправильного отражения хозяйственных  операций текущего периода до окончания отчетного года исправления производятся записями по соответствующим счетам бухгалтерского учета в том месяце, когда были выявлены искажения.

При выявлении неправильного  отражения хозяйственных операций в отчетном году после его завершения, но за который годовая бухгалтерская отчетность не утверждена в установленном порядке, исправления производятся записями за декабрь года, за который подготавливается годовая бухгалтерская отчетность.

Внесение исправлений  в кассовые и банковские документы  не допускается (п.5 ст.9 ФЗ РФ «О бухгалтерском  учете» №129-ФЗ, ред. от 30.06.03 г.). В остальные первичные документы исправления могут вноситься лишь по согласованию с участниками хозяйственных операций с указанием даты внесения исправлений3.

  1. Расчет и начисление налогов, причитающихся в бюджет.
  2. Закрытие счетов по учету прибыли и ее использования.

Закрытие субсчетов, открытых к счету 90 «Продажи», на субсчет 9 «Прибыль/убыток от продаж». Доходы и расходы по  обычным видам деятельности отражаются  на счете 90 «Продажи». В соответствии с Планом счетов записи по субсчетам 1 «Выручка», 2 «Себестоимость», 3 «НДС», 4 «Акцизы», 5 «Экспортные пошлины», 6 «Налог с продаж», 7 «Расходы на продажу» и 8  «Управленческие расходы» производятся накопительно в течение всего отчетного года. Ежемесячно сопоставлением совокупного дебетового оборота по субсчетам со 2 по 8 и кредитового оборота по субсчету «Выручка» определяется финансовый результат (прибыль/ убыток) от продаж за отчетный месяц. Этот финансовый результат ежемесячно (заключительными оборотами) списывается с субсчета «Прибыль/ убыток от продаж» на счет 99 «Прибыли и убытки».

Информация о работе Значение и принципы бухгалтерской отчетности