Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2013 в 08:39, лекция
История БУХГАЛТЕРСКОГО учета насчитывает почти шесть тысяч лет. Его вызвала к жизни хозяйственная деятельность человека.
I этап развития бухгалтерского учета – униграфическая бухгалтерия. Главное отличие – отсутствие единого денежного измерителя, двойной записи и баланса.
Униграфический учет воспроизводил факты хозяйственной жизни в тех единицах измерения, в которых они возникали. В своем развитии униграфический учет прошел 5 этапов.
Тема 4. Основные правила (принципы) бухгалтерского учета
Основные правила ведения бухгалтерского учета, определенные Федеральным законом «О бухгалтерском учете» и Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, следующие:
Понятия «допущения» и «требования» также являются правилами ведения бухгалтерского учета.
Понятие «допущения» примерно
соответствует понятию «основоп
Положением по учетной политике установлены следующие допущения: имущественной обособленности организации, непрерывности деятельности, последовательности применения учетной политики и временной определенности фактов хозяйственной деятельности.
Допущение имущественной обособленности означает, что имущество и обязательства организации существуют обособленно от имущества и обязательств собственника и имущества других юридических лиц, находящегося у данной организации.
Допущение непрерывности деятельности организации означает, что она будет продолжать свою деятельность в обозримом будущем и у нее отсутствует намерение ликвидации или существенного сокращения деятельности. Если же указанные намерения у организации имеются, она обязана объявить об этом в учетной политике, формируемой на предстоящий финансовый год, и в пояснительной записке к годовому отчету за истекший финансовый год. Указанное допущение обязательно должно использоваться в аудиторской практике, и аудитор обязан информировать пользователей бухгалтерской отчетности о возможной ликвидации организации или сокращении деятельности.
Допущение последовательности применения учетной политики означает, что выбранная организацией учетная политика применяется последовательно от одного отчетного года к другому. Изменение учетной политики возможно в случае изменения законодательства Российской Федерации или нормативных актов по бухгалтерскому учету, разработки организацией новых способов ведения бухгалтерского учета и существенного изменения условий деятельности.
Допущение временной определенности фактов хозяйственной деятельности означает, что они отражаются в бухгалтерском учете и отчетности того периода, в котором совершены, независимо от фактического времени поступления или выплаты денежных средств, связанных с этими фактами.
Например, начисленная работникам организации оплата труда относится на издержки производства или обращения того периода, в котором она начислена, независимо от фактического времени выплаты начисленной суммы работникам.
В международной бухгалтерской практике допущению временной определенности фактов хозяйственной деятельности соответствует основополагающий «принцип начисления».
В международной учетной политике наряду с основополагающими используются и другие бухгалтерские принципы (осторожности, существенности, стоимостной оценки объектов учета и др.).
В отечественной практике в качестве указанных понятий используют понятие «требования». Формируемая организациями учетная политика должна соответствовать требованиям полноты, своевременности, осмотрительности, приоритета содержания перед формой, непротиворечивости и рациональности.
Требование полноты означает необходимость отражения в бухгалтерском учете всех фактов хозяйственной деятельности.
Требование своевременности подразумевает необходимость своевременного отражения в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности фактов хозяйственной деятельности.
Требование осмотрительности (осторожности, в западной практике - еще и консерватизма) означает большую готовность к учету потерь (расходов) и пассивов, чем возможных доходов и активов (не допуская скрытых резервов). В западной практике одним из конкретных проявлений данного требования является так называемый асимметричный учет прибылей и убытков, т.е. прибыль отражается в учете только после совершения хозяйственных операций, а убыток может отражаться с момента возникновения предположения о его возможности. Для покрытия таких убытков предусматривается создание специальных резервов, например резервов по сомнительным долгам.
В отечественной практике тоже предусмотрено образование резервов по сомнительным долгам. Они могут создаваться в течение финансового года (ежеквартально) на основе проведенной инвентаризации, не погашенной в установленный срок дебиторской задолженности.
В настоящее время требование осмотрительности в отечественной практике нужно использовать осторожно, поскольку и без этого требования многие организации стремятся увеличить расходы с целью уменьшения в отчетности прибыли и соответственно налога на прибыль.
С переходом к реальным рыночным отношениям, когда организации будут заинтересованы иметь в отчетности высокую рентабельность (обеспечивающую возможность получения кредитов, нормальные экономические отношения с другими организациями, выплату высоких дивидендов по акциям и продажу их по высоким ценам и т.п.), требование осторожности будет действовать в полной мере.
Требование приоритета содержания перед формой означает, что в бухгалтерском учете факты хозяйственной деятельности должны отражаться исходя не только из их правовой формы, но и из экономического содержания фактов и условий хозяйствования. Например, сам по себе факт выдачи руководителям организации крупных сумм ссуд не является незаконным. Однако если выдача этих сумм осуществляется в период неустойчивого финансового состояния организации, особенно при задержке выплат начисленной оплаты труда из-за отсутствия денежных средств, то данную хозяйственную операцию следует признать неправомерной.
Требование непротиворечивости обусловливает необходимость тождества данных аналитического учета с оборотами и остатками по синтетическим счетам на 1-е число каждого месяца, показателей бухгалтерской отчетности данным синтетического и аналитического учета, а также показателей отчетности на начало и конец периода.
Требование рациональности означает необходимость рационального и экономного ведения бухгалтерского учета исходя из условий хозяйственной деятельности и величины организации.
В науке под методами понимается совокупность приемов и способов, с помощью которых (или через которые) раскрывается содержание изучаемого предмета. Назначение метода в бухгалтерском учете состоит в том, чтобы отразить его предмет как единое целое через его объекты,
1) обоснованно сгруппировать
экономически однородные
2)определить затраты
и результаты в разрезе
3) обобщить учетную информацию в системе форм периодической и годовой отчетности.
Следовательно, метод бухгалтерского учета есть взаимосвязанная совокупность способов познания сущности его предмета через процесс управления материальными, трудовыми и финансовыми ресурсами с целью исчисления прибыли.
Взаимосвязь предмета и метода бухгалтерского учета представлена в виде ниже приведённой схемы, из которой видно, что хозяйственные связи относятся к основным объектам бухгалтерского наблюдения.
Предмет БУ | |||||||
Хозяйственная операция |
Воспроизводство совокупного общественного продукта | ||||||
Количественное содержание информации |
Качественное содержание информации | ||||||
Первичное наблюдение |
Стоимостное измерение |
Текущая группировка данных объектов учета |
Периодическое обобщение хоз. процессов | ||||
Документация |
Инвентаризация |
Оценка |
Калькуляция |
Счета |
Двойная запись |
Балансовое обобщение |
Отчетность |
1) Документация и инвентаризация являются способами первичного наблюдения и контроля над хозяйственными операциями и состоянием имущества предприятия. Прежде чем приступить к своим обязанностям каждый бухгалтер должен дать себе обет: "Ни одной записи без документа". Основатель бухгалтерии ученый Лука Пачоли писал: "Сначала купец должен составить подробную опись своего имущества, то есть вписать на отдельные листы или в отдельную книгу все. что. по его мнению принадлежит ему в этом мире. как в движении, так и в недвижимом имуществе, а потом учитывать ход своей деятельности, чтобы периодически можно было подводить итоги".
Первичные учетные документы служат средством обоснования учетных записей. Нет документа – нет записи.
Первичный бухгалтерский документ – это письменное свидетельство выполнения в организации той или иной хозяйственной операции или права на ее совершение, (подтверждение о совершении полной или этапа хозяйственной операции), имеющее юридическую силу.
Документ должен иметь наименование (н/р, прих. Кас. Ордер), название юридич. Лица, дата составления, в документе необходимо указывать измерители (единицы веса, объема, длины и др., трудовые – в ч-часах, денежные – в рублях и копейках), подписи лиц, участвующие в совершении операции. Документы заполняются работниками бухгалтерии четко и разборчиво. Документы заполняются своевременно, не нарушая сроков оформления документа.
Инвентаризация – обеспечивает контроль за наличием и движением имущества, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов организации. Под инвентаризацией понимают определенную последовательность практических действий по проверке на месте фактического наличия, состояния и оценки имущества и обязательств организации и соответствия их учетным данным с целью обеспечения достоверности.
2) Денежная оценка и калькуляция являются способами стоимостного измерения учитываемых хозяйственных операций. Они позволяют обобщить разнородные хозяйственные объекты, привести различные учетные измерители к единой денежной (стоимостной) оценке, исчислить фактическую себестоимость товарно-материальных ценностей, продукции (работ, услуг). При составлении калькуляции все учтенные затраты делятся на количество единиц выпущенной продукции (работ, услуг), в результате определяется фактическая себестоимость единицы продукции, работ, услуг.
Денежная оценка – способ денежного выражения имущества, обязательств и хозяйственных операций для получения обобщенных данных за текущий и отчетный период по предприятию в целом.
Калькуляция представляет собой способ группировки затрат и определение себестоимости отдельных видов продукции (работ, услуг) и заготовленных материальных ценностей. При составлении калькуляции все учетные затраты делятся на количество единиц выпущенной продукции (работ, услуг), в результате определяется фактическая себестоимость единицы продукции, работ, услуг.